Философия Имануила Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:47, контрольная работа

Описание

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кёнигсберге, Пруссия. Является родоначальником немецкой классической философии. Родился в небогатой семье ремесленника; был назван в честь святого Эммануила, что в переводе с древнееврейского означает «с нами Бог». Окончил, под руководством Ф. А. Шульца гимназию «Фридрихс - Коллегиум», после чего поступил в Кёнигсбергский университет, однако из – за смерти отца не заканчивает обучение. В Возрасте 46 лет назначен на должность профессора логики и метафизики в Кёнигсбергском университете, где до 1797 года преподавал уже более обширный цикл философских, физических, математических дисциплин. Умер И. Кант 12 февраля в возрасте 79 лет в Кёнигсберге, был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала.

Содержание

И.Кант и его основные идеи 3
Этическое учение И. Канта 7
Либерализм по И. Канту 9
Трансцендентализм учения И. Канта 12
Библиографический список 15

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОСОФ.docx

— 35.19 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Санкт-Петербургский государственный  инженерно-экономический университет» 

Филиал  Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в городе Твери 
 

         Кафедра экономики  и управления в сфере туризма и гостиничного хозяйства 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Философия» 
 
 
 

       

                                                                                                       Выполнил: Трубочкина Н.В.

                     Студент    курса                 группы

Специальность: 080502.65 «Экономика

                                                                                                 и управление на предприятии туризма        

                                           и ГХ»                                                      

                    № зачет.книжки:

Подпись:_________________________ 

                    Руководитель:  

Оценка: __________________________

                                                                                                       Дата: ____________________________

                                                                                                  Подпись:_________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тверь 2011 
 
 

Рег. № ____________________________

Специалист  УМО __________________ 

ОГЛАВЛЕНИЕ

     И.Кант и его основные идеи                                                          3

     Этическое учение И. Канта                                                            7

     Либерализм  по И. Канту                                                                 9

     Трансцендентализм учения И. Канта                                             12

     Библиографический список                                                            15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     И. Кант и его основные идеи

     Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кёнигсберге, Пруссия. Является родоначальником немецкой классической философии. Родился в небогатой семье ремесленника; был назван в честь святого Эммануила, что в переводе с древнееврейского означает «с нами Бог». Окончил, под руководством Ф. А. Шульца гимназию «Фридрихс - Коллегиум», после чего поступил в Кёнигсбергский университет, однако из – за смерти отца не заканчивает обучение. В Возрасте 46 лет назначен на должность профессора логики и метафизики в Кёнигсбергском университете, где до 1797 года преподавал уже более обширный цикл философских, физических, математических дисциплин. Умер И. Кант 12 февраля в возрасте 79 лет в Кёнигсберге, был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала.

     Философия Иммануила Канта подразумевает  под собой объяснение трудно понимаемую возможность научного и философского знания. И. Кант является родоначальником  немецкой классической философии.

     Несомненно  И. Кант оставил после себя богатое  философское наследие, и огромное число сторонников его мышление, среди которых Иоганн Фихте, Фридрих  Шеллинг, Георг Гегель, Артур Шопенгауэр, Герман Когэн и многие другие, и  число его сторонников до сих  пор растет.

     В философском развитии Канта различают  два периода: докритический и  критический. В т. н. докритический  период Кант признает возможность умозрительного познания вещей, как они существуют сами по себе; в т. н. критический  период на основании предварительного исследования форм познания, источников и границ наших познавательных способностей он отрицает возможность такого познания. В докритический период (Всеобщая естественная история и теория неба) Кант разработал небулярную космогоническую гипотезу об образовании планетарной системы из первоначальной туманности, т. е. из облака диффузного вещества.

