Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа
"Буря и натиск" - название одной из драм, вышедших из круга молодых поэтов и драматургов, которые в начале семидесятых годов восемнадцатого века внесли свои новые мысли, новое слово в немецкую литературу и эти слова становятся девизом целого литературного направления, во главе которого стоит Гете. Представители движения "Бури и натиск" с их культом бурного гения, не признающего над собой никаких законов, не могли не увлечься заманчивой фигурой Фауста, не останавливающегося в своей борьбе с миропорядком перед союзом с дьяволом.
1. Иоганн Вольфганг Гете. Фауст - трагедия всей жизни.
2. Философское отношение к природе.
3. Смысл человеческого бытия.
4. Значение и актуальность поэмы Фауст.
Прототипом Мефистофеля, как признавал сам Гете, послужил ему его друг И. Г. Мерк - весьма ловкий, умный и образованный делец, отличавшийся скептицизмом и цинизмом, но было бы неправильно видеть в Мефистофеле только соблазнителя, злодея, толкающего Фауста на дурные поступки. Тем более неверно считать его неким отрицательным персонажем в произведении. Роль Мефистофеля сложнее, многозначнее. При первом своем появлении перед Фаустом он сам себя представляет так:
Часть вечной силы я,
Всегда желавшей зла, творившей лишь благое.
…Я отрицаю все, и в этом суть моя…
Это слова Мефистофеля и следующие ("Достойно гибели все то, что существует") часто приводят как образец диалектики, то есть познание мира в его противоречиях, в борьбе противоположностей.
Фауст предстает в сцене "Лес и пещера" во всей сложности и богатстве своих переживаний. Союз с Мефистофелем и чувственная страсть к Маргарите, столь часто прорывавшаяся ранее, отнюдь не убили в Фаусте высоких философских запросов и интересов. В отличие от начальных сцен поэмы Фауст, видимо, умудренный реальной практической жизнью, которой он приобщился после заключения договора с Мефистофелем, теперь выступает гораздо более зрелым и уравновешенным. Освободившись от прежней философской безнадежности и мизантропии, Фауст проникает в самое сердце природы, " в волнах и в воздухе". Весь величественный монолог Фауста о братстве человека с природой проникнут учением Спинозы, оказавшего огромное влияние на Гете, и который объявил человека частью обожествленной природы.
Мефистофель явно недоволен философски - возвышенными рассуждениями Фауста. Найдя Фауста в лесном уединенье, Мефистофель ловкими саркастическими насмешками и коварным рассказом о бедняжке Гретхен, побуждает Фауста покинуть лес и вернуться к возлюбленной.
К чему же ты сюда, в леса и горы,
Как мрачный филин, обращаешь взоры?
Во влажном мху,
Под кровом темноты,
Себе как жаба жизни ищешь ты?
На что Фауст отвечает
Поймешь ли ты,
Что я в пустыне здесь
Чудесной силой оживаю весь?
Да, если б мог понять ты, то, конечно,
Как черт, ты мне б завидовал сердечно.
Гете однажды обмолвился, что оба - Фауст и Мефистофель воплощают разные грани его собственного Я. Таким образом автор подсказывает нам, что столкновение этих двух персонажей в трагедии можно понимать и как борьбу двух противоположных тенденций в душе человека: веры и сомнения, безудержного порыва и трезвой, подчас слишком приземленной и грубо - эгоистической рассудочности. Ведь и сам Фауст произнес знаменательные слова:
Ах, две души живут в больной груди моей,
Друг другу чуждые, - и жаждут разделенья!
Своими сомнениями, своими язвительными насмешками, своим грубым, циничным отношением к жизни, Мефистофель волнует, возбуждает Фауста, заставляет его спорить, бороться, отстаивать свои взгляды, и тем самым толкает его вперед и выше. Фауст не мог ограничиться теми успокоительными, но чрезвычайно узкими и пошлыми идеями и чувствами, которыми утешаются люди Вагнеру. Ему нужна истина более глубокая, жизнь более полная.
Отмечая сложную роль Мефистофеля в развитии основной темы - борьбы Фауста за истину, - следует особо выделить сцены, в которых Мефистофель сам выступает с критическим осуждением критичности. Мефистофель дает меткую характеристику тогдашним наукам, в которых живая природа рассматривалась как неизменная, неразвивающаяся. Мефистофель издевательски советует: "Держитесь слова":
Словами диспуты ведутся,
Из слов системы создаются.
Здесь горькая насмешка Мефистофеля служит утверждению идей Гете: важно в борьбе за истинное знание не быть рабом мертвой догмы и пустой фразы. Это очень важное утверждение Гете, для тех времен, так как науки не развивались, основывались лишь на теории и словесных выводах. Истину необходимо искать через познание природы.
Выдающиеся художественное мастерство Гете проявляется в том, что все эти сложные философские проблемы становятся содержанием драматургического конфликта и раскрываются в живых ярких образах.
С момента, когда в одежде странствующего философа, Мефистофель появляется в кабинете Фауста, он предстает перед зрителем живой участник жизненной борьбы. Он спорит с Фаустом, нередко подшучивая над ним, но, никогда не одерживая победы. Лукаво он ведет беседу с Мартой, заставляя ее то плакать, то браниться. Он умеет изысканно вежливо разговаривать с Маргаритой, а в кухне ведьмы в гневе бьет посуду, и осыпает ведьму Ругательствами. Хотя Мефистофель выступает здесь, в соответствии с сюжетом стариной легенды, как дьявол, но Гете придает ему черты скептика и остроумца восемнадцатого века. Мефистофель стремится отвлечь Фауста от его высоких помыслов и разжигает в нем страсть девушки. На какой то момент Мефистофелю удается его замысел и Фауст требует, чтобы он помог ему соблазнить девушку. Маргарита поверила и была обманута им. Гете выразительно рисует те силы, которые обрушиваются на несчастную жертву и уничтожают ее.
