Философия Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:39, реферат

Описание

Диета, разработанная Кантом для себя, является ныне предметом пристального изучения диетологами. М. Зощенко, например, специально изучал ее с целью личного приобщения к ней. Родившись очень слабеньким и болезненным ребенком (как и Ньютон), Кант, благодаря мудрому образу жизни, прожил долгую и духовно удивительно богатую жизнь.

Работа состоит из  1 файл

философия семинар 6.docx

— 53.53 Кб (Скачать документ)

 

В философии Канта нравственное слиянно с идеей религиозного, божественного. По Канту, согласно идеалу веры, церковь есть всеобщее и необходимое нравственное единение всех людей. Она представляет собой царство Божие на земле. С точки зрения религиозного развития человечества в истории, господство нравственного миропорядка в земной, чувственной жизни, есть высшее благо. При этом в опыте идеал церкви превращается в эмпирически объяснимые формы, выступившие в истории [2].

 

2 См.: Виндельбанд В. История новой философии. СПб., 1913. Т. 2. С. 113.

 

 

Отрицание божественного существования, согласно Канту, - полнейший абсурд. "...Космологическое доказательство, как мне кажется, - писал он, - столь  же старо, как и человеческий разум. Оно так естественно, так убедительно  и до такой степени способно расширять  круг размышлений вместе с развитием  наших воззрений, что оно должно будет существовать до тех пор, пока в мире останется хоть одно разумное существо, склонное принять участие  в этом благородном рассмотрении, дабы познать Бога из его творений " [1].

 

1 Кант И. Сочинения: В 6 т.  М., 1964. Т. 1. С. 504-505.

 

 

Идея права и государства. Кант разработал философское учение о  праве и государстве, а также  об отношениях между государствами, т.е. международном праве.

 

В своем учении о праве Кант развивал идеи, выдвинутые французскими просветителями. Это прежде всего признание необходимости уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенства всех людей перед законом, ликвидация всех юридических привилегий. Юридические законы он выводил из нравственных, а те и другие носили у него априорный характер, подчинялись чистому практическому разуму.

 

Кант определяет государство в  широком смысле как объединение  множества людей, подчиненных правовым законам. В каждом государстве существуют три власти, т.е. объединенная воля в  трех лицах: верховная власть в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя (правящего согласно закону) и судебная власть в лице судьи (присуждающего каждому свое согласно закону). Законодательная  власть может принадлежать только объединенной воле народа. Так как всякое право  должно исходить от нее, она непременно должна быть не в состоянии поступить  с кем-либо не по праву.

 

В своем учении о государстве  Кант развивал идеи Ж.Ж. Руссо, в частности  идею народного суверенитета. Источником суверенитета он считал не народ, а  монарха, отрицая право судить главу  государства, который "не может поступать  не по праву" [2]. Следуя идеям Вольтера (сторонника просвещенного абсолютизма), Кант признавал право на свободное  высказывание своего мнения, ограничивая  его, однако, необходимостью гражданского и политического повиновения  властям, без чего немыслимо само существование государства: "Рассуждайте  сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь " [3].

 

2 Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч. 2. С. 243.

3 Цит. по: Политические учения: история и современность. М., 1976. С. 443.

 

 

Подходя к государственному устройству исторически, Кант считал, что оно  не может оставаться неизменным: те или иные формы правления существуют до тех пор, пока они необходимы. Республика - это единственный правовой государственный строй, который  отличается прочностью: здесь закон  самодержавен и не зависит ни от какого отдельного лица. Истинная республика, по Канту, есть система, управляемая  уполномоченными депутатами, избранными народом.

 

Во взглядах на отношения между  государствами Кант выступал против неправового состояния этих отношений, против господства на международной арене права сильного. Выход из такого состояния он видел в создании равноправного союза народов, задача которого - оказывать помощь государствам при нападении извне. Существование такого союза - залог жизнеспособности человечества в целом.

 

Неотъемлемой частью всей философской  системы Канта является идея вечного  мира. Хотя эту идею сам он считал нереализуемой, однако полагал, что  союз государств может приблизить человечество к осуществлению такого идеала. Взгляды  Канта на проблемы войны и мира пронизаны идеями гуманизма. Он резко  отрицательно относился не только к  самой войне, но и к постоянной подготовке к ней: бремя вооружений часто делает мир более тяжелым, чем сама война. Попытку европейских  государств достигнуть равновесия в  области вооружений Кант назвал чистейшей  химерой, "подобно дому Свифта, который  был построен с таким строгим  соблюдением всех законов равновесия, что тотчас рухнул, как только на него сел воробей" [1].

 

1 Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч. 2. С. 106.

 

 

Наука о праве, писал он, есть часть  философии. Она должна поэтому развить идею, представляющую собой разум самого предмета.

 

Любопытно, что Кант обращает свой взор на Восток, в сторону гигантской Российской империи, где народ лишен  элементарных прав (крепостное право), и задается вопросом: "Не предстоит  ли нам еще одна революция, которую  осуществит славянское племя?" Что  это? Пророчество гения!?

