Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа
"Буря и натиск" - название одной из драм, вышедших из круга молодых поэтов и драматургов, которые в начале семидесятых годов восемнадцатого века внесли свои новые мысли, новое слово в немецкую литературу и эти слова становятся девизом целого литературного направления, во главе которого стоит Гете. Представители движения "Бури и натиск" с их культом бурного гения, не признающего над собой никаких законов, не могли не увлечься заманчивой фигурой Фауста, не останавливающегося в своей борьбе с миропорядком перед союзом с дьяволом.
1. Иоганн Вольфганг Гете. Фауст - трагедия всей жизни.
2. Философское отношение к природе.
3. Смысл человеческого бытия.
4. Значение и актуальность поэмы Фауст.
Тема: Философия Иоганна Вольфганга Гете в поэме
"Фауст".
План
1. Иоганн Вольфганг Гете. Фауст - трагедия всей жизни.
2. Философское отношение к природе.
3. Смысл человеческого бытия.
4. Значение и актуальность поэмы Фауст.
Здесь я людей ваяю,
И в них - мой образ,
Мне подобное племя -
Чтоб мучиться, плакать,
Наслаждаться, веселить себя,
С тобой не считаясь,
Как я.
(И. В. Гете)
"Буря и натиск" - название одной из драм, вышедших из круга молодых поэтов и драматургов, которые в начале семидесятых годов восемнадцатого века внесли свои новые мысли, новое слово в немецкую литературу и эти слова становятся девизом целого литературного направления, во главе которого стоит Гете. Представители движения "Бури и натиск" с их культом бурного гения, не признающего над собой никаких законов, не могли не увлечься заманчивой фигурой Фауста, не останавливающегося в своей борьбе с миропорядком перед союзом с дьяволом.
Это был бунт против средневековой отсталости, против сословных предрассудков, против рутины и невежества, против угодничества перед сильными мира.
"Умнейшим из всех веков" назвал Белинский восемнадцатое столетие. Это был век Просвещения, как называют его историки культуры. Идеология просветителей восторжествовала в эпоху, когда рушился старый средневековой уклад жизни и складывался новый, прогрессивный для того времени буржуазный порядок.
Творчество Гете не только начинало новую страницу в истории национальной литературы. Оно явилось итогом исканий и борений целой эпохи, своеобразным синтезом просветительского века.
Гете понимал, чтобы воздействовать на окружающий мир, надо познать его во всем богатстве и многообразии.
Героями "Бури и натиска" выступали смелые одиночки, бросающие миру вызов насилия и несправедливости.
И Гете ищет своего героя. Еще в ранние годы внимание Гете привлекла народная легенда о Фаусте, возникшая в шестнадцатом веке. В это время феодализму были нанесены первые серьезные удары. Реформация разрушила авторитет католической церкви, мощные восстания крестьян и городской бедноты потрясли всю феодально-крепостническую систему средневековой империи. Именно тогда Германия выдвигала выдающиеся личности революционных вождей, идеи, и планы которых приводят в содрогание и ужас современную буржуазию.
Не является, поэтому и случайностью, что именно в шестнадцатом веке зародилась идея "Фауста" и в народной фантазии возник образ мыслителя, смело дерзающегося проникнуть в тайны природы. Это был бунтарь, и, как всякого бунтаря подрывавшего основы старого порядка церковники объявили его вероотступником, продавшемуся дьяволу.
Подобно многим классическим произведениям "Фауст" зародился в народном творчестве. Художественное сознание народных масс уже давно занимал образ героя готового продать свою душу черным силам ада во имя расширения границ человеческого познания. Прототипом народного Фауста явился живой, конкретный, исторически действительно существовавший в первой половине шестнадцатого века маг и чернокнижник по имени Фауст - прообраз целой плеяды литературных Фаустов.
Гете пишет свою трагедию "Фауст" в течение всей своей жизни: начатая в 1774 году, она была завершена им за полтора года до смерти. В соответствии с общим духом "Бури и натиска", Фауст (первый названия поэмы - "Прафауст") - был бунтарем, рвущимся к познанию тайн природы, но неизбежно обреченный на поражение. Только в окончательной редакции "Фауста" после многих прожитых лет и раздумий возник образ Фауста побеждающего.
Трагедия в стихах "Фауст" - самое великое творение Гете.
"Никогда и нигде - и не только в творчестве Гете, но и во всей немецкой и мировой литературе той эпохи - великая вера в жизнь и борьбу за человеческое счастье на земле не нашла такого гениального художественного выражения, как в "Фаусте"... Всю исполинскую мощь своего гения, всю мудрость и глубину своего познания жизни Гете с наибольшей поэтической силой и драматическим совершенством воплощает в "Фаусте". "Фауст" Гете философская поэма, раскрывающая гигантские горизонты, ставящая и разрешающая основные вопросы человеческого бытия. В чем смысл жизни, в чем ее назначение? На эти важнейшие вопросы... Гете отвечает в своей поэме", - писал русский литературовед Я. М. Металлов.
