Философия эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:42, доклад

Описание

Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов — крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции.

Работа состоит из  1 файл

философия возрождения.docx

— 94.51 Кб (Скачать документ)

 Эта формула неприемлема  для христианского теизма, принципиально  отличающего творение (“все” ) от  творца (единого) ; но, что не менее  важно, она отличается и от  концепции неоплатоников, которые  никогда не отождествляли единое  со “всем” . Вот тут и появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть, Кузанский поэтому называет его “максимумом” ; единое же - это “минимум” . Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) - максимума и минимума. Чтобы сделать более наглядным этот принцип, Кузанский обращается к математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того - с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом, доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар.

 Совпадение противоположностей  является важнейшим методологическим  принципом философии Николая  Кузанского, что делает его одним  из родоначальников новоевропейской  диалектики. У Платона, одного  из крупнейших диалектиков античности, мы не находим учения о совпадении  противоположностей, поскольку для  древнегреческой философии характерен  дуализм, противопоставление идеи (или формы) и материи, единого  и беспредельного. Напротив, у Кузанского  место единого теперь занимает  понятие актуальной бесконечности,  которое и есть, собственно, совмещение  противоположностей - единого и беспредельного.

 Проведенное, хотя и  не всегда последовательно, отождествление  единого с бесконечным впоследствии повлекло за собой перестройку принципов не только античной философии и средневековой теологии, но и античной и средневековой науки - математики и астрономии.

 

 Ту роль, какую у  греков играло неделимое (единица) , вносящее меру, предел как в сущее в целом, так и в каждый род сущего, у Кузанского выполняет бесконечное - теперь на него возложена функция быть мерой всего сущего. Если бесконечность становится мерой, то парадокс оказывается синонимом точного знания. И в самом деле, вот что вытекает из принятых Кузанским предпосылок: “... если бы одна бесконечная линия состояла из бесконечного числа отрезков в пядь, а другая - из бесконечного числа отрезков в две пяди, они все-таки с необходимостью были бы равны, поскольку бесконечность не может быть больше бесконечности” . Как видим, перед лицом бесконечности всякие конечные различия исчезают, и двойка становится равна единице, тройке и любому другому числу.

 В геометрии, как  показывает Николай Кузанский,  дело обстоит так же, как и  в арифметике. Различение рациональных  и иррациональных отношений, на  котором держалась геометрия  греков, Кузанский объявляет имеющим  значение только для низшей  умственной способности - рассудка, а не разума. Вся математика, включая  арифметику, геометрию и астрономию, есть, по убеждению Кузанского, продукт  деятельности рассудка; рассудок  как раз и выражает своей  основной принцип в виде запрета  противоречия, то есть запрета  совмещать противоположности. Николай  Кузанский возвращает нас к  Зенону с его парадоксами бесконечности,  с тем, однако, различием, что  Зенон видел в парадоксах орудие  разрушения ложного знания, а  Кузанский - средство созидания  знания истинного. Правда, само  это знание имеет особый характер - оно есть “умудренное неведение” .

 Тезис о бесконечном как мере вносит преобразования и в астрономию. Если в области арифметики и геометрии бесконечное как мера превращает знание о конечных соотношениях в приблизительное, то в астрономию эта новая мера вносит, кроме того, еще и принцип относительности. И в самом деле: так как точное определение размеров и формы мироздания может быть дано лишь через отнесение его к бесконечности, то в нем не могут быть различены центр и окружность.

 Рассуждение Кузанца помогает понять связь между философской категорией единого и космологическим представлением древних о наличии центра мира, а тем самым - о его конечности. Осуществленное им отождествление единого с беспредельным разрушает ту картину космоса, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Птолемей и Архимед. Для античной науки и большинства представителей античной философии космос был очень большим, но конечным телом. А признак конечности тела - это возможность различить в нем центр и периферию, “начало” и “конец” . Согласно Кузанскому, центр и окружность космоса - это бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.

2. Теория Николая Коперника

 Через всю яркую  жизнь Коперника, начиная со  студенческих лет в Кракове  и до последних дней, проходит  основная нить - великое дело утверждения  новой системы мира, призванной  заместить в корне неправильную  геоцентрическую систему Птолемея.

 Первый набросок своей  теории Коперник изложил в  работе, которая известна под  русским названием, как “Малый  комментарий Николая Коперника  относительно установленных им  гипотез о небесных движениях” . Эта книга не была опубликована при жизни автора. В “Малом комментарии” после краткого предисловия, завершающегося упоминанием о теории концентрических сфер Евдекса и Каллиппа, а также теории Птолемея, Николай Коперник указывает на недостатки этих теорий, вынуждающих его предложить свою теорию.

 Эта новая теория  исходит из следующих требований:

 Не существует единого  центра для всех небесных орбит  или сфер.

 Центр Земли является  не центром мира, а лишь центром  тяготения и лунной орбиты.

 Все сферы движутся  вокруг Солнца, как вокруг своего  центра, вследствие чего Солнце  является центром всего мира.

 Отношение расстояния  от Земли до Солнца к высоте  небесной тверди (то есть к  расстоянию до сферы неподвижных  звезд) меньше отношения радиуса  Земли к расстоянию от нее  до Солнца, причем, расстояние от  Земли до Солнца ничтожно мало  по сравнению с высотой небесной  тверди.

 Всякое движение, замечаемое  у небесной тверди, связано не  с каким-либо движением самой  тверди, а с движением Земли.  Земля же, вместе с окружающими  ее стихиями (воздухом и водой)  совершает в течение суток  полный оборот вокруг своих  неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и расположенное на ней небо, остаются неподвижными.

 То, что кажется нам  движением Солнца, на самом деле  связано с движениями Земли  и нашей сферы, вместе с которой  мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета.  Таким образом, Земля обладает  более чем одним движением.

