Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:55, контрольная работа
Просветители, как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения среди народных масс. Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми. В качестве идеала выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла.
Одной из главных задач эпохи Просвещения было воспитание гражданина, который сознательно служит обществу, исходя из собственных, а не навязанных ему свыше побуждений.
1. Введение………………………………………………………………………………………………………………………….1
2. Философия эпохи Просвящения……………………………………………………………………………………..2
2.1 Культурно-исторические и социальные условия формирования и развития европейской философии XVIII века…………………………………………………………………………………….2
2.2 Рационализм как методология эпохи Просвещения……………………………………………………4
2.3 Философия французских просветителей………………………………………………………………………6
3. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………….10
4. Библиография………………………………………………………………………………………………………………..11
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
2. Философия эпохи Просвящения………
2.1 Культурно-исторические
и социальные условия формирования и развития
европейской философии XVIII века…………………………
2.2 Рационализм как методология
эпохи Просвещения…………………………………………………
2.3 Философия французских просветителей……………………………………………
3. Заключение……………………………………………………
4. Библиография………………………………………………
1. ВВЕДЕНИЕ
В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Родоначальниками просветительских идей были такие философы, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк. Исходные идеи эпохи просвещения – культ науки (а, следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. При этом просветители аппелируют не просто к Разуму, а к Разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных «гипотез».
Просветители, как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения среди народных масс. Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми. В качестве идеала выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла.
Одной из главных задач эпохи Просвещения было воспитание гражданина, который сознательно служит обществу, исходя из собственных, а не навязанных ему свыше побуждений.
2.1 Культурно-исторические и социальные условия формирования и развития европейской философии XVIII века
Просвещение – это важное явление в интеллектуальной жизни европейских государств XVIII века. С одной стороны, оно – необходимое условие преобразования культуры и общества, которое потребно и полезно для всякого живого и, следовательно, развивающегося общественного организма. Просвещение – противоположность застоя. Неприкосновенность культурных ценностей чаще всего ведет к деградации самой же культуры. Чтобы культура процветала, она должна изменяться. А для этого она должна время от времени ставить под сомнение собственные основания. Для развития культуры нужна свобода от прошлого, от застывшего, от готового. Ее творцам необходимо некое интеллектуальное беспокойство. Парадоксальным образом культура для того, чтобы продолжать существовать, быть верной себе, должна себе же изменять, т.е. изменяться.
О XVIII в. следует сказать особо. Во многом связанный с предшествующим столетием, этот век с точки зрения социально-политической и культурной жизни выделяется своими специфическими особенностями. Что же характерно для века Просвещения - века Ньютона и А. Смита, Лавуазье и Руссо, Лессинга и Канта, Ломоносова и Радищева?
В социально-экономическом
и политическом отношениях то было
противоречивое столетие. Страны и
государства развивались
Существует несомненное (исследователями четко обнаруженное) родство между принятой 26 августа 1789 г., на взлете французской революции, «Декларацией прав человека и гражданина» и центральными идеями предреволюционной философии французского Просвещения. Первая статья Декларации – «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах», - как и провозглашенные в других статьях права и свободы личности, слова, совести, безопасности, сопротивления угнетению (все это "естественные, священные и неотчужденные права человека", как сказано в Декларации) выглядят своего рода цитатами из философских сочинений. Главные ценности освободительной борьбы - Свобода,
Равенство, Братство - получили обоснование в философских, правовых сочинениях, в произведениях литературы и искусства. Примечательно, что многие философы Просвещения
- это
и выдающиеся писатели, драматурги,
создатели философски
К ценностям
Свободы, Равенства и Братства следовало
бы добавить и Разум, культ которого начинается
именно в ХVIII в. В этом отношении философия
Просвещения - и наследница рационализма
ХVII в., и предшественница рационализма
XIX в. Ориентация на науку и преклонение
перед ее выдающимися достижениями получили
действенное воплощение в начавшемся
после 1750 г. и завершившемся в 1765 г. издании
«Энциклопедии, или Толкового словаря
наук, искусств и ремесел» Д'Аламбера и
Дидро. Это было грандиозное обобщение
накопленного к ХVIII в. хозяйственно-экономического,
политического, но прежде всего культурного,
интеллектуального опыта человечества
- разумеется, "просмотренного" сквозь
призму просветительских воззрений. Можно
сказать, что в «Энциклопедии» предметно
воплотился человеческий разум. Очень
важно иметь в виду цель, во имя которой
создавалась «Энциклопедия». Ее авторы
полагали, что залог глубоких социальных
перемен - просвещение народа, соединенное
с волей просвещенных же просветителей.
«Энциклопедия» и должна была, по мысли
ее создателей, способствовать тому и
другому. Предполагалось, конечно, что
правители и народ смогут прийти к согласию,
мирно разрешить накопившиеся социальные
проблемы.
В философии Германии ХVIII в. это и век Канта. И все же есть немало оснований рассматривать его критическую философию – критическую и по отношению к Просвещению - особо, не забывая, как много значили для Канта просветители, особенно Руссо. Но это другая страница истории, а мы начинаем анализ философии нового времени с переходных форм - неосхоластики и немецкой мистики, чтобы затем вплотную заняться великими философскими учениями Европы ХVII в.
Оптимизм Просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной Просвещения стала Англия, раньше других вставшая на путь капиталистического развития. Именно появление на исторической сцене буржуазии с ее мирскими, практическими интересами объясняет тот пафос, каким просветители воевали против метафизики. «…Низвержение метафизики XVII века, – писал Карл Маркс, – может быть объяснено влиянием материалистической теории XVII века лишь постольку, поскольку это теоретическое движение находит себе объяснение в практическом характере тогдашней французской жизни. Жизнь эта была направлена на непосредственную действительность, на мирское наслаждение и мирские интересы, на земной мир. Ее антитеологической, антиметафизической, материалистической практике должны были соответствовать антитеологические, антиметафизические, материалистические теории. Метафизика практически потеряла всякое доверие».
2.2 Рационализм как методология эпохи Просвещения
Одной из важнейших характеристик философии эпохи Просвещения является рационализм. В отношении учения Рене Декарта (1596-1650) термин рационализм употребляется для характеристики гносеологических установок. Рационализм трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум, ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. В этом смысле рационализм противостоит сенсуализму и эмпиризму. Сенсуализм отдает решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, а эмпиризм на первое место в познании выдвигает опыт.
В XVIII веке разуму придается несколько иное значение, чем в XVII веке. Он уже не является больше комплексом "врожденных идей", "осадком" от абсолютной сущности вещей. Теперь разум - не столько обладание, сколько завоевание. Он не является ни сокровищем духа, ни казной, в которой надежно хранится истина (вроде отчеканенной монеты); напротив, разум - это движущая сила, порождающая духовное богатство, ведущая к раскрытию истины, а она и есть зародыш и необходимая предпосылка всякой подлинной уверенности.
Самой важной функцией разума является его способность устанавливать связь одного факта с другими и решать проблемы. Он определяет любые простые фактические данные, все, что лежит в основе доказательства откровения, традиции и авторитета; он без устали раскладывает все на простые компоненты, в том числе и причины веры религиозной и веры - уверенности в ком-нибудь или в чем-нибудь. Но после того как все по порядку разложено, он начинает новую работу, не может остановиться, "disjecta membra" (опустив руки), он воздвигает новое здание. Только таким двойным духовным движением можно определить понятие разума: теперь это - не концепция бытия, а концепция дела, образа действия.
Немецкий философ Готхольд Эфраим Лессинг говорил, что типично человеческим качеством является не обладание истиной, а, скорее, страсть или стремление к истине. Француз Шарль Монтескье, со своей стороны, утверждал, что человеческая душа никогда не сможет остановиться в своем страстном желании расширить знание: вещи как бы сплетены в цепь, и нельзя узнать причины чего-либо или получить какое-нибудь представление, не преисполнившись желания познать все.
Образцом для создания понятия разума просветителям послужила физика Исаака Ньютона: она не упирается в сущности, не строит предположений и не теряется в догадках о последней природе вещей, но исходя из опыта, в постоянной связи с опытом ищет законы их функционирования, а затем подвергает их проверке.
Вольтер в "Метафизическом трактате" пишет: "Мы не должны больше опираться на простые гипотезы; не должны больше начинать с изобретения принципов, с которыми затем пускаемся объяснять все вещи. Наоборот, мы должны начинать с точного изложения наблюдаемых явлений. И если мы не прибегнем к помощи математики компаса и светоча опыта, мы не в состоянии будем сделать и одного шага". Вольтер часто говорил, что, "когда человек хочет проникнуть в суть вещей и познать их, он скоро оказывается в положении слепого, которого просят высказаться о сущности цвета. Однако доброжелательная природа вложила в руки слепого палку - анализ; с ее помощью он может продвигаться вперед в мире явлений, замечать их последовательность, удостоверяться в их порядке, - и все это благодаря его духовной ориентации, благодаря образованию, получаемому от жизни и науки".
Неопределенный в своих возможностях и прогрессирующий разум просветителей, тем не менее, не ограничивался фактами природы, как у Ньютона, не был заперт в
определенную область исследования; он внимательно наблюдал за природой и одновременно за человеком.
Человека нельзя свести только к разуму, но все, что имеет к нему отношение, можно исследовать с помощью разума: основы познания, этику, политические институты и структуры, философские системы, религиозные верования.