Гете искренне и твердо верил в торжество разума на земле. И эту веру вложил в образ героя своего величайшего произведения.
Легенда о Фаусте отражала веру в человека, в силу и величие его мысли. Поэту был близок образ человека, преодолевающего любые трудности и соблазны и уверенно идущего вперед к достижению своей высокой цели.
Фауст представляет собой тип мыслителя, стремящегося, во что бы то ни стало постичь тайны природы и жизни. Все эти черты и взял писатель за основу при создании образа своего героя. Характер Фауста очень сложен и противоречив, его душу все время терзают сомнения, воодушевление сменяется в его сердце печалью и неудовлетворенностью. Даже всматриваясь в обстановку его кабинета, который он сам сравнивает с "Глухой каменной норой", мы видим отражение того тесного, душного круга, из которого герой стремится вырваться "На волю, в широкий мир". Он мечтает познать истину, изучить законы природы.
Пролог на небесах носит символический характер и является, по сути дела завязкой всей трагедии. Величественно и торжественно, поражая спокойностью и плавностью ритма, звучит гимн архангелов мирозданию. Вселенная величественна, все в природе находится в непрерывном движении, в борьбе:
Грозя земле, волную воды,
Бушуют бури и шумят,
И грозной цепью сил природы
Весь мир таинственно объят.
Есть глубокий смысл в том, что сразу же по окончании этого гимна мироздании начинается спор о человеке, о смысле его существования. Поэт как бы приоткрывает перед нами величие космоса, а затем спрашивает: что же такое человек в этом огромном, бесконечном мире. Ироническое вступление Мефистофеля в диалог архангелов вносит диссонанс в это славословие, противопоставляя гармоническому величию природы ничтожность человеческого существования. В разговоре с архангелами, дает уничтожающую характеристику человека. Человек, даже такой как Фауст, по его мнению, ничтожен, беспомощен, жалок: Мефистофель издевается над тем, что человек гордится своим разумом, считая это пустым самомнением. Этот разум, утверждает Мефистофель служит лишь во вред человеку, ибо делает его "еще более животным, чем любое животное".
Гуманистическую программу Гете вкладывает в уста господа, который противопоставил Мефистофелю свою веру в человека. Поэт убежден, что Фауст преодолеет временные заблуждения и найдет дорогу к истине.
И посрамлен да будет сатана!
Знай: чистая душа в своем исканье смутном
Сознаньем истины полна!
Здесь показан основной конфликт и дана завязка той борьбы, которая развернется вокруг вопроса о призвании человека, а также намечено оптимистическое разрешение этого конфликта.
В первой сцене перед нами кабинет Фауста. Мрачная комната с готическими сводами, уходящими высоко вверх, символизирует тот душный, тесный круг, из которого Фауст стремится вырваться "На волю, в широкий мир".
Науки, которые он изучал, не приблизили его к познанию истины. Вместо живой природы его окружают "тлен и хлам", "скелеты животных и кости мертвецов".
Отчаяние толкает его к магии. Волшебным заклинанием он вызывает Духа Земли, но тайна его остается недоступной Фаусту. Природа необъятна, путь к ее познанию труден. Недаром Фауст вспоминает о мучениках мысли, сожженных на кострах.
Раздумья Фауста переданы в ярких лирических монологах. Поэт находит живые краски для передачи сложного философского рассуждения героя. В уста Фауста он вкладывает выразительную характеристику обстановки. Свой кабинет Фауст сравнивает с "глухой каменной норой", в которую солнечный свет едва проникает сквозь тусклые цветные стекла. Книги изглоданы червями и покрыты пылью.
Живой природы пышный цвет,
Творцом на радость данный нам,
Ты променял на тлен и хлам,
На символ смерти, на скелет!.. -
так образно Гете передает смысл той борьбы, которая происходит в душе Фауста.
Но Гете не ограничивается этим страстным монологом. Конфликт между подлинной наукой и мертвым знанием он раскрывает, сталкивая Фауста с его учеником Вагнером. Вагнер - это тип обывателя в науке. Кропотливо роясь в пыльных пергаментах, замкнувшись в полумраке средневекового кабинета, Вагнер, в отличие от Фауста, вполне удовлетворен своим жребием. Он далек от жизни и не интересуется жизнью:
Без скуки без отрадной
Копается в вещах скучнейших и пустых;
Сокровищ ищет он рукою жадной -
И рад когда червей находит дождевых.
Очень важна сцена - У "Городских ворот". Старинный город с узкими улицами окруженный крепостной стеной, валом и рвом, предстает как символ средневековой замкнутости.
Пасхальный праздник утрачивает свой религиозный смысл. Народ празднует воскресение природы. Из затхлых, тесных домов, из мастерских, где каждый был прикован к своему ремеслу, из мрака церквей,
Из душного города в поле, на свет
Теснится народ, оживлен, разодет...
И здесь, среди танцующих крестьян появляется Фауст. Весь его замечательный монолог пронизывает ощущение жизни, радости бытия восприятие природы:
Умчалися в море разбитые льдины,
Живою улыбкой сияет весна...
