Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:47, контрольная работа
Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кёнигсберге, Пруссия. Является родоначальником немецкой классической философии. Родился в небогатой семье ремесленника; был назван в честь святого Эммануила, что в переводе с древнееврейского означает «с нами Бог». Окончил, под руководством Ф. А. Шульца гимназию «Фридрихс - Коллегиум», после чего поступил в Кёнигсбергский университет, однако из – за смерти отца не заканчивает обучение. В Возрасте 46 лет назначен на должность профессора логики и метафизики в Кёнигсбергском университете, где до 1797 года преподавал уже более обширный цикл философских, физических, математических дисциплин. Умер И. Кант 12 февраля в возрасте 79 лет в Кёнигсберге, был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала.
И.Кант и его основные идеи 3
Этическое учение И. Канта 7
Либерализм по И. Канту 9
Трансцендентализм учения И. Канта 12
Библиографический список 15
Кантонский категорический императив
формулирует принцип
Либерализм по И. Канту
Кантовское учение об автономии личности оставило неизгладимый след в истории западной культуры. Вместе с идеями других мыслителей Нового времени оно легло в основу западного либерализма. Либерализм— учение, берущее в качестве основного приоритета права и свободы личности. Отметим основные черты западного либерализма. Во-первых, он покоится на представлении о человеке как с существе разумном. Это означает не только то, что такой человек способен открывать и усваивать истины науки, но и то, что и он обладает разумным постоянством воли. Будучи предоставлен сам себе, такой
человек уж во всяком случае не будет сознательно разрушать собственную личность. Следуя Декарту, он будет стремиться сохранить разумную целостность своего «я». Если это так, то для него понятно и естественно аналогичное стремление другого. Во-вторых, разумный человек устремит свою энергию не на разрушительные, а на созидательные цели — ведь самое существо разумности ему подсказывает, что разрушение не в его интересах. В-третьих, в обществе самостоятельных и свободных людей, обладающих разумом, установится острое соперничество между индивидами. Но это соперничество будет не разрушать общественное целое, а укреплять и усиливать его. Каждый будет стремиться разумным (целесообразным) путем реализовать свои интересы. Совокупность усилий отдельных индивидов даст в качестве итога мощный импульс для плодотворного развития общества в целом. В-четвертых, перед лицом опасности, угрожающей всем или многим людям, разум всегда подскажет способ, как избежать угрозы. Разумные люди всегда в состоянии найти пути взаимных компромиссов так, чтобы не умалить достоинства человека как разумного существа. В-пятых, общество в целом, прежде всего в лице государства, не может нарушать достоинства личности, рассматривая ее только как средство достижения государственных целей. Либерализм — это тенденция к ограничению вмешательства государства в жизнь граждан. Государство не вправе также опекать своих граждан, подобно тому как родители опекают малолетних детей. <<Правление отеческое,— пишет И. Кант, — при котором подданные, как несовершеннолетние. не в состоянии различить, что для них полезно или вредно... Такое правление есть величайший деспотизм». С точки зрения либерализма между гражданами и государственной властью отнюдь не обязательна любовь, но необходим и достаточен минимум взаимного доверия. В-шестых, для либерализма важна не только частная собственность сама по себе (значение частной собственности не подвергается сомнению), а автономия частной собственности от государственной власти. Либерализм резко отрицательно относится к такому положению, когда причастность к политической власти обеспечивает выгодные позиции в присвоении собственности, а значит, власти экономической. Концентрация двух видов власти в одних руках способствует произволу по отношению к большинству населения, делает его право на частную инициативу только формальным, ничем реально не обеспеченным. Поэтому в либеральных концепциях предусматриваются меры к недопущению или, по меньшей мере, ограничению возможностей использования выгодных позиций в государственном управлении или в структурах политической (партийной) власти для личного обогащения. Таковы принципы либерализма, у истоков разработки которых стоял И, Кант вместе с другими мыслителями (особая заслуга принадлежит английскому философу Д. Локку).
Западный либерализм — мощное
и влиятельное идейное
течение. Он пустил глубокие корни
в сознании западного человека. Во многом
он реализовался в практике,
благодаря чему западное общество
приобрело особый динамизм, позволивший
ему по многим параметрам выйти в
лидеры мирового сообщества. Однако
прямой перенос принципов либерализма
в регионы с иной (не западной)
культурой и традициями сталкивается
со множеством трудностей.
Это свидетельствует о том, что
либерализм на Западе подпитывается
всем комплексом условий западного образа
жизни, а не одной либеральной теорией.
В число таких условий входит вся западная
(прежде всего западноевропейская)
культура во всем многообразии
ее исторических проявлений.
В отсутствие необходимого комплекса
условий либерализм < повисает
в воздухе». Именно это и происходит
при попытках претворить его в жизнь в
регионах с отличными от западных
культурами и традициями.
Поэтому применение принципов
либерализма, например в России,
требует чрезвычайной тщательности
и внимания ко многим деталям
как самой теории либерализма,
так и к особенностям российского
общества, сформированным историей.
Сказанное неумаляет значения либерализма,
прежде всего той высокой оценки достоинства
личности, которая присуща теории либерализма.