 

О конце всего сущего. Когда Канту  было 70 лет (этот возраст он считал своим  творческим расцветом), он написал статью в "Берлинском ежемесячнике" (июнь 1794 г.), заметив, что читать ее "грустно  и смешно". В то время, возможно, это было "и смешно", а вот  ныне - это "не смешно", а грустно  и должно быть предупреждением для  всего человечества. Эта статья - образец иронической и меланхолической  философской публицистики, имеющей  в наше время особую актуальность и глубокий нравственный смысл. Идея конца всего сущего рождена в  размышлениях не о физической, а  о моральной стороне дела. В  статье говорится о конечной цели человеческого бытия, или, скорее, об участи всего человечества. Если эта  цель оказывается недостижимой, то в глазах простых людей "сотворенное  бытие теряет смысл, как спектакль  без развязки и замысла". По ироническому, но прозорливому мнению Канта, конец  всего сущего может быть троякого рода: 1) естественный, соответствующий  моральным целям божественной мудрости; 2) сверхъестественный - под воздействием причин, нашему пониманию недоступных; 3) противоестественный, который "мы вызовем сами вследствие неправильного  понимания конечной цели" [1].

 

1 От себя замечу. Нам даны разум и свобода воли. Но человечество в немалой степени злоупотребляет и тем, и другим. Не ведая конечных результатов в своих благих устремлениях, усилиями непредусмотрительного злонамеренного ума оно, ускоренно совершенствуя техногенную сферу, устилает своими благими пожеланиями и дорогу в ад погибели; совершенствуя цивилизацию, оно одновременно и насилует природу, загаживая ее отбросами своего собственного бытия. Мы уже ныне остро ощущаем дьявольскую порчу экологии! А что человечество ждет впереди!? Тут уместно вспомнить мудрые слова поэта-философа Лукреция:

Дабы дары, приносимые мной в беспристрастным усердием, Прежде чем в них разобраться, с презрением прочь не отринул. (Лукреций. О природе вещей. М., 1983. С. 28. 1. 52/53).

 

 

В заключение следует подчеркнуть, что Кант оказал огромное влияние  на умы всего мыслящего человечества: многие философские направления, школы  и учения так или иначе восходят к нему. Его идеи, подвергаясь постоянному осмыслению и переработке, продолжают свою плодотворную жизнь. Гений этого мыслителя, выраженный в его творениях, - это такой храм духа, мимо которого не проходил и не может пройти ни один из тех, кому дорога широкоохватная мудрость [2]. И.В. Гете уловил в кантовских антиномиях "плутовскую иронию", с которой Кант то убеждает читателя в чем-либо, то призывает подвергнуть сомнению свои же положения. Гете говорил и так: когда прочтешь страницу Канта, чувствуешь, что вошел в светлую комнату.

 

2 Гулыга А. Кант. М., 1977 (талантливо написанная книга! Прочтите ее: это доставит вам большое удовольствие!).

 

 

§ 2. И.Г. Фихте

 

Значительное место в развитии немецкой классической философии принадлежит  Иоганну Готлибу Фихте (1762-1814). В философии И. Канта он пытался устранить идею предметов самих по себе и диалектически вывести все содержание знания, т.е. теорию и практику, из деятельности нашего Я. Фихте указал на противоречие понятия "предмета самого по себе", т.е. "вещи в себе", - непознаваемой, не влияющей на мир явлений и в то же время заключающей в себе причину явлений.

 

Устранив это противоречие, Фихте  стремился преобразовать критический  метод Канта в субъективный идеализм, сходный с идеями Дж. Беркли. Для  Фихте подлинная реальность - единство субъекта и объекта; мир - это "субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект". Фихте конструирует "субъективный субъект-объект". Опираясь на каждодневный жизненный опыт человека, Фихте предлагает отличить и противопоставить реальное событие воображаемому, существующему  лишь в сознании. Согласно Фихте, внимание сознания может занять и факт, уже  исчезнувший из непосредственного  созерцания, бывший в прошлом и  тем самым запечатленный. Поскольку  и при наблюдении реального события, и при воспоминании прошлых действий у человека одинаково проходит, исчезает часть жизни, часть времени, то Фихте полагает возможным оба явления - воображаемое и реально существующее - объявить одинаково реальными. А где же критерий такой реальности? В субъекте! - отвечает Фихте. Тут невольно вспоминаются слова Ф.И. Тютчева:

 

О, нашей мысли обольщение,

Ты, человеческое Я.

