Философия Иоганна Вольфганга Гете в поэме "Фауст"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание

"Буря и натиск" - название одной из драм, вышедших из круга молодых поэтов и драматургов, которые в начале семидесятых годов восемнадцатого века внесли свои новые мысли, новое слово в немецкую литературу и эти слова становятся девизом целого литературного направления, во главе которого стоит Гете. Представители движения "Бури и натиск" с их культом бурного гения, не признающего над собой никаких законов, не могли не увлечься заманчивой фигурой Фауста, не останавливающегося в своей борьбе с миропорядком перед союзом с дьяволом.

Содержание

1. Иоганн Вольфганг Гете. Фауст - трагедия всей жизни.
2. Философское отношение к природе.
3. Смысл человеческого бытия.
4. Значение и актуальность поэмы Фауст.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 103.75 Кб (Скачать документ)

Прототипом Мефистофеля, как признавал сам Гете, послужил ему его друг И. Г. Мерк - весьма ловкий, умный и образованный делец, отличавшийся скептицизмом и цинизмом, но было бы неправильно видеть в Мефистофеле только соблазнителя, злодея, толкающего Фауста на дурные поступки. Тем более неверно считать его неким отрицательным персонажем в произведении. Роль Мефистофеля сложнее, многозначнее. При первом своем появлении перед Фаустом он сам себя представляет так:

 

Часть вечной силы я,

Всегда желавшей зла, творившей лишь благое.

…Я отрицаю все, и в этом суть моя…

Это слова Мефистофеля и следующие ("Достойно гибели все то, что существует") часто приводят как образец диалектики, то есть познание мира в его противоречиях, в борьбе противоположностей.

Фауст предстает в сцене "Лес и пещера" во всей сложности и богатстве своих переживаний. Союз с Мефистофелем и чувственная страсть к Маргарите, столь часто прорывавшаяся ранее, отнюдь не убили в Фаусте высоких философских запросов и интересов. В отличие от начальных сцен поэмы Фауст, видимо, умудренный реальной практической жизнью, которой он приобщился после заключения договора с Мефистофелем, теперь выступает гораздо более зрелым и уравновешенным. Освободившись от прежней философской безнадежности и мизантропии, Фауст проникает в самое сердце природы, " в волнах и в воздухе". Весь величественный монолог Фауста о братстве человека с природой проникнут учением Спинозы, оказавшего огромное влияние на Гете, и который объявил человека частью обожествленной природы.

Мефистофель явно недоволен философски - возвышенными рассуждениями Фауста. Найдя Фауста в лесном уединенье, Мефистофель ловкими саркастическими насмешками и коварным рассказом о бедняжке Гретхен, побуждает Фауста покинуть лес и вернуться к возлюбленной.

 

К чему же ты сюда, в леса и горы,

Как мрачный филин, обращаешь взоры?

Во влажном мху,

Под кровом темноты,

Себе как жаба жизни ищешь ты?

 

На что Фауст отвечает

 

Поймешь ли ты,

Что я в пустыне здесь

Чудесной силой оживаю весь?

Да, если б мог понять ты, то, конечно,

Как черт, ты мне б завидовал сердечно.

 

Гете однажды обмолвился, что оба - Фауст и Мефистофель воплощают разные грани его собственного Я. Таким образом автор подсказывает нам, что столкновение этих двух персонажей в трагедии можно понимать и как борьбу двух противоположных тенденций в душе человека: веры и сомнения, безудержного порыва и трезвой, подчас слишком приземленной и грубо - эгоистической рассудочности. Ведь и сам Фауст произнес знаменательные слова:

 

Ах, две души живут в больной груди моей,

Друг другу чуждые, - и жаждут разделенья!

