Философия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:23, доклад

Описание

Для обозначения конкретных научных дисциплин, таких, например, как физика, химия, биология, история, математика и др., понятию «наука» придаётся узкий, и, следовательно, более строгий смысл. Здесь наука точно определена, а учёный выступает как узкий специалист, носитель конкретного знания. Он уже не просто учёный, а всегда и обязательно или физик, или химик, или историк, или представитель другой науки, которая непременно представляет собой стройную, строго упорядоченную систему знаний о том или ином объекте (явлении) природы.

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 31.77 Кб (Скачать документ)

1вопрос.

Что такое Наука

В широком (собирательном) смысле - это вся сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка  и теоретическая систематизации объективных знаний о действительности.

Для обозначения конкретных научных дисциплин, таких, например, как физика, химия, биология, история, математика и др., понятию «наука»  придаётся узкий, и, следовательно, более строгий смысл. Здесь наука  точно определена, а учёный выступает  как узкий специалист, носитель конкретного  знания. Он уже не просто учёный, а  всегда и обязательно или физик, или химик, или историк, или представитель  другой науки, которая непременно представляет собой стройную, строго упорядоченную  систему знаний о том или ином объекте (явлении) природы.

Каждая из таких наук имеет  специфические, присущие только её законы и методы, свой, единый для всей этой науки язык, что позволяет верно  описывать и объяснять свершившиеся процессы, адекватно понимать настоящее  и с определённой степенью точности предсказывать то, что обязательно  наступит или может при определённых обстоятельствах наступить в  соответствующей области знаний. Как содержание той или иной науки, так и полученные ею результаты едины  для всех культур и народов  и никаким образом не зависят  от позиции, точки зрения или мировоззрения  отдельного учёного. Они передаются как совокупная, проверенная временем и практикой сумма знаний, которую  нужно освоить, чтоб в данной области  идти дальше.

Философия

«философствовать» значит «любить  знание, стремиться к мудрости». Древние  употреблять слово «философия»  как любомудрие, жажда знания, искание  истины.

Философия - (греч. phileo - люблю  и sophia - мудрость) - т.е. стремление к  знанию, мудрости, возникла как наука  о всеобщих закономерностях, которым  подчинены как бытие (т.е. природа  и общество), так и мышление человека, процесс познания философии является одной из форм общественного сознания, определяется, в конечном счете, экономическими отношениями общества. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская  система предлагает свое решение  этой проблемы, даже если «основной  вопрос» в ней прямо и не формулируется.

В процессе развития науки, появления новых открытий необходимо было осознавать, осмысливать, переживать, систематизировать полученные знания, иначе это не будут открытия, а  т простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы  новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Этим и занималась философия - обобщала полученные знания. Философия  возникла как наука, объединяющая всю  совокупность знаний человека об объективном  мире и о самом себе.

Конечно сейчас, когда объем  научных знаний огромен, наука частично перенимает у философии теоретическое  обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия  может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных  знаний. Именно поэтому настоящий  ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком.

Философия и наука тесно  взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием  в естествознании появляются новые, более совершенные философские  картины мира. И наоборот. Философия  намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. В философии отрабатываются общемировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти  именно философия. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия  выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно  применяются в конкретных науках.

Но с другой стороны, философия - это не то, что можно было бы передать другим и тем самым обучить  их. У философского знания нет чётко  обозначенных границ, и это даёт возможность рассматривать философию  как личный, субъективно переживаемый опыт автономного мыслителя. Это  его мировоззрение. Путей философствования настолько много, что философские  теории по большей части находятся  в противоречиях и даже взаимноисключают друг друга.

Итак, наука и философия - не одно и тоже, хотя у них и  немало общего.

Общее между философией и  наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся к накоплению  знания;

2. Стремятся к поиску  законов и закономерностей исследуемых  объектов и явлений;

3. Стремятся к построению  целостных систем.

