Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:17, контрольная работа
Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения и Реформация. Натурфилософия эпохи Возрождения. Учение Кузанского о безграничности космоса. Натурфилософия Джордано Бруно.
Общая характеристика эпохи Возрождения. В философии эпохи Возрождения затронуто много вопросов, которые касаются разных сторон природного и общественного бытия. Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XV по начало XVII вв.
Саратовский
государственный технический
Тема: Философия эпохи
Возрождения.
Общая характеристика эпохи
Общая характеристика эпохи Возрождения. В философии эпохи Возрождения затронуто много вопросов, которые касаются разных сторон природного и общественного бытия. Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XV по начало XVII вв.
Эпоха Возрождения – это переворот в системе ценностей человека, в его оценке всего сущего и отношении к нему. Человека начинают рассматривать как высшую ценность. Этот взгляд на человека обусловил тенденцию к развитию индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. В духовной атмосфере этого времени стали заметно проявляться светские ноты. Светский характер свойственен и гуманизму эпохи Возрождения. Гуманизм представляет собой образ мышления, который выставляет идею блага человека на первый план социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В формировании мышления эпохи Возрождения огромную роль сыграло античное культурное наследие. Изучение античных текстов и собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов, - всё это стало следствием интереса к классической культуре. Ренессанс переводится как возрождение, поэтому возрождение античности и дало название этой эпохе. Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше, антисхоластическая идея была одной из характерных черт философии Ренессанса. Другая её характерная черта – создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу. Главное отличие философии эпохи Возрождения от философии Средневековья заключается в том, что если философия Средневековья теоцентрична, то особенность философской мысли Возрождения – антропоцентризм. Человек – не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи бытия. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV – XVI вв. становится общеевропейским явлением.
В целом философия Возрождения прошла три периода:
I период – гуманистический (XIV – XV вв.) – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.
II период – неоплатонический (сер. XV – XVI вв.) – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс.
III период – натурфилософский (XVI – нач. XVII вв.) – Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения. Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося ещё в I в. до н. э. Известным римским оратором Цицероном (106 – 43 до н. э.). В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры, и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины). Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304 – 1374). В его творчестве – начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает схоластическую учёность, по отношению к которой демонстративно провозглашает своё якобы невежество, ибо считает такую учёность бесполезной для человека его времени.
В упомянутом трактате появляется новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чём-то превзойти её. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию. Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всём его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.
Своими рассуждениями Петрарка
заложил основу формирования
личностного самосознания
Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407 – 1457). В главном своём философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Вала провозглашает стремление к наслаждению. «Я не могу в достаточной степени почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она.» подобная мировоззренческая позиция выглядит как антисоциальная.
Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которой стала идея достоинства личности, указывая на особые свойства личности человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1694) в своей яркой «Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира: «Не даём мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определённого образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему рещению». Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.
Прославляя мощь человека и
его величие, восхищаясь его
удивительными творениями, мыслители
эпохи Возрождения неизбежно
приходили к сближению
Главным принципом философского мировоззрения эпохи Возрождения был пантеизм («Бог во всём»). Бог растворяется в природе. Философия этой эпохи в отличии от средневековой утратила подчинённость религии. Духовная монополия теологии, её власть над философией «расслабились». Процесс освобождения общества от церковной идеологии называется секуляризацией. Философию секуляризовали, но зато культуру сакрализовали (сакральный – священный). В эпоху Возрождения творческая деятельность человека приобретает сакральный характер. Фигура художника-творца становится символом Ренессанса. Он творец, подобный Богу.
Присутствие Бога в философии
даже самых радикально
В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни (1374 – 1444), Поджо Браччолини (1380 –1459), Эразма Роттердамского (1469 – 1536) и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачение пороков служителей церкви и нравственной развращённости монашества. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них – Томмазо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини – даже были возведены в XV в. на папский престол. Надо сказать, что до середины XV в. преследования гуманистов со стороны католической церкви – явление крайне редкое. Поборники новой светской культуры не боялись костров инквизиции и слыли добрыми христианами. И только Реформация заставила перейти церковь в наступление.
Эпоха Возрождения и Реформация. Начало XVI в. ознаменовалось кризисом в римско-католической церкви. Её нравственным упадком и объектом возмущения стала продажа индульгенций – грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Торговля ими открывала возможность искупить преступление без всякого раскаяния, а также купить право на будущий проступок. «95 тезисов против индульгенций», вывешенных в 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге немецким богословом Мартином Лютером (1483 – 1546), имели огромный резонанс. Они послужили мощным стимулом для выступления против официальной церковной идеологии и послужили началом Реформации ( от лат. reformatio – преобразование) – движения за обновление веры, обратившегося против папства. Реформационные процессы привели к расколу римской церкви и создали новую рзновидность христианства – протестантизм. Реформация проявилась с разной степенью интенсивности во всех странах католической Европы.
Отношения же Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны, гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам (в одном случае – к античным, в другом – к евангельским). С другой стороны, реформация – это протест против ренессансного возвеличивания человека. В полной мере эта противоречивость проявляется при сопоставлении взглядов родоначальника Реформации Мартина Лютера и голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями Лютера: это и высмеивающий взгляд на привилегии католических иерархов, и язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но они разошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, что перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознаёт, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное писание для него – это призыв, обращённый Богом к человеку, и человек выбирает, откликнуться на него или нет. Культурные и социально-исторические результаты реформационного процесса не заканчиваются рождением протестантизма и модернизацией католической церкви. Они более внушительны. Традиционное вероучение опиралось на практику искупления прегрешений путём совершения предписанных церковью «святых дел» (строгий пост, приобретение индульгенций, пожертвования в пользу церкви). Главная же идея тезисов Лютера состояла в том, что вся жизнь верующего должна быть покаянием, и нет необходимости в особых поступках, изолированных от обычной жизни и специально преследующих цели спасения. Человек не должен как монахи бежать от мира, наоборот, ему следует добросовестно исполнять своё земное призвание. Всякое занятие, если его польза не вызывает сомнений, может рассматриваться как святое дело. Это переосмысление покаяния привело к формированию новой, предпринимательской этики (получение прибыли признаётся делом, угодным Богу, если совершается без ростовщических хитростей, при условии потребительского воздержания, честности в деловых отношениях и непременного инвестирования нажитого богатства). Утверждение этих новых норм и ценностей, определивших «дух капитализма», сыграло решающую роль, по мнению известного немецкого мыслителя XX в. макса Вебера, в разложении натурального хозяйства и становления капиталистических отношений.