 

Своими сомнениями, своими язвительными насмешками, своим грубым, циничным отношением к жизни, Мефистофель волнует, возбуждает Фауста, заставляет его спорить, бороться, отстаивать свои взгляды, и тем самым толкает его вперед и выше. Фауст не мог ограничиться теми успокоительными, но чрезвычайно узкими и пошлыми идеями и чувствами, которыми утешаются люди Вагнеру. Ему нужна истина более глубокая, жизнь более полная.

Отмечая сложную роль Мефистофеля в развитии основной темы - борьбы Фауста за истину, - следует особо выделить сцены, в которых Мефистофель сам выступает с критическим осуждением критичности. Мефистофель дает меткую характеристику тогдашним наукам, в которых живая природа рассматривалась как неизменная, неразвивающаяся. Мефистофель издевательски советует: "Держитесь слова":

 

Словами диспуты ведутся,

Из слов системы создаются.

 

Здесь горькая насмешка Мефистофеля служит утверждению идей Гете: важно в борьбе за истинное знание не быть рабом мертвой догмы и пустой фразы. Это очень важное утверждение Гете, для тех времен, так как науки не развивались, основывались лишь на теории и словесных выводах. Истину необходимо искать через познание природы.

Выдающиеся художественное мастерство Гете проявляется в том, что все эти сложные философские проблемы становятся содержанием драматургического конфликта и раскрываются в живых ярких образах.

С момента, когда в одежде странствующего философа, Мефистофель появляется в кабинете Фауста, он предстает перед зрителем живой участник жизненной борьбы. Он спорит с Фаустом, нередко подшучивая над ним, но, никогда не одерживая победы. Лукаво он ведет беседу с Мартой, заставляя ее то плакать, то браниться. Он умеет изысканно вежливо разговаривать с Маргаритой, а в кухне ведьмы в гневе бьет посуду, и осыпает ведьму Ругательствами. Хотя Мефистофель выступает здесь, в соответствии с сюжетом стариной легенды, как дьявол, но Гете придает ему черты скептика и остроумца восемнадцатого века. Мефистофель стремится отвлечь Фауста от его высоких помыслов и разжигает в нем страсть девушки. На какой то момент Мефистофелю удается его замысел и Фауст требует, чтобы он помог ему соблазнить девушку. Маргарита поверила и была обманута им. Гете выразительно рисует те силы, которые обрушиваются на несчастную жертву и уничтожают ее.

Это обывательская мораль, представленная общественным мнением, церковью, устрашающей мрачными латинскими гимнами о грядущем возмездии, и, наконец, в последней сцене - правосудие феодального государства.

Напрасно в финале злорадствует Мефистофель. Пусть Маргарита виновна, но она предстает перед нами как человек, и прежде всего потому, что ее чувство к Фаусту было искренним, глубоким и беззаветным. Трагическая гибель Маргариты убеждает Фауста в том, что смысл жизни заключается в неудовлетворении личных желаний, а в служении людям, в осознании человеком своей ответственности за других.

Вторую часть трагедии Гете дописывал в последние десять лет своей жизни. За эти годы многое произошло в жизни человечества. Внимательно следил великий поэт за развитием философской научной мысли, за успехами техники. Вторая часть книги включает в себя намеки на события и споры тех лет. Но главным остается путь Фауста. Он труден, связан с новыми иллюзиями и заблуждениями. Здесь преобладают символические образы. Гете привлекает образ Древней Греции. Елена Прекрасная выступает как символ красоты античного мира. Символичен брак Фауста и Елены. В нем воплощена мечта о возрождении высоких идеалов Греческой древности. Но эта мечта рушится: гибнет их сын, исчезает как призрак сама Елена.

Всем дальнейшим развитием действия Гете утверждает прогрессивную, в конечном счете революционную мысль: золотой век не в прошлом, а в будущем, но его нельзя приблизить одними лишь прекрасными мечтаниями, за него надо бороться.

 

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой! -

 

Восклицает состарившийся, ослепший, но внутренне прозревший Фауст.

