Философия и синтез современного научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:36, реферат

Описание

Вопрос о природе науки и о движущих силах ее развития, о влиянии на неё социально-культурных факторов носит захватывающе-интересный, интригующий характер, что дает повод ряду методологов научного познания для выделения двух направлений в анализе их: экстерналистского и интерналистского. Они имеют прямое отношение к рассматриваемой проблеме роста научного знания и причастности к нему (либо отсутствии таковой) социально-культурных ценностных ориентиров.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1.Философия….…………………………………………..………………………..4
1.1 Что такое философия?……...………………………………………………….4
Глава 2. Синтез современного научного знания………………………………………..5
2.1 Синтез………………...……………………..………………….……………...5
Глава 3. Основа научных знаний и их роль в формировании философии……………6
3.1 Роль научных знаний в формировании философии…………………….…..6
Заключение ………………………………………………………………………………..….8
Библиографический список ……………………………………………………………..…..9

Работа состоит из  1 файл

Реф Философия.docx

— 31.06 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

ФИЛОСОФИЯ И СИНТЕЗ СОВРЕМЕННОГО

НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

 

 

Дисциплина: Философия

 

Группа:  

 

Студент:

 

Преподаватель:

 

 

 

Дата регистрации работы_________

 

Оценка: _______

 

       Домашний адрес:

 

                     

 

 

      

    

  Мурманск

2009

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

     Введение …………………………………………………………………………………….. 3

           Глава 1.Философия….…………………………………………..………………………..4                

                     1.1 Что такое философия?……...………………………………………………….4

           Глава 2. Синтез современного научного знания………………………………………..5

                      2.1 Синтез………………...……………………..………………….……………...5

           Глава 3. Основа научных знаний и их роль в формировании философии……………6

                      3.1 Роль научных знаний в формировании философии…………………….…..6

     Заключение  ………………………………………………………………………………..….8

     Библиографический список ……………………………………………………………..…..9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Вопрос о природе науки  и о движущих силах ее развития, о влиянии на неё социально-культурных  факторов носит захватывающе-интересный, интригующий характер, что дает повод ряду методологов научного познания для выделения двух направлений в анализе их: экстерналистского и интерналистского. Они имеют прямое отношение к рассматриваемой проблеме роста научного знания и причастности  к нему (либо отсутствии таковой) социально-культурных  ценностных ориентиров. В данных лекциях  я стремлюсь изложить природу и специфику данных подходов, обосновать  возможность  учёта  некоторых  позитивно  наработанных идей   представителями  данных течений и предложить  собственную  модель рационального окультуривания менталитета   через красоту и  научное объяснение  активной роли  принципа красоты  в области  формирования истинных знаний,  в самом ходе  организации  и построения научной теории.  Полагаю, что излагаемый курс лекций  будет полезен в общекультурном плане, помогая установить более глубокую связь между  внутринаучными и социально-культурными процессами. Скромно надеюсь,  что данный курс лекций  вызовет различного рода  размышления, способствуя   созданию дискуссионного смыслового поля.  Надеюсь на конкретизацию  излагаемых идей  и онтологизацию их в практических исследованиях  Ваших  кандидатских диссертаций. Давайте попытаемся вместе осмыслить то, что наработано в истории мировой культуры и науки,  критически проанализируем предлагаемый мною подход и попытаемся на практике применить свои знания к исследованиям в области специально-научных проблем.

В IV в. до н. э. у учеников Сократа (440/469 - 399 гг. до н. э.) появляется существительное “философия”. В частности, Платон (427-347 гг. до н. э.) называл “философией” то, чем занимаются философы. (До Платона деятельность философов называлась - “разоблачение, проявление скрытого бытия вещей”.)

Философия изучает тот мир, в котором мы живем, -- мир человека. В отличие от других дисциплин она ориентирована на целостное его видение, причем с позиций человека и человеческой деятельности. Все другие науки изучают аспекты или части действительности. При этом в частных науках, как правило, не ставятся вопросы о значении полученного знания в жизни человека, о том, полезно оно для его жизни, или несет угрозу ей, а также вопросы о смысле и целях человеческой жизни. Эти вопросы лежат вне компетенции наук, озабоченных поисками истины. Поиски ответов на них - дело философии.

