Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 13:11, реферат
Существуют различные точки зрения о сущности философии, об ее предмете. Согласно одной из точек зрения назначением философии признан анализ методологических предпосылок научного познания. Хотя эта точка зрения и содержит "рациональное зерно", она не в состоянии учесть то очень важное обстоятельство, что одна из почетных и существенных задач философии заключалась и заключается в выработке руководящих жизнью людей общих принципов. Эту функцию философия выполняет тем, что устанавливает принципы, регулирующие поступки, поведения людей, чем определяется ценностная ориентация индивидов, личностей в обществе. Это означает, что философия связана с жизнью и преобразование действительности нужно считать ее первейшей задачей.
Но, ставя эти вопросы, естествоиспытатель покидает сферу естествознания и вторгается в такую сферу, в которой ему нечего делать не только потому, что там просто не его место, но и потому, что у него нет средств, нет метода для решения подобных проблем.
Эта проблема входит в компетенцию философии; в отличие от частных наук, философия интересуется не только внешними предметами, как они есть сами по себе, но и в то же время она старается найти смысл и оправдание человеческой деятельности, существования человека вообще.
Современная
научно-техническая революция
Ныне,
когда накоплен огромный запас средств
массового уничтожения и каждое
новое в этом отношении открытие
создает опасность не для какой-нибудь
страны, народа, а для всего человечества,
отмеченная проблема становится одной
из центральных среди философско-
В
условиях научно-технической революции
моральная ответственность
Выдающиеся
гуманисты-мыслители прошлого параллельно
с исследованием специальных
вопросов почти всегда обращали внимание
на различные мировоззренческие
и, среди них, социально-этические
проблемы. А среди этих проблем
особое внимание заслуживали вопросы
знания и нравственности, науки и
морали и это было вызвано тем,
что основой связи названных
феноменов считались
Должно быть отмечено, что несмотря на различие мнений, существует наука о нравственности - этика. Понимание второго вопроса тоже вызывает разногласия: часть ученых защищает точку зрения, согласно которой наука и, соответственно, ученый нравственно нейтральны, а вторые утверждают, что исследователь морально ответственен перед обществом, людьми.
Моральная ответственность отражает определенное социальное отношение между обществом и ученым. Это - моральная норма, функцией которой является регуляция действий людей. Она выражает также ценностную установку, ориентацию, что дает возможность установить определенное отношение между личными и общественными интересами. Кроме того, моральная ответственность - это элемент структуры личности, его нравственное качество, которое определяет основное направление нравственных поступков и "степень понимания" моральной "свободы".
В
условиях прогресса современной
науки и техники наивный
Поэтому
каждый критический анализ возможностей
науки должен способствовать выявлению
надобностей определенного
Иными
словами, следует выяснить роль научно-теоретического
отношения к действительности в
мировоззренческой ориентации человека.
В этом смысле сама философия, как
мировоззрение, может следующим
образом поставить вопрос: достаточен
ли научно-теоретический подход к
действительности в качестве средств
для решения философских
Отмеченные
вопросы имеют смысл лишь в
том случае, если признано, что существует
определенное различие между философским
и частнонаучным познанием. В
противном случае не будет никаких
проблем - ни в том случае, если будет
признано, что философия не является
наукой, ни в том случае, когда
философия будет признана наукой
того же типа, какова любая частная
наука. Проблему порождает именно то,
что философию, с одной стороны,
как определенную форму освоения
мира, мы должны считать наукой, но,
с другой стороны, философия, отличается
от чисто теоретического отношения
- она в то же время представляет
собой мировоззрение; поскольку
выражает отношение человека к миру,
поэтому для нее существенен
аспект ценностно-практического
Но
философия не является механической
суммой теоретической и
В
истории культуры человечества философия
выступает не просто как наука, которая
занята познанием внешнего мира и
отличается от частных наук степенью
общности (так как философия изучает
наиболее общие закономерности развития
мира), а она (философия), как неоднократно
было отмечено, выполняла и, наверно,
всегда будет выполнять особую функцию
- мировоззренческую функцию. Эту
функцию не сможет выполнить не только
какая-либо отдельная частная наука,
но и вся совокупность конкретно-научного
знания. Мировоззрение в этом случае
надо понимать не как какую-то суммарность
взглядов на мир, но как систему взглядов,
которая подразумевает
Претензия на выдвижение таких "норм" философией подразумевает не то, что ими исчерпывается все многообразие и богатство знаний о действительности, а то, что отмеченные утверждения касаются вопросов отношения мира и человека, выяснения места и роли человека в мире, направления развития мира, "смысла жизни" человека, т.е. философия имеет претензию не на интенсивную, а на экстенсивную полноту знания о внешнем мире.
