Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:07, курсовая работа
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии. Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, “осенью Средневековья”. Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии эпохи Возрождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Натурфилософия эпохи Возрождения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
3. Идеи античной философии, с возрождением которых связывается эпоха Ренессанса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии эпохи Возрождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Натурфилософия эпохи Возрождения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
3. Идеи античной философии, с возрождением которых связывается эпоха Ренессанса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Список
литературы. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Введение.
Важным
этапом развития философской
мысли является философия
эпохи Возрождения.
В ней затронут
широкий круг вопросов,
касающихся разных сторон
природного и общественного
бытия. Она оказала большое
влияние на дальнейшее
развитие культуры и
философии. Эпоха Возрождения
(Ренессанса), охватывающая
период с XIV по начало XVII
вв., приходится на последние
столетия средневекового
феодализма. Вряд ли
правомерно отрицать
самобытность этой эпохи,
считая ее, по примеру
голландского культуролога
И. Хейзинги, “осенью
Средневековья”. Исходя
из того, что эпоха Возрождения
является периодом,
отличным от Средневековья,
можно не только различать
эти две эпохи, но и определить
их связи и точки соприкосновения.
Гуманистическая направленность
и социально – философское содержание
философии Возрождения
Эпоха Возрождения характеризуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, что говорит о развитии техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и переходу к естественно - научному познанию мира и человека.
Серьезные изменения были связаны с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают экономическая, политическая жизнь, а также наука, искусство, философия. Так происходит переход от церковной культуры к светской.
Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. В данную эпоху светские интересы и полнокровная земная жизнь человека нередко были противопоставлены религиозному аскетизму. Это проявлялось в философии, искусстве, литературе. На первый план выдвинулся живой и разносторонне развитый человек с его потребностями, интересами и способностями решать свои проблемы.
Гуманизм, т.е. прославление человека, был основной идеей эпохи Возрождения и ее основным символом. Эгоцентризм уступил место антропоцентризму, т.е. в центре философии, искусства, литературы оказался человек, полный жизненных сил и благородных побуждений. Возрождение этой культуры в Новое время определило название данной эпохи, как эпохи Возрождения или Ренессанса.
Термин
“гуманизм” происходит
от латинского “humanitas” (человечность),
употреблявшегося еще
в I в. до н.э. известным
римским оратором
Цицероном (106-43 до н.
э.). Для него humanitas -
это воспитание и
образование человека,
способствующее его
возвышению. В совершенствовании
духовной природы человека
основная роль отводилась
комплексу дисциплин,
состоящему из грамматики,
риторики, поэзии, истории,
этики. Именно эти дисциплины
стали теоретической
базой ренессансной
культуры и получили
название “studia humanitatis” (гуманитарные
дисциплины). Родоначальником
гуманизма единодушно
считается поэт и философ
Франческа Петрарка (1304-1374).
В его творчестве - начало
многих путей, которыми
шло развитие ренессансной
культуры в Италии. В
трактате “О невежестве
собственном и многих
других” он решительно
отвергает присущую
Средневековью схоластическую
ученость, по отношению
к которой демонстративно
провозглашает свое
якобы невежество, ибо
считает такую ученость
совершенно бесполезной
дня человека его времени.
В упомянутом трактате
проявляется принципиально
новый подход к оценке
античного наследия.
По убеждению Петрарки,
прийти к новому расцвету
литературы, искусства,
науки позволит не слепое
подражание мыслям замечательных
предшественников, а
стремление подняться
до высот античной культуры
и в то же время переосмыслить
и в чем-то превзойти
ее. Эта линия, намеченная
Петраркой, стала ведущей
в отношении гуманизма
к античному наследию.
Первый гуманист считал,
что содержанием подлинной
философии должны стать
науки о человеке, и
во всем его творчестве
звучит призыв переориентировать
философию на этот достойный
объект познания. Своими
рассуждениями Петрарка
заложил основу формирования
личностного самосознания
эпохи Возрождения.
В разные эпохи личность
осознает себя по-разному.
Средневековый человек
воспринимался тем ценнее
как личность, чем более
его поведение соответствовало
нормам, принятым в корпорации.
Он утверждал себя через
максимально деятельное
включение в социальную
группу, в корпорацию,
в богоустановленный
порядок - такова общественная
доблесть, требовавшаяся
от индивида. Человек
эпохи Возрождения постепенно
отказывается от универсальных
средневековых понятий,
обращаясь к конкретному,
индивидуальному. Гуманисты
вырабатывают новый
подход к пониманию
человека, в котором
огромную роль играет
понятие деятельности.
Ценность человеческой
личности для них определяется
не происхождением или
социальной принадлежностью,
а личными заслугами
и плодотворностью ее
деятельности. Ярким
воплощением этого подхода
может служить, например,
разносторонняя деятельность
известного гуманиста
Леона Баттисты Альберты (1404-1472).
