Философия культуры О.Шпенглера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:58, контрольная работа

Описание

Освальд Шпенглер (1880 — 1936) — выдающийся немецкий философ-идеалист, занимавшийся проблемами философии истории, философии культуры. Как представитель одного из направлений новейшей фи лософии, «философии жизни» рассматривал историю не с традиционной прогрессистской точки зрения, как планомерный процесс, а как совокупность замкнутых в себе отдельных (локальных) культур. Каждая, по его мнению, подобно живому организму имеет свою душу воплощённую в духовном творчестве – искусстве, религии, философии. Каждая культура совершает предназначенный ей судь

Работа состоит из  1 файл

КР философия.docx

— 70.97 Кб (Скачать документ)

У греков и архитектура телесна, легко обозрима одним взглядом внутренность храма. Храм — это просто гигантский ларец для статуй богов, для храмовых сокровищ. Молящийся грек стоял не в храме, а перед храмом, и храм приветствовал его во всем совершенстве своего внешнего облика. Греки и римляне приносили жертвы богам той местности, где они находились; все остальные ускользали от их кругозора. Подобно тому, как в греческом языке нет слова для обозначения пространства, равным образом у греков отсутствовало наше чувство перспективы, чувство горизонтов, видов, дали, облаков, а также понятие отечества, распространяющееся на большое пространство и охватывающее большую нацию. Родина для античного человека это только то, что он может обозреть с высоты кремля своего родного города. То, что лежит по ту сторону оптической границы этого политического атома, было чужим, даже враждебны. Даже общегреческое божество Афина в каждой местности была своя, а политический строй представлял собой разрозненные точки городов и полисов. Античное бытие, сколько бы ни говорили о преизбыточной его жизненности, сохраняется только благодаря изумительной мудрости самоограничения. Оно не могло быть расточительным в духовной области. Оно держится за настоящее и здешнее ,не включает в картину мира далей рождения и смерти, прошедшего и будущего, усвоение которых предполагает совсем иную силу и мощность душевной стихии .Все это описание отсутствия пространственной перспективы в науке, чувственности в искусстве, а так же  единства религии привели к закату этой культуры, её умиранию.

 

6.2. западноевропейская  фаустовская душа

С крушением античного мира и появлением христианства умирает античная, аполлоновская душа и появляется фаустовская душа, душа западно-европейской культуры, западного человека, душа, названная так по имени доктора Фауста, героя одноименной поэмы Гёте.

Противопоставляя греческую культуру западноевропейской, Шпенглер подчёркивает противоположность главного элемента всего окружающего, если для эллина – тело, то для западного человека таким элементом стало пространство — чистое беспредельное пространство.

     Бестелесный лик икон , стал образцом нового понимания мира как бесконечного пространства, которое гораздо больше, чем мы можем воспринять своими чувствами. Вместо скульптуры, вместо античной пластики объемного тела, которое можно ощупывать и разглядывать с разных сторон,  появляется искусство, выражающее  перспективу пространство с помощью красок, света и тени. В камерной музыке западное искусство достигает вершины своего развития. Символ чистого пространства, самый потусторонний из всех символов, достигает здесь совершенства выражения « ..В то время музыка получает господство над всеми искусствами. Она изгоняет пластику статуи. В XVI столетии начинается решительная фаза западной живописи… Живопись делается полифонией, устремляясь в бесконечность. Краски делаются тонами. Искусство кисти покоряется стилю фуги.. В картине появляется горизонт, как великий символ вечного, безграничного мирового пространства, которое заключает в себе отдельные видимые предметы как случайности… Тот же символический смысл имеют облака, изображать которые совершенно не умела античность » [4, стр.18].

    У фаустовского человека появляется «внутреннее», появляется богатая внутренняя жизнь, он постоянно мучается внутренними противоречиями, постоянно себя наблюдает. Переход от аполлоновской душе к фаустовской — это переход от пространства внешнего мира в пространство внутреннее. Только у европейцев появляется чувство покинутости. Античный человек — политическое животное, по выражению Аристотеля, чья жизнь достигала своей высшей точки в дневное время, среди общества, на площади, — никогда не знал этого чувства. А европейский человек никогда не мог от него освободиться.

       Быстрое развитие, и желание освободится от знаний предшествующих культур вырастает, по мнению Шпенглера, из глубины бессознательного, а не является плодом каких либо стремлений. У греков мы видим математику «.. Исходя из его внутреннего требования видимой границы, как исчисляемую сумму материальных предметов» , а для представителя фаустовской культуры «..символом является решающее, ни в какой другой культуре не встречающееся понятие функции. Функция не есть какое-то расширение одного из ранее имевшихся числовых понятий; она является их полным преодолением.» [4, стр.16].

       У западного человека обостренное чувство истории, у него развита культура мемуаров, воспоминаний о прошлом и ожиданий в будущем. Греки же весьма равнодушно относились к своим предкам. Сжигание- забвение, вместо современных кладбищ с их надписями и надгробиями на века. Картина мира- картина пространства не могла не преобрести свою форму морали.

    « Моральный императив есть фаустовская, и только фаустовская, форма морали… Слова "ты доложен" произносятся с полным убеждением, что здесь, действительно, возможно и должно что-то в общем смысле изменить, образовать, упорядочить. Вера в это и законность такого требования непоколебимы. Здесь приказывают и требуют повиновения. Вот что у нас называется моралью. В западной этике всё - направление, притязание на власть, сознательное действие на расстоянии. В этом вполне сходятся Лютер и Ницше, папы и дарвинисты, социалисты и иезуиты. Их мораль выступает с притязанием на всеобщее значение. Это входит в состав необходимых условий фаустовского бытия. Кто иначе думает, чувствует, желает, тот дурен, отступник, тот враг. С ним надо бороться без пощады. Долг человека. Долг государства. Долг общества. Эта форма морали для нас сама собой понятна; она представляется нам подлинным и единственным смыслом всякой морали".[4, стр.18].

          6.3. Характеристики арабской магической души

    В понятие арабской культуры Шпенглер включил и  место её происхождения- огромное пространство- страны между Нилом и Ефратом, Каиром и Багдадом, и значительный по продолжительности отрезок времени(почти всё позднеантичное искусство времён императоров, восточные культы христианство и неоплатонизм, императорские « …форумы в Риме и построенный там сирийцем Пантеон, эту самую первую из всех мечетей»[4, стр.12]. В отличие от фаустовского чистого пространства и античного тела в византийско-арабской культуре главным элементом является Пещера, пространство пещеры. Это особое магическое, «заколдованное» пространство. Здесь в этом странном и замкнутом мире, построенном магической душой, постоянно идет борьба света и тьмы, добра и зла.

По аналогии с ранее рассмотренными  культурами обратимся к проявлению магической культуры в науке, искусстве, религии и других сферах деятельности человека.

Яркость восточных красок в произведениях живописи наполняется магическим металлическим мерцанием золота, в природе почти не встречающийся. «Краски естественны…, почти нигде в природе не встречающийся металлический блеск - сверхъестественен.» ".[4, стр.12]. Искусство мозаик, арабесок, ветьеватых и утонченных орнаментов, окутано духом тайны и символизма.

Арабская культура представляет собой  культуру религий откровения - иудейства, христианства, ислама, сочетающие в себе телесное и духовное, природу и сверхъестественное.  Телесное отделяется «..по ценности от другого, чисто абстрактного, от божественной пневмы, которая одна делает возможным созерцание Бога. .."дух" торжествует над самой жизнью, над животной душой, над природой…".[ 4, стр.12].Существуют амулеты и талисманы, таинственные города, постройки и существа, тайные сочетания букв, печать Соломона и Камень Мудрости. И на все это изливается мерцающий свет пещеры, который постоянно может быть поглощен ночью.

В противоположность физике Демокрита и физике Галилея  в работе «закат Европы» рассматривается алхимия и философский камень, как атрибуты сугубо азиатской науки. «.. Арабский дух стремился… отыскать магическую субстанцию тел, и "философский камень" в течение целого тысячелетия был символом совершенно иначе устроенного, законченного в себе и вполне последовательного естествознания.».[ 4, стр.12]. Алхимия восточных стран, которая создала картину химического элемента, известный вид магических веществ, которые появляются из предметов и вновь исчезают в них и даже подчинены влиянию звезд. Алхимия, как верно определил Шпенглер, содержит глубокое научное сомнение в пластической действительности вещей, причем она их растворяет и разрушает для того, чтобы найти тайну их сущности. Даже спор о личности Христа на всех ранних соборах, приведший к расколу, есть проблема алхимическая. «..Ни одному из античных физиков не пришло бы в голову исследовать предметы, отрицая или уничтожая их видимую форму.»[ 4, стр.12].

   Не только мировое пространство магической души, но и мировое время, по Шпенглеру, имеет форму пещеры. Из этого вытекает глубокая, истинно магическая убежденность, что «всему свое время» — от пришествия Искупителя, час которого записан в древних текстах, до самых пустяковых будничных дел. Перед лицом этой убежденности кажется бессмысленной и непонятной постоянная спешка западного человека, которому всегда не хватает времени.

У магического человека все записано в звездной книге, и по ходу планет можно заключить о ходе вещей. Вечный вопрос магического человека — «когда?» Отсюда и учение о конце мира, и душевная жизнь Иисуса, и его страх в Гефсиманском саду, и великое потрясение, вызванное его кончиной. Чувство пещеры требует обозримой истории с началом и концом мира, которые одновременно суть начало и конец человечества.

Магическая душа создала свою особенную и неповторимую культуру, которая в большей своей части для нас загадочна и непