Философия как
самосознание эпохи. Взаимодействие философии
с наукой, искусством, религией, правом.
Философия (греч phileo – люблю, sofia –
мудрость = “любовь к мудрости”,
точнее “стремление к истине”) –
является учением о мире в целом,
об общих принципах и закономерностях
его бытия и познания. При этом целостное
понимание мира предполагается в связи
с включением в него человека не только
в качестве продукта природной и социальной
эволюции, но и как субъективного начала,
обладающего способностью активного воздействия
на окружающий мир. Структурные элементы
Ф.: онтология – учение о бытие, гносеология
– учение о познании, диалектика – учение
о развитии, социальная ф. – учение об
обществе, логика, этика, эстетика, история
философии учение о чел. и его бытии в мире
(ф-кая антропология), и, наконец, свою собственную
историю. В настоящее время философская
теория – это сложная система знаний,
основным содержанием которой является
наиболее общие принципы бытия и познания,
законы функционирования и развития объективного,
бесконечного в своих проявлениях мира.
Она является самой древней наукой, насч.
около 3 тысячелетий.
Основной вопрос ф. раскрывает
соотношение между идеальным
и материальным, сознанием и материей.
Обоснование его дает ответы
на два вопроса: 1) что является
первичным – сознание или материя? и 2)
познаваем ли мир? В зависимости от того,
как философы, представители различных
философских школ и направлений, отвечали
на этот вопрос, они подразделялись на
два лагеря: материалисты и идеалисты.
Материалисты исходят, что первична материя
и вторична идеальные процессы, считают,
что мир познаваем, тогда как идеалисты
утверждают субстанциональность и первичность
идеального фактора и в большинстве своем
отрицают познаваемость мира.
Основывается на особом, фил.
типе мышления, лежащем в основе ф.
познания, и на самостоятельности предмета
ф. Основные черты ф.-го мышления – рефлексивность,
целостность и критичность. Эта та область
дух. деятельности чел., в основании кот.
лежит рефлексия над самой деятельностью
и, следовательно, над ее смыслом, целью
и формами и в конечном счете над выяснением
сущности самого чел. как субъекта культуры,
то есть сущностных отношений чел. к миру.
Ф. - это т.о. не просто н. дисциплина, а еще
и специф. тип мышления и даже своего рода
ф. эмоциональный настрой, система мировозр.
чувств.
Ф. не обладает таким же
предметом как например естеств.
науки, в том смысле, что предмет
ф. не локализован в пределах
той или иной конкретной обл.
знания как например биол., геология.
Однако предмет у ф. есть,
и принцип. невозможность указания его
локализации составл. его специф. особенность.
^ Основные функции философии:
Мировоззренческая, которая
определяет возможность человека
объединить в обобщенном виде
все знания о мире в целостную
систему.
методологическая – логико-теоретическом
анализе научно-практической деятельности
людей.
познавательная – обеспечивает
приращение новых знаний о
мире.
социально-коммуникативная –
позволяет использовать философию
в идеологической, воспитательной
и управленческой деятельности.
Философия как
самосознание эпохи.
Гегель – “Ф – эпоха,
схваченная в понятиях”. Появление
философии – это рождение особого,
вторичного типа общественного
сознания, направленного на осмысление
уже сложившихся форм практики,
культуры. Не случайно воплощенный
в философии способ мышления, обращенный
ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.
В разные эпохи складывались различные
исторические типы ф., характеризующиеся
ее принадлежностью опр. эпохе, историческому
этапу, культурно-национальному или культурно-региональному
образованию :
Мировоззрение дофилософского
периода у первобытного человека
представлена в форме: мифов,
преданий, сказаний. Мифы – древние
сказания разных народов о
фантастических существах, о делах
богов и героев. Мифология (от
греч. Mifos – предание, сказание и logos –
слово, понятие, учение) – форма общественного
сознания, способ понимания мира, характерный
для ранних стадий общественного развития.
В духовной жизни первобытного общества
мифология доминировала, выступала как
универсальная форма общественного сознания.
Мифологическое мировоззрение – такое
мировоззрение (система взглядов на объективный
мир и место в нем человека), которое основано
не на теоретических доводах и рассуждениях,
а либо на художественно-эмоциональном
переживании мира, либо на общественных
иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием
большими группами людей (классами, нациями)
социальных процессов и своей роли в них.
Одна из особенностей мифа, безошибочно
отличающая его от науки, заключается
в том, что миф объясняет «все», ибо для
него нет непознанного и неизвестного.