Разное, что:

1. Философские теории  многообразны, могут быть представлены  тем или иным философом, могут  не зависеть от того, разделяют  или не разделяют их другие  философы. Наука же в конечном  счёте - плод коллективного труда;

2. В философии (в отличие  от конкретных наук) нет единого  языка и единой системы. Плюрализм  взглядов здесь - норма. В науке  же - монизм, т.е. единство взглядов, как минимум, на основные принципы, законы, язык;

3. Философия не может  дать точного прогноза, т.е. не  может экстраполировать достоверные  знания в будущее, ибо таковыми  не обладает. Отдельный философ  на основе определённой системы  взглядов может лишь предсказывать,  но не прогнозировать или моделировать, как доступно учёному

Философия это наука

В истории философии  наиболее глубокое учение о науке, о  научно-теоретическом знании разработано  в философии Гегеля, который, принимая некоторые исходные идеи Канта о  природе науки, принципиально по-новому трактовал ее сущность. Если Кант, исходя из анализа специфики эвклидовой геометрии и ньютоновской физики, пытался выявить особенность  и своеобразие науки в отличие  от философии (метафизики), то Гегель стремился  понять и осмыслить философию  и науку в контексте объективной, саморазвивающейся и самопознающей  духовной деятельности. Иными словами, он отошел от эмпирического, от непосредственного  выявления наличных признаков науки, а пытался теоретически осмыслить  феномен науки, т.е. рассмотреть ее в составе более широкого целого. Действительно, при всем идеализме  гегелевской философии такой  подход в целом являлся продуктивным. Хотя Гегель и не понимал предметную деятельность как подлинную субстанциальную  деятельность, а потому воспринимал  в качестве субстанциальной только духовную деятельность, развитие сознания, самосознания и духа.

В отличие от Канта, Гегель не противопоставляет науку  и философию. По его мнению, как  естествознание, так и философия  могут выступать в форме науки, научно-теоретического познания. Познавательный процесс не есть отношение абстрактного индивида к объекту (природе), а есть историческое движение, самопознание духом самого себя, когда он систематически себя выставляет в качестве объекта, снимает его и снова формирует, пока не достигает тождества бытия  и мышления, понятия и предмета. По этой причине весь познавательный процесс выступает как ряд  формообразований сознания, самосознания, духа. Внутренним стержнем этого абсолютного  движения является тождество противоположностей (противоречие).

В этом процессе самодвижения, самопознания духом самого себя занимают свои особые, определенные места наука  и философия как особые формы  духовного самопознания. Поскольку  Гегель рассматривает рассудок и  разум как ступени познания, постольку  наука и философия также трактуются им как разные ступени духовно-теоретической  деятельности. То обстоятельство, что  естествознание связано с рассудком, философия - с разумом, ни в коей мере не говорит об их изначальной разности. В действительности, они являются только ступенями в историческом развитии самосознания, духа.

Наука, по мнению Гегеля, ограничена и субъективна, ибо она  выступает конечной формой постижения абсолюта. В силу того что естествознание связано с рассудком, оно не способно постигать целостность, конкретность, противоречивость предмета. Оно поэтому  охватывает только некоторый срез, конечный аспект воплощения духа и  по этой причине не способно познать  живой, саморазвивающейся целостности.

Согласно Гегелю, дух - это объективная, саморазвивающаяся  духовная деятельность, субстанция - субъект. Задача философии как науки - теоретически познать эту духовную деятельность на ее основе, т.е. как внутренне развивающуюся  систему, систему ряда формообразований, внутренним стержнем которой является тождество противоположностей. Философ  прямо отмечал, что форма бытия  науки есть система. Это означает, что научное познание духа прежде всего предполагает постижение его  в форме органической системы, в  форме системы понятий, законов  и принципов познания.

Философское познание духа Гегель начинает с логики как  системы чистых сущностей, в форме  которой постигаются всеобщее условие, контуры, идея саморазвивающегося абсолютного  духа. Поскольку логика является и  наукой, постольку она также образует систему внутренне связанных  категорий, понятий и т.п. Для того чтобы теоретически воспроизводить саморазвивающееся абсолютное мышление, надо руководствоваться методом  восхождения от абстрактного к конкретному, т.е. надо начать теоретическое познание мышления с самого абстрактного и  бедного по содержанию определения  мысли.

В силу того, что  в форме абсолютной идеи достигается  целостность, конкретность, мышление не может дальше развиваться в лоне логики. Поэтому в дальнейшем абсолютная идея переходит в свое инобытие, в природу и там продолжает свое развитие. На определенной ступени  развития природы возникает человек, посредством которого происходит самопознание абсолютным духом самого себя. Если природа выступает первым, конечным воплощением абсолютной идеи, то дух - наиболее адекватное ее воплощение.