     Вещь  в себе, это философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе, в отличие от того, какими они являются для нас в нашем познании. Различие это рассматривалось еще в древности, но особое значение приобрело в XVII - XVIII вв., когда к этому присоединился вопрос о способности (или неспособности) нашего познания постигать Вещи в себе. Это понятие стало одним из основных в «Критике чистого разума» Канта, согласно которому теоретическое познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно Вещи в себе, этой непознаваемой основы чувственно созерцаемых и рассудочно мыслимых предметов. Понятие Вещи в себе имеет у Канта и другие значения, в т. ч. ноуменальной сущности, т. е. безусловного, запредельного для опыта предмета разума (Бог, бессмертие, свобода). Противоречие в кантовском понимании Вещи в себе заключается в том, что, будучи сверхъестественной, трансцендентной, она в то же время аффицирует наши чувства, вызывает ощущения.

     Познание  начинается, по Канту, с того, что  Вещь в себе воздействует на органы внешних чувств и вызывает в нас  ощущения. В этой предпосылке своего учения Кант материалист. Но в учении о формах и границах познания Кант идеалист и агностик. Он утверждает, будто ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого достоверного знания о вещах в себе. Вещи эти непознаваемы. Правда, эмпирические знания о вещах могут неограниченно расширяться и углубляться, но это не приближает нас к познанию вещей в себе.

     В логике Кант проводил различие между  обычной, или общей, логикой, которая  исследует формы мысли, отвлекаясь от вопросов об их предметном содержании, и логикой трансцендентальной, которая  исследует в формах мышления то, что сообщает знанию априорный, всеобщий и необходимый характер. Основной для него вопрос об источниках и границах знания Кант формулирует как вопрос о возможности априорных синтетических (т. е. дающих новое знание) суждений в каждом из трех главных видов знания математике, теоретическом естествознании и метафизике (умозрительного познания истинно-сущего). Решение этих трех вопросов «Критики чистого разума» Кант приурочивает к исследованию трех основных познавательных способностей чувственности, рассудка и разума.

     Кант  пришел к выводу, что все три  умозрительные науки традиционной философии, рассматривавшей эти идеи, рациональная психология, рациональная космология и рациональная теология науки мнимые. Поскольку его критика ведет к ограничению компетенции разума, Кант признавал: то, что при этом теряет познание, выигрывает вера. Т. к. Бог не может быть найден в опыте, не принадлежит к миру явлений, то, по Канту, вера необходима, поскольку без этой веры невозможно примирить требования нравственного сознания с непререкаемыми фактами зла, царящего в человеческой жизни.

     Завершающая часть «Критики чистого разума» призвана ответить на вопрос «Как возможна метафизика?». В составе человеческого познания мы обнаруживаем отчетливо выраженную склонность к объединению рассудочных операций под формой идеи. В этой склонности к объединению находит свое характерное выражение действие человеческого разума. Каковы же априорные идеи чистого разума? Таких идей, по Канту, три: душа, мир, Бог. Именно они лежат в основе нашего естественного стремления к объединению всего нашего познания, подчинения его единым целям (задачам). Эти идеи венчают знание, оказываются предельными идеями нашего познания. В этом смысле они обладают априорным характером. Вместе с тем, в отличие от категорий рассудка, идеи имеют отношение не к содержанию опыта, а к чему-то лежащему за пределами всякого возможного опыта. По отношению к рассудку идеи разума выступают, т. о., как обозначение, в сущности, никогда не достижимой задачи, т. к. средством познания чего-либо, лежащего за пределами опыта, они стать не могут. Ведь из факта существования этих идей в нашем уме отнюдь не следует факт их действительного существования. Идеи разума имеют поэтому исключительно регулятивное значение, и, следовательно, науки, которые сделали своим предметом изучение души, мира и Бога с помощью разума, оказываются в проблематичном положении. В своей совокупности рациональная психология (учение о душе), рациональная космология (учение о мире в целом) и рациональная теология (учение о Боге) и образуют собой основные разделы метафизики. Методы метафизических наук в силу отмеченной проблематичности ведут поэтому совершенно закономерным образом, а не в силу случайности или личной неудачи самих метафизиков, к неустранимым и неразрешимым в пределах самого разума антиномиям. Последнее означает, что мы с одинаковым успехом можем доказать прямо противоположные утверждения (например, ограниченность и неограниченность мира во времени и пространстве, подчиненность всего действию причинности и наличность отрицающей ее свободы воли, бытие Бога и его отсутствие). Такая ситуация свидетельствует о невозможности для метафизики стать наукой. Предметы ее познания находятся за пределами опыта, а потому достоверным знанием их мы обладать не в состоянии. Обречен ли человек в этой ситуации на полное незнание ноуменов (вещей в себе)? Возможно ли помыслить их себе непротиворечивым образом? Такая возможность открывается нам не на путях научного познания, но лишь с помощью практического разума, т. е. на почве нравственности. 
 