Миф- священное придание, сложенное о деянии
богов, в кот. повествуется о том как устроен
мир. Мифология - самая первая форма осознания
действительности. Она связана с обрядами,
ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный
надежный опыт осмысления действительности
предков. Мифологическое - бессознательно-художественная
переработка природы. Отражало нравственные
взгляды и этические норма отношения человека
к действительности. Миф в переводе с греческого
“рассказ, предание, слово”.Мифология
есть результат духовной потребности
объяснить мир и разобраться в явлениях
природы. Еще не вооружившись наукой и
философией мысль родового человека рвалась
к постижению сил бытия природы и людей.
Реальная жизнь тесно переплеталась с
жизнью богов. Мифология являла образно-художественный
способ объяснения или, попытку объяснения
явлений природы и жизни людей, взаимоотношение
земного и космического начал. Эта попытка
объяснения осуществлялась через олицетворение
сил природы, т.е. уподобление их живым
существам.
Философия как система миропонимания
возникла из потребности людей
в обобщенном и целостном представлении
об окружающем мире, его наиболее
общих свойствах структурных
характеристик. Почему и когда возникает
философия? Видимо тогда, когда в общественной
жизни и в общественном сознании возникают
серьезные противоречия и конфликты ,
неподдающиесяразрешению с помощью традиционных
убеждений и верований, связанных с мифологией.
Философия с самого начала выступает как
критика обычая, обыденного сознания.
Кризис мифологического сознания был
вызван рядом причин. Главную роль здесь
сыграло экономическое развитие Греции,
расширение торговли и судоходства, возникновение
и расширение греческих колоний, расширение
контактов с другими народами, знакомство
с другими верованиями. Появившиеся философы
говорили теперь своим ученикам: не принимай
все на веру, думай сам. Hеобходимые предпосылки
возникновения философии (но не достаточные):
разделение умственного и физического
труда, создание прибавочного продукта,
pецептуpно-технологические знания ("смотри
на меня, делай как я, делай лучше меня"),
наличие развитых текстовых сообщений
(указы, эпосы, мифы). Требуется определенное
развитие уровня абстрактного мышления.
Hаличие денег. Функции языка: сигнальная,
коммуникативная, описательная, аpгументивная
(критика). Три необходимых предпосылки.
Структура мышления. Отсутствие тоталитаризма.
Должен быть плюрализм, демократический
режим.
Античность. Др. греч. учение носила стихийно-материалистич.
и наивно-диалектич. характер. Основной
его чертой является космоцентризм. Первая
форма диалектики Гераклит. Атамистический
вариант материализиа (Демакрит, Эпикур,
Лукреций). Идеализм - элиаты, пифогорейцы.
Объективный идеализм - Платон. Аристотель.
Средневековье. Теоцентризм (Теос –
Бог; средние века, как в Европе,
так и на Востоке; это отвечало
исключительному значению религии
в ту эпоху), Философия служит идеологии.
Доказательство бытия Бога. Ср. -вековая
христианская - патристика (отстаивание
догматов христианской религии против
язычества) (Тертулиан, Августин); схоластика
(рационально обосновать и систематизировать
христианские вероучения)(Фома Аквинский,
Дунс Скот)-цель в обосновании религиозных
догм. Ср. -вековая арабская - восточный
перипатизм(занимались текстологией и
истолкованием Аристотеля)(Кинди, Фараби,
Ибн Сина, Ибн Рушд).
Возрождение (ренессанс). Антропоцентризм.
Возведение человека в центр Вселенной.
^ Новое время. философия французского
материализма (pазмеживание философии
и науки). Философ, обосновывающий введение
науки. Рационализм (учение в теории познания,
согласно которому всеобщность и необходимость
- логические признаки достоверного знания
- не могут быть выделены из опыта и их
обобщений; они могут быть подчеркнуты
из ума либо из понятий, присущих уму от
рождения Р. возник как попытка объяснить
логические особенности истин математики
и математического естествознания) 17в
- Декарт, Спиноза, Лейбниц; 18 в - Кант, Фихте,
Шеллинг, Гегель.
Hемецкая философия (критическое отношение
ко всему). Марксизм - (середина 19 в) - создан
на базе критической переработки достижений
нем. клас. философии (Гегель, Феербах),
полит. экономии Смита, Рикардо, утопического
социализма Сен-Симона, Фурье и Оэуэна.
Составными частями являются - диалектический
и исторический материализм, политическая
экономика и научный коммунизм.
В 19 в. предметом философии
становится изучение общих принципов
развития природы, общества и
человеческого мышления, а сама
она выступает не только как
учение о бытие, но и методологией научного
познания и практической деятельности.
Иррационализм - (ограничение
познавательных возможностей разума,
мышления и признающее осн.
родом познания интуицию, чувство,
инстинкт, и т. п. ). Широкое распространение
И, как правило, получает в переломные
эпохи развития общества и выдвигаются
не в форме логически стройных систем,
а в виде разрозненных идей. Оживление
И наступило в конце 19-начало 20 века, когда
сформировался ряд иррациональных учений:
философия жизни (Дельтей, Бергсон), 30-е
году - экзистенциализм (Хайдеггер). И.
мотивы четко прослеживались и во фрейдизме.
Современная философия изучает
окружающий мир как многомерную
и многоуровневую систему.
Мировоззрение – общее понимание
человеком окружающего мира и
своего места в нем, его отношение
к окружающей действительности и самому
себе. Оно включает в себя: убеждения, идеалы,
цели, интересы, принципы познания, мотивы
поведения и т.д. Все эти элементы в своей
совокупности определяют духовный облик
и жизненную позицию не только отдельных
личностей, но и социальных групп, классов,
наций, общества в целом. Мировоззрение
– система освоения и изменения человеком
окружающего мира. Основа М. - знания. Они
составляют информационную сторону М.
Всякое познание формирует мировоззренческий
каркас. Наибольшая роль в формировании
этого каркаса принадлежит Ф., так как
Ф. возникла и сформировалась как ответ
на мировоззренческие вопросы человечества.
Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое
М. философично. Ф. - это теоретическое
ядро М. В структуру М. входят не только
знания но и их оценка. Мировоззрение формируется
не только философией, но и научными (естественными,
техническими, общественными) дисциплинами,
а также различными формами общественного
сознания – политическим, религиозным.
Ф. наряду с искусством и религией предствляет
собой особую форму мировоззрения.
Философское мировоззрение – это
система общих теоретических
взглядов на мир в целом, место
в нем человека, уяснение различных
форм отношения человека к миру,
человека к человеку. Философия
- это теоретический уровень мировоззрения.
«Философия - мать науки» (Фейербах). Отличительные
черты – опирается на опыт, научное оправдание,
стремится к общезначимости, уделяя больщшое
внимание проверке обоснованности своих
утверждений.
философия и
наука
В двух моментах своего
гинезиса: на стадии зарождения,
а затем на прротяжении истории
своего развития философское
знание оказывалось переплетенным
с естественнонаучным. Философия
формировалась на основе противоречия
между мифологическим мировоззрением
и зачатками научного знания. Рост
естественнонаучной информации о пррироде
прриводил к вызреванию всеобщих идей
о мире, постепенно вытеснявших мифологическую
картину мира. Со временем основной вопрос
мировоззрения (вопрос о мире в целом и
об отношении человека к миру) и ответ
на него обрел научную форму, а новое по
содержанию мировоззрение оказалось относительно
самостоятельным от мифологического и
религиозного. Философия постоянно получает
и обрабатывает информацию, имеющуюся
в разных областях познания, в том числе
, и в науках о природе. На этой основе формируется
и изменяется, совершенствуется универсальная
картина мира, разрабатываются философские
представления о пространстве, детерминизме,
о всеобщих принципах, методах познания,
о познавательных субъектно - объектных
отношениях. В содержание философского
знания входят отдельные фундаментальные
понятия естественных наук(“атом”, “ве-во”,
и т.п.), некоторые наиболее общие законы
и принципы естествознания(например, “Закон
сохранения и превращения энергии”). Та
или иная система знаний считается научной,
если она отвечает определенным критериям:
систематезированность, непротиворечивость,
доказательность, интерсубъективность,
опытная проверяемость, воспроизводимость.
Если исходить из этих критериев, то ф.
не явл-ся Н. т.к. большая часть ф-х утверждений
эмпирически непроверяема и неподтверждаема.Если
же под Н. подразумевать методически организованные
мышление, то ф. – гуманитарная наука,
специфика которой состоит в соотнесении
различных способов видения объектов.
Наука – наблюдение, классификация,
описание, экспериментальные иссл-ия,
и теоретическое объяснение естественных
явлений (включает в себя как деятельность
по получению нового знания, так и результат
этой деятельности - сумму полученных
к данному моменту науч. знаний, образующих
в совокупности научную картину мира).
Цели Н - описание, объяснение и предсказание
процессов и явлений действительности,
составляющих предмет ее изучения на основе
открываемых ею законов, т. е. в широком
смысле теоретич. отражение действительности.
которой является выработка знаний о фундаментальных
принципах и основах человеческого бытия.
Сложный хар-р имеет взаимосвязь
между наукой и философией, как
специфич. формами общественного
сознания: Фил. всегда в той
или иной мере выполняет по
отношению к науке функции методологии
познания и мировоззренч. интерпретации
его результатов. Философию объединяет
с наукой также стремление к построению
знания в теоретич. форме, к логич. доказательности
своих выводов. У человека сильна потребность
в целостном, не разорванном понимании
мира как связного и единого. Отдельное,
конкретное уясняется гораздо лучше, когда
осознано его место в целостной картине.
Для частных наук, занятых своей областью,
это невыполнимая задача. Фил. же способствует
правильной постановке проблемы.