Гегель полагал, что его философия является в  высшей степени научной философией, "наукой наук". Ее научность, по его  мнению, состоит не только в систематичности, но также в последовательном применении научного метода. В отличие от дедуктивного метода Декарта и индуктивного метода Бэкона, по Гегелю, истинным методом  познания является диалектика: восхождение  от абстрактного к конкретному, совпадение исторического и логического, противоречие как универсальный принцип познания и т.п.

Сопоставив философское  познание природы с исследованием  эмпирического естествознания, мыслитель  подчеркивал продуктивность философского ее познания. Согласно гегелевскому пониманию, природа исследуется различными науками, которые изучают различные  силы природы, но не постигают целостности, сущности последней. Поэтому истинное содержание природы постигается  только философией, которая рассматривает  природу как звено в контексте  исторического развития духа.

Что касается развития идеи в "духе" (в который переходит  природа), то в своем учении о духе Гегель стремится обосновать важность, значимость и содержание таких наук, как антропология, психология, этика, эстетика, история и др. При исследовании социально-исторической жизни человечества философ "вводит в оборот" и обновляет понятия права, моральности, добра и зла, нравственности, семьи, гражданского общества, государства, всемирной истории и др. Особо следует выделить прозорливость Гегеля в том, что основой деятельности людей (т.е. всемирной истории) является деятельность экономическая, т.е. труд

преобразование  природы с помощью орудий труда. В своих орудиях, подчеркивал  философ, человек обладает властью  над внешней природой, но в своих  целях он подчинен ей. Это высказывание - "зародыш" материалистического  понимания истории (исторического  материализма). Абсолютный дух, согласно Гегелю, раскрывается в трех взаимосвязанных  и субординированных основных формах: в искусстве, религии и философии. Сделав предметом исследования эти  формы, мыслитель приходит к выводу о том, что в искусстве абсолютный дух познается в форме созерцания, в религии - в форме представления, в философии в форме понятия. Но при этом он ставит философию  выше частнонаучного знания, изображает свою философию как "науку наук" и "венец развития" духовной культуры.

Гегель, как и  его предшественники, хорошо понимал, что для науки необходим надежный метод (как система определенных принципов): нет метода - нет и  науки. Таким надежным, "истинным методом" для науки и философии (которая у него тоже есть наука) должна быть диалектика, диалектический метод, в основе которого лежит идея развития. Диалектика есть "движущая душа всякого научного развертывания  мысли" и представляет собой принцип, который один вносит в содержание науки имманентную (внутреннюю) связь  и необходимость. Важная заслуга  Гегеля (несмотря на его идеализм) состояла в том, что он разработал диалектику как учение о развитии в систематической, целостной форме.

Его неоценимый вклад  в науку состоял в том, что  обладая огромным "историческим чутьем", Гегель впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и  развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь, законы этого движения и развития. А это, как известно," - важнейшая задача науки. В каждой из рассматриваемых в его философии  сфер действительности - от чисто логических категорий до категориальной диалектики социальной жизни - он старался найти  и указать проходящую через них "нить развития", хотя схематизма и искусственных построений при  этом избежать не удалось. Гегель дал  анализ законов, категорий и принципов  диалектики, обосновал положение  о единстве диалектики, логики и  теории познания, создал первую в истории  мысли развернутую систему диалектической логики. Философ выявил во всей полноте (насколько это можно было с  позиций идеализма) роль и значение диалектического метода в познании, подверг критике метафизический метод мышления во всех его разновидностях.

Если Кант в форме  трансцендентальной логики представил лишь "неясный абрис" диалектической логики, то Гегель вполне ясно изложил  содержание последней как целостную  систему категорий (логику разума). При этом он нисколько не принижал роль и значение формальной (рассудочной) логики в познании, а тем более  не "третировал" ее. Диалектика - основа, истинный центр всей проблематики у  Гегеля. И хотя диалектика у него подвергнута мистификации, это не помешало ему первому дать всеобъемлющее  и сознательное изображение ее всеобщих форм движения, как высших принципов  разумного мышления.

Информация о работе Философия и наука