 
 
 
 
 
 

     Этическое учение И.Канта

        И. Кант убежден, что этика  может существовать не только  как  совокупность назиданий,  советов,   заповедей,   подкрепленных   авторитетом   Священного Писания. Именно такой была современная ему христианская этика. По И.  Канту, этика может быть построена как точная наука. Этические  истины  должны  быть обоснованы самостоятельно, независимо от истин  веры.  Это  значит,  что  И. Кант утверждает автономию нравственности от религии.  Основным  мотивом  для философа  служит  следующее.   Религия   разнообразна.   Даже   в   пределах христианства  существует  множество  конфессиональных  направлений:  римский католицизм,  православие,  разнообразные   протестантские   учения. Однако нравственность, если она претендует на то,  чтобы  в  действительности  быть таковой,  должна  быть  универсальной,  общечеловеческой.  Она   не   должна зависеть от конфессионального разнообразия, как не зависят  от  него  истины математики и естествознания. Построить  этику  по  образцу  науки  —  значит создать учение об  универсальной  общечеловеческой  нравственности.  Обратим внимание,  что  попытку  построить  этическое  учение  по  образцу  наиболее строгой из наук —  математики  —  до  И.  Канта  предпринял  Б.  Спиноза.  В знаменитом трактате «Этика» Б. Спиноза выводит  аксиомы,  теоремы,  леммы  и т.д. совершенно так же, как это имеет место в эвклидовой геометрии. И.  Кант не идет по пути внешнего подобия.  Научная  этика  сходна  с  математикой  и естествознанием в главном — ее истины должны быть необходимыми и  всеобщими. А значит, они должны опираться на естественный  свет  человеческого  разума, как на него опирается наука. Единство самосознания проявляется  в  том,  что человек не может жить, находясь в  противоречии  с  самим  собой.  Поскольку человек разумное существо, он способен сохранять единство собственного.

     «Дай  себе  закон», — призывает Кант. Иначе говоря, жизнь разумной личности  невозможна без  того,  чтобы  не  следовать  некоторым  самостоятельно   установленным правилам. Таким правилом может быть, например, «не брать в долг»,  которому следовал он сам. Но подобного рода правила  не  безусловны.  Это  правила благоразумия. Они зависят от характера  человека,  от  обстоятельств  его жизни  и многого другого.  Тем не  менее они   выступают   в   качестве императивов, т.е. повелений. Условных  императивов  может  быть  бесконечное множество.  Однако  есть императив безусловный — правило,  одинаково обязательное и приемлемое  для  всех  людей,  поэтому  общеобязательное. Всеобщее  правило  поведения,  или  категорический  императив,  может   быть построено так же,  как  правило  математики,  т.е.  быть  чисто  формальным. Категорический  императив  тем  самым  выражает   понятие   безусловного   и всеобщего долженствования. Он столь же  естествен,  как  закон  природы,  он может  быть  одинаково  воспринят  и  мною,  и  другим  человеком.  И.  Кант формулирует категорический императив: поступай лишь согласно  тому  правилу, следуя которому ты  можешь  вместе  с  тем  (без  внутреннего  противоречия) хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом. Или,  другими словами:  поступай так, как будто правило твоей  деятельности  посредством  твоей  воли  должно стать всеобщим законом природы. Расшифровывая это правило, И. Кант  получает окончательный вывод: поступай так, чтобы человечество и в твоем  лице,  и  в лице всякого другого всегда рассматривалось тобою как цель и никогда  только как средство.

Информация о работе Философия Имануила Канта