Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 05:38, реферат
Термин «Возрождение», или «Ренессанс», известен каждому человеку. Мы знакомы с наследием этого времени — живописным, литературным, музыкальным, знаем и о философском наследии. Эпоха Возрождения — достаточно сложный феномен западноевропейской культуры середины XIV — конца XVI в. А философия Возрождения – это направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.
Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть. Философия эпохи Возрождения………………………..4
Причины возникновения Ренессанса……………………………………...4
Основные направления…………………………………………………….6
Характерные черты Возрождения………………………………………...8
Гуманизм……………………………………………………………………8
Философы-гуманисты Франческо Петрарка и Лоренцо Вала…………..10
Словарь терминов………………...………………………………………14
Список использованной литературы………………………………….....15
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
ФГОУ
СПО Новосибирский радиотехнический колледж
Р
Е Ф Е Р А Т
на
тему: Философия эпохи
Возрождения
г. Новосибирск
2011
г.
Содержание:
Термин
«Возрождение», или «Ренессанс», известен
каждому человеку. Мы знакомы с
наследием этого времени —
живописным, литературным, музыкальным,
знаем и о философском
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
В западном Возрождении принято разделять три периода:
1-й
период (гуманистический, или
2-й период (неоплатонический): сер. XV — нач. XVI в.
3-й период (натурфилософский): конец XVI — нач. XVII в.
Философия
эпохи Возрождения представляет
собой достаточно пеструю картину,
набор разнообразных
Причины возникновения Ренессанса
Предпосылками
возникновения философии и
совершенствование орудий труда и производственных отношений;
кризис феодализма;
развитие ремесла и торговли;
усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
укрепление,
централизация европейских
появление первых парламентов;
отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
повышение уровня образованности в Европе в целом;
великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).
В советской литературе основной причиной возникновения Ренессанса считалась причина экономическая, так как это было время бурного развития ремесел, возникновения и укрепления городов (недаром Возрождение начинается именно в Италии, где существовали такие города-полисы, как Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция, наиболее развитые с экономической точки зрения). Экономически свободные люди для оправдания и обоснования своей деятельности требовали нового мировоззрения, отличного от того, какое давали оторванные от жизненной практики схоластические построения томистов и поздних номиналистов или аскетические трактаты католических священнослужителей, монахов и ранних отцов Церкви. Требовалась другая, более деятельная и ориентированная на земные цели философия, каковая и не замедлила появиться.
Очевидно, что кроме чисто экономических причин, которые, несомненно, действительно существовали, были и другие причины, иначе сложно будет объяснить, почему Ренессанс возникает именно в Западной, а не в Восточной Европе, именно среди западного, а не восточного христианского вероисповедания.
Можно предположить, что не последнюю роль в возникновении Возрождения играет та специфическая форма христианства, которая бытовала в Западной Европе. Не случайно именно Италия послужила центром первоначального Возрождения. Во-первых, чисто внешняя сторона католической жизни служила немалым толчком для возникновения свободомыслия ренессансных философов. Знаменитое Авиньонское пленение пап, появление разного рода антипап (когда папы спорили за власть и этот спор происходил с нарушением не только норм христианской морали, но и границ дозволенного юриспруденцией) порождали в умах людей сомнения в справедливости существовавших нравственных устоев и даже уход в свободомыслие и отрицание католических и вообще христианских идеалов.
С
другой стороны, и само католическое
миросозерцание во многом способствовало
отходу от схоластической философии. Именно
в католицизме, как известно, философия
развивалась в большей степени, чем в византийском
или российском православии. Поэтому миросозерцание
западного католического человека было
более рассудочным, более направленным
на решение онтологических и особенно
гносеологических вопросов. При таком
подходе часто понятие Бога отделялось
от человека и Бог становился не центром
мира, не смыслом и целью жизни, а объектом
чисто теоретического познания, допускавшим
разного рода сомнения. И такие сомнения
не замедлили появиться; позднее они перешли
в огульное отрицание Бога. Само схоластическое
мировоззрение, таким образом, как бы подготовило
то явление, которое мы называем Возрождением.
Гелиоцентрическая система мира — представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Противоположность геоцентрической системе мира. Возникло в античности, но получило широкое распространение с конца эпохи Возрождения.
В
этой системе Земля предполагается обращающейся
вокруг Солнца за один звёздный
год и вокруг
своей оси за одни звёздные
сутки. Следствием
второго движения является видимое вращение
небесной сферы, первого — перемещение
Солнца среди звёзд по эклиптике. Солнце
считается неподвижным относительно звёзд.
Гермети́зм — религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. Согласно общераспространённой легенде первоисточниками герметизма являются труды, приписываемые легендарной личности — Гермесу Трисмегисту, древнеегипетскому жрецу, от имени которого и происходит название данного религиозно-философского течения.
Согласно
традиции, герметизм — это учение
о высших законах Природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии. Сторонники герметизма
считают, что в силу принципа аналогии
понимание той или иной причинной
связи может
дополняться магическим воздействием на действительность собственных желаний адепта тайного учения. (Джордано Бруно, Парацельс).
Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus — человечный, лат. homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности (Петрарка, Боккаччо)
Неоплатони́зм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Парадигма неоплатонизма сводится:
Т.о. неоплатонизм — учение об иерархически устроенном мире, порождаемом от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством).
Секуляризм — концепция, согласно которой государство и общество должно существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры.
С одной стороны, секуляризм может означать свободу от религиозных законов и учений и отсутствие принуждения к религиозному вероисповеданию со стороны государства и общества, которые должны быть нейтральными в вопросах религии. С другой стороны, секуляризм может означать концепцию о том, что деятельность людей, особенно политическая, должна быть основана на доказательствах и фактах, непредубеждёной вследствие религиозного вмешательства[1].