Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 01:31, контрольная работа
XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период наблюдается становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д.
Введение……………………………………………………………………………. 3
1.Общая характеристика философии эпохи Просвещения….………………….4
2.Философия Просвещения в Англии……………………………………………6
3.2.1 Сенсуализм Джона Локка…………………………………………..….7
4.2.2 Деизм в философии английского Просвещения………………….….7
5.2.3 Исаак Ньютон……………………………………………………..……7
6.2.4 Идеализм и агностицизм в английском Просвещении………………8
7.2.5 Джордж Беркли…………………………………………………...…….8
8.2.6 Давид Юм ……………………………………………………………....9
3.Философия просвещения во Франции…………………………………...…….9
4.3.1 Французский материализм XVIII века………………………………10
5.3.2 Дени Дидро…………………………………………..………………..10
6.3.3 Социально-философское крыло французского Просвещения ...…..10
7.3.4 Монтескье Шарль Луи……………………………………….….……11
8.3.5 Вольтер (Аруэ) Мари……………………………………...………….11
9.3.6 Руссо Жан-Жак ……………………………………………….………12
4.Философия просвещения в Германии…………………………………..…….13
4.1 Готфрид Лейбниц ………………………………………………….…13
4.2 Монадология Лейбница ……………………………………………...13
4.3 Теодицея Лейбница ……………………………………………….….14
4.4 Лессинг Готхольд Эфраим ………………….……………………….14
4.5 Гердер Иоганн Готфрид ………………….……………………….…14
Заключение……………………………………………………………………...…15
Список литературы………………………………………………………………..16
На основе механики Ньютона была создана новая картина мира, названная механистической. Деизм позиции Ньютона состоит в том, что у него материя не имеет самостоятельного источника развития, и, поэтому, нуждается в первотолчке, который дает Бог. Пространство и время отделяются от материи и объявляются самостоятельными сущностями.
2. 4 Идеализм и агностицизм в английском Просвещении
Крен в сторону идеализма, спиритуализма и скептицизма в английском Просвещении совпал с завершением политического оформления буржуазного общества, усилением консервативных тенденций. Нельзя напрямую связывать идеализм и агностицизм с усилением стабилизационных настроений, однако опосредованно эта связь существует. Все наработанное в эмпирической и деистической философии требовало проверки и обоснования через своеобразную "провокацию" идеалистическими аргументами. Если положения материалистической теории познания и эмпирическая методология, а также основные постулаты философии права и политики выдерживают критику со стороны оппонентов из идеалистического лагеря, можно говорить об их действительной ценности. Наиболее значительными фигурами из идеалистов являются Беркли и Юм.
2. 5 Джордж Беркли
Главное произведение Джорджа Беркли (1685-1753) : "Трактат о принципах человеческого знания". Будучи дьяконом англиканской церкви активно критиковал материализм и атеизм с позиций субъективного идеализма. Беркли опровергает утверждение Локка о том, что знание возникает из опыта. Ведь опыт может дать знания только о единичных вещах, а общие понятия и отношения между ними вырабатываются с помощью разума. Беркли утверждает, что даже сами единичные вещи есть ничто иное как модификации нашего сознания, комбинации ощущений. Все качества предметов субъективны: в действительности нет красного, теплого, круглого и т.п. Предметы, вне воспринимающего человека, не обладают определенностью, они - никакие. Обладать бытием - значит быть воспринимаемым. Это классическая формула субъективного идеализма в его крайней форме - солипсизме. В натурфилософии Беркли выступил против учения Ньютона о материи, движении, пространстве и времени.
2. 6 Давид Юм
Основным
объектом критики Юма (1711-1776) становится
материалистическое учение о причинности.
В работах: “Трактат о природе человека"
и "Исследования человеческого разумения"
он утверждал, что в природе нет необходимости
и причинности. Просто люди привыкли частую
повторяемость вещей и процессов считать
необходимой и причинной связью. На самом
же деле это не так. Таким образом, скептицизм
Юма проявился в тезисе о проблематичности
объективного существования вещей. Содержание
знания есть совокупность простых и сложных
восприятий, или впечатлений и идей. Ум
комбинирует впечатления и идеи и получает
необходимые знания. Главная роль в этом
комбинировании принадлежит принципу
ассоциации. Юм выделял три типа ассоциаций:
по сходству; по смежности и по причинности.
Юм критиковал эмпирическую индукцию
за её ограниченность.
3
ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
ВО ФРАНЦИИ
Собственно Просветительская традиция зародилась именно во Франции и сыграла исключительную роль в подготовке Великой французской революции. Основные черты французского Просвещения:
- антиклерикальный характер;
- материалистическая ориентация;
- энциклопедизм;
- учет потребностей массового читателя.
В политической философии особый интерес вызывала проблема источников и движущих сил исторического развития. Французское Просвещение представлено:
- материалистически ориентированными философами;
- социально-философским направлением;
- мистицизмом Б.Паскаля;
- скептицизмом П.Бейля;
- энциклопедистами.
3. 1 Французский материализм XVIII века
Материалисты были наиболее последовательными и решительными сторонниками Просвещения. Так как Просвещение было идеологическим обоснованием революции, а последняя своим острием направлялась против клерикализма и монархии, то естественно, что десакрализация общественной жизни, обыденного и научного познания могла быть осуществлена только с позиций материализма. Выделяют две линии во Французском Просвещении: первая продолжает линию Декарта и представлена именами Ламетри и Дидро, а вторая продолжает линию английского материализма и представлена прежде всего Кондильяком.
3. 2 Дени Дидро
Дени Дидро (1713-1784) один из организаторов и авторов "Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел", предпринятой для распространения просветительской программы. Основные философские работы: Мысли об истолковании природы", "Разговор Даламбера и Дидро". Отстаивал тезис о материальной основе мира, понимая под материей всю объективную реальность. Критикуя религию в том числе догмат о первотолчке, высказывал идею самодвижения материи. Пытался распространить принцип непрерывности на развитие природы и человека и тем самым предвосхитил некоторые положения теории эволюции. В теории познания был сторонником Локка. В социальной философии симпатизировал идее "общественного договора", критиковал тезис о божественной природе королевской власти. В таких его художественных произведениях, как "Монахиня", "Племянник Рамо и его хозяин", "Жак - фаталист", содержатся сильные философские обобщения.
3. 3 Социально-философское крыло французского Просвещения
Главное в Просвещении - доказательство необходимости социально-политических преобразований и идеологическое их подкрепление. Поэтому в философии активно разрабатывалась материалистическая линия, которая отчетливо видна и в социально-философских исследованиях. Исходным в понимании общества было рассмотрение его по аналогии с природой, то есть как реальности, подчиненной строгим закономерностям. Общество сводилось к индивиду, а общественное бытие объяснялось по аналогии с индивидуальным. Главный критерий для оценки общества - его соответствие природе человека. Большое внимание уделялось изучению детерминант общественного развития. Важное место занимала проблема свободы совести.
Наиболее известные фигуры : Монтескье, Вольтер, Руссо, Гельвеций.
3. 4 Монтескье Шарль Луи
Монтескье Шарль Луи (1689-1755) известен как талантливый писатель, автор "Персидских писем", в которых критикуется религия, абсолютная монархия, излагаются элементы материалистического понимания природы и общества. Особую ценность имеет труд "О духе законов". В нем представлена концепция философии истории, названная позже "географическим детерминизмом". Монтескье выделял два типа законов, управляющих обществом: "естественные" и "социальные". Законы определенной страны, их "дух", находятся в зависимости от географических факторов таких как климат, почва, рельеф и т.п. Формы государственного устройства сводил к трем: республиканской, монархической и деспотической. Форма зависит от того, как власть относится к законам. Свобода понимается как право делать все, что разрешено законом. Движущим принципом любой социальной системы Монтескье считал людские страсти, побуждающие их действовать в направлении достижения устойчивости и стабильности. В республике таким принципом является добродетель, в монархии честь, а в деспотии - страх. Критикуя религию, признавал её роль в нравственном воспитании.
3. 5 Вольтер (Аруэ) Мари
Философскую позицию Вольтера (1694-1778) называют деизмом из-за умеренности в вопросе критики религии и отношения к материализму. Религия должна носить разумный характер и быть средством нравственного воспитания народа. Основные работы: "Метафизический трактат", "Философский словарь", "О душе" В теории познания был сторонником локковского сенсуализма. Критиковал монадологию Лейбница, противопоставляя ей новейшие открытия в физике, в частности - учение Ньютона. Душа - это способность мыслить и чувствовать, полностью зависящая от тела. Человек - социальное существо и все попытки рассматривать его в христианской перспективе бессмысленны. Причины, заставляющие людей жить вместе, то есть образовывать общество - это естественная доброжелательность и тяга к общению. Вольтер предложил первую нерелигиозную философию истории. Он требовал очистить историю от мифов и художественных вымыслов. Утверждал, что исторические события каузально объяснимы и вовсе не подчинены божественному произволу. Миром правят мнения людей. Под "мнениями" он понимал основополагающие идеи, оказывающие влияние на судьбы чловечества. История - это процесс постепенного увеличения роли разума. В связи с этим Просвещению придается особое значение. Идеалом человеческого общежития считал общество, основанное на принципах разума.
3. 6 Руссо Жан-Жак
Руссо
Жан-Жак (1712-1778) классическими философскими
проблемами - теорией познания, логикой,
онтологией, - почти не занимался. В центре
внимания - социальные вопросы. Отправной
точкой социально - философских исследований
считал парадокс: "По мере совершенствования
наук и искусств души людей все больше
развращаются". Тем самым Руссо подчеркивает
независимость нравственного прогресса
от социального. Причину социального гнета
он видел в социальном и экономическом
неравенстве. Выделял два состояния человеческого
существования "естественное" и "общественное".
Первое характеризуется равенством, свободой
и справедливостью. Появление государства
- шаг к несвободе. Но шаг необходимый.