Он был архитектором,
живописцем, автором
трактатов об искусстве,
сформулировал принципы
живописной композиции -
равновесия и симметрии
цвета, жестов и поз
персонажей. По мнению
Альберта, человек способен
одержать верх над превратностями
судьбы лишь собственной
активностью. “Легко
побеждает тот, кто не
желает быть побежденным.
Терпит иго судьбы тот,
кто привык подчиняться”.
Однако было бы неправильным
идеализировать гуманизм,
не замечать его индивидуалистических
тенденций. Подлинным
гимном индивидуализму
можно считать творчество
Лоренцо Валлы (1407-1457).
В главном своем философском
сочинении “О наслаждении”
неотъемлемым свойством
человека Валла провозглашает
стремление к наслаждению.
Мерилом же нравственности
у него выступает личное
благо. “Я не могу в
достаточной степени
понять, почему кто-то
хочет умереть за родину.
Ты умираешь, так как
не желаешь, чтобы погибла
родина, словно с твоей
гибелью не погибнет
и она”. Подобная мировоззренческая
позиция выглядит как
асоциальная. Гуманистическая
мысль второй половины XV
в. обогатилась новыми
идеями, важнейшей из
которых стала идея
достоинства личности,
указывающая на особые
свойства человека по
сравнению с другими
существами и особое
его положение в мире.
Джованни Пико делла
Мирандола (1463-1494) в своей
яркой “Речи о достоинстве
человека” помещает
его в центр мира: “Не
даем мы тебе, о Адам,
ни своего места, ни
определенного образа,
ни особой обязанности,
чтобы и место, и лицо,
и обязанности ты имел
по собственному желанию,
согласно своей воле
и своему решению”.
Утверждается, что Бог (вопреки
церковной догме) не
создал человека по
своему образу и подобию,
но предоставил ему
возможность творить
самого себя. Кульминацией
гуманистического антропоцентризма
становится мысль Пико
о том, что достоинство
человека заключено
в его свободе: он может
стать тем, кем пожелает.
Прославляя мощь человека
и его величие, восхищаясь
его удивительными творениями,
мыслители эпохи Возрождения
неизбежно приходили
к сближению человека
с Богом. “Человек укрощает
ветры и побеждает моря,
знает счет времени...
Кроме того, он с помощью
светильника ночь превращает
в день. Наконец, божественность
человека раскрывает
нам магия. Она руками
человека творит чудеса -
как те, которые может
сотворить природа,
так и те, которые может
сотворить только бог”.
В подобных рассуждениях
Джанноццо Манетти (1396-1472),
Марсилио Фичино (1433-1499),
Томмазо Кампанеллы (1568-1639),
Пико (1463-1494) и др. проявилась
важнейшая характеристика
гуманистического антропоцентризма -
тенденция к обожествлению
человека. Однако гуманисты
не были ни еретиками,
ни атеистами. Наоборот,
в подавляющем большинстве
они оставались верующими.
Но если христианское
мировоззрение утверждало,
что на первом месте
должен стоять Бог, а
затем - человек, то гуманисты
выдвигали на первый
план человека, а затем
говорили о Боге. Присутствие
Бога в философии даже
самых радикально настроенных
мыслителей Возрождения
предполагало вместе
с тем критическое отношение
к церкви как социальному
институту. Гуманистическое
мировоззрение, таким
образом, включает и
антиклерикальные (от
лат. anti - против, clericalis -
церковный) взгляды,
т. е. воззрения, направленные
против притязаний церкви
и духовенства на господство
в обществе. В сочинениях
Лоренцо Валлы, Леонардо
Бруни (1374-1444), Поджо
Браччолини (1380-1459), Эразма
Роттердамского (1469-1536)
и др. содержатся выступления
против светской власти
римских пап, разоблачения
пороков служителей
церкви и нравственной
развращенности монашества.
Однако это не помешало
многим гуманистам стать
служителями церкви,
а двое из них - Томмазо
Парентучелли и Энеа
Сильвио Пикколомини -
даже были возведены
в XV в. на папский престол.
Надо сказать, что до
середины XVI в. преследования
гуманистов со стороны
католической церкви -
явление крайне редкое.
Поборники новой светской
культуры не боялись
костров инквизиции
и слыли добрыми христианами.
И только Реформация
заставила церковь перейти
в наступление.
Натурфилософия
эпохи Возрождения
Высшим результатом философской эволюции эпохи Возрождения явилась натурфилософия, под которой мыслители понимали не только предмет своего исследования, философию природы, но и естественный подход к познанию законов мироустройства, противостоящий как знанию схоластики, так и теологическим представлениям. Натурфилософия уступает философии нового времени, которая возникает вне завершившей своё развитие философии Возрождения - будучи связана с зарождением нового математического и экспериментального естествознания, прежде всего классической механики, и с созданием новой механистической (механической) картины мира.
