Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:55, реферат
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи возрождения, охватывающая период с XIV по начало XVIIв.. В этот период по-новому предстает характер философствования, источники философии, стиль мышления, сам облик философа, его место в обществе. В философии Возрождения затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Введение
1. Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения
2. Натурфилософия эпохи Возрождения
3. С Возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса
Заключение
Список литературы
Тема
№10
Содержание
Введение
Заключение
Список
литературы
Введение
Важным этапом развития философской мысли
является философия эпохи возрождения,
охватывающая период с XIV по начало XVIIв..
В этот период по-новому предстает характер
философствования, источники философии,
стиль мышления, сам облик философа, его
место в обществе. В философии Возрождения
затронут широкий круг вопросов, касающихся
разных сторон природного и общественного
бытия. Она оказала большое влияние на
дальнейшее развитие культуры и философии.
Цель моей работы заключается в следующем:
раскрыть тему "Философия эпохи Возрождения”.
Для достижения поставленной цели необходимо
выявить основные задачи: показать социально-философскую
мысль эпохи Возрождения; гуманистическую
направленность; описать наиболее известных
философов эпохи Возрождения, их вклад
в развитие философии, и сущность естественнонаучных
взглядов; а также вспомнить основные
идеи античной философии и сравнить их
с наиболее существенными положениями
философии Возрождения.
Философию
Возрождения отличает ее ярко выраженный
антропоцентризм. Человек не только
является важнейшим объектом философского
рассмотрения, но и оказывается центральным
звеном всей цепи космического бытия.
Гуманизм
является составной частью философии
Возрождения. В широком смысле слова
гуманизм представляет собой образ
мышления, который провозглашает
идею блага человека главной целью
социального и культурного
Гуманисты
вырабатывают новый подход к пониманию
человека, в котором огромную роль
играет понятие деятельности. Яркое
воплощение этого подхода Леон Батист
Альберти (1404-1472) – архитектор, живописец,
автор трактовок об искусстве и т.д. По
мнению Альберти, человек способен одержать
верх над превратностями судьбы лишь собственной
активностью.
Подлинным
гимном индивидуализму можно считать
творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В
главном своем философском сочинении
"О наслаждении” неотъемлемым свойством
человека Валла провозглашает стремление
к наслаждению.
Идея
достоинства личности, указывающая
на особые свойства человека по сравнению
с другими существами и особое
его положение в мире, хорошо просматривается
в творчестве Джованни Пико делла Мирандола
(1463-1494) – "Речи о достоинстве человека”.
В рассуждениях Джанноццо Манети (1396-1472),
Томмазо Кампанеллы (1568-1639) и др. проявилась
важнейшая характеристика гуманистического
антропоцентризма – тенденция к обожествлению
человека.
Особое
место в философии Возрождения
занимают концепции,
Самым
крупным и оригинальным из них
был итальянский мыслитель, историк
и государственный деятель
Рационалистический
стержень социально-философской доктрины
Макиавелли почти исключает проблему
Бога. Тем более что этот практически настроенный
мыслитель не проявлял особого интереса
к общефилософской проблематике, к вопросам
той или иной метафизики
Широко
известны слова автора "Государя”
о том, что мудрый правитель государства
обязан "по возможности не удаляться
от добра, но при надобности не чураться
и зла”[3,стр.20]. Такой правитель должен
сочетать в своей личности и в своих действиях
качества льва, способного расправиться
с любым из врагов, и лисицы, способной
провести самого изощренного хитреца.
Такого рода политическое вероломство
давно получило наименование макиавеллизма.
Творчество
Мора является ярким выражением гуманистического
нравственного
идеала, учением о достоинстве
человека и его свободе. В своем
главном произведении "Утопия” он рассуждает
о социальных и политических проблемах
эпохи.
Идеалом
общественных отношений для Мора,
который он конкретно демонстрирует
на примере отношений на острове
Утопия, были общественная собственность,
высокоорганизованное производство, целесообразное
руководство, гарантирующее справедливое
и равное распределение общественного
богатства.
Томас
Мор был одним из основателей
утопического социализма. Его творчество
является наиболее важным исследованием
о социализме конца XVIII столетия. Здесь
он проявился как рационалист, его социальное
учение соответствует уровню научного
познания того времени. Он полагал, что
при помощи образованного правителя его
идеи можно реализовать в ближайшем будущем.
В этом также проявлялась иллюзорность,
неосуществимость его учения, и оно входит
в историю мышления как "утопическое”[1,стр.341].
Томмазо
Кампанелла был одним из представителей
итальянской философии природы;
однако более значительную роль сыграло
его социальное учение: кроме "Города
Солнца” он написал "О христианской
монархии”, "О церковной власти”, ”Об
испанской монархии”. Он отстаивает единство
церковной и светской власти, отвергает
протестантскую Реформацию, провозглашает
идею власти папы над всеми христианами.
Он выражает
мысль о необходимости больших общественных
преобразований, направленных на реализацию
царства божьего на земле, призывает в
соответствии с христианской совестью
к ликвидации частной собственности и
эксплуатации. В отличие от Мора он полностью
убежден в возможности реализации этого
переворота силой массового восстания.
Утопическая
теория Кампанеллы в отличие от учения
Мора не является продуктом социального
анализа противоречий эпохи, содержит
целый ряд внутренних противоречий.
Несмотря на это, в ней много положительных
элементов. Так, он предсказывает огромную
роль науки, говорит об образовании народа,
о ликвидации войн, частной собственности,
о справедливом и разумном управлении.
