Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:02, контрольная работа
К концу XVIII столетия философия Канта получила если не всемирное, то во всяком случае общеевропейское признание. Кант стал членом трех академий (Берлинской, Петербургской, Сиенской).1
В немецких университетах повсеместно преподавалось его учение. Повсеместно, впрочем, раздавались и критические голоса. Полемика вокруг кантианства шла долгие годы при жизни философа и после его смерти, весь XIX век, перекинувшись и в наше столетие.
Введение 2
1. Философия И. Канта о форме и границах познания 4
2. Теоретическая философия И. Канта 8
3. Происхождения морального закона из чистого разума 11
Заключение 14
Литература 16
Оглавление
К концу XVIII столетия философия Канта получила если не всемирное, то во всяком случае общеевропейское признание. Кант стал членом трех академий (Берлинской, Петербургской, Сиенской).1
В немецких университетах повсеместно преподавалось его учение. Повсеместно, впрочем, раздавались и критические голоса. Полемика вокруг кантианства шла долгие годы при жизни философа и после его смерти, весь XIX век, перекинувшись и в наше столетие.
В Германии не было
крупного философа, который так или
иначе не выразил бы своего отношения
к Канту. В полемике с кантовским
критицизмом теоретическая
Среди выдающихся мыслителей всех эпох, в том числе Нового времени, особое место занимает Иммануил Кант (1724-1804), совершивший коперниканский переворот в метафизике в целом и в учении о человеке в частности.
Вопреки критическим инвективам в адрес его философии со стороны не только постмодернистов, но и Р. Рорти, Ю. Хабермаса, можно говорить о ренессансе идей Канта в XX и тем более в XXI в. Принцип вненаходимости, открытый и плодотворно использованный русским мыслителем М.М. Бахтиным по отношению к изучению Канта, получает особо креативную актуализацию. «Великое дело для понимания - это вненаходимость понимающего - во времени, в пространстве, в культуре - по отношению к тому, что он хочет творчески понять...»
Он не только родоначальник немецкой классической философии, но и классик политической и правовой мысли Нового времени. Политико-правовая проблематика поднималась в таких его трудах, как «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784), «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» (1784), «Критика практического разума» (1788), «К вечному миру» (1795).
Созданное им учение сам Кант считал наиболее разработанной частью своей системы. Основой его теоретической конструкции есть идеи о свободе человека и человеческое достоинство. Эти идеи Кант стремится объединить с пониманием того, что объективной реальностью руководит общая закономерность (естественная необходимость).
Кант стремится согласовать оба момента: свободу и человеческое достоинство, закономерность и необходимость. Вопрос о связи свободы и необходимости в поведении человека - одна из базовых вопросов, решение которой составляет основу этики Канта, которая создает, в свою очередь, морально-философскую базу кантовского учения о праве и государстве.
В целом, творческое наследие философа дала мощный толчок для дальнейшего развития немецкой политической и правовой мысли, обогатила мировую правовую и политическую мысль рядом новых положений и идей.
Немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804 гг.) рассматривал философию как форму критики, под которой он понимал выяснение границ рассудка, способности суждений и воли. Он создал учение, основной чертой которого было примирение материализма и идеализма, веры и науки. И. Кант признавал существование вещей как они есть, независимо от сознания – это «вещи в себе»2.
Воздействуя на наши органы чувств, они порождают ощущения – образы этих вещей, которые И.Кант называл явлениями или «вещами для нас». В этой предпосылке своей философии он материалист.
Но в учении о форме и границах познания И.Кант идеалист и агностик. Он утверждал, что ни ощущения, ни понятия и суждения не могут дать достоверного знания о «вещах в себе», ибо последние непознаваемы. Их пространственное и временное восприятие есть следствие особых форм нашей чувственности, которые имеют доопытный характер. Попытки познать «вещи в себе» порождают в человеческом разуме антиномии – противоречащие друг другу положения, каждое из которых признается логически доказуемым.
В области нравственности (практическом разуме) И.Кант выдвинул принцип категорического императива, т.е. абсолютного нравственного закона: каждый человек должен поступать так, чтобы правило его поведения могло стать правилом поведения всех. Существование такого закона, по И.Канту, может быть объяснено только идеей бога.
Эволюция философских воззрений Канта, «докритический» и «критический» периоды его творчества.
Обоснование Кантом
всеобщности и необходимости
научного знания, пространство и время
– априорные формы
Но между
прочим, даже житейский рассудок весьма
скептически относится к
Рационалисты искали иные пути решения проблемы. Они усматривали строгое, не зависящее от человека соответствие между порядком идей и порядком вещей. Мышление они считали неким «духовным автоматом» (выражение Спинозы), который штампует истину, работая по заранее заданной, «предустановленной» (выражение Лейбница) программе. Объяснение было основательным, но имело один существенный изъян: оно не могло ответить на вопрос, откуда берутся ошибки.3
Если вспомнить,
что современная эвристика
Кант высоко оценивал роль науки и силу разума. Философия, согласно Канту, должна определить цели человеческого разума: поиск истины и высших нравственных ценностей. Отсюда его понимание морального закона – «категорического императива» как требование видеть в человеке самоцель, а не средство.4 Следует обратить внимание на уяснение того, каким по Канту, надо быть, «чтобы быть человеком», как ответить на его знаменитые вопросы: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться».
Как философ XVIII столетия, Кант работает в рамках эпистемологии, которая исходит из приоритета отдельного индивида.