В работе "Об общественном договоре"
разработал свой идеал общественного
устройства, предложил вариант договорной
теории государства и права. Руссо известен
и как теоретик педагогики. Он считал,
что без воспитания граждан государство
будет выглядеть жалким. Предлагал изолировать
воспитуемых от дурных влияний внешней
среды и жестко придерживаться правил
и предписаний. Критикуя религию, признавая
её как средство воспитания народа.
4
ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
В ГЕРМАНИИ
Наряду с чертами, характерными для Просвещения в целом, а именно : антирелигиозная направленность, исторический оптимизм и активное Просвещение народа, немецкое Просвещение отличалось тем, что оно было проникнуто борьбой за объединение Германии. Воплощению в жизнь идеалов просветительского разума мешала раздробленность германских земель, отсутствие единого правового порядка. В философии начало Просвещения связано с именем Готфрида Лейбница и Христиана Вольфа. Большой вклад в становление и распространение просветительской идеологии внесли такие писатели и публицисты, как Лессинг и Гердер.
4. 1 Готфрид Лейбниц
Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) известен не только как великий философ, создавший систему "монадологии", но и как талантливый математик, физик, лингвист. Основные работы: "Новые опыты о человеческом разуме", "Теодицея", "Монадология". Главное в философии Лейбница - его концепция субстанции и учение о методе. Ему принадлежит также и оригинальное решение проблемы теодицеи.
4. 2 Монадология Лейбница
В
отличие от Спинозы, он признавал
не одну, а множество субстанций.
Все они равноправны и не находятся
в отношениях иерархии. Субстанции называются
монадами. Они не возникают и не исчезают,
то есть вечны. Сущность монад составляет
их активность и стремление к перемене
места. Жизнь монад - не только в деятельности,
но и в сознании. Не существует абсолютно
одинаковых монад. Каждая из них уникальна,
но в то же похожа на другие. Каждая монада
- замкнутый космос, она самодостаточна,
не имеет "окон" и не нуждается в общении
с другими. Совокупность монад напоминает
республику. Существует три рода монад:
принадлежащие к неживой природе; обладающие
ощущениями и созерцаниями; монады - души.
Роль верховной монады, вносящей в мир
монад гармонию и порядок, играет Бог.
Эта гармония является предустановленной.
Реальные связи и отношения мира по своей
структуре тождественны логическим связям
и отношениям.
4. 3 Теодицея Лейбница
Основная проблема теодицеи - оправдание Бога в перспективе существования зла - ставится и решается в работе с одноименным названием. Рациональная теология у Лейбница призвана служить априорным основанием науки о нравственности. Вопрос об оправдании Бога решается в рамках естественной теологии. Зло допускается как необходимый негативный момент даже в совершеннейшем из возможных миров для того, чтобы оттенить, подчеркнуть добро. Для объяснения границ человеческой свободы воли вводится три вида необходимости: метафизическая; моральная; физическая. Человек несвободен только по отношению к метафизической необходимости. В двух других случаях он имеет право на выбор.
4. 4 Лессинг Готхольд Эфраим
Лессинг, Готхольд Эфраим (1729-1781) пытался показать границы, существующие между философией и литературой. Первая использует точные понятие и методы, а вторая играет словами, иногда говоря лишнее, а иногда - недоговаривая. Но предмет у них один и тот же. Главные работы: "Лаокоон", "Воспитание человеческого рода", "Натан Мудрый". В "Лаокооне" обосновывается различие между пластическими искусствами и поэзией, утверждается, что поэзия обладает большими выразительными возможностями. "Воспитание человеческого рода" содержит 100 тезисов о нравственном прогрессе человечества. В них выделены три возраста человечества: Детство (Ветхий Завет); Юность (Новый Завет); Зрелость (Эпоха нового Евангелия). Последняя ступень является самой совершенной в нравственном отношении.
4. 5 Гердер Иоганн Готфрид
Гердер, Иоганн Готфрид (1744-1803) занимался проблемами эстетики, философии языка, философии истории. Основные работы: "Исследования о происхождении языка", "Идеи к философии истории человечества". Возникновение языка связывал с культурным развитием и действием естественных законов. Природное несовершенство человека, по мнению Гердера, выступает стимулом его развития, приводит к созданию полезных "вещей", в число которых входит и язык. Идея развития была применена и к рассмотрению природы, объяснению происхождения сознания.
Наиболее
ценной из творческого наследия Гердера
считается его философско-историческая
концепция. В ней представлена история
развития Земли как единого непрерывного
процесса восхождения от низших форм к
высшим под воздействием естественных
законов. Низшая ступень - организация
материи (теплота, огонь, свет, воздух,
вода, земля, электричество и магнитные
силы). Высшая ступень - мировая душа, объемлющая
все. Историю Гердер понимал не как простое
развитие, а как прогресс. В человеческом
обществе в качестве движущих сил выступают
интересы и потребности. Частично он признавал
и влияние "внешних" факторов, особенно
географических. Средством "очеловечивания"
человека и сплочения общества выступает
культура.