Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:07, курсовая работа
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии. Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, “осенью Средневековья”. Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии эпохи Возрождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Натурфилософия эпохи Возрождения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
3. Идеи античной философии, с возрождением которых связывается эпоха Ренессанса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камней, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности и дало название всей эпохе.
Античная философия – единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесённых с Востока в греческие города зачатков астрономических. Математических и т. п. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения мировоззренческих представлений о природе и человеке от мифологических схем. В 6 в. и даже в 5 в. до н. э. философия и знание ещё не были отделены друг от друга. Отсутствие способов экспериментальной проверки вызвало появление большого числа гипотез. Для философии такое множество гипотез имело следствием многообразие типов философского объяснения мира. Исходной точкой развития античной философии был философский материализм.
Материализм (от лат. materialis – вещественный) – одно из главных философских направлений, признающее объективность, первичность, несотворимость и неучтожимость материи, которая существует вне и независимо от сознания и выступает первоосновой действительности. Материализм противоположен идеализму. Как идейное течение, материализм многогранен. материализм – динамическая, эволюционизирующая система. Со всяким эпохальным открытием, переворотом, революцией материализм меняет формы для уяснения социальных истоков материализма следует иметь в виду его общую нацеленность на отображение наиболее перспективных тенденций общественно – исторического развития, на ассимиляцию завоеваний науки и культуры, на органическую поддержку просвещения.
Не менее ясно выступает в античной философии противоположность диалектического и метафизического методов мышления. По существу, многие первые греческие философы были диалектиками, рассматривали природу как целое и, следовательно, во взаимодействии и связи её явлений. За тысячу с лишним лет развития античной философии материализм и идеализм, диалектика претерпели сложную эволюцию, отражавшую в конечном счёте диалектику развития самого общества.
Первоначально в античности термином диалектика обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделений вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают и развивают Николай Кузанский и Джордано Бруно.
Движение – философская категория, отражающая своим содержанием всеобщее неотъемлемое свойство бытия – изменчивость. Движение объемлет собой все происходящие в природе и обществе процессы. Именно процессуальность характеризует смену стадий, состояний, периодов, фаз того, что движется, изменяется. В качестве способа бытия материи движение выступает как самодвижение. Движение же отдельных материальных образований обуславливается взаимодействием противоположностей. Согласно диалектике, источником движения материи (самодвижения) являются внутренне присущие ей противоречия. Постоянное становление и разрешение противоречий выступает именно как самодвижение. Понятия движения, самодвижения, противоречия и взаимодействия являются весьма близкими по смыслу и взаимозависимыми по содержанию. Различные аспекты противоречивой сущности движения выявляются диалектикой изменчивости и устойчивости, абсолютности и относительности, прерывности и непрерывности, возникновения и уничтожения. Движение как единство изменчивости и устойчивости предполагает относительную устойчивость того, что именно движется, изменяется. Эта относительная устойчивость есть выражение сохранения качественной природы явления при одновременном наличии некоторых количественных изменений. Движение в его конкретном проявлении всегда относительно.
Итогом, своеобразным венцом античной философии был неоплатонизм с его квартой: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Это - безличный неоплатонизм, в котором ещё нет чёткого деления на субъект и природу. В античном мировоззрении господствует универсализм, космоцентризм и политеизм. При переходе от античности к средневековью произошёл довольно существенный сдвиг в сторону субъекта; субъективное, правда, оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности. Если сделать ещё один шаг навстречу субъективному, то нельзя получить ничего другого, кроме антропоцентризма: в центр мироздания будет поставлен человек. Этот шаг и был сделан в эпоху Возрождения с максимальной решительностью, которая вообще часто характерна для новаторов.
Естественно, встаёт вопрос о той философской базе, на которой могло возникнуть и действительно возникало новое, возрожденческое мировоззрение. Были ли опрокинуты уже выработанные философами античности принципиальные схемы философских построений? Нет, не были. Возрожденческие философы по-прежнему неоплатоническую схематику, методологию. Формально они по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм.
Итак,
основной принцип
возрожденческой
философии – это
антропоцентризм, который
реализуется в
совокупности антропоцентрических
неоплатонических настроений.
Заключение
Два
с половиной столетия
Возрождения - от Петрарки
до Галилея - знаменуют
собой разрыв со средневековой
традицией и переход
к новому времени.
Этот этап явился закономерным
и необходимым
в истории философской
мысли. Не было непосредственного
перехода от “Сводов"
Фомы Аквинского к “Рассуждению
о методе” Декарта,
от поисков парижских
и оксфордских номиналистов XIV
в. к новой физике и механике
Галилея. Однако было
бы неверно сводить
роль философии Возрождения
только к разрушению
или изживанию схоластической
традиции. Мыслителями XIV-XVI
вв. была разработана
картина мира и человека,
глубоко отличная от
средневековой.
\
Список
литературы
1. Философия: Учебник / Под ред. Н.И. Сидоренко. 2004
2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. пособие. 1980
3. http://www.abc-people.com
5 Философия: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Лавриненко В. Н., проф.
6. Ратникова В. П. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.