Указанные открытия
Галилея положили начало его
ожесточенной полемике со схоластиками
и церковниками, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую
картину мира. Если до сих пор католическая
церковь по изложенным выше причинам была
вынуждена терпеть воззрения тех ученых,
которые признавали теорию Коперника
в качестве одной из гипотез, а ее идеологи
считали, что доказать эту гипотезу невозможно,
то теперь, когда эти доказательства появились,
римская церковь принимает решение запретить
пропаганду взглядов Коперника даже в
качестве гипотезы, а сама книга Коперника
вносится в “Список запрещенных книг”
(1616 г.) . Все это поставило деятельность
Галилея под удар, но он продолжал работать
над совершенствованием доказательств
истинности теории Коперника. В этом отношении
огромную роль сыграли работы Галилея
и в области механики. Господствовавшая
в эту эпоху схоластическая физика, основавшаяся
на поверхностных наблюдениях и умозрительных
выкладках, была засорена представлениями
о движении вещей в соответствии с их “природой”
и целью, о естественной тяжести и легкости
тел, о “боязни пустоты” , о совершенстве
кругового движения и другими ненаучными
домыслами, которые сплелись в запутанный
узел с религиозными догматами и библейскими
мифами. Галилей путем ряда блестящих
экспериментов постепенно распутал его
и создал важнейшую отрасль механики -
динамику, т.е. учение о движении тел.
Занимаясь вопросами
механики, Галилей открыл ряд
ее фундаментальных законов: пропорциональность
пути, проходимого падающими телами,
квадратам времени их падения;
равенство скоростей падения
тел различного веса в безвоздушной
среде (вопреки мнению Аристотеля
и схоластиков о пропорциональности
скорости падения тел их весу)
; сохранение прямолинейного равномерного
движения, сообщенного какому-либо телу,
до тех пор, пока какое-либо внешнее воздействие
не прекратит его (что впоследствии получило
название закона инерции) , и др.
Философское значение
законов механики, открытых Галилеем,
и законов движения планет
вокруг Солнца, открытых Иоганном
Кеплером (1571 - 1630) , было громадным.
Понятие закономерности, естественной
необходимости родилось, можно сказать,
вместе с возникновением философии.
Но эти первоначальные понятия
были не свободны от значительных
элементов антропоморфизма и
мифологии, что послужило одним
из гносеологических оснований
их дальнейшего толкования в
идеалистическом духе. Открытие
же законов механики Галилеем
и законов движения планет
Кеплером, давшими строго математическую
трактовку понятия этих законов и освободившими
понимание их от элементов антропоморфизма,
ставило это понимание на физическую почву.
Тем самым впервые в истории развитие
человеческого познания понятие закона
природы приобретало строго научное содержание.
Законы механики были
применены Галилеем и для доказательства
теории Коперника, которая была
непонятна большинству людей,
не знавших этих законов. Например,
с точки зрения “здравого рассудка”
кажется совершенно естественным,
что при движении Земли в
мировом пространстве должен
возникнуть сильнейший вихрь,
сметающий все с ее поверхности.
В этом и состоял один из
самых “сильных” аргументов
против теории Коперника. Галилей
же установил, что равномерное
движение тела нисколько не
отражается на процессах, совершающихся
на его поверхности. Например,
на движущемся корабле падение
тел происходит так же, как
и на неподвижном. Поэтому обнаружить
равномерное и прямолинейное
движение Земли на самой Земле.
Все эти идеи великий ученый
сформулировал в “Диалоге о двух главнейших
системах мира - птолемеевой и коперниковой”
(1632) , научно доказавшем истинность теории
Коперника. Эта книга послужила поводом
для обвинения Галилея со стороны католической
церкви. Ученый был привлечен к суду римской
инквизицией; в 1633 г. состоялся его знаменитый
процесс, на котором он был вынужден формально
отречься от своих “заблуждений” . Его
книга была запрещена, однако приостановить
дальнейшее торжество идей Коперника,
Бруно и Галилея церковь уже не могла.
Итальянский мыслитель вышел победителем.
Используя теорию двойственной
истины, Галилей решительно отделял
науку от религии. Он утверждал,
например, что природа должна
изучаться с помощью математики
и опыта, а не с помощью
Библии. В познании природы человек
должен руководствоваться только
собственным разумом. Предмет
науки - природа и человек. Предмет
религии - “благочестие и послушание”
, сфера моральных поступков человека.
Исходя из этого,
Галилей пришел к выводу о
возможности безграничного познания
природы. Мыслитель и здесь
вступал в конфликт с господствовавшими
схоластическо-догматическими представлениями
о незыблемости положений “божественной
истины “, зафиксированных в Библии, в
произведениях “отцов церкви” , схоластизиированного
Аристотеля и других “авторитетов” .
Исходя из идеи о бесконечности Вселенной,
великий итальянский ученый выдвинул
глубокую гносеологическую идею о том,
что познание истины есть бесконечный
процесс. Эта противоречащая схоластике
установка Галилея привела его и к утверждению
нового метода познания истины.
