Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 05:38, реферат
Термин «Возрождение», или «Ренессанс», известен каждому человеку. Мы знакомы с наследием этого времени — живописным, литературным, музыкальным, знаем и о философском наследии. Эпоха Возрождения — достаточно сложный феномен западноевропейской культуры середины XIV — конца XVI в. А философия Возрождения – это направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.
Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть. Философия эпохи Возрождения………………………..4
Причины возникновения Ренессанса……………………………………...4
Основные направления…………………………………………………….6
Характерные черты Возрождения………………………………………...8
Гуманизм……………………………………………………………………8
Философы-гуманисты Франческо Петрарка и Лоренцо Вала…………..10
Словарь терминов………………...………………………………………14
Список использованной литературы………………………………….....15
Лоренцо
Валла был незаурядным
Философия Лоренцо Валлы видит свой идеал в фигуре Эпикура, но возрождает она не его атомизм, а отношение к жизни, трактовку понятия «наслаждение». Валла понимает наслаждение не так, как понимал его исторический Эпикур, который не был эпикурейцем в современном смысле этого слова. Валла же понимает эпикуреизм именно как предпочтение наслаждения всем остальным человеческим ценностям, и иногда даже сожалеет о том, что у человека всего пять органов чувств, а не 50 или 500, чтобы получать наслаждение в гораздо большем объеме.
Кроме такого рода преувеличений, Валла приводит и более серьезные аргументы, доказывая, что чувства, помимо того, что дарят нам способность испытывать наслаждение, служат еще и для познания мира. Благодаря чувствам живое существо сохраняет свою жизнь, а наслаждение является тем критерием, благодаря которому оно может избегать опасности или стремиться к тому, что помогает ему выжить. Не случайно питание приятно и потому полезно для жизни, а яд горек и, как любая опасность, не доставляет наслаждения. Поэтому Валла делает фундаментальный вывод: жить без наслаждения невозможно (чего не скажешь о добродетели), поэтому наслаждение является истинным благом, истинной ценностью, и католики (да и вообще христиане) лукавят, когда говорят, что наслаждение не является истинным благом. Ибо чего боится христианин после смерти? Мучений в аду. А чего он ждет от рая? Вечного наслаждения. Валла считает, что его взгляд на наслаждение не противоречит христианству, а является более честным и последовательным.
Человек существует для наслаждения, и все высказывания типа «лучше смерть за родину, чем позор» Валла называет глупостью, ибо вместе со смертью человека умирает для него и его родина. Поэтому лучше предать родину (или кого угодно), но остаться в живых. Добродетель может пониматься только как полезность для человека, а критерием полезности для Валлы является наслаждение или не-наслаждение.
Словарь
терминов
Бытие
— категория, фиксирующая основу существования
(для мира в целом или для любой разновидности
существующего); в структуре философского
знания выступает предметом онтологии.
Гелиоцентрическая
система мира — представление о том,
что Солнце является центральным
небесным телом, вокруг которого обращается Земля
и другие планеты.
Гермети́зм
— религиозно-философское
течение эпохи эллинизма
и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее
элементы популярной греческой
философии, халдейской астрологии, персидской
магии и египетской алхимии.
Гумани́зм
(от лат. humanitas — человечность, лат. humanus —
человечный, лат. homo — человек) — мировоззрение, в центре которого
находится идея человека как высшей ценности.
Истина
— универсалия культуры субъект-объектного
ряда, содержанием которой является оценочная
характеристика знания в контексте его
соотношения с предметной сферой, с одной
стороны, и со сферой процессуального
мышления — с другой.
Неоплатони́зм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее
и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений.
Розенкрейцерство — теологическое и тайное мистическое общество, предположительно основанное в позднее Средневековье в Германии Христианом Розенкрейцем. Содержит Учение, «построенное на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства», что отчасти символизируется эмблемой Братства — Розой, распускающейся на Кресте.
Секуляризм — концепция, согласно которой государство и общество должно существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры.
Схоластика (греч. schola — ученая беседа, школа и лат. scholastica — ученый) — интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции.
Философией
эпохи Возрождения называется совокупность
философских направлений, возникших и
развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые
объединяла антицерковная и антисхоластическая
направленность, устремленность к человеку,
вера в его великий физический и духовный
потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический
характер.
Список
использованной литературы: