Философия и природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:42, реферат

Описание

Природа - одна из сфер бытия, естественная часть мира, среда обитания человека.
В древности силы природы персонифицировались в образах богов, человек ощущал свою слабость в противостоянии им.
В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. Начали складываться натуралистические теории, преувеличивавшие зависимость общества от природы (Гиппократ, Геродот).

Содержание

1. Природа и философия
1.1 Природа в истории философской мысли
1.2 Динамика природы от неживой к живой. Жизнь как ценность
1.3 Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 34.48 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

  • 1. Природа и философия
  • 1.1 Природа в истории философской мысли
  • 1.2 Динамика природы от неживой к живой. Жизнь как ценность
  • 1.3 Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии
  • Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Природа и  философия

1.1 Природа в  истории философской мысли

Природа - одна из сфер бытия, естественная часть мира, среда обитания человека.

В древности силы природы  персонифицировались в образах  богов, человек ощущал свою слабость в противостоянии им.

В античном мышлении природа  понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. Начали складываться натуралистические  теории, преувеличивавшие зависимость  общества от природы (Гиппократ, Геродот).

Для обозначения упорядоченного единства мира, в противоположность  хаосу, Пифагор ввел понятие космоса, главным свойством которого считалась  гармония сфер. В религиозно-идеалистической  философии космос либо увязывался с  творцом, либо рассматривался пантеистически.

В средневековье природа  ставилась ниже, чем человек, ибо  последний мыслился как образ  и подобие Бога, как венец творения и царь природы. Считалось, что в  природе воплощен божественный план.

В эпоху Возрождения человек  в природе открыл для себя красоту. Подчеркивалось единство человека и  природы. Эта идея была развита в  Новое время.

Ш. Монтескье считал, что  общественно-политическое устройство государства, религиозные и иные представления, форма семьи, обычаи людей, законы их развития определяются характером поверхности Земли, почвой и особенно климатом. "Человек, - писал  П. Гольбах в своем труде "Система  природы", - произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам". Природа, как и человек, не содержит в себе никаких постоянных форм, подчинена непрерывным изменениям.

Представитель плеяды немецкой классической философии Ф. Шеллинг  утверждал идею продуктивности природы, писал о ступенях восхождения  ее форм, о многообразии причин в  природе.

В природе, полагал Гегель, сочетаются необходимости и случайности, она есть порождение в лоне внутренней идеи, восходит "по ступеням развития".

Согласно JI. Фейербаху, природа  имеет основания "не в мыслях или  намерениях и решениях воли, но в  астрономических или космических, механических, химических, физических, физиологических или органических силах или причинах".

Л.И. Мечников предпринял попытку  рассмотреть стартовые позиции  развития цивилизаций в зависимости  от особенностей гидросферы.

В.О. Ключевский рассуждал  о влиянии рек на общественную жизнь восточных славян: рассеивание  рек и одновременно близость речных бассейнов обусловливали центробежную тенденцию и государственное  объединение.

Классики марксизма подчеркивали связь человека, природы и общества, природы и истории, указывали  на целенаправленный характер воздействия  на природу, предупреждали, что при  этом нельзя преувеличивать сознательное начало. Часто люди принимают в  расчет только первый, наиболее очевидный  результат, не умея предвидеть отдаленных последствий, которые часто уничтожают достигнутое. Это видно на примере  уничтожения лесов под пашни  в Междуречье.

Маркс выделил:

а) естественные источники  средств жизни человека (дикие  растения, плоды, животные и т.д.);

б) естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра и  пр.).

Первый вид богатств особенно важен для старта цивилизации, а  второй - для высокоразвитого общества.

Проблему единства человека с космосом обсуждали космисты XIX - XX вв. Разум и творчество, по мнению К.Э. Циолковского, поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство.

В.И. Вернадский считал, что  земная жизнь уникальна, она есть необходимое орудие удержания и  преобразования на планете космической (прежде всего солнечной) энергии, а  наделенный разумом человек ответственен за сохранение жизни.

A. JI. Чижевский обнаружил,  что биологические и психологические  стороны земной жизни связаны  с физическими явлениями космоса:  каждая живая клетка реагирует  на "космическую информацию". Само  появление жизни на Земле - продукт деятельности всего космоса.  Ученый указал на влияние солнечного излучения на жизнеспособность микроорганизмов, состояние сердечно-сосудистой и нервной систем человека, на циркуляцию крови, на развитие эпидемий и т.п. Чтобы выполнить космическую функцию авангарда живого вещества, человек не должен стоять на месте ныне обретенного им промежуточного физического и духовного статуса, он должен восходить, следуя закону эволюции.