Мор и
Кампанелла принадлежат к прогрессивным
мыслителям, их социалистические утопии
представляют собой идейно целое и плодотворное
течение социально-политических концепций
Ренессанса. В своем творчестве они развивают
мелкобуржуазные идеалы эмансипации и
гуманизма. В философском смысле они позитивно
повлияли на дальнейшее развитие европейского
рационального мышления, в частности философии
Просвещения.
В эпоху
Возрождения философия вновь
обращается к изучению природы. Возникновение
натурфилософии, т.е. философии природы,
свободной от непосредственного
подчинения теологическим умозрениям.
Стремление
к углубленному и достоверному познанию
природы нашло отражение в
творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая
Коперника (1473-1543) и др.
Прекрасный
мир природы есть выражение и
проявление бога. Отвергая теологическое
противопоставление мира "земного”
и "небесного”, Леонардо да Винчи провозглашает
физическую однородность Вселенной: природа
Земли и небесных тел оказывается если
и не вполне тождественной, то, по крайней
мере, "подобной”; Земля — такое же
"светило”, как и прочие небесные тела,
которые в свою очередь состоят из тех
же "земных” элементов-стихий.
Леонардо
впервые вводит в космологию мысленный
эксперимент, ставя вопрос, какой
представлялась бы наша земля наблюдателям,
находящимся на других небесных телах,
исходя при этом из физической однородности
космического пространства. А его "Похвала
Солнцу” прямо предвещает наступление
века гелиоцентризма: "У меня же недостает
слов для порицания тех, кто считает более
похвальным поклонение людям, чем солнцу,
так как во всей Вселенной я не вижу большего
и могущественнейшего,— его свет освещает
все небесные тела, размещенные во Вселенной;
все души от него происходят, ибо тепло,
находящееся в живых существах, происходит
от душ, и нет никакой иной теплоты и света
во Вселенной”[2,стр112].
Как достойный
наследник итальянского гуманизма
ХГ7—XV вв., Леонардо утверждает, что
человек есть "величайшее орудие
природы”[2,стр.113] и лучшие из людей
по праву могут быть поименованы
"земными богами”[2,стр.113].
Одним
из наиболее значительных достижений
естествознания этого времени было создание
польским астрономом Николаем Коперником
гелиоцентрической системы мира.
В качестве
основных принципов и гипотез
той натуральной философии, на основе
которой Коперник строит свою космологию,
он называет следующие центральные положения:
"Что мир сферичен, неизмерим и подобен
бесконечности, что вмещающая все сфера
неподвижных звезд находится в покое,
что все остальные небесные тела имеют
круговое движение. Затем мы приняли, что
земля обладает некоторыми вращениями,
и на этом, как на фундаменте, хотим построить
всю науку о звездах”[2,стр.118]. А основные
идеи, положенные в основу этой системы,
состоят в следующем: Земля не является
неподвижным центром мира, а вращается
вокруг своей оси и одновременно вокруг
Солнца, находящегося в центре мира.
Николай
Кузанский (1401-1464) так же является
представителем натурфилософии. Человеческая
природа рассматривается
"Человек
есть бог, но не абсолютным образом,
ибо он человек,— писал Николай Кузанский
в трактате "О предположениях”. — Следовательно,
он человеческий бог”, он "содержит
в себе Вселенную человечески ограниченным
способом”[2,стр.64].
Онтологическому
учению Кузанца о боге и космосе
и их диалектической связи соответствует
в его гносеологии представление о предмете
познания. "Существует лишь один объект
для духовного видения и чувственного
зрения,— утверждает Кузанец,— первое
видит то, как он существует в себе, второе
— как он познается посредством знаков.
Единый объект есть Сама Возможность”[2,стр.65].
Итак, единый и единственный объект познания
– пантеистически понятый и истолкованный
бог.
В космологии
Кузанского отвергалось учение о
Земле как центре Вселенной, а
отсутствие неподвижного центра привело
его к признанию движения Земли. В трактате
"Об ученом незнании” он прямо говорит:
"...Наша Земля в действительности движется,
хоть мы этого и не замечаем”[5,стр.108].
Было бы неверно видеть в космологических
построениях Кузанского прямое предвосхищение
гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное
положение и неподвижность Земли, он не
отдавал предпочтения какой-либо определенной
схеме движения небесных тел. Но, расшатывая
традиционные представления о мире, он
открывал путь к десакрализации космологии,
т. е. к ее освобождении от религиозного
толкования.
Наиболее
глубокие результаты натурфилософия получила
в творчестве Джордано Бруно (1548—1600),
с чьим именем связан решающий поворот
в утверждении новой
Центральная
идея космологической доктрины Бруно
— тезис о бесконечности Вселенной. "Она
никоим образом не может быть охвачена
и поэтому неисчислима и беспредельна,
а тем самым бесконечна и безгранична...”[5,стр109].
Эта Вселенная не сотворена, она существует
вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна,
"ибо ничего не имеет вне себя, куда
бы могла переместиться, ввиду того, что
она является всем”[5,стр.109]. В самой же
Вселенной происходит непрерывное изменение
и движение.
Обращаясь
к характеристике этого движения,
Бруно указывает на его естественный характер.
Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя,
т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения
материи. А материя, говорит Бруно, ссылаясь
при этом на пантеиста XIII в. Давида Динанского,
"столь совершенна”, "что она, как
это ясно при правильном созерцании, является
божественным бытием в вещах”[2,стр.287].