Философия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:55, реферат

Описание

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи возрождения, охватывающая период с XIV по начало XVIIв.. В этот период по-новому предстает характер философствования, источники философии, стиль мышления, сам облик философа, его место в обществе. В философии Возрождения затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Содержание

Введение
1. Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения
2. Натурфилософия эпохи Возрождения
3. С Возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Философия 10.doc

— 70.00 Кб (Скачать документ)

Тема  №10 

Содержание 

Введение 

  1. Гуманистическая направленность и социально-философское  содержание философии Возрождения
 
  1. Натурфилософия  эпохи Возрождения
 
  1. С Возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса
 

Заключение 

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи возрождения, охватывающая период с XIV по начало XVIIв.. В этот период по-новому предстает характер философствования, источники философии, стиль мышления, сам облик философа, его место в обществе. В философии Возрождения затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.  

     Цель моей работы заключается в следующем: раскрыть тему "Философия эпохи Возрождения”. Для достижения поставленной цели необходимо выявить основные задачи: показать социально-философскую мысль эпохи Возрождения; гуманистическую направленность; описать наиболее известных философов эпохи Возрождения, их вклад в развитие философии, и сущность естественнонаучных взглядов; а также вспомнить основные идеи античной философии и сравнить их с наиболее существенными положениями философии Возрождения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения
 

Философию Возрождения отличает ее ярко выраженный антропоцентризм. Человек не только является важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным  звеном всей цепи космического бытия.  

Гуманизм  является составной частью философии  Возрождения. В широком смысле слова  гуманизм представляет собой образ  мышления, который провозглашает  идею блага человека главной целью  социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Родоначальником гуманизма считается поэт и философ Франческо Петрарка. Своими рассуждениями он заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. Человек эпохи постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному. 

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию  человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Яркое  воплощение этого подхода Леон Батист Альберти (1404-1472) – архитектор, живописец, автор трактовок об искусстве и т.д. По мнению Альберти, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. 

Подлинным гимном индивидуализму можно считать  творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В  главном своем философском сочинении "О наслаждении” неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению.  

Идея  достоинства личности, указывающая  на особые свойства человека по сравнению  с другими существами и особое его положение в мире, хорошо просматривается в творчестве Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) – "Речи о достоинстве человека”. В рассуждениях Джанноццо Манети (1396-1472), Томмазо Кампанеллы (1568-1639) и др. проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма – тенденция к обожествлению человека.  

 Особое  место в философии Возрождения  занимают концепции, обращенные  к проблемам государства: основанные  на реалистических принципах  политические теории Никколо  Макиавелли (1469-1527) и социальные утопии  Томаса Мора (1479-1555) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639). 

Самым крупным и оригинальным из них  был итальянский мыслитель, историк  и государственный деятель Николо Макиавелли. Авторы, интерпретирующие воззрения Макиавелли, нередко отмечают известный пессимизм его понимания человека, согласно которому "о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность, влечет нажива”[3, стр. 20].  

Рационалистический  стержень социально-философской доктрины Макиавелли почти исключает проблему Бога. Тем более что этот практически настроенный мыслитель не проявлял особого интереса к общефилософской проблематике, к вопросам той или иной метафизики 

Широко  известны слова автора "Государя”  о том, что мудрый правитель государства обязан "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла”[3,стр.20]. Такой правитель должен сочетать в своей личности и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца. Такого рода политическое вероломство давно получило наименование макиавеллизма. 

Творчество  Мора является ярким выражением гуманистического 

нравственного идеала, учением о достоинстве  человека и его свободе. В своем  главном произведении "Утопия” он рассуждает о социальных и политических проблемах эпохи.  

Идеалом общественных отношений для Мора, который он конкретно демонстрирует  на примере отношений на острове  Утопия, были общественная собственность, высокоорганизованное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределение общественного богатства.  

Томас Мор был одним из основателей  утопического социализма. Его творчество является наиболее важным исследованием  о социализме конца XVIII столетия. Здесь он проявился как рационалист, его социальное учение соответствует уровню научного познания того времени. Он полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем. В этом также проявлялась иллюзорность, неосуществимость его учения, и оно входит в историю мышления как "утопическое”[1,стр.341]. 

Томмазо Кампанелла был одним из представителей итальянской философии природы; однако более значительную роль сыграло  его социальное учение: кроме "Города Солнца” он написал "О христианской монархии”, "О церковной власти”, ”Об испанской монархии”. Он отстаивает единство церковной и светской власти, отвергает протестантскую Реформацию, провозглашает идею власти папы над всеми христианами. 

Он выражает мысль о необходимости больших общественных преобразований, направленных на реализацию царства божьего на земле, призывает в соот­ветствии с христианской совестью к ликвидации частной собственности и эксплуатации. В отличие от Мора он полностью убежден в возможности реализации этого переворота силой массового восстания.  

