Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 00:51, контрольная работа
Цель работы состоит в изучении философии эпохи Просвещения. Для раскрытия этого вопроса нужно прежде всего дать общую характеристику и значимость данной темы.
Введение
I. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы.
II. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения.
1) Этьенн Бонно де Кондильяк
2) Жюльен Офре де Ламетри
3) Дени Дидро
4) Вольтер(Франсуа-Мари Аруэ)
5) Жан-Жака Руссо
6) Поль Анри Гольбах
7) Клод Адриан Гельвеций
III. Cоциально-философское значение Французского Просвещения.
Заключение
Список литературы
ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Философия»
на тему:
«Философия
эпохи Просвещения»
.
План
Введение
Заключение
Список
литературы
Цель работы состоит в
Просвещение - интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.
Существовало восприятие Бога
как Великого Архитектора,
Задачи работы : Изучить философию Французского
Просвещения и ее общую характеристику;
концепцию человека и общества в трудах
мыслителей эпохи Просвещения. Раскрыть
социально-философское значение Французского
Просвещения.
Философия
Французского Просвещения:
общая характеристика
и основные пробелы.
Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии и культуры человечества. Её начало связывают с 1718 годом, когда в Париже была осуществлена первая постановка трагедии «Эдип» Вольтера. Вольнодумный, критический пафос трагедии отразил кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти XVIII века. Господствующим догмам католического сознания были противопоставлены права просвещённого критического разума, дух сомнения и скептицизма
В
философии французского Просвещения
можно выделить три основных направления:
деистическое; атеистическо-
Деизм — направление в философии, сторонники которого:отвергали идею личного Бога; не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом); видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения. К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
Другим
возможным направлением философии
французского Просвещения было атеистическо-
Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг. и после ее завершения.
Феодально-клерикальным догмам и религиозному фанатизму официальной церкви французские просветители противопоставили концепцию «естественной религии». Французские просветители понимали такую, которая не противоречит человеческой природе и включает в себя общие всему человечеству принципы нравственности. Природа является храмом единого божества и в ней господствует универсальная мораль: «Делай то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе».
Утверждая
независимость моральных
Большое внимание просветители уделяли обоснованию материалистической концепции природы. Эта концепция стала одной из центральных в труде Поля Гольбаха «Система природы».
В качестве сущности и основы всех процессов природы Гольбах называет материю. Он выдвигает идею субстанциональности материи, её неразрывной связи с движением. Причины движения материи Гольбах видит в самой материи, в её сущности, так как движение – это способ существования материи. Материя движется благодаря собственной энергии, внутренне присущим её силам и всё разнообразие движения материи происходит от различия её свойств и качеств. Движение универсально, оно присуще всем телам Вселенной.
Фундаментальные положения о качественном многообразии форм материи, об универсальности движения во Вселенной Гольбах формулирует на основе достижений физики и химии, что вступало в противоречие с господствующей в то время механистической картиной мира.
В XVIII веке именно механика выделялась своими успехами в описании природы. В последующем многие философы, и в частности представители диалектического материализма, отмечали как недостаток французского материализма его “идеализм” в понимании общественной жизни и общественной истории, поскольку они, и общественную жизнь и историю объясняют сознанием и волей людей.
Французский
механистический материализм (исключая
материализм Фейербаха) представляет
наивысшую ступень философского
материалистического мышления домарксистской
философии. Французские механистические
материалисты исходили из традиций как
английского, так и французского материализма.
Французский материализм внес значительный
прогресс в понимание общества, в частности,
в своем подчеркивании естественной обусловленности
общественного развития. Несмотря на названные
положительные моменты, эта ступень в
развитии материализма была исторически
ограниченной. Главным недостатком этого
материализма - как и материализма Фейербаха
- было то, "что предмет, действительность,
чувственность берется только в форме
объекта, или в форме созерцания, а не как
человеческая чувственная деятельность,
практика, не субъективно. Поэтому идеалистическая
философия "пережила свою победоносную
и содержательную реставрацию в немецкой
философии и особенно в спекулятивной
немецкой философии XIX века".
Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения
В работах представителей французского материализма второй половины XVIII в. своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии предреволюционной буржуазной философии вообще. Материалистическая философия этого периода черпает как из предшествующего французского философского мышления, так и из материалистических элементов философии Декарта и английской сенсуалистской философии Бэкона и Локка. "...Существуют два направления французского материализма: одно ведет свое происхождение от Декарта, другое - от Локка. Последнее направление материализма составляет, по преимуществу, французский образовательный элемент и ведет прямо к социализму. Первый, механистический материализм, вливается во французское естествознание в собственном смысле слова. В ходе развития оба направления перекрещиваются" - так характеризуют французский материализм XVIII в. основатели марксистской философии.
Этьенн Бонно де Кондильяк
Большую роль в
Жюльен Офре де Ламетри
Душа, по мнению Ламетри, - это
лишённый содержания термин, которым
здравый ум обозначает ту
Он
утверждал, что люди от природы вероломны,
коварны, злы и потому дурных людей
всегда больше, чем добродетельных,
живущих своим собственным
В отличие от Ламетри Дидро разделяет теорию врождённого нравственного начала английского просветителя А. Шефтсбери. Важнейшим проявлением морального чувства Дидро считал стремление к взаимной любви и поддержке, к добродетели. Но природная склонность к добру не исключает, по мнению Дидро, морального воспитания, которое лишь укрепляет естественную добродетель и формирует нравственные качества человека.
В работе «Элементы физиологии» Дидро рассмотрел обширный естественно-научный материал, который послужил ему основанием для вывода о естественном происхождении жизни, эволюции животного мира, формировании психики человека. На примере Ламетри и Дидро можно видеть, что изучение естественных наук в целом оказало существенное влияние на стиль философского мышления французских просветителей.
Вольтер(Франсуа-Мари Аруэ)
С позиций умеренного деизма рассуждал о слабости и ничтожности человека Вольтер. В «Трактате о метафизике» и «Философских письмах» он отстаивает «материальность души и сознания» человека, а понятие человеческой судьбы трактует на основе естественно-научного детерминизма. Ограничивая свободу Бога, он отстраняет его от предопределения человеческой судьбы. Человек подчинён законам природы и в этом состоит его судьба и несвобода. Вольтер считает человека общественным существом, «социальным животным», которое испытывает потребность в обществе. Социальные свойства, по мнению Вольтера, есть основной признак человека.
Руссо, считал, что человек по природе доброе и хорошее существо и что единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным. В самом значительном своём труде «Об общественном договоре, или Принципы политического права» Руссо утверждает концепцию гражданской свободы. Считая равенство естественным состоянием человеческого общества, Руссо главную причину неравенства видит в возникновении частной собственности. В целях смягчения неравенства Руссо предлагает ввести прогрессивный налог, ограничить переход имущества и капитала по наследству, освободить от налогов тех землевладельцев, которые имеют лишь самые необходимые средства труда.