...Повсюду живое стремленье родится,
Все вырасти хочет, спешит расцветиться,
И если поляна еще не цветет,
То вместо цветов нарядился народ.
Оживление природы и весенний праздник Фауст ощущает как воскресение самого народа, который покидает тесные пределы средневекового города, как сам он стремится вырваться из мертвых оков средневековой науки.
Когда крестьяне благодарят Фауста за помощь во время эпидемии, слова благодарности отзываются в его душе насмешкой. Фауст понимает, что его наука пока бессильна помочь народу. Фауст мечтает о том, чтобы просветить свой народ и перевести на родной язык Евангелие - книгу, которая в те времена заменяла учебник. Но первая же строка поднимает в душе Фауста волну сомнений. "Я слово не могу так высоко ценить" - говорит он.
Слово не может быть двигателем прогресса, основой развития цивилизации. Он меняет текст перевода и уверенно пишет: "Деяние - начало бытия".
Не разделяя революционных взглядов, Гете вместе с тем утверждал идею прогресса, непрерывного движения вперед. И он понимал, что именно своей деятельностью, созидательным трудом человек сможет проложить себе дорогу в будущее. Познание природы человеком, изменение социальных условий возможно только посредством деяния.
Фауст сознает, что путь к познанию истины будет нелегок, но все же отправляется в этот путь, движимый жаждой познания. Гете через образ героя утверждает идею непрерывного движения вперед, постоянного действия, созидательного труда. Так как в этом случае человек может познать себя и природу окружающего мира. Фаусту, по словам Н. Г. Чернышевского "...нужна истина более глубокая, жизнь более полная, потому - то он и должен войти в союз с Мефистофелем, то есть отрицанием". Именно в столкновении с Мефистофелем, в споре с ним, в попытках доказать его неправоту, развивается характер героя. Он понимает, что не может стоять на месте, не найдет покоя и не захочет остановить мгновение. Фауст, охваченный жаждой поиска и познания, будет вечно стремиться вперед.
Что дашь ты, жалкий бес, какие наслаждения?
Дух человеческий и гордые стремленья
Таким, как ты, возможно ли понять -
отвечает герой своему искусителю, который хочет потопить его стремления в омуте низменных удовольствий. Мефистофель воплощает в себе сомнение отрицание, разрушение. Становясь спутником Фауста, он стремится сбить его с намеченного пути, вселить в него сомнение, повести его " путем превратным за собою". Но Фауст дает клятву никогда не поддаваться соблазну покоя и довольства:
Когда на ложе сна, в довольстве и покое,
Я упаду, тогда настал мой срок!
Когда ты льстить мне лживо станешь
И буду я собой доволен сам,
Восторгом чувственным, когда меня обманешь,
Тогда - конец!
При встрече с Мефистофелем мы видим Фауста недовольного своей жизнью.
Собой напрасно слишком я кичился:
Мое достоинство лишь твоему равно,
И тайн природы знать мне не дано.
Человек должен испытать на себе чувство радости и боли и от жизни должен ожидать не только радости, чтобы открыть и познать природу человеческой среды
Что человечеству дано в его судьбине,
Все испытать изведать должен он.
Гете отвергал всякие не основанные на опыте и потому антинаучные измышления и вложил в уста Мефистофеля пренебрежительную оценку метафизики, которая рассматривала вопросы неподдающиеся изучению посредством опыта, о боге, душе. Во время беседы с учеником Фауста, прикинувшись им, Мефистофель отговаривает ученика от приобретения полезных знаний, от всех метафизических наук, юриспруденции.
По правде, в ней большого проку нет.
Законы и права, наследное именье,
Как старую болезнь с собой
Несет одно другому поколенье.
О богословии:
Не стану вас вводить я в заблужденье,
Мой юный друг. В науке сей
Легко с дороги сбиться:
Все в ней ложно;
Так яду скрытого разлито много в ней,
Что с пользой различить его едва ли можно.
Чтобы отвлечь Фауста от высоких стремлений, Мефистофель ведет его в кухню ведьмы, опьяняет волшебным зельем, увлекает его за собой, в погребок Ауэрбаха, устраивает его встречи с Маргаритой, чтобы волнение страсти заставило забыть о долге перед истиной.
Вспомним спор между богом и Мефистофелем в Прологе на небесах. Речь шла о том, велик человек или ничтожен. И дальше это спор продолжается, принимая форму договора, или, точнее, пари между Фаустом и Мефистофелем. Удастся ли Мефистофелю соблазнить Фауста, потопить его высокие стремления в потоке низменных удовольствий, так, чтобы ему, наконец, остановить мгновение! Это и будет победа Мефистофеля - он тем самым докажет что человек мало чем отличается от животного, но Фауст уверен в себе. Он знает, что никогда не найдет покоя, не удовлетворится достигнутым, вечно будет стремиться вперед, охваченный жаждой поиска и познания, и никогда не скажет: "Мгновенье, ты прекрасно, остановись! " Эти слова означали бы, что больше ему ничего не надо.
Информация о работе Философия Иоганна Вольфганга Гете в поэме "Фауст"