Философия и жизнь. Экзистенциальная сфера философии. Две формы существования – два способа жизни. Бытие и обладание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:39, реферат

Описание

Философия, как мы уже знаем, пользуется множеством категорий, которые помогают осмыслить ценность жизни – «бытие», «существование», «бессмертие»…… Однако в ней есть и другой ряд категорий – «смерть», «небытие», «разрушение». Понять жизнь можно только через их сопоставление. Смерть - ответственный и важный момент жизни. Уже из библейских тестов известно: что бы придти к вечной жизни, нужно сначала умереть…. В свою очередь, жизнь – одна из форм существования материи, отличающая мир организмов от всей остальной действительности. Она закономерно возникает при определенных условиях развития материи.

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования РФ.doc

— 64.50 Кб (Скачать документ)

   В современных социальных теориях  смысл жизни по-прежнему нередко  усматривается в реализации внеисторических,  т. е. божественных, задач либо, напротив, в достижении потребительских  стандартов и индивидуального благополучия. Некоторые философы провозглашают бессмысленность и абсурдность любой деятельности ввиду отсутствия в ней какой-либо очевидной направленности. Отдельные философы вообще отрицают возможность достоверного точного ответа на вопрос о том, в чем же заключается смысл жизни.

  Многие  философы ставили вопрос о  развитии любви к жизни, о  свободе созидания, о создании  необходимых предпосылок для  полного смысла жизни. В этой  системе рассуждений подчеркивалось  величие человека, благородство  его натуры, способность откликаться на чужую боль, трепетно относиться к жизни в целом.

  Но  мыслители не могли не обратить  внимание на способность человека  губить жизнь. Современные открытия  в области философии заставляют  человеческое сообщество с большим тщанием продумать эту проблему. Природа задала нам мучительную трудно разрешимую загадку: как объяснить тот факт, что среди нас есть нелюди, о чем мы действительно начинаем догадываться. Мы еще не знаем, как быть с этим открытием. Конечно, можно рассуждать следующим образом: раз они не такие, как мы, их надо уничтожить. Но не исключено, что это голос той же самой криминальной крови.

Сегодня среди философов обсуждается  еще одна версия происхождения человека оказывается, неандерталец вовсе не является прямым предком человека. Эволюционная нить живого разумного много раз прерывалась Путь к мыслящему человеку не раз заходил в тупик. Известный отечественный психолог Б. Ф. Поршнев считал, что человека как единого вида просто нет. Внутри человеческого скопища, полагал он, существует по крайне мере два совершенно разных подвида с противоположными психогенетическими комплексами: подавляющее большинство составляют стадо, а остальные - это хищники.

  К  чему бы ни стремился бы  человек, он все равно останется  убийцей во всех своих проявлениях. Но, может быть, нам поискать иные пути? Например, обратиться к морали – редчайшему феномену, показывающему то, как должны поступать люди. Может быть, осознать, наконец, какую огромную роль в судьбе человечества играет нравственность. Если она будет попрана, люди превратятся в стадо. Все святыни будут утрачены.

 Те, у кого совесть, т.е. вообще  нравственное чувство, должны осознать, наконец, свое кровное родство. Без такого сплочения человечество может погибнуть.

 Философия  существует для того, чтобы  отрезвлять мысль.

  Когда  человек задумывается о тайне  своей жизни и о тех связях, которые соединяют его с жизнью, у него неизбежно рождается  иное отношение к жизни. Это  не может не привести к этическому  самоутверждению. Да, жить человеку станет труднее, чем раньше, когда он жил лишь для себя. Но в то же время его жизнь станет богаче, прекраснее и счастливее. Ведь человек будет не просто жить. Он будет по-настоящему чувствовать жизнь.

  Для  человека действительно нравственного  любая жизнь священна. Универсальна этика благоговения перед жизнью рождает сострадание не только к другому человеку, но и к животным, ко всему живому. Жизнеутверждающая позиция в целом неизменно порождает оптимистическую волю и надежду.

Бытие и обладание.

Онтология по определению есть учение о бытии. Но вот тут возникает проблема сугубо историко-философского характера. Она связана с определением самого бытия, при этом такого определения, которое не уводило бы онтологию от философии с ее метафизикой, т.е. не уводило бы ее от главного предмета философии – от человека, взятого в его сущностных определениях сознания, таких, как свобода и совесть, как воля и судьба, как добро и зло, как любовь и ненависть, как истина и заблуждение, как разум и неразумие, как трансцендентный центр человеческого присутствия в мире.

  Бытие  – одно из центральных понятий  философии на протяжении всей  ее истории, философская категория,  обозначающая независимое от  сознания существование объективного  мира, материи, природы, а в  обществе процесса материальной жизни людей.

  По  форме существования бытие разделяется  на два мира, два способа существования  или две реальности: мир физических  состояний или материальный природный  мир, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека.

    Если  же под «общественным бытием» понимать духовно-нравственное отношение людей между собой, то теряет смысл определяющая роль его в отношении к индивидуальному сознанию: вне сущности последнего первое просто не действительно, не будет иметь места быть. Отсюда следует, что, во-первых, вне определения сущности индивидуального сознания «общественное бытие» определено быть не может, а, во-вторых, необходимо исходить из тождества «бытия» и «сознания», поскольку бытийствовать может только человек, чтобы снять обнаруженное противоречие.

Если  уж говорить об истине как таковой, рассуждает Кьеркегор, то надо ее искать не в том, что находится вне  человека, а в самом человеке. Истина есть то, что есть я сам, т.е. в моем подлинном бытии, в моем существовании в мире. Истину, оказывается, нельзя знать, а можно лишь в ней находиться.

    Потому  что человек – это все-таки общественное существо, и иным он быть не может. А это значит, что исключение сознания из бытия есть изначально ложный «философский шаг», требующий принципиально иного взгляда на бытие – на бытие как сознание.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. П. С. Гуревич, Основы философии, Москва 2003год.
  2. Л.Н. Роднов, Философия краткий курс, Кострома 2001год.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

1 Жизнь  – способ бытия человека.

2 Жизнь  как глубочайший философский смысл.

3 Смысл  жизни и благоговения перед  ней.

4 Бытие и обладание.

Информация о работе Философия и жизнь. Экзистенциальная сфера философии. Две формы существования – два способа жизни. Бытие и обладание