Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:42, реферат
Природа - одна из сфер бытия, естественная часть мира, среда обитания человека.
В древности силы природы персонифицировались в образах богов, человек ощущал свою слабость в противостоянии им.
В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. Начали складываться натуралистические теории, преувеличивавшие зависимость общества от природы (Гиппократ, Геродот).
1. Природа и философия
1.1 Природа в истории философской мысли
1.2 Динамика природы от неживой к живой. Жизнь как ценность
1.3 Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии
Список использованных источников
Природа сохраняет для человека свое научно-познавательное, производственное, оздоровительное и воспитательное значение. Она - неисчерпаемый источник наших знаний об окружающем мире. Наблюдение за ней в процессе трудовой деятельности породило эмпирические знания первобытного человека. Уже простое созерцание открывало перед ним мир разнообразных веществ, живых организмов, звуков, красок. Преисполненная множеством удивительных тайн и загадок, природа поражала сознание людей, будила их фантазию. Однако простое созерцание еще не выводит человека за рамки чисто биологического восприятия действительности. Только труд, направленный на преобразование природы и самого человека открывает путь к изучению природных явлений.
Воздействие природы на общество осуществляется стихийно.
Биосфера Земли, черпающая
энергию для своего развития из космоса,
прежде всего из Солнечной системы,
подчинена галактическим
Ритмичность является системообразующим фактором существования материи. В процессе колебаний происходит непрерывный переход одного вида энергии в другой. Например, биоритмы человека определяются взаимодействием физических, эмоциональных, психических и рациональных ритмов, связанных с планетарными ритмами и ритмами жизненной и творческой активности. По мнению ряда специалистов, физический ритм человека имеет 23 дня, эмоциональный - 28 и интеллектуальный - 33 дня.
Природа - необходимая предпосылка возникновения и существования человека и общества. Так, в процессе жизнедеятельности растений благодаря солнечной энергии образуются биомасса и кислород, без которых невозможна жизнь человека. Природа является естественной кладовой предметов труда. Она обеспечивает общество материалом для создания орудий труда. Природные силы, присоединенные к человеческим, многократно их усиливают.
Природные факторы существенно влияют на формы и темпы исторического процесса. Это подметил еще античный историк Ксенофонт, который отмечал, что умеренный климат Аттики весьма способствовал получению высокого дохода, развитию полезных искусств. Резкие колебания в природных процессах (засухи, наводнения, тектонические явления) способны уничтожать плоды труда человека и тормозить развитие общества.
Дифференциация и разнообразие природных условий несут в себе стимулы для общественного разделения труда и соответственно умножения человеческих потребностей и способностей. В "Капитале" Маркс развивает мысль Г. Форстера (XVIII в.) о том, что нет большего несчастья для народа, чем оказаться в условиях, где природа в изобилии дает все средства существования. Недостаток природных условий и ресурсов двойственен: тормозит развитие общества; стимулирует поисковую деятельность для нахождения заменителей и более эффективных направлений деятельности в условиях международного разделения труда.
Любой материальный предмет, сделанный человеком, создается из природного вещества. Природа - всеобщее условие и предмет труда. Природа, особенно в земледелии, в орудиях и средствах трудовой деятельности, выступает как производительная сила общества. Гегель и Маркс, подчеркивая, что человек в труде постоянно опирается на содействие естественных сил природы, раскрыли механизм их использования для удовлетворения человеческих потребностей.
Природный фактор оказывает воздействие на развитие культуры. Мусульманский мыслитель Ибн Халдун (1332 - 1406) подчеркивал, что в странах с умеренным климатом люди способны заниматься культурной деятельностью, жители регионов, прилегающих к экватору, не имеют побудительных мотивов для развития культуры, они не нуждаются ни в жилищах, ни в одежде, а жители холодных стран тратят энергию не добывание пищи, изготовление одежды и постройку жилищ и не имеют времени для занятия науками и искусствами.
Русский обществовед и политический деятель Павел Николаевич Милюков (1859 - 1943) показал, что субтропические пояса, где в изобилии имеются влага и тепло, наиболее пригодны для становления культуры, а умеренные пояса с разнообразием условий и ресурсов - для продолжения ее развития. Милюков подчеркнул, что чем дальше развивается культура, тем "независимость" человека от среды и влияние на нее становятся значительнее. Природные условия порождают различные по характеру культуры, которые не отгорожены друг от друга стеной, а активно взаимодействуют.
Современная философия утверждает,
что природа и культура "пронизывают"
друг друга, а их гармоничный синтез
есть цивилизация. Современная цивилизация
- преимущественно
Природа влияет на формирование и развитие общественного сознания. Она становится моментом оценочного отношения с помощью понятий блага, красоты и т.д.
В трилогии "На росстанях"
Я. Колас описал некоторые особенности
мировоззрения жителей Полесья,
формирующиеся под влиянием своеобразной
природы. Он писал, что бесконечные
болота учили людей мудрому
Воздействие общества на природу целенаправленно (с присутствием элементов стихийности), универсально, осуществляется через практическую деятельность людей.
Расширяются пространственные границы освоения природы человеком. Достигнут планетарный характер хозяйственной деятельности. Человек вышел в ближний космос и использует его в своих целях. Происходит также дальнейшее изучение и освоение природы "вглубь", открытие и использование новых элементов, ранее неизвестных свойств и законов природы. Широко применяются полимеры, ядерные превращения, полупроводники, лазеры, биологические способы защиты растений, очистки вод.
Человечество превратилось
в мощную биогеохимическую силу. Такой
подход своими корнями восходит к
иудейско-христианской доктрине о сотворении
мира, согласно которой порядок природного
бытия был создан ради человечества.
Господствовавшее в древности нравственно
- эстетическое отношение человека
к природе (Гомер, Вергилий) в индустриальном
обществе дополнялось и отрицалось
утилитарно-прагматическим отношением.
Техногенное воздействие
Во взаимодействии природы и человека можно зафиксировать три основных подхода:
1) мифологический (подчинение человека природе);
2) научно-технологический (господство человека над природой);
3) диалогический (гармония человека и природы).
Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Первобытные коллективы жили в тесном единстве со своей средой обитания, их зависимость от природы на стадии присваивающего хозяйства была полной. Было относительное тождество общества и природы, перешедшее в различие. В классовом обществе различие переросло в противоположность. Потребительское отношение к природе при капитализме, особенно на стадии первоначального накопления капитала, отсталость технологий в развивающихся странах, бесхозяйственность при государственном социализме привели к экологическому кризису.
Противоречие между
Многие зарубежные философы
объясняют экологические
Одна из главных причин экологического кризиса усматривается в том, что окружающая среда из вещно-предметной становится информационно-знаковой. Естественное при этом вытесняется искусственным, для которого природа является материалом, а отношения с ней приобретают преимущественно функциональную форму, форму деятельности. Но кроме ответа на вопрос "Как изменять мир, природу?", необходимо думать о том, зачем и всегда ли это надо делать, а если делать, то как?
Причина экологических трудностей усматривается и в духовной сфере, в области мировоззренческого отношения к природе (Печчеи, Уайт). Указывается, что для преодоления экологического кризиса необходимо совершенствование морали и экологического сознания человека.
Современная философия комплексно
осмысливает значение материального
и духовного факторов в решении
экологических проблем. Речь идет о
формировании экологической культуры,
нового экологического мировоззрения.
Это означает, во-первых, утверждение
принципа гармонии человека и природы.
Во-вторых, формируется принцип личной
ответственности каждого
Обеспечивая жизнестойкость нашей цивилизации, преодолевая экологический эгоизм отдельных стран и слоев, общество постепенно утверждает идеал умеренности в отношении материальных благ, признавая при этом безграничность духовного роста человека. В целом, современная наука к экологической проблеме подходит системно и усматривает комплекс направлений:
а) научно-технический прогресс, позволяющий разрабатывать и внедрять наукоемкие, экономически эффективные и одновременно антропоморфные и экологически чистые технологии;
б) всеобщее социальное переустройство в направлении роста гуманизма и демократии;
в) перестройка правовых и политических взаимоотношений между странами, международное сотрудничество в борьбе за выживание человека;
г) формирование новой экологической парадигмы, которая утверждает высшую ценность природы и соответственно государственное регулирование с целью защиты природы и человека;
д) формирование экологически воспитанного, компетентного и ответственного человека. Согласованное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природы в их единстве.
Список использованных источников
1. Каверин Б.И., Демидов
И.В. Философия: Учебное
2. Кохановский В.П. Основы философской науки / Кохановский В.П. - Ростов н/Д., 2006
3. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков - Мн.: Выш. шк., 2008. - 431 с.
4. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А. В.3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 608 с.