В этом заключается то общее, что связывает эмпирицистов, рационалистов и Канта.5
Во многом Кант принадлежит либералистской традиции. В то же время кантианство знаменует собой решительный разрыв с эмпирицистской и утилитаристской тенденциями, которые доминировали в конце XVIII столетия. Разрыв происходит, когда Кант пытается преодолеть с помощью своей трансцендентальной философии как эмпирицизм (Локк, Юм), так и рационализм (Декарт).
Кант явно рассматривал
современную ему физику (физику Ньютона)
как неоспоримое научное
К их числу относятся, например, утверждения о пространстве, времени и причинной связи. Физика Ньютона сформулирована на языке математики и методически опирается на эксперимент.
Свою задачу философа Кант видел в том, чтобы показать, почему столь незыблемы основания экспериментальной науки.
Подобный ход
событий полностью
Кант стремился опровергнуть этот вид скептицизма. И он делал это, утверждая, что пространство и время как формы восприятия и некоторые основные представления, вроде причинной связи, являются необходимо присущими нашему познания. Итак, возражения Канта против Юма имеют отношение не только к собственно философским спорам, но и к вопросу о нашем доверии к науке.
Далее Кант предполагает, что всем людям присущи одни и те же фундаментальные «формы». Поэтому у каждого человека любое знание должно формироваться с помощью одних и тех же форм. В этом смысле формы являются общезначимыми и необходимыми.7
Можно спросить, зачем необходимо разрабатывать такую сложную теорию познания? Ответ заключается в том, о чем мы упомянули выше. Кант считал само собой разумеющимся, что в нашем познании существует нечто общезначимое и необходимое. Его теория познания и объясняет, как это может иметь место.
«Формы», о которых говорит Кант, не имеют психологической природы. Например, является психологическим фактом, что люди, страдающие паранойей, «видят» мир («формируют» свое познание) специфическим образом.8 Но «формы», о которых ведет речь Кант, являются всеобщими особенностями познавательного акта - такими, как например, пространство, время и причинная связь.
Если рассматривать «Критику чистого разума», анализируя только элементы теоретической философии, то можно сказать, что эта работа совмещает в себе два эпистемологических проекта:9
1) негативную программу
ограничения человеческих
2) позитивную программу обоснования возможности априорного синтетического познания в этой сфере.
Кант был уверен, что
эти части его «
Ведь в тексте «Критики» Кант далеко не всегда выставляет на первый план те доводы, которые привели к формированию его взглядов, и это иногда может дезориентировать читателя.
Фокусом негативной и позитивной программ «Критики чистого разума» оказывается ее главный вопрос: «Как возможны синтетические суждения a priori?». За этой «школьной» формулировкой (синтетическими суждениями Кант называет суждения, в которых предикат извне присоединяется к субъекту, как в суждении «тела имеют тяжесть»; им противоположны аналитические суждения, эксплицирующие содержание субъекта, как в суждении «тела протяженны») скрывается следующая проблема: каким образом можно достоверно, т. е. с надлежащей всеобщностью и необходимостью (критериях априорного) узнать что-то о вещах, которые не даны или пока еще не даны нам в чувственном опыте?
Кант был уверен, что подобные знания существуют. В качестве примера он приводил положения чистой математики, которым заведомо соответствуют все предметы, которые можно встретить в чувствах, а также принципы «общего естествознания», вроде закона причинности - «все изменения имеют причину». Но как же человек может предвосхищать то, что еще не дано ему? Иными словами, «как возможна чистая математика?», «как возможно чистое естествознание?» и, наконец, «как возможна метафизика как наука?».
Науки о формах и законах чувственного созерцания, однако, не исчерпывают всех аспектов человеческого познания. Знание может быть не только созерцательным, но и дискурсивным.
И уже всякое реальное восприятие предполагает:10
1) данность предмета в чувственном опыте,
2) осознание этого предмета. Сознание не имеет отношения к чувственности и созерцанию.
Чувства пассивны, а сознание - спонтанное действие. Кант показывал, что всякий акт сознания, могущий выражаться формулой «Я мыслю», предполагает рефлексию, самосознание, открывающее нам единое и тождественное Я, единственное неизменное в потоке представлений.
Кант, однако, отказывается называть это Я субстанцией. Такое Я было бы вещью самой по себе, а они непостижимы. Я есть лишь форма мышления, единство самосознания, или «апперцепции». Тем не менее Я оказывается для Канта глубинным источником самопроизвольной деятельности, основой «высших познавательных способностей».11
Главной из этих способностей является рассудок (Verstand). Его основная функция - суждение. Суждение невозможно без понятий. Но любое понятие, к примеру «человек», содержит правила, по которым можно определить, подходит тот или иной предмет под данное понятие или нет. Поэтому Кант определяет рассудок как способность создания правил.
Человеческий рассудок, подобно чувственности с ее априорными формами, содержит априорные правила, «основоположения». Основоположения вытекают из элементарных понятий рассудка - категорий, которые, в свою очередь, возникают из логических функций суждений, таких как связка «если - то», «или - или» и т. п.
Кант систематизирует категории в специальной таблице, параллельной таблице суждений, заимствованной им из логики.
Он выделяет четыре группы категорий - количества, качества, отношения и модальности, в каждой из которых оказывается по три категории12
1) единство, множество, целокупность,
2) реальность, отрицание, ограничение,
3) субстанция - акциденция, причина - действие, взаимодействие,
4) возможность
- невозможность, существование -
несуществование,
Третья категория в каждой из групп может быть истолкована как синтез (но не простая сумма) первых двух. Кант, однако, настаивал, что и другие категории (прежде всего категории отношения) связаны с синтетической деятельностью. Именно через категории многообразное чувств подводится «продуктивным воображением» под «трансцендентальное единство апперцепции», чистое Я, с которым соотнесены все наши представления.