 

Воспринимая предмет или задумавшись  о прошедшем, человек забывает себя. Самозабвение - это одна из особенностей человека, переживающего связь с  действительностью. Отсюда определение  действительности: то, что отрывает тебя от самого себя, и есть действительно  происходящее и наполняющее данный момент твоей жизни. Это и есть, по Фихте, начало и истинный фокус  всей философии и жизни. Прийдя к такому общему определению действительности, нельзя отождествлять то, что связано с действием человека в области воображения, с тем, что непосредственно не зависит от него. Таким образом, получаются два ряда действительности: одна создает сама себя, другая возникает в результате творческого акта сознания того, кому нужно ее существование. Фихте говорит: обрати внимание на эту действительность, войди с ней в соприкосновение, и она станет событием индивидуальной жизни, в которой как бы удерживается и сохраняется жизнь объекта. Возможность такой зависимости между реальным бытием и духовной жизнью субъекта Фихте, как и Дж. Беркли, распространяет и на ту действительность, в отношениях с которой человек не находится. Отсюда течение всей объективной реальности рассматривается как ее возможное осознание человеком: реальное существует только в связи с жизнью человека. Затем Фихте уже совсем отвлекается от объективной реальности, занимаясь исследованием "реального" только как факта сознания, как "внутреннего чувства" и "функции души". Его науко-учение (так он именует всю свою систему) имеет дело лишь с определениями сознания.

 

Будучи незаурядно одаренной личностью, Фихте высказал немало ценных идей [1].

 

1 Он, например, тонко подметил, что  ребенок только тогда становится  личностью, когда впервые говорит  о себе "не Иоганн хочет есть", а так: "Мама, я хочу есть", *Я хочу гулять". Ребенок, заявляющий о своем Я, - это уже личность. Мне (как психологу) очень импонируют многие наблюдения и рассуждения Фихте о становлении сознания и самосознания в онтогенезе, характеристика человека как личности, меткие описания психики животных и т.д.

 

 

Существенный интерес представляют этические воззрения Фихте. Исходя из факта множественности самоопределяющихся существ, он сформулировал условия  их совместного существования, которые  заключаются в добровольном ограничении  свободы каждого лица: это ограничение возможно прежде всего, если каждому предоставлены права свободного телесного и духовного развития и права собственные, выводимые из воздействия свободы на природу. Государство, по Фихте, есть гарант реализации права. В дальнейшем взгляды Фихте во многих пунктах сблизились с учением социалистов, в частности он оказал влияние на Ф. Лассаля [2], немецкого социалиста, организатора и руководителя Всеобщего германского рабочего союза.

 

2 Гайденко П.П. Философский словарь. М., 1913. С. 639; История философии. М., 1943. Т. 3.

 

 

Философия Фихте оказала значительное влияние на последующее развитие немецкой классической философии, особенно на раннего Ф.В. Шеллинга и даже Г. Гегеля, а также на формирование философско-этических воззрения  романтизма - своими идеями творческой активности духа, учением о гении, об иронии и др.

 

Философию Фихте остро критиковали  и его современники (Кант, Гегель и др.), и все последующие философы за субъективизм и за чрезмерную самоуверенность  автора в абсолютности своей правоты. Сравнивая свои взгляды с воззрениями  своих предшественников и современников, Фихте писал: "У меня столь безудержное  воображение, что оно позволяет  всему моему духу непостижимо  возвыситься над всеми вещами. Я принял более благородную мораль и вместо того, чтобы заниматься вещами, вне меня сущими, стал заниматься больше самим собой" [1].

 

1 ФихтеИ.Г. Избранные сочинения / Под ред. С. Н. Трубецкого. М., 1916. Т. 1. С. XXIV.

 

 

Гете писал с иронией о  субъективно идеалистическом кредо  Фихте:

 

Вот назначенье жизни молодой:

Мир не был до меня и создан мной.

 

 

§ 3. Ф. Шеллинг

 

Ярким представителем немецкой классической философии является Фридрих Вильгельм  Йозеф Шеллинг (1775-1854), ставший посредствующим звеном между И. Фихте и Г.-Гегелем. Совсем юным (в 22 года!) Шеллинг стал профессором [2]. В творчестве Шеллинга выделяется ряд этапов, которые мы кратко рассмотрим.

 

2 Несколько биографических замечаний. Будучи, по существу, юношей, он стал профессором, блестящим лектором. Его лекции посещали не только студенты, но весь цвет общества, даже глава государства со свитой. Он читал с упоением, с горящим взором, даря драгоценные россыпи ума, эрудиции, особенно в истории искусства, да и в сфере естествознания.

Любопытна и романтична его личная жизнь. Из нее - лишь об одном: о любви  к умной, талантливой женщине. Он полюбил жену А.В. Шлегеля - Каролину, которая, в свою очередь, влюбилась  в Шеллинга и стала его женой. И его творческая жизнь била ключом. Каролина выслушивала и обсуждала  с Шеллингом все его рукописи, давала мудрые советы, вела переписку. Это было лучезарное горение творческого  содружества двух страстно любящих  сердец. Все шло блестяще... И вдруг  Каролина заболевает, и вскоре ее не стало. Это коренным образом изменило жизнь и творчество Шеллинга. Он долго молчал... Потом погрузился в религиозную жизнь. Женился, у  него появились дети. Шеллинг стал совсем иным, сникшим. Вот, читатель мой, какую стимулирующе-гигантскую роль может играть умная женщина "на кухне" духовного творчества.

Информация о работе Философия Канта