Философия как самосознание эпохи. Взаимодействие философии с наукой, искусством, религией, правом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:09, доклад

Описание

Философия (греч phileo – люблю, sofia – мудрость = “любовь к мудрости”, точнее “стремление к истине”) – является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. При этом целостное понимание мира предполагается в связи с включением в него человека не только в качестве продукта природной и социальной эволюции, но и как субъективного начала, обладающего способностью активного воздействия на окружающий мир.

Работа состоит из  1 файл

философия как самосознание эпохи.doc

— 71.50 Кб (Скачать документ)

Философия как  самосознание эпохи. Взаимодействие философии  с наукой, искусством, религией, правом.

 

Философия (греч phileo – люблю, sofia –  мудрость = “любовь к мудрости”, точнее “стремление к истине”) –  является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. При этом целостное понимание мира предполагается в связи с включением в него человека не только в качестве продукта природной и социальной эволюции, но и как субъективного начала, обладающего способностью активного воздействия на окружающий мир. Структурные элементы Ф.: онтология – учение о бытие, гносеология – учение о познании, диалектика – учение о развитии, социальная ф. – учение об обществе, логика, этика, эстетика, история философии учение о чел. и его бытии в мире (ф-кая антропология), и, наконец, свою собственную историю. В настоящее время философская теория – это сложная система знаний, основным содержанием которой является наиболее общие принципы бытия и познания, законы функционирования и развития объективного, бесконечного в своих проявлениях мира. Она является самой древней наукой, насч. около 3 тысячелетий.

 

 Основной вопрос ф. раскрывает  соотношение между идеальным  и материальным, сознанием и материей. Обоснование его дает ответы  на два вопроса: 1) что является первичным – сознание или материя? и 2) познаваем ли мир? В зависимости от того, как философы, представители различных философских школ и направлений, отвечали на этот вопрос, они подразделялись на два лагеря: материалисты и идеалисты. Материалисты исходят, что первична материя и вторична идеальные процессы, считают, что мир познаваем, тогда как идеалисты утверждают субстанциональность и первичность идеального фактора и в большинстве своем отрицают познаваемость мира.

 

 Основывается на особом, фил.  типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Основные черты ф.-го мышления – рефлексивность, целостность и критичность. Эта та область дух. деятельности чел., в основании кот. лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру. Ф. - это т.о. не просто н. дисциплина, а еще и специф. тип мышления и даже своего рода ф. эмоциональный настрой, система мировозр. чувств.

 

 Ф. не обладает таким же  предметом как например естеств.  науки, в том смысле, что предмет  ф. не локализован в пределах  той или иной конкретной обл.  знания как например биол., геология. Однако предмет у ф. есть, и принцип. невозможность указания его локализации составл. его специф. особенность.

 

^ Основные функции философии: 

 

 Мировоззренческая, которая  определяет возможность человека  объединить в обобщенном виде  все знания о мире в целостную  систему.

 

 методологическая – логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей.

 

 познавательная – обеспечивает  приращение новых знаний о  мире.

 

 социально-коммуникативная –  позволяет использовать философию  в идеологической, воспитательной  и управленческой деятельности.

 

Философия как  самосознание эпохи.

 

 Гегель – “Ф – эпоха,  схваченная в понятиях”. Появление  философии – это рождение особого,  вторичного типа общественного  сознания, направленного на осмысление  уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно воплощенный в философии способ мышления, обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным. В разные эпохи складывались различные исторические типы ф., характеризующиеся ее принадлежностью опр. эпохе, историческому этапу, культурно-национальному или культурно-региональному образованию :

 