Особую роль в современном  мире приобрела способность человека к научному познанию. Способность  человека мыслить и получать знания, изучение способов (методов) научного познания является также предметом не научного, а философского рассмотрения. Именно философы искали и находили ответы на вопросы “Что такое знание?”, “Как мы познаем?”, “Почему изменяются научные теории?” и т. д.. Исходя из характера решаемых в философии вопросов, говорят, что она на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет сейчас две особо важные для каждого человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности - познавательной. Культура постиндустриального общества, на пороге которого стоит сегодняшняя Россия, стала продуктом этой познавательной деятельности. Роль знания как необходимого условия развития общества в современном мире особенно велика. Философия с начала своего возникновения провозгласила обоснованное и доказательное знание фундаментом для философской картины мира, и благодаря этой установке стала аккумулятором общечеловеческого опыта и ценностей.

 

ФИЛОСОФИЯ И СИНТЕЗ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

 

Глава 1. Философия.

 

1.1 Что такое философия?

Философия (др.-греч. φιλοσοφία — «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) — наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из наук, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.

Общепринятого определения философии, равно как  общепринятого представления о  предмете философии, не существует. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.

Традиционно философия  определяется как исследование первопричин  и начал всего мыслимого —  универсальных закономерностей, в  рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как  постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида: «мыслить и быть — одно и то же»). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (ср.: Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»).

Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и  др., в которых задаются такие  вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.

Сам термин «философия»  всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями. В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности».

Гегель определял  философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью  постижение истины посредством развёртывания  понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём».

Наконец, есть современное «постмодернистское»  или «практическое» понимание философии, согласно которому философия — это  то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и ее результат. Это понимание философии критикуется как недостаточное.

Термин «философия»  впервые встречается в диалогах Платона.

Из Древней  Греции термин «философия» распространился  в странах Запада и Ближнего Востока.

В восточных  традициях философия не выделялась в отдельную область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так что в них существуют лишь приблизительные аналоги термина  «философия».

Например, в индийской философии использовались термины: «брахма-видья» («знание Абсолюта»), «анвикшики» («рефлексивное видение»), «даршана» («теоретическое видение»), «мата» — («теория»).

В китайской  философии использовался термин «сюэ» («теория»).

В арабской философской традиции происходящее из древнегреческого слово «фальсафа» применялось в двух значениях: в широком смысле как «философия» и в узком — как название одной конкретной философско-теологической школы (прежде всего, последователей ал-Кинди). В переводах ряда арабских философских трактатов этот «ложный друг переводчика» приводил к недоразумениям, из которых наиболее известным является книга ал-Газали «Самоопровержение философов» (араб. ‎‎ Тахафут аль-фаласифа), являющаяся памфлетом именно против этой конкретной школы, а не самой философии (в некоторых других трудах ал-Газали не столь критичен по отношению к «философам» и признает значимость вклада ал-Кинди). Как ни странно, эту ошибку допускает Бертран Рассел в своей «Истории Западной философии».

 

Глава 2. Синтез современного научного знания.

 

2.1 Синтез.

(от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов,  сторон объекта в единое целое  (систему), которое осуществляется  как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении термин "Синтез" противопоставляется анализу, с которым он неразрывно связан; Синтез и анализ дополняют друг друга, каждый из них осуществляется с помощью и посредством другого. В современной науке термин " Синтез " применяется также в некоторых специальных значениях. Так, под синтез понимают процесс рассуждения, последовательные получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и синтез, восходящего ещё к античной геометрии (Платон, Евклид, Папп Александрийский), придерживается, например, Я. Хинтикка (Финляндия). Другое значение термина " Синтез " связано с т. н. "синтетическими суждениями".

Анализ и синтез лежат не только в основе всех видов человеческой деятельности, но в своих элементарных формах определяют поведение высших животных, а в различных технических реализациях используются в программах ЭВМ, искусственных самоорганизующихся систем и т. д. физиологической основой поведения человека является аналитико-синтетическая деятельность головного мозга. Синтез как мыслительная операция производен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производственной деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетических действий в психической операции С. исследуются в психологии (Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

Синтез как  познавательная операция имеет множество  различных форм. Любой процесс образования понятия основан на единстве процессов анализа и синтеза. Эмпирические данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области, как объединение конкурирующих, в определенных аспектах противоположных теорий (например, синтез корпускулярных и волновых представлений в современной физике), в форме построения дедуктивных теорий и др. Диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному как способ построения теоретические знания о сложных, развивающихся объектах также представляет собой одну из форм синтеза: получаемое в результате конкретное знание об исследуемом объекте есть синтез, единство его многообразных абстрактных определений.

Для современной  науки характерны не только процессы синтеза внутри отдельных научных  дисциплин, но и между разными  дисциплинами — междисциплинарный  синтез, а также между основными  сферами научно-технического знания — естествознания, общественных и технических наук. В 20 в. возник ряд т. н. интегративных наук ,например кибернетика, в которых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур синтеза научного знания играет существенную роль при решении проблемы единства науки, в трактовке которой диалектический материализм исходит из многообразия форм научно-технического знания, объединяемых в процессе познания на основе синтеза методологических средств, понятий и принципов различных областей знания.

 

 

Глава 3. Основа научных знаний и их роль в формировании философии.

 

3.1 Роль научных знаний в формировании  философии. 

Рассмотрение  вопроса о роли науки в формировании философии связано  с научно-рационалистической стороной философии. Какова роль науки в формировании философии?  Существует схема, которая иллюстрируется пирамидой, в основании которой лежит научный опыт, а на вершине находятся самые абстрактные идеи философии. В середине же этой пирамиды расположены научные теории. То есть, согласно этой схеме, путем философии к объективной реальности  служат теоретический и экспериментальный уровни научного знания.

Но наука  и философия, как две разновидности  духовной культуры человечества в своих  представлениях о реальности могут, как  пересекаться, так и разбегаться. Обращаясь к  их истокам возникновения, как науки, так и философии необходимо отметить, что зарождение философии в античности совпадает с возникновением зачатков научного знания. Достаточно вспомнить, что агрегатные состояния вещества (Фалес – вода, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь), роль математики (Пифагор – число правит миром) и основы микрокосмоса (атомисты – атом неделимая основа всего) были определены античными философами. Однако потом данные понятия легли в основу научных представлений о реальности. По сути, натурфилософия явилась первой исторической формой как научного, так и философского мышления. Даже Платон термин «философия» употреблял в качестве названия особой науки. Но по мере накопления частных научных знаний, выработки специальных методов исследования начался процесс дифференциации нерасчлененного знания, выделения из философии математики, астрономии, медицины и др. наук. То есть поиск научных знаний порождает философию. Начиная с эпохи Возрождения, процесс размежевания между философией и частными науками приобретает интенсивный характер. Это было вызвано с тем, что частные науки ограничивались эмпирическими исследования, тогда как философия занималась общетеоретическими вопросами этих наук. Но так как философское исследование теоретических проблем частных наук не опиралось на достаточный эмпирический материал, то оно носило абстрактный, умозрительный характер и часто вступало в конфликт с фактами. В 17-19 вв. в философии создавались системы, которые противопоставлялись знаниям отдельных наук: естествознанию противопоставлялась философия природы, истории – философия истории, правоведению – философия права. Развитие частных наук разрушило притязание философии на знание, приобретенное за пределами опыта. Однако в этой ситуации философия не утратила своей актуальности. Отказ от претензий на всезнание позволил ей более четко определиться в системе научного знания. В то время как отдельные науки исследуют систему закономерностей, относящихся к определенной узкой области, философия изучает закономерности, общие для явлений всей природы, развития общества и человеческого познания. Если отдельная наука делает обобщения в рамках определенной сферы, не выходя за пределы своей области, то философия  эти обобщения специальных наук делает предметом своего анализа. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знания, создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и мышления. То есть, поиск научных знаний рождает философию, сами же научные знания специальных наук определяют место и роль философии среди этих наук как науку предельного обобщения  всеобщего знания. Кроме того, эти знания способствуют развитию философии посредством предоставления материала, расширяющего горизонты понимания бытия и реальности.

Информация о работе Философия и синтез современного научного знания