Философия эпохи Просвящения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:55, контрольная работа

Описание

Просветители, как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения среди народных масс. Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми. В качестве идеала выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла.
Одной из главных задач эпохи Просвещения было воспитание гражданина, который сознательно служит обществу, исходя из собственных, а не навязанных ему свыше побуждений.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………………………………………………….1
2. Философия эпохи Просвящения……………………………………………………………………………………..2
2.1 Культурно-исторические и социальные условия формирования и развития европейской философии XVIII века…………………………………………………………………………………….2
2.2 Рационализм как методология эпохи Просвещения……………………………………………………4
2.3 Философия французских просветителей………………………………………………………………………6
3. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………….10
4. Библиография………………………………………………………………………………………………………………..11

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по философии.docx

— 44.60 Кб (Скачать документ)

   Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) – автор книг «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». В гносеологии он отстаивал сенсуализм и даже наиболее абстрактные понятия выводил из ощущений. К ощущениям у человека сводится все. Они – следствие воздействия внешних вещей. Из данных ощущений возникают идеи. Гельвеций отвергал внутренний опыт Локка, его рефлексию, присутствие в мышлении своеобразного начала, совершенно  не зависимого от ощущений.

   Условием построения новой, реалистической философии должно стать восстановление прав чувственного начала. Человеческое знание обязано своим происхождением опытному, чувственному познанию. Любая идея, по Гельвецию, в конечном счете всегда может быть сведена к «физическим факторам или ощущениям». Абстрактные понятия – всего лишь простая сумма ощущений. При таком подходе за умом лишь сохранялась функция наблюдения сходства и различия между предметами. И соответственно философии предписывалось следовать за опытом и останавливаться там, где остановился опыт.

   Чувственный образ для Гельвеция – копия вещи. Познание и понимание людьми друг друга возможно потому, что одни и те же приблизительно впечатления получают от одних и тех же предметов.

   В совпадении наших интересов с общественными интересами усматривал Гельвеций «справедливость наших суждений и поступков». Интерес – не критерий истины, а условие, стимул к познанию. Критерием истины у Гельвеция оказывается опыт, понимаемый как эксперимент. Вечная, бесконечная природа и ее часть человек – исходный пункт всякой истинной философии.

 

 

 

 

 

 

                                                                 -10-

3.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 
   Идеал свободомыслия в самом широком значении этого слова приобрел у философов XVIII в. поистине революционный размах и остроту. Хотя прямого призыва к ниспровержению государственного строя в теориях просветителей не было, но они внедряли в массовое сознание мысль о том, что люди вольны переустраивать общество и, следовательно, устранять преграды, мешающие им сделать это. В этом заключался революционный характер влияния философских идеалов просвещения на общественное сознание.

   Исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-е гг. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно-философская революция пересмотрела статус разума.

Одна из главных  особенностей эпохи Просвещения  заключается в том, что она  в большей степени, чем предшествующие эпохи, формировала новый тип  личности. Этот круг по-новому сформированных людей количественно был значительно  шире, чем в предыдущие времена, поскольку  раньше процесс личностного формирования затрагивал преимущественно творцов, производителей идей, создателей картин, книг, скульптурных произведений. В  отношении эпохи Просвещения  можно говорить, что слой, затронутый новым идеалом образования и  воспитания, значительно расширился.

   Интеллектуальное наследие Просвещения было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет "плоского рационализма". Однако Просвещение находит союзников в лице позитивистов 2-й половины XIX века и обретает "второе дыхание" в XX веке. Так, некоторые просвещенческие мотивы звучат в работах Гуссерля, Вебера, Рассела, Витгенштейна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    -11-

4.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     «Введение в философию: Учебник для вузов» / под ред. И.Т.Фролова. – Москва, «Политиздат», 1989.

2.     «Философия» / под ред. Л.А.Никитич. – Москва, «Юнити», 2002.

3.     «История философии: Запад-Россия-Восток»: учебник для вузов в 2кн. / под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М. – Кн. II: ФилософияXV-XIX вв. – 1996.

4.     Спиркин А.Г. «Философия: Учебник» – Москва, «Гардарики», 1999.

5.     «Философия» / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3е изд., Москва, «Гардарики», 2003.

6.     «Философия. Часть первая: История философии»: учебное пособие / под ред. Проф. В.И.Кирииллова, проф. С.И.Попова, проф. А.Н.Чумакова. – изд.2-е, перераб. и допол. – М., Юристь, 2003.


Информация о работе Философия эпохи Просвящения