Утопическая теория Кампанеллы в отличие от учения Мора не является продуктом социального  анализа противоречий эпохи, содержит целый ряд внутренних противоречий. Несмотря на это, в ней много положительных элементов. Так, он предсказывает огромную роль науки, говорит об образовании народа, о ликви­дации войн, частной собственности, о справедливом и разумном управлении. 

Мор и  Кампанелла принадлежат к прогрессивным  мыслителям, их социалистические утопии представляют собой идейно целое и плодотворное течение социально-политических концепций Ренессанса. В своем творчестве они развивают мелкобуржуазные идеалы эмансипации и гуманизма. В философском смысле они позитивно повлияли на дальнейшее развитие европейского рационального мышления, в частности философии Просвещения. 

  1. Натурфилософия  эпохи Возрождения
 

В эпоху  Возрождения философия вновь  обращается к изучению природы. Возникновение  натурфилософии, т.е. философии природы, свободной от непосредственного  подчинения теологическим умозрениям. 

Стремление  к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в  творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая  Коперника (1473-1543) и др.  

Прекрасный  мир природы есть выражение и  проявление бога. Отвергая теологическое противопоставление мира "земного” и "небесного”, Леонардо да Винчи провозглашает физическую однородность Вселенной: природа Земли и небесных тел оказывается если и не вполне тождественной, то, по крайней мере, "подобной”; Земля — такое же "светило”, как и прочие небесные тела, которые в свою очередь состоят из тех же "земных” элементов-стихий. 

Леонардо  впервые вводит в космологию мысленный  эксперимент, ставя вопрос, какой  представлялась бы наша земля наблюдателям, находящимся на других небесных телах, исходя при этом из физической однородности космического пространства. А его "Похвала Солнцу” прямо предвещает наступление века гелиоцентризма: "У меня же недостает слов для порицания тех, кто считает более похвальным поклонение людям, чем солнцу, так как во всей Вселенной я не вижу большего и могущественнейшего,— его свет освещает все небесные тела, размещенные во Вселенной; все души от него происходят, ибо тепло, находящееся в живых существах, происходит от душ, и нет никакой иной теплоты и света во Вселенной”[2,стр112].  

Как достойный  наследник итальянского гуманизма  ХГ7—XV вв., Леонардо утверждает, что  человек есть "величайшее орудие природы”[2,стр.113] и лучшие из людей  по праву могут быть поименованы "земными богами”[2,стр.113]. 

Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. 

В качестве основных принципов и гипотез  той натуральной философии, на основе которой Коперник строит свою космологию, он называет следующие центральные положения: "Что мир сферичен, неизмерим и подобен бесконечности, что вмещающая все сфера неподвижных звезд находится в покое, что все остальные небесные тела имеют круговое движение. Затем мы приняли, что земля обладает некоторыми вращениями, и на этом, как на фундаменте, хотим построить всю науку о звездах”[2,стр.118]. А основные идеи, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира. 

 Николай  Кузанский (1401-1464) так же является  представителем натурфилософии. Человеческая  природа рассматривается Кузанцем  в качестве высшего и наиболее  значительного божественного творения: она "помещена над всеми  творениями бога”.  

"Человек  есть бог, но не абсолютным образом, ибо он человек,— писал Николай Кузанский в трактате "О предположениях”. — Следовательно, он челове­ческий бог”, он "содержит в себе Вселенную человечески ограниченным способом”[2,стр.64].  

Онтологическому учению Кузанца о боге и космосе и их диалектической связи соответствует в его гносеологии представление о предмете познания. "Существует лишь один объект для духовного видения и чувственного зрения,— утверждает Кузанец,— первое видит то, как он существует в себе, второе — как он познается посредством знаков. Единый объект есть Сама Возможность”[2,стр.65]. Итак, единый и единственный объект познания – пантеистически понятый и истолкованный бог. 

В космологии Кузанского отвергалось учение о  Земле как центре Вселенной, а  отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. В трактате "Об ученом незнании” он прямо говорит: "...Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем”[5,стр.108]. Было бы неверно видеть в космологических построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но, расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к десакрализации космологии, т. е. к ее освобождении от религиозного толкования.  

Наиболее  глубокие результаты натурфилософия получила в творчестве Джордано Бруно (1548—1600), с чьим именем связан решающий поворот  в утверждении новой космологии. 

 Центральная  идея космологической доктрины Бруно — тезис о бесконечности Вселенной. "Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...”[5,стр109]. Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, "ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем”[5,стр.109]. В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. 

Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи. А материя, говорит Бруно, ссылаясь при этом на пантеиста XIII в. Давида Динанского, "столь совершенна”, "что она, как это ясно при правильном созерцании, является божественным бытием в вещах”[2,стр.287]. 

Информация о работе Философия эпохи Возрождения