Представители натурфилософии:
Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Николай Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей.
Эпоху Возрождения по праву именуют эпохой "великих открытий". Кругосветные путешествия, открытие Нового света, когда впервые представилась возможность выйти за пределы "мира", известного античной и средневековой географии, предшествовали многочисленным важным открытиям в самых различных областях естествознания. Однако ни одно из поистине выдающихся научных наблюдений и открытий не имело такого исключительно важного значения, как создание великим польским астрономом Николаем Коперником (1473-1543) гелиоцентрической системы мира.
Опубликованная в 1543 г. книга Николая Коперника "О вращениях небесных сфер" не только определила характер научной революции XVI в., но сыграла решающую роль в радикальном пересмотре философских представлений о мире. В ней возрождается, развивается, математически обосновывается древняя идея гелиоцентризма: Земля не является центром мира и не стоит на месте. Она вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами - вокруг Солнца.
Новым оказалось и отношение к движению. Если по своей физической природе Земля в старой системе мира являла "низшую" ступень, то своей неподвижностью она обеспечила за собой значение центра мира. При этом покой почитался высшим состоянием по сравнению с движением: средневековая картина мира принципиально статична. Сделав движение уделом Земли, Коперник не только "поднял" ее до небес, но и показал, что именно движение является нормальным состоянием всех планет.
Коренному пересмотру подвергался и вопрос о причине и характере движения небесных тел. Коперник объясняет движение небесных тел их сферической, шарообразной формой, т.е. их природой. Благодаря этому отпадает надобность во внешних двигателях ("интеллигенциях" схоластической философии, "ангелах" схоластической теологии), и бог оказывается творцом и создателем "мирового механизма", не вмешивающимся в его дальнейшее функционирование. Тем самым не только в космологию, но и в философскую картину мира вводился принцип самодвижения тел.
Разрушение иерархической системы мироздания явилось главнейшим мировоззренческим результатом коперниканства. Именно вокруг новой космологии будут идти главные идеологические битвы XVI - начала XVII в. Подлинный смысл революции - не только в естествознании, но и в философии, которую произвела книга Николая Коперника, раскроет в своем творчестве Джордано Бруно.
Джордано Бруно (1548-1600) - итальянский философ и поэт. Бруно родился в местечке Нола, вблизи Неаполя. В 17 лет он становится послушником доминиканского монастыря, где в 1556 году был пострижен в монахи. В 1576 году сбросил монашескую рясу, затем, преследуемый за свои взгляды, покинул Италию. По возвращению на родину был обвинен в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего заключения был сожжен на костре 17 февраля 1600 года.
Как философ Бруно испытал влияние идей неоплатонизма и ранней греческой философии. Он считал целью философии познание природы, являющейся "Богом в вещах". Убежденный сторонник теории Коперника, Бруно развивал учение о подобии Земли и небес, множестве миров ("О бесконечности, Вселенной и мирах"). Возрождая суждения древнегреческих атомистов, философ выдвинул учение о "монадах", минимальных неделимых частицах, в деятельности которых сливаются телесное и духовное, объект и субъект (О причине, начале, едином"). Высшая субстанция есть "монада монад", или Бог. Вселенная и природа у Бруно совпадает с Богом.
Этика Бруно проникнута утверждением "героического энтузиазма", любви к бесконечному, возвышающей человека над повседневностью и уподобляющей его божеству.
Итальянский
ученый Галилео Галилей (1564-1642)
справедливо считается
подлинным основоположником
метода исследования
природы. Его научная
деятельность сочеталась
с глубоким осознанием
философских основ нового
естествознания: идеи,
высказанные Галилеем
в этой связи, делают
его первым представителем
механистического материализма.
Астроном, механик и
философ, Галилей дал
в своих сочинениях
развернутое и стройное
изложение экспериментально-
Для торжества теории Коперника и идей, высказанных Джордано Бруно, огромное значение имели открытия, сделанные на небе Галилеем с помощью телескопа, который он построил одним из первых. С его помощью он исследовал небесные тела, доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси, доказал множественность миров во Вселенной.
Все эти открытия Галилея положили начало его ожесточенной полемике со схоластами и церковниками. До сих пор католическая церковь была вынуждена терпеть воззрения тех ученых, которые признавали теорию Коперника в качестве одной из гипотез, а ее идеологи считали, что доказать эту гипотезу в качестве теории невозможно. Теперь же, когда эти доказательства появились, римская курия принимает решение, запрещающее всякую пропаганду взглядов Коперника, даже в качестве гипотезы, а сама книга Коперника "Об обращении небесных сфер" вносится в "Список запретных книг".
.
Идеи античной философии,
с возрождением которых связывается эпоха
Ренессанса
Возрождение – совокупность философских представлений, сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени.
Эпоха Возрождения – это переворот прежде всего в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.