Философская мысль отмечает двойственную роль природы по отношению  к человеку. Сила природы слепа, писал  Н.Ф. Федоров, пока мы неразумны. "Природа  нам враг временный, а друг вечный потому, что нет вражды вечной, а  устранение временной есть наша задача.".

На заре XX в. природа рассматривалась А.А. Богдановым (1873 - 1928) как враг и в то же время полный таинственного очарования друг человека. По мнению ученого, необходимым дополнением "товарищеского сотрудничества" становится сотрудничество с природой. Богданов первым обрисовал возможности мирного использования атомной энергии и первым предупреждал человечество об опасности атомного уничтожения.

В методологическом плане  ошибочны как преувеличение роли природы, так и недооценка географических факторов. Во второй половине XX в. утверждается представление о необходимости  коэволюции, т.е. совместной, согласованной эволюции природы и человечества, о целесообразности ограничивать бесконтрольное и непродуманное использование научно-технической мощи к природе, о необходимости сопоставлять цели деятельности с ее средствами и последствиями.

Стратегия коэволюции своими корнями уходит в китайскую культурную традицию как принцип "у-вэй". "У-вэй" - это не полная пассивность, а действия людей, направленные на природу и способствующие реализации ее собственных сил.

Поясняя смысл термина "коэволюция", Н.Н. Моисеев в работе "Современный рационализм" (М., 1995) писал о необходимости использования человеком по отношению к природе принципа кормчего: кормчий, стремясь достичь своей гавани (цели), не должен рассчитывать только на свои силы, а должен использовать могучие силы природы (силу течений, ветра и т.п.).

В идее коэволюции акцентируется внимание не на борьбу за существование и отбор, а на процессы кооперации, сотрудничества, взаимного обмена энергией. Носителем коэволюции, целостности природы и общества предстает человек. Пока человек выдерживает напряжение взаимодействия, он остается субъектом жизни. В противном случае возможны два варианта:

а) деградация к дочеловеческой природе, ее низшим состояниям;

б) превращение человека в простой фактор технического прогресса. Коэволюционизм - человекосоразмерный подход к миру, характеризует взаимодействие природы, техники и человека, это есть идеология сохранения природы, а следовательно, и самосохранения человечества.

Примерами человекосоразмерных комплексов являются медико-биологические, экологические объекты, биотехнологии, системы "человек-машина" (включая информационные комплексы и системы искусственного интеллекта). В ходе исследования и практического освоения таких комплексов особую роль начинает играть знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия, что предполагает включение аксиологических и этических факторов в состав объясняющих положений.

1.2 Динамика природы  от неживой к живой. Жизнь как ценность

Современная наука, независимо от того, стоит ли она на позициях внутреннего или внешнего (от падающих метеоритов) зарождения жизни на Земле, называет такие стадии зарождения живого: появление химических и далее  углеродистых соединений, белковых веществ  и нуклеиновых кислот; их соединения породили коллоидные капельки, которые  обладали первыми признаками жизни; возникновение белковых тел; появление  одноклеточных и многоклеточных организмов.

Первые признаки жизни  на Земле появились примерно 3,8 млрд лет назад.2 млрд лет назад возникли первые клетки, способные к использованию энергии солнечного света для химических реакций, в процессе которых выделяется кислород. Возникла биосфера.

Человек противостоит природе, одновременно он - ее часть и порождение. Объединяющим началом выступает  труд, характеризующийся обменными  процессами между обществом и  природой. Возникновение человека положило начало формированию ноосферы, сферы  разума. В 20-е годы XX в. это понятие  ввел Леруа. Оно было углублено Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским. Последний в своем труде "Философские мысли натуралиста" ноосферу характеризовал как новую форму биогеохимической энергии, как энергию человеческой культуры.

Результатом производства является искусственная среда обитания, "вторая природа". Созданные человеком  неодушевленные предметы и живые  организмы (растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря  искусственному отбору или генной инженерии) есть техномасса. Возрастает объем техносферы, технизированной среды существования человека. Сосуществование природы и человека есть единство биогеохимического и социального процессов.

