Философия Иммануила Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:42, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение самых главных черт философии Канта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- рассмотреть теорию познания И. Канта;
- охарактеризовать этическую концепцию И. Канта;
- рассмотреть два периода в философии И. Канта: «докритический» и «критический».

Работа состоит из  1 файл

философия кант.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

  Для него характерно серьезное отношение  к любому авторитету в науке и  философии, о чем свидетельствует  одна из первых его печатных работ  «Мысли об истинной оценке живых сил», написанная им еще в студенческие годы, в которой он ставит вопрос: можно ли критиковать великих ученых, великих философов? И он приходит к выводу, что можно, если у исследователя есть аргументы, достойные аргументов оппонента.

  Кант  предлагает рассмотреть новую, до него неизвестную немеханическую картину  мира. В 1755 году в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» он пытается решить эту задачу. Все тела во Вселенной состоят из материальных частиц – атомов, которые обладают внутренне присущими им силами притяжения и отталкивания. Эта идея положена Кантом в основу его космогонической теории. В первоначальном состоянии, считал Кант, Вселенная представляла собой хаос рассеянных в мировом пространстве разнообразных материальных частиц. Под влиянием присущей им силе притяжения они движутся (без внешнего, божественного толчка!) по направлению друг к другу, причем «рассеянные элементы с большой плотностью, благодаря притяжению, собирают вокруг себя всю материю с меньшим удельным весом». На основе притяжения и отталкивания, различных форм движения материи Кант строит свою космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза происхождения Вселенной и планет объясняет буквально все: и происхождение их, и положение орбит, и происхождение движений. Напоминая слова Декарта «Дайте мне материю и движение, и я построю мир!»4, Кант считал, что ему лучше удалось осуществить замысел: «Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т. е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир».

  Эта космогоническая гипотеза Канта  оказала огромное влияние, как на развитие философской мысли, так и науки. Материалистические идеи его космогонической теории наталкивали самого Канта на критическое отношение к господствующей тогда формальной логике, которая не допускала противоречий, в то время как реальный мир во всех его проявлениях был полон ими. Одновременно перед Кантом стояла уже и в его «докритический» период деятельности проблема возможности познания и прежде всего научного познания.

  Стремление  Канта создать философию, противостоящую «разрушительному скептицизму и  неверию», которые процветали во Франции и робко пробивали путь в Германию во время движения «Бури и натиска», привело Канта к наиболее характерному для него «критическому» периоду.

  Специфическая кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась после опубликования им трех «Критик» – «Критики чистого разума»(1781г.), «Критики практического разума»(1788г), «Критики способности суждения»(1790г). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма (так Кант называл свою философскую систему). Второй период творчества «Канта назван «критическим» не только потому, что «Критиками назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествовавшей ему философии; противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу. В первой из этих книг Кант изложил учение о познании, во второй - этику, в третьей – эстетику и учение о целесообразности в природе. Основу всех этих работ составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях».

  По  Канту, существует мир вещей, независимый  от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения.5 Такая трактовка мира свидетельствует о том, что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей – это мир «вещей в себе», т. е. непознаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие). Таким образом «Вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т. е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

  Философию ХIХ века, в частности немецкую философию, называют классической. В  это время философия получила мощный импульс развития от немецкого идеализма Канта, Гегеля и Фихте. Капитализм, пережив свою классическую, домонополистическую стадию, обнаружил массу противоречий. Острые классовые конфликты, подмена лозунгов свободы, равенства, братства, с помощью которых буржуазия пришла к власти, сломав феодальные порядки, привели к конфликтам в области идеологии. Это неизбежно нашло отражение в философии. К тому же в это время от философии отпочковывались науки, которые до этого входили в ее «юрисдикцию»: социология, психология. Относительную самостоятельность обрели этика и эстетика.

  Кант  выдвинул принцип самоценности каждой личности, которая не должна быть приносима  в жертву даже во имя блага всего  общества. В эстетике вразрез с  формализмом в понимании прекрасного  – объявил высшим видом искусства поэзию, т. к. она возвышается до изображения идеал.

  Социально-политические воззрения Канта, как и вся  его философия, пронизаны духом  аристократической прусской реакции. Время от времени в них слышится трусливый голос немецкого обывателя, тоскующего хотя бы о самых скудных реформах. В духе своей философии Кант пытается и правовые нормы вывести из априорных положений. В основе права, по его мнению, лежат три начала: храни твое личное право, не нарушай чужого, воздай каждому по справедливости. Эти нормы, по обычной для Канта «традиции», носят абстрактно-формальный, бессодержательный характер. Ведущая идея Канта состоит при этом в том, что частная собственность благодаря своему априорному происхождению носит вечный, всеобщий и необходимый характер. Те же атрибуты приписываются Канту, основанному на частной собственности эксплуататорскому обществу. Целью государства является, по Канту, не «благополучие» людей, а суровое и непреклонное «долженствование», осуществление абстрактной и формальной «справедливости».

  Кант  – решительный враг революции  и демократии. Он не возражал против отдельных реформ, проводимых сверху, но при этом оговаривал необходимость  соблюдения в них крайней умеренности. Важнее всего для Канта дух  беспрекословного подчинения властям предержащим, требование «повиноваться той власти, у которой имеется теперь сила». Власть, по Канту, имеет «только права и никаких обязанностей». Все население государства делится Кантом на «граждан» и «только поданных», лишенных самых элементарных прав. Все трудовое население фактически отнесено им к категории «только поданных».

  В международных отношениях, по Канту, «вообще господствует не право, а  только сила». Кант ратовал за «всемирное объединение народов», «всемирное гражданство», за ликвидацию национального суверенитета. В эволюции общественной жизни Кант считал основным содержанием этой эволюции моральное совершенствование людей.

  Кант  создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. До наших  дней философы изучают работы Канта и открывают в них что-то новое и интересное для себя.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Кант И. Сочинения: В 6 т., М.: Мысль, 1963–1966.
  2. Островский Э.В., Философия, М.: Вузовский учебник, 2009 – 313с.
  3. Радугин А.А, Философия, М.: Библионика, 2006 -271с.
  4. Росси Ф.Д. Общественный авторитет разума. Критика, изначальное зло и предназначение человечества // Вопросы философии. – 2000. – № 7. – 43 – 52с.
  5. Рычков А.К, Философия, М.: ИЦ ВЛАДОС, 2004 – 384с.
  6. Под редакцией Лавриненко В.Н, Философия, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 – 735с.
  7. Хрестоматия по философии, Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 – 576с
  8. Хрестоматия по философии, М.: Гардарики, 2002 – 543с.

Информация о работе Философия Иммануила Канта