Если
в Новое время, начиная с Бекона,
в философии имела место
Правда,
использование в названной
Вначале
своей деятельности Гуссерль резко
различал, отделяя друг от друга "научных"
и "мировоззренческих" философов.
Он считал себя представителем "научной"
философии. В статье "философия
как строгая наука" Гуссерль отмечал,
что цель "мировоззренческой философии"
заключается в мировоззрении, которое
по существу своему не является и не
может быть наукой. Почему "мировоззренческая
философия" не может быть наукой?
На этот вопрос Гуссерль отвечает так:
мировоззрения различных времен
различны. А наука, в противоположность
этому, "сверхвременна". Содержание
мировоззрения и "мировоззренческой
философии" так же меняется в зависимости
от времени. Устанавливая "сверхвременные"
истины, наука и "научная философия"
сами имеют сверхвременное значение.
Поэтому Гуссерль отдавал предпочтение
"научной философии" в сравнении
с "мировоззренческой философией"
В последние годы своей деятельности Гуссерль проявляет все больше интереса к мировоззренческим проблемам. Но это не означает, что в результате заинтересованности "мировоззренческими проблемами" и, соответственно, "мировоззренческой философией", Гуссерль приходит к отрицанию идей "научной философии". Наоборот, он думает, что нужно создать новую философию, которая будет содержать как научный, так и мировоззренческий моменты. Свою трансцендентальную феноменологию Гуссерль представил себе как осуществление именно этой цели.
Как уже отмечалось, заинтересованность Гуссерля мировоззренческими проблемами вызвана кризисом эпохи. "Духовная нужда нашего времени стала, поистине, нестерпима: мы терпим крайнюю жизненную нужду, такую нужду, которая распространяется на всю нашу жизнь". В чем причина этого кризиса? Гуссерль считает, что несмотря на достаточную точность, европейская наука утратила смысл и значение для людей. Эти науки ничего не говорят нам относительно жизненных злободневных вопросов. Эти науки игнорируют и исключают именно те вопросы, которые в сегодняшних условиях имеют особое значение для людей. Это вопросы относительно бессмысленности или смысла человеческого существования во время происходящих сейчас перед нашими глазами роковых перемен.
Гуссерль рассуждает так: что может в этом отношении сказать нам наука, которая изучает тела и вещества. Конечно, ничего. Такие науки отвлекаются от всякой субъективности и ничего не могут сказать о нас, как о творящих субъектах, личностях. Отвечать на подобные вопросы обязаны науки о духе и, в конечном счете, философия. Но в современных условиях благодаря разным причинам и эти последние (науки о духе) превратились в науки о фактах (на основе предрассудков, что научная истина является только констатацией того, как "выглядит" мир фактов - как физический, так и духовный. Поэтому, так как проблема субъективности не совпадает с проблемами фактов, фактических обстоятельств, проблемы первого порядка не находят места в науках, которые превратились в науки о фактах. Философия, которая с древнейших времен объявляла претензию на обоснование представлений о всех возможных видах бытия, в наше время уже не оправдывает свою первоначальную претензию. Ярким подтверждением этого Гуссерль считал позитивизм.
Гуссерль не соглашается с теми мыслителями, которые считают, что кризис европейского человечества заключается в наивном доверии к разуму, научному мышлению. Представители этой точки зрения считают, что фундаментальные факторы человеческой жизни, социальные явления вообще не подлежат научно-рациональному познанию. Научное мышление не в состоянии решить жизненые проблемы человека и поэтому строить на нем надежды означает самодезориентацию человека в жизни.