Это обывательская мораль, представленная общественным мнением, церковью, устрашающей мрачными латинскими гимнами о грядущем возмездии, и, наконец, в последней сцене - правосудие феодального государства.
Напрасно в финале злорадствует Мефистофель. Пусть Маргарита виновна, но она предстает перед нами как человек, и прежде всего потому, что ее чувство к Фаусту было искренним, глубоким и беззаветным. Трагическая гибель Маргариты убеждает Фауста в том, что смысл жизни заключается в неудовлетворении личных желаний, а в служении людям, в осознании человеком своей ответственности за других.
Вторую часть трагедии Гете дописывал в последние десять лет своей жизни. За эти годы многое произошло в жизни человечества. Внимательно следил великий поэт за развитием философской научной мысли, за успехами техники. Вторая часть книги включает в себя намеки на события и споры тех лет. Но главным остается путь Фауста. Он труден, связан с новыми иллюзиями и заблуждениями. Здесь преобладают символические образы. Гете привлекает образ Древней Греции. Елена Прекрасная выступает как символ красоты античного мира. Символичен брак Фауста и Елены. В нем воплощена мечта о возрождении высоких идеалов Греческой древности. Но эта мечта рушится: гибнет их сын, исчезает как призрак сама Елена.
Всем дальнейшим развитием действия Гете утверждает прогрессивную, в конечном счете революционную мысль: золотой век не в прошлом, а в будущем, но его нельзя приблизить одними лишь прекрасными мечтаниями, за него надо бороться.
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой! -
Восклицает состарившийся, ослепший, но внутренне прозревший Фауст.
Фауст осуществляет смелый преобразования природы. Осушается часть моря и на отвоеванной у моря земле строится новый город, чтобы они могли служить людям. Мгновение, когда дряхлому, ослепшему Фаусту открывается все величие его замысла, подлинно прекрасно.
Я целый край создам обширный, новый,
И пусть мильоны здесь людей живут.
Всю жизнь, в виду опасности суровой,
Надеясь лишь на свой свободный труд…
Тогда сказал бы я: мгновенье!
Прекрасно ты, продлись, постой!
И не смыло бы веков теченье
Следа оставленного мной!
В предчувствии минуты дивной той
Я высший миг теперь вкушаю свою.
Финал трагедии возвращает нас к прологу на небесах. Согласно договору между господом и Мефистофелем, Фауст должен был бы попасть в ад. Спор между ними завершился. Однако ангелы возносят душу Фауста в рай: по духу (не по "букве") договора Мефистофель проиграл пари, ибо зло не сумело завладеть Фаустом, человеком, нашедшим истину в самоотречении ради других. Ему не удалось доказать ничтожество человека.
Что? Как? Куда умчались? Неужели
Меня вы, дети, обманули? В высь,
На небеса, с добычей улетели!
Затем - то вы у ямы здесь толклись!
Расстался я с сокровищем великим,
Единственным, - его я отдал вмиг им!
Высокий дух, бесценный мой залог -
Как хитрецам вдруг уступить я мог?
Кто склонит слух свой к жалобе законной,
Отдаст мне право, купленное мной?
Как ты, старик, ты, опытом прожженный, ты проведен!
Ты сам тому виной!
Трагедия Фауст блистательно завершила век разума. "Фауст" - вдохновенный гимн человеческому дерзанию, человеческой мудрости. Любовь к человечеству, стремление к познанию и желание помочь людям движут героем трагедии. Назвать философскую трагедию Гете можно с полным правом не только потому, что она написана в драматической форме, но в первую очередь потому, что путь человека к истине, к идеалу всегда сопряжен с трагическими ошибками безысходными утратами, с отказом от милых, успокоительных иллюзий. Особенно первая часть трагедии является рассказом о чувственных искушениях, которым поддается Фауст, рассказом о заблуждениях и о страшной цене, которой приходится за них расплачиваться.
Да, путь Фауста труден. Им постоянно овладевают новые иллюзии, которые затем рушатся; его преследуют неудачи и разочарования. Но, пройдя через все испытания, пройдя через все соблазны, герой не теряет веры в светлое будущее, в могущество человеческого разума, в силу человеческого духа. Люди должны верить в себя и надеяться лишь на свои силы, на свой свободный труд - таков вывод Фауста.
Три последних десятилетия своей жизни Гете прожил в 19 веке, и от его проницательного взора не укрылись противоречия нового общества, боль и разочарованием нового времени, ведь "Царство разума", обещанное просветителями не состоялось.
Оптимизм самого Гете, однако, не был поколеблен. И в этом величие титанов века просвещения, - они без колебания несли свою веру в человека, в его высокое призвание.
Но спор между оптимистами и скептиками не закончился, и гетевский "Фауст" вошел в мировую культуру как один из "вечных образов".
В наше время проблемы гетевского Фауста не только приобрели новый смысл, но и необычайно усложнились. Перед современными фаустами жизнь поставила вопросы, безусловно, более трудные, чем перед средневековым чернокнижником, якобы заключившим договор с чертом. Деяние - начало бытия. В этом главный урок Гете - неутомимо стремительно двигаться вперед.
Пассивность, примирение со злом, всякое равнодушие и успокоенность губительны для человека. Клятва Фауста, когда он заключает договор с Мефистофелем, как сказал великий Гете: не поддаваться соблазну покоя и довольства. К дерзанию, непрерывному подвигу во имя будущего зовет нас Гете в своем "Фаусте".
Информация о работе Философия Иоганна Вольфганга Гете в поэме "Фауст"