 Мировоззрение дофилософского  периода у первобытного человека  представлена в форме: мифов,  преданий, сказаний. Мифы – древние  сказания разных народов о  фантастических существах, о делах  богов и героев. Мифология (от греч. Mifos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Мифологическое мировоззрение – такое мировоззрение (система взглядов на объективный мир и место в нем человека), которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», ибо для него нет непознанного и неизвестного. Миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот. повествуется о том как устроен мир. Мифология - самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое - бессознательно-художественная переработка природы. Отражало нравственные взгляды и этические норма отношения человека к действительности. Миф в переводе с греческого “рассказ, предание, слово”.Мифология есть результат духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооружившись наукой и философией мысль родового человека рвалась к постижению сил бытия природы и людей. Реальная жизнь тесно переплеталась с жизнью богов. Мифология являла образно-художественный способ объяснения или, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Эта попытка объяснения осуществлялась через олицетворение сил природы, т.е. уподобление их живым существам.

 

 Философия как система миропонимания  возникла из потребности людей  в обобщенном и целостном представлении  об окружающем мире, его наиболее  общих свойствах структурных  характеристик. Почему и когда возникает философия? Видимо тогда, когда в общественной жизни и в общественном сознании возникают серьезные противоречия и конфликты , неподдающиесяразрешению с помощью традиционных убеждений и верований, связанных с мифологией. Философия с самого начала выступает как критика обычая, обыденного сознания. Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, расширение контактов с другими народами, знакомство с другими верованиями. Появившиеся философы говорили теперь своим ученикам: не принимай все на веру, думай сам. Hеобходимые предпосылки возникновения философии (но не достаточные): разделение умственного и физического труда, создание прибавочного продукта, pецептуpно-технологические знания ("смотри на меня, делай как я, делай лучше меня"), наличие развитых текстовых сообщений (указы, эпосы, мифы). Требуется определенное развитие уровня абстрактного мышления. Hаличие денег. Функции языка: сигнальная, коммуникативная, описательная, аpгументивная (критика). Три необходимых предпосылки. Структура мышления. Отсутствие тоталитаризма. Должен быть плюрализм, демократический режим.

 

Античность. Др. греч. учение носила стихийно-материалистич. и наивно-диалектич. характер. Основной его чертой является космоцентризм. Первая форма диалектики Гераклит. Атамистический вариант материализиа (Демакрит, Эпикур, Лукреций). Идеализм - элиаты, пифогорейцы. Объективный идеализм - Платон. Аристотель.

 

Средневековье. Теоцентризм (Теос –  Бог; средние века, как в Европе, так и на Востоке; это отвечало исключительному значению религии  в ту эпоху), Философия служит идеологии. Доказательство бытия Бога. Ср. -вековая  христианская - патристика (отстаивание догматов христианской религии против язычества) (Тертулиан, Августин); схоластика (рационально обосновать и систематизировать христианские вероучения)(Фома Аквинский, Дунс Скот)-цель в обосновании религиозных догм. Ср. -вековая арабская - восточный перипатизм(занимались текстологией и истолкованием Аристотеля)(Кинди, Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд).

 

Возрождение (ренессанс). Антропоцентризм. Возведение человека в центр Вселенной.

 

^ Новое время. философия французского  материализма (pазмеживание философии и науки). Философ, обосновывающий введение науки. Рационализм (учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания - не могут быть выделены из опыта и их обобщений; они могут быть подчеркнуты из ума либо из понятий, присущих уму от рождения Р. возник как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания) 17в - Декарт, Спиноза, Лейбниц; 18 в - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель.

 

Hемецкая философия (критическое отношение ко всему). Марксизм - (середина 19 в) - создан на базе критической переработки достижений нем. клас. философии (Гегель, Феербах), полит. экономии Смита, Рикардо, утопического социализма Сен-Симона, Фурье и Оэуэна. Составными частями являются - диалектический и исторический материализм, политическая экономика и научный коммунизм.

 

 В 19 в. предметом философии  становится изучение общих принципов  развития природы, общества и  человеческого мышления, а сама  она выступает не только как  учение о бытие, но и методологией научного познания и практической деятельности.