Фауст осуществляет смелый преобразования природы. Осушается часть моря и на отвоеванной у моря земле строится новый город, чтобы они могли служить людям. Мгновение, когда дряхлому, ослепшему Фаусту открывается все величие его замысла, подлинно прекрасно.

 

Я целый край создам обширный, новый,

И пусть мильоны здесь людей живут.

Всю жизнь, в виду опасности суровой,

Надеясь лишь на свой свободный труд…

Тогда сказал бы я: мгновенье!

Прекрасно ты, продлись, постой!

И не смыло бы веков теченье

Следа оставленного мной!

В предчувствии минуты дивной той

Я высший миг теперь вкушаю свою.

 

Финал трагедии возвращает нас к прологу на небесах. Согласно договору между господом и Мефистофелем, Фауст должен был бы попасть в ад.  Спор между ними завершился. Однако ангелы возносят душу Фауста в рай: по духу (не по "букве") договора Мефистофель проиграл пари, ибо зло не сумело завладеть Фаустом, человеком, нашедшим истину в самоотречении ради других. Ему не удалось доказать ничтожество человека.

 

Что? Как? Куда умчались? Неужели

Меня вы, дети, обманули? В высь,

На небеса, с добычей улетели!

Затем - то вы у ямы здесь толклись!

Расстался я с сокровищем великим,

Единственным, - его я отдал вмиг им!

Высокий дух, бесценный мой залог -

Как хитрецам вдруг уступить я мог?

Кто склонит слух свой к жалобе законной,

Отдаст мне право, купленное мной?

Как ты, старик, ты, опытом прожженный, ты проведен!

Ты сам тому виной!

 

Трагедия Фауст блистательно завершила век разума. "Фауст" - вдохновенный гимн человеческому дерзанию, человеческой мудрости. Любовь к человечеству, стремление к познанию и желание помочь людям движут героем трагедии. Назвать философскую трагедию Гете можно с полным правом не только потому, что она написана в драматической форме, но в первую очередь потому, что путь человека к истине, к идеалу всегда сопряжен с трагическими ошибками безысходными утратами, с отказом от милых, успокоительных иллюзий. Особенно первая часть трагедии является рассказом о чувственных искушениях, которым поддается Фауст, рассказом о заблуждениях и о страшной цене, которой приходится за них расплачиваться.

Да, путь Фауста труден. Им постоянно овладевают новые иллюзии, которые затем рушатся; его преследуют неудачи и разочарования. Но, пройдя через все испытания, пройдя через все соблазны, герой не теряет веры в светлое будущее, в могущество человеческого разума, в силу человеческого духа. Люди должны верить в себя и надеяться лишь на свои силы, на свой свободный труд - таков вывод Фауста.

Три последних десятилетия своей жизни Гете прожил в 19 веке, и от его проницательного взора не укрылись противоречия нового общества, боль и разочарованием нового времени, ведь "Царство разума", обещанное просветителями не состоялось.

Оптимизм самого Гете, однако, не был поколеблен. И в этом величие титанов века просвещения, - они без колебания несли свою веру в человека, в его высокое призвание.

Но спор между оптимистами и скептиками не закончился, и гетевский "Фауст" вошел в мировую культуру как один из "вечных образов".

В наше время проблемы гетевского Фауста не только приобрели новый смысл, но и необычайно усложнились. Перед современными фаустами жизнь поставила вопросы, безусловно, более трудные, чем перед средневековым чернокнижником, якобы заключившим договор с чертом. Деяние - начало бытия. В этом главный урок Гете - неутомимо стремительно двигаться вперед.

Пассивность, примирение со злом, всякое равнодушие и успокоенность губительны для человека. Клятва Фауста, когда он заключает договор с Мефистофелем, как сказал великий Гете: не поддаваться соблазну покоя и довольства. К дерзанию, непрерывному подвигу во имя будущего зовет нас Гете в своем "Фаусте".


 



Информация о работе Философия Иоганна Вольфганга Гете в поэме "Фауст"