Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:17, контрольная работа
Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения и Реформация. Натурфилософия эпохи Возрождения. Учение Кузанского о безграничности космоса. Натурфилософия Джордано Бруно.
Общая характеристика эпохи Возрождения. В философии эпохи Возрождения затронуто много вопросов, которые касаются разных сторон природного и общественного бытия. Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XV по начало XVII вв.
Натурфилософия эпохи Возрождения. Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретические рассуждения Макиавелли, был нанесён развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов. Стремление к углублённому и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Николая Коперника (1473 – 1543), Иоганна Кеплера (1571 – 1630), Галилео Галилея (1564 – 1642).
Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.
Леонардо да Винчи, гениальный
художник, великий учёный, талантливый
изобретатель (в числе его проектов
– идеи танка, парашюта, шлюза)
утверждал, что любое знание
порождается опытом и
Учение Кузанского о безграничности космоса. Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского (1401 – 1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира. Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий всё сущее, содержит мир в себе.
Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan – всё, theos – бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближённость к природе. Согласно пантеистическому учению Кузанского мир, поглощённый Богом, не может самостоятельно существовать. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который и всюду, и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».
В космологии Кузанского
Натурфилософия Джордано Бруно. Новые воззрения развивали в своих сочинениях Парацельс (1493 – 1541), Бернардино Телезио (1509 – 1588), Франческа Патрици (1529 – 1597), Томмазо Кампанелла, но наиболее глубокие результаты натурфилософия получила в творчестве Джордано Бруно (1548 – 1600), с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой космологии.
Центральная идея космологической доктрины Бруно – тезис о бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична…» эта вселенная не сотворена, ибо существует вечно, и не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи.
«Бесконечные миры… все
Если в рассуждениях Николая
Кузанского природа как бы
погружается в Бога, который сохраняет
свою обособленность от мира,
то у Бруно Бог
Видя в природе не только
совершенное божественное
Использованная литература:
Б82 Основы философии: Учеб. Пособие / Под. ред. А. С. Борщова. – 2-е издание перераб. и дополн. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. – 424 с.