 Кажущиеся прямые и  попятные движения планет, обусловлены  не их движениями, а движением  Земли. Следовательно, одного  лишь движения самой Земли  достаточно для объяснения многих  кажущихся неравномерностей на  небе.

 В этих семи тезисах  четко намечены контуры будущей  гелиоцентрической системы, сущность  которой заключается в том,  что Земля одновременно движется  и вокруг своей оси и вокруг  Солнца.

 Формулируя тезисы  своей теории, Николай Коперник  пользуется понятиями астрономии  начала 16 века. Так, в его тезисах  речь идет о движении сфер, а не о движении планет. Ибо  движение планет объяснялось  тогда движением сфер, каждая  из которых соответствовала определенной  планете. Пятый тезис следует  понимать как, что сфера неподвижных  звезд не участвует в движении  планетных сфер, а остается неподвижной.  А в последнем тезисе речь  идет о петлях описываемых  планетами на небе вследствие  движения Земли вокруг Солнца. В теории Коперника оказалось достаточно принять допущение о том, что мы наблюдаем за планетами с движущейся Земли, плоскость орбиты которой, почти совпадает с плоскостями орбит других планет. Такое допущение существенно упрощало объяснение петлеобразного движения планет по сравнению со сложной системой эпициклов и дифферентов в теории Птолемея. Необычайно важным был и четвертый тезис: никто до Коперника, а большинство астрономов и после его смерти, не смели приписывать Вселенной столь огромные размеры.

 Сформулировав 7 положений  своей теории, Коперник переходит  к описанию последовательности  расположения небесных сфер (планет) . Затем Коперник останавливается на том, почему годовое движение Солнца на небе следует объяснять лишь движением Земли.

 Заканчивается “Малый  комментарий” следующим утверждением:” Таким образом всего тридцати четырех кругов достаточно для объяснения устройства Вселенной и всего хоровода планет” . Коперник необычайно гордился своим открытием, ибо видел в нем наиболее гармоничное решение проблемы, сохранявшее принцип, в силу которого все движения планет можно интерпретировать как сложения движений по окружности.

3. Бесконечная вселенная  Джордано Бруно

 Положения Кузанского  противоречат принципам аристотелевской  физики, основанной на различении  высшего - надлунного и низшего  - подлунного миров. Кузанский  разрушает конечный космос античной  и средневековой науки, в центре  которого находится неподвижная  Земля. Тем самым он подготовляет  коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Коперник, как было указано выше, пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.

 Характерная для Николая  Кузанского тенденция мыслить  высшее начало бытия как тождество  противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения бога с миром, творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600) , создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Джордано Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника. Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее “подобной бесконечности” , одновременно показывая, что размеры Земли но сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.

 Отождествляя космос  с бесконечным божеством, Бруно  получает и бесконечный космос.

 Снимая, далее, границу  между творцом и творением,  Бруно разрушает и традиционную  противоположность формы - как  начала неделимого, а потому активного  и творческого, с одной стороны,  и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом, не только  передает самой природе то, что  в средние века приписывалось  богу, а именно активный, творческий  импульс. Он идет значительно  дальше, отнимая у формы и передавая  материи то начало жизни и  движения, которое со времен Платона  и Аристотеля считалось присущим  именно форме. Природа, согласно  Бруно, есть “бог в вещах” .

 Пантеизм Бруно прокладывал  путь к материалистическому пониманию  природы. Неудивительно, что учение  Бруно было осуждено церковью  как еретическое. Инквизиция требовала,  чтобы итальянский философ отрекся  от своего учения. Однако Бруно  предпочел смерть отречению, и  в 1600 году был сожжен на костре.

 Новое соотношение  между материей и формой, новое  понимание материи свидетельствует  о том, что в XVI веке сформировалось  сознание, существенно отличное  от античного.

 Если для древнегреческого  философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее  незавершенного, то для философа  эпохи Возрождения возможность  богаче актуальности, движение и  становление предпочтительнее неподвижно-неизменного  бытия. И не случайно в этот  период особо притягательным  оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности  играют роль своего рода метода  не только у Николая Кузанского  и Джордано Бруно, но и у  таких выдающихся ученых конца  XVI-начала XVII века, как Галилей и  Кавальери.

4. Механистическая картина  мира Галилео Галилея

 Основоположником экспериментально-математического  метода исследования природы  был великий итальянский ученый  Галилео Галилей (1564- 1642) . Леонардо  да Винчи дал лишь наброски  такого метода изучения природы,  Галилей же оставил развернутое  изложение этого метода и сформулировал  важнейшие принципы механического  мира.

 Галилей родился в  семье обедневшего дворянина  в городе Пизе (недалеко от  Флоренции) . Убедившись в бесплодии схоластической учености он углубился в математические науки. Став в дальнейшем профессором математики Падуанского университета, ученый развернул активную научно-исследовательскую деятельность, особенно в области механики и астрономии. Для торжества теории Коперника и идей, высказанных Джордано Бруно, а следовательно, и для прогресса материалистического мировоззрения вообще огромное значение имели астрономические открытия, сделанные Галилеем с помощью сконструированного им телескопа. Он обнаружил кратеры и хребты на Луне (в его представлении - “горы” и “моря” ) , разглядел бесчисленные, скопления звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники, Юпитера, разглядел пятна на Солнце и т.д. Благодаря этим открытиям Галилей стяжал всеевропейскую славу “Колумба неба” . Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутников Юпитера, стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника, а явления, наблюдаемые на Луне, представлявшейся планетой, вполне аналогичной Земле, и пятна на Солнце подтверждали идею Бруно о физической однородности Земли и неба. Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной.

Информация о работе Философия эпохи возрождения