Трансцендентализм учения И. Канта
«Трансцендентальное значение
Итак, кантовская философия, по определению самого автора, есть философия трансцендентальная. Отсюда ясно, сколь большое значение придавал И. Кант этому мудреному и звучному термину. Действительно, в системе
кенингсбергского мыслителя термин «трансцендентальное» выполняет многообразные функции. Прежде всего философия трансцендентальная призвана быть противопоставленной философии трансцендентной, т.е. «запредельной» —такой философии, которая берется рассуждать о вещах, которые не могут быть никак представлены ни в чувственности, ни в рассудке, ни в разуме, а являются предметом веры. Предметы веры, согласно И. Канту, должны быть вынесены за скобки научной философии. Они могут оставаться важной частью «индивидуальной метафизики». Сам мыслитель был глубоко верующим христианином-протестантом. Но вера — за пределами науки и научной философии. Именно поэтому И. Кант предпринимает критику всех известных доказательств бытия Бога, ибо все они построены на неверной предпосылке — якобы предметы веры могут быть доказаны или опровергнуты средствами разума, т.е. средствами науки. Вера — это сугубо личное, «святая святых» личности. По сути, она у каждого своя, отличная от веры других. Точно так же у каждого свой опыт. Поэтому опытное знание также не может быть предметом научной, т.е. общезначимой, философии. Следовательно, статусом универсального, общечеловеческого, не зависящего от индивидуальных различий людей обладает то, что не является предметом веры, с одной стороны, и то, что не связано непосредственно с опытом — с другой.
Именно эта сфера, лежащая в промежутке между верой и опытом, может быть исследована научно. Она есть предмет трансцендентальной философии. Выводы такой философии могут быть восприняты всеми людьми, так же как ими воспринимаются истины естествознания. Но это одновременно означает, что такая философия описывает не конкретного (эмпирического) человека, а некоторую модель «человека вообще» — трансцендентального субъекта. И. Кант убежден, что можно отвлечься от видимых отличий между людьми, от всяческих индивидуальных особенностей и выявить свойства познания, в общих чертах присущие всем. Люди способны познавать научно, т.е. одинаковым для всех путем. Главное условие — наличие обычного человеческого ума. Но из этого главного условия вытекает еще одно, не столь очевидное — дисциплина ума. Кант рассматривает ее не как внешнюю дисциплину, а как то, что неотъемлемо присуще самому уму. В свою очередь, сам ум и присущая ему дисциплина — свидетельство того, что личность существует как целостность, она способна сохранять себя, не рассыпается на фрагменты. Человек, сохраняющий последовательность (принцип) мышления и поведения, есть личность. Единство, присущее личности, И. Кант называет «синтетическим единством трансцендентальной апперцепции».
Согласно И. Канту, чтобы нечто могло быть познано, оно должно быть помыслено. Не помысленная вещь никак не представлена в сознании, и поэтому, конечно, не может быть познана. Идея И. Канта основана на различении понятий «помыслить» и «познать». Научно-теоретическое познание имеет дело с мыслимыми предметами. Таковы в первую очередь понятия математики и математического естествознания. Как же человек мыслит нечто, чему нет прямых аналогов в чувственно воспринимаемом мире, например, «число», «сила», «масса», «точка», «добро», «справедливость» и др.? Для этого существует специальная способность. Мыслитель называет ее способностью продуктивного воображения. Он хочет тем самым сказать, что теоретическое познание предполагает конструктивную деятельность сознания. Теоретик сначала мысленно конструирует нечто, а затем познает то, что уже помыслено. Так, сам И. Кант сначала сконструировал трансцендентального субъекта, а затем описал его свойства. Открыватели математического анализа изобрели понятия математического предела, функции, производной и т.д., а затем исследовали их свойства. Мыслимые и познаваемые вещи — это, с точки зрения И. Канта, феномены или явления. За явлениями стоят «вещи сами по себе», как они есть, или ноумены. Наукой познаются лишь феномены, а не ноумены, поскольку вещь сама по себе, во всей ее полноте, не может быть представлена в сознании. Теоретическое познание вещи самой по себе, вне конструктивной деятельности продуктивного воображения, невозможно. Последний тезис вызвал множество кривотолков, особенно в русской литературе об И. Канте. Дело, в частности, в том, что кантовское выражение, означающее не более, чем «вещь сама по себе», было переведено весьма буквально и стало звучать глубокомысленно и непонятно — «вещь в себе». Только в издании «Критики чистого разума» 1994 г. оно наконец было исправлено на нормальный русский эквивалент немецкого «das Ding an sich» — «вещь сама по себе».
Но, по И. Канту, вещь сама
по себе непознаваема,
кроме того принципиально, т.е. она
не может быть представлена в
сознании в полном объеме. Мы познаем
феномены, а не ноумены. Феноменальное
знание есть знание научное, поэтому точное,
логичное, теоретическое. Это знание не
обо всех, но только о самых существенных
чертах, об общих закономерностях.
Дальше этого наука идти не в состоянии.
Вещи сами по себе остаются вне пределов
ее досягаемости. Под вещами Кант понимает
не только обычные вещи, но мир
в целом. Мир в целом не познаваем
средствами науки. Средствами
науки не познаваем еще ряд объектов,
которые мыслитель выделяет особо. Это
Бог, душа и свобода. Они остаются принадлежностью
интимного мира личности.
Библиографический список
1 Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Мухин. – М.: «Логос», 2003. – 376с.
2