Как "вторая природа" выступает  также культура - освоенная, преобразованная  человеком природа. Если природа  обходится без культуры, то без  природы культура существовать не может, поскольку любая культурная акция  опирается на физические, химические и биологические процессы.

Жизнь со второй половины XX в. в философии и естествознании рассматривается обычно в двух основных подходах - субстрактном (называются носители свойств живого: белковые молекулы, нуклеиновые кислоты) и функциональном (выделяются основные свойства живого: обмен веществ, раздражимость, способность к саморегуляции, росту, размножению, адаптации к условиям среды).

Неклассическая философия  при характеристике социальной жизни  особо обращает внимание на процесс  жизни, жизнедеятельность, на духовно-коммуникативную  составляющую жизни.

Ценность жизни понимается в разных подходах:

а) как "благоговение" перед  жизнью не только человека, но и других существ (А. Швейцер, Б. Колликот, JI. Уайт и др.);

б) сохранение жизни - необходимая  предпосылка для существования  человека и человечества (от протагоровского суждения о человеке как мере всех вещей).

Гуманистически ориентированный  тезис о безграничном развитии человека, о человеке как мере всех вещей, не дополненный требованием ответственности  человека перед всем живым на Земле  и во Вселенной, превращается в тираническое отношение к природе. Поэтому  первая позиция более осмотрительная, хотя и она не лишена недостатков. Главный из них заключен в том, что считается недопустимым какое бы то ни было вмешательство человека в биосферу. Впрочем, сформулированные положения следует рассматривать как взаимодополняющие друг друга. Функция человека как защитника природы способна защитить и человека от самого себя, т.е. сделать его мерой всех вещей.

1.3 Взаимодействие  общества и природы и философские  проблемы экологии

Первые попытки систематизации растительного мира встречаются  в трудах Аристотеля и его ученика  Теофраста Эрейзиского ("отец ботаники").

Первые попытки систематизации органического мира были предприняты  на рубеже 17-18 веков Дж. Реем, Карлом Линнеем.

Впервые попытался научно обосновать взаимосвязь между разнообразием  растительного мира и природно-климатическими условиями Жан Батист Ламарк в  середине 18 века.

Основоположником науки  экология в России считают профессора Московского университета Карла  Фридриха Рулье (1814-1858гг.).

Важным этапом в развитии естественных наук является издание  в 1859 г. книги Чарльза Дарвина  “Происхождение видов путем естественного  отбора или сохранение благоприятных  пород в борьбе за жизнь”.

Термин "экология" - (oikos - место обитания, жилище; logos - наука) был введен Э. Геккелем и первоначально экология рассматривалась как часть биологии, изучающая взаимодействие живых организмов в зависимости от воздействия на организм неорганической и биологической среды. Позднее на Западе появилось такое понятие как "экосистема" (Тэнсли, 1935 г.), а в СССР - "биоценоз" и "биогеоценоз" (академик В.Н. Сукачев).

В современном понимании  экология - наука, изучающая взаимоотношения  организмов друг с другом и со средой их обитания, где человеческая деятельность выступает основным фактором динамики природных процессов.

природа философия жизнь  экология

До недавнего времени  предмет экологии рассматривался преимущественно  под этим углом зрения, в котором  экологическая проблематика сводилась  к биологическому и физическому  взаимодействию людей и окружающего  их природного мира. При этом выделялись два взаимосвязанных процесса:

воздействие на природу производственной деятельности человека, создающего материальные ценности;

обратное влияние природной  среды на здоровье людей, генофонд и  т.д.

Однако, осознание того, что, в отличие от животного, человек  существует в двух измерениях: материально-физиологическом  и социокультурном, духовном - привело к расширению трактовки понятия “человеческий дом”. Очевидно, что человеческим домом является не только породившая его Природа, но и порожденная, созданная и создаваемая Человеком Культура, огромный мир материальных и духовных ценностей. Поэтому в последнее время термин “экология" стал распространяться и на сферу культуры, вызвав к жизни такие понятия, как “экология души”, “экология культуры”. Это взаимопроникновение понятий, отображающих процессы взаимодействия природных и культурных явлений и процессов, свидетельствует о неразрывной связи природы и культуры, “второй природы”, связи приобретающей всё новые формы. С течением времени возникают новые аспекты этой широкой проблемы.

Информация о работе Философия и природа