Подобно многим другим
мыслителям эпохи Возрождения
Галилей отрицательно относился
к схоластической, силлогистической
логике. Традиционная логика, по
его словам, пригодна для исправления
логически несовершенных мыслей,
незаменимо при передаче другим
уже открытых истин, но она
не способна приводить к открытию
новых истин, а тем самым
и к изобретению новых вещей. А
именно к открытию новых истин и должна,
согласно Галилею, приводить подлинно
научная методология.
При разработке такой
методологии Галилей выступил
убежденным, страстным пропагандистом
опыта как пути, который только
и может привести к истине.
Стремление к опытному исследованию
природы было свойственно, правда,
и другим передовым мыслителям
эпохи Возрождения, но заслуга
Галилея состоит в том, что
он разработал принципы научного
исследования природы, о которых
мечтал Леонардо. Если подавляющее
большинство мыслителей эпохи Возрождения,
подчеркивавших значение опыта в познании
природы, имели в виду опыт, как простое
наблюдение ее явлений, пассивное восприятие
их, то Галилей всей своей деятельностью
ученого, открывшего ряд фундаментальных
законов природы, показал решающую роль
эксперимента, т.е. планомерно поставленного
опыта, посредством которого исследователь
как бы задает природе интересующие его
вопросы и получает ответы на них.
Исследуя природу, ученый,
по мнению Галилея, должен пользоваться
двойным методом: резолютивным (аналитическим)
и композитивным (синтетическим) . Под
композитивным методом Галилей подразумевает
дедукцию. Но он понимает ее не как простую
силлогистику, вполне приемлемую и для
схоластики, а как путь математического
исчисления фактов, интересующих ученого.
Многие мыслители этой эпохи, возрождая
античные традиции пифагореизма, мечтали
о таком исчислении, но только Галилей
поставил его на научную почву. Ученый
показал громадное значение количественного
анализа, точного определения количественных
отношений при изучении явлений природы.
Тем самым он нашел научную точку соприкосновения
опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного
способов исследования природы, дающую
возможность связать абстрактное научное
мышление с конкретным восприятием явлений
и процессов природы.
Однако разработанная
Галилеем научная методология
носила в основном односторонне
аналитический характер. Это особенность
его методологии гармонировала
с начавшимся в эту эпоху
расцветом мануфактурного производства,
с определяющим для него расчленением
производственного процесса наряд
операций.
Возникновение этой
методологии было связано со
спецификой самого научного познания,
начинающегося с выяснения наиболее
простой формы движения материи
- с перемещения тел в пространстве,
изучаемого механикой. Отмеченная
особенность, разработанная Галилеем
методологии, определила и отличительные
черты его философских воззрений,
которые в целом можно охарактеризовать
как черты механистического материализма.
Материю Галилей представлял
как вполне реальную, телесную
субстанцию, имеющую корпускулярную
структуру. Мыслитель возрождал
здесь воззрения античных атомистов.
Но в отличие от них Галилей
тесно увязывал атомистическое
истолкование природы с математикой
и механикой, Книгу природы,
говорил Галилей, невозможно понять,
если не овладеть ее математическим
языком, знаки которого суть треугольники,
круги и другие математические
фигуры.
Поскольку механистическое
понимание природы не может
объяснить ее бесконечное качественное
многообразие, Галилей, в известной
мере опираясь на Демокрита, первым
из философов нового времени развивает
положение о субъективности цвета, запаха,
звука и т.д. В произведении “Пробирщик”
(1623) мыслитель указывает, что частицам
материи присущи определенная форма, величина,
они занимают определенное место в пространстве,
движутся или покоятся, но не обладают
ни цветом, ни вкусом, ни запахом, которые,
таким образом, не существенны для материи.
Все чувственные качества возникают лишь
в воспринимающем субъекте.
Воззрение Галилея
на материю как на состоящую
в своей основе из бескачественных
частиц вещества принципиально отличается
от воззрений натурфилософов, приписывавших
материи, природе не только объективные
качества, но и одушевленность. В механистическом
взгляде Галилея на мир природа умерщвляется,
и материя перестает, выражаясь словами
Маркса, улыбаться человеку своим поэтически-чувственным
блеском Механистический характер воззрений
Галилея, а также идеологическая незрелость
класса буржуазии, мировоззрение которого
он выражал, не позволили ему полностью
освободиться от теологического представления
о боге. Он не смог это сделать в силу метафизичности
его воззрений на мир, согласно которым
в природе, состоящей в своей основе из
одних и тех же элементов, ничто не уничтожается
и ничего нового не нарождается.
Антиисторизм присущ и Галилееву
пониманию человеческого познания. Так,
Галилей высказывал мысль о внеопытном
происхождении всеобщих и необходимых
математических истин. Это метафизическая
точка зрения открывала возможность апелляции
к богу как последнему источнику наиболее
достоверных истин. Еще яснее эта идеалистическая
тенденция проявляется у Галилея в его
понимании происхождения Солнечной системы.
