Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 00:51, контрольная работа
Цель работы состоит в изучении философии эпохи Просвещения. Для раскрытия этого вопроса нужно прежде всего дать общую характеристику и значимость данной темы.
Введение
I. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы.
II. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения.
1) Этьенн Бонно де Кондильяк
2) Жюльен Офре де Ламетри
3) Дени Дидро
4) Вольтер(Франсуа-Мари Аруэ)
5) Жан-Жака Руссо
6) Поль Анри Гольбах
7) Клод Адриан Гельвеций
III. Cоциально-философское значение Французского Просвещения.
Заключение
Список литературы
Руссо
отстаивал в целом утопическую
идею социального эгалитаризма –
устранение неравенства путём
П. Гольбах свою социально-философскую концепцию тесно увязывает с этической. Он отвергает идеализирование Руссо первобытного состояния общества как «счастливого прошлого» и считает, что подобное «естественное состояние» является надуманным и противоречащим человеческой природе, так как человек всегда существовал в обществе.Сущность общества Гольбах видел, прежде всего, в удовлетворении жизненных потребностей и интересов людей, в их стремлении к счастью.
Источник пороков и бедствий общества Гольбах толкует с просветительских позиций. Это непонимание людьми своих действительных интересов, невежество, заблуждения, незнание путей, которые могли бы привести к благополучию.
Клод Адриан Гельвеций
Своеобразное
понимание сущности человека на основе
материалистического сенсуализма выдвинул
К.Гельвиций. Он считал, что у человека
все сводится к ощущениям. Поэтому движущимися
силами его деятельности и поведения являются
физические удовольствия и страдания.
Они составляют «одно жизненное начало,
одушевляющее человека». Человек стремится
получить удовольствия и избежать страдания.
Гельвиций составляет генеалогию страстей,
которыми одержимы люди в своих поступках.
Но он не отрицает «всемогущего воспитания».
«Воспитание делает нас тем, чем мы являемся»-
писал он.
Cоциально - философское значение Французского Просвещения.
Значение Французского Просвещения определяется некоторыми моментами. Первый из которых является разработка идеи гражданского общества.
Просветители в эпоху
Противоречие буржуазно-
Второй момент – это
Были восприняты многие идеи Д.Локка: “естественное право” с его принципами, правовое равенство индивидов и др. По Д.Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет “войны всех против всех”. Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство, “при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т. д. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. д ж. Локк особенно акцентирует момент согласия: “ Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа”.
Государство есть тот
Третий момент- подготовка духовной основы Французской буржуазной революции с ее знаменитыми лозунгами;
Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой французской революции направленной против "старого порядка": абсолютизм короля, сословного строя, бесправия крестьян. Главные ценности освободительной борьбы - Свобода, Равенство, Братство - получили обоснование в философских, правовых сочинениях, в произведениях литературы и искусства. По характеристике Энгельса, просветители - "это великие люди, которые во Франции просвещали головы для приблизившейся революции..." Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе "третьего сословия" (так официально определялся статус более 90% французского населения по отношению к входившим в господствующий класс привилегированным сословиям дворянства и духовенства) возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютистского строя. Следует подчеркнуть, что, отстаивая буржуазную форму частной собственности, просветители вместе с тем в большей или меньшей мере выражали интересы всего "третьего сословия" и отнюдь не были буржуазно ограниченными идеологами. Соответствуя насущным объективным потребностям общественного развития, просветительский идеал "царства разума" отражал также вековые чаяния трудящихся о полной социальной справедливости и свободе от всякого угнетения. Немаловажным фактом является то, что некоторая часть просветителей выступала в роли непосредственных идеологов беднейших слоев сельского и городского трудящегося населения.
Четвертый момент- утверждением преобразования мира на основе разума (практический рационализм)
Рационализм - метод мышления эпохи Просвещения,
разделяющий оптимизм этого мышления,
так как он верит в неограниченную силу
человеческого познания, которое в той
или иной степени духовно властвует над
всем существующим. Для рационализма есть
только еще не разрешенные, но не принципиально
неразрешимые проблемы.
Возникло новое
понятие науки, которое отождествлялось
с математикой и естественными науками
вообще. «Научным» с этого времени называют
то, что может быть представлено, изображено
с помощью математического и естественнонаучного
языка.
Позднее возникает понятие «
Под религиозным
рационализмом понимают апогей теологии
Просвещения 18 в., в которой традиционное
учение об откровении полностью интерпретируется
с позиций истин разума.
.
Заключение
Интеллектуальное и философское движение эпохи Просвещения оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, призывая к политической централизации, превращению феодальных государств в национальные и расширению прав их граждан. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние государственной церкви в социальной и политической жизни, рассматривая их как силы реакционные, репрессивные и основанные на предрассудках.
Наш интерес к философии эпохи Просвещения определяется не только тем, что эта философия является одним из важных этапов в развитии западноевропейской философской мысли, во многом повлиявшей на характер новых философских течений в XIX веке.
В работе была подробно
Список литературы.
1. Алексеев П.В, Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2000.-648с.
2. Балашов
Л.Е. Философия: Учебник. – М.:
Издательско-торговая
3. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
4. Философский энциклопедический словарь./Редкол.: С. С. Аверинцев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 814 с.
5.
http://www.istina.rin.ru