 

 Иррационализм - (ограничение  познавательных возможностей разума, мышления и признающее осн.  родом познания интуицию, чувство,  инстинкт, и т. п. ). Широкое распространение  И, как правило, получает в переломные эпохи развития общества и выдвигаются не в форме логически стройных систем, а в виде разрозненных идей. Оживление И наступило в конце 19-начало 20 века, когда сформировался ряд иррациональных учений: философия жизни (Дельтей, Бергсон), 30-е году - экзистенциализм (Хайдеггер). И. мотивы четко прослеживались и во фрейдизме.

 

 Современная философия изучает  окружающий мир как многомерную  и многоуровневую систему. 

 

Мировоззрение – общее понимание  человеком окружающего мира и  своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, интересы, принципы познания, мотивы поведения и т.д. Все эти элементы в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение – система освоения и изменения человеком окружающего мира. Основа М. - знания. Они составляют информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теоретическое ядро М. В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, общественными) дисциплинами, а также различными формами общественного сознания – политическим, религиозным. Ф. наряду с искусством и религией предствляет собой особую форму мировоззрения.

 

Философское мировоззрение – это  система общих теоретических  взглядов на мир в целом, место  в нем человека, уяснение различных  форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия  - это теоретический уровень мировоззрения. «Философия - мать науки» (Фейербах). Отличительные черты – опирается на опыт, научное оправдание, стремится к общезначимости, уделяя больщшое внимание проверке обоснованности своих утверждений.

 

философия и  наука

 

 В двух моментах своего  гинезиса: на стадии зарождения, а затем на прротяжении истории  своего развития философское  знание оказывалось переплетенным  с естественнонаучным. Философия  формировалась на основе противоречия  между мифологическим мировоззрением  и зачатками научного знания. Рост естественнонаучной информации о пррироде прриводил к вызреванию всеобщих идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения (вопрос о мире в целом и об отношении человека к миру) и ответ на него обрел научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным от мифологического и религиозного. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе , и в науках о природе. На этой основе формируется и изменяется, совершенствуется универсальная картина мира, разрабатываются философские представления о пространстве, детерминизме, о всеобщих принципах, методах познания, о познавательных субъектно - объектных отношениях. В содержание философского знания входят отдельные фундаментальные понятия естественных наук(“атом”, “ве-во”, и т.п.), некоторые наиболее общие законы и принципы естествознания(например, “Закон сохранения и превращения энергии”). Та или иная система знаний считается научной, если она отвечает определенным критериям: систематезированность, непротиворечивость, доказательность, интерсубъективность, опытная проверяемость, воспроизводимость. Если исходить из этих критериев, то ф. не явл-ся Н. т.к. большая часть ф-х утверждений эмпирически непроверяема и неподтверждаема.Если же под Н. подразумевать методически организованные мышление, то ф. – гуманитарная наука, специфика которой состоит в соотнесении различных способов видения объектов.

 

Наука – наблюдение, классификация, описание, экспериментальные иссл-ия, и теоретическое объяснение естественных явлений (включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту науч. знаний, образующих в совокупности научную картину мира). Цели Н - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, т. е. в широком смысле теоретич. отражение действительности. которой является выработка знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия.

 

 Сложный хар-р имеет взаимосвязь  между наукой и философией, как  специфич. формами общественного  сознания: Фил. всегда в той  или иной мере выполняет по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренч. интерпретации его результатов. Философию объединяет с наукой также стремление к построению знания в теоретич. форме, к логич. доказательности своих выводов. У человека сильна потребность в целостном, не разорванном понимании мира как связного и единого. Отдельное, конкретное уясняется гораздо лучше, когда осознано его место в целостной картине. Для частных наук, занятых своей областью, это невыполнимая задача. Фил. же способствует правильной постановке проблемы.

Информация о работе Философия как самосознание эпохи. Взаимодействие философии с наукой, искусством, религией, правом