Хотя он вслед за Бруно исходил из бесконечности
Вселенной, однако это убеждение сочеталось
у него с представлением о неизменности
круговых орбит планет и скоростей их
движения. Стремясь объяснить устройство
Вселенной, Галилей утверждал, что бог,
когда-то создавший мир, поместил Солнце
в центр мира, а планетам сообщил движение
по направления к Солнцу, изменив в определенной
точке их прямой путь на круговой. На этом
деятельность бога заканчивается. С тех
пор природа обладает своими собственными
объективными закономерностями, изучение
которых - дело только науки.
Таким образом, в
новое время Галилей одним
из первых сформулировал деистический
взгляд на природу. Этого взгляда
придерживалось затем большинство
передовых мыслителей 17 - 18 вв. Научно-философская
деятельность Галилея кладет
начало новому этапу развития
философской мысли в Европе - механистическому
и метафизическому материализму
17 - 18 вв.
Список использованной
литературы:
Е. Рыбка П. Рыбка
“Коперник. Человек и мысль”
Философский словарь.
- М., 1986 г.
Всемирная история: (учебное
пособие) . - М: Мысль, Т. 2.1985 г.
История философии./Пер.
С чешского под ред. И. И.
Богута - М: Мысль. 1995 г.
Мир Философии. Кн. для
чтения. Москва., 1991 г.
Становление новой
космологии философской пантеизм
Н Кузанский Д Бруно Н Коперник Г Галилей.
К какому направлению философии эпохи
Возрождения относились Н Коперник Дж
Бруно Г Галилей. Натурфилософия эпохи
возрождения космология Дж Бруно пантеизм
и диалектика Н Кузанского. Научная революция
и ее влияние на философию эпохи Возрождения
Пантеизм и натурфилософия. Великие мыслители
эпохи возрождения информация о них и
какие открытия они совершили мхк. Натурфилософия
эпохи Возрождения Пантеистическое понимание
природы Дж Бруно Н Кузанский. Гуманизм
и натурфилософия эпохи Возрождения Николай
Кузанский Джордано Бруно Томас Мор. Натурфилософия
возрождения предпосылки перехода от
пантеизма к научному пониманию мира.
Становление научной картины мира в эпоху
Возраждения кузанский коперник бруно
галилей. Натурфилософия эпохи Возрождения
Пантеизм Рождение новой науки Коперник
Бруно Галилей. Кто у философов Возрождения
приобрел у современников славу Колумба
неба философия. Основные достижения натурфилософии
эпохи Возрождения Н Коперник Н Кузанский
Дж Бр. Натурфилософия эпохи Возрожденя
Н Кузанский Дж Бруно Становление математического.
Новое естествознание эпохи возрождения
Николай Кузанский Коперник Бруно Галилей.
К какому направлению эпохи Возраждения
относятся Н коперник Дж Бруно Г Галилей.
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464)
Это крупнейший мыслитель
не только эпохи Ренессанса, но и
вообще всей новой и новейшей европейской
философии. Происходя из низшего
сословия (его отец – рыбак и
винодел), из глухого селения на берегу
Мозеля в южной Германии, Николай
Кузанский стал не больше и не меньше
как папским кардиналом и епископом,
что уже не могло не делать его
приверженцем строгой католической
ортодоксии. И тем не менее его деятельность,
и философская, и общественно-политическая,
и церковная, гораздо больше способствовала
назревавшей тогда секуляризации, чем
деятельность иного заправского гуманиста
и светского литератора. Он, безусловно,
неоплатоник в самом строгом и подлинном
смысле слова. Однако в неоплатонизме
он выдвигал и подчеркивал такие моменты,
которые вполне соответствовали назревавшему
тогда индивидуализму с его постоянной
склонностью к субъективно-имманентной
интерпретации действительности.
Структурно-математический
метод
Первым очень ярким
моментом философии Николая Кузанского
является структурно-математический метод.
Он сказался, во-первых, в понимании
божества как своеобразного активного
становления. Для Кузанца бог есть прежде
всего чистая возможность (posse) бытия, или,
как он и сам говорит, возможность становления
(possefieri). Эта непрерывная активная возможность
пронизывает собою всю божественную стихию
бытия, а божественное бытие и есть для
него не что иное, как possest, т.е. как posse est,
как то, что есть одновременно и бытие,
и активная возможность бытия. Николаю
Кузанскому даже принадлежит целый трактат
под названием "De possest" о бытии-возможности.
Здесь Кузанский, несомненно, является
предшественником математического анализа
XVII в., т.е. предшественником учения о бесконечно
малом и о пределе. Бесконечно малая величина
у математиков XVII в. не является какой-нибудь
неделимой фигуркой вроде атомов Демокрита,
но, как тогда начали учить, такой величиной,
которая может стать меньше любой заданной
величины, бесконечно стремясь к нулю,
но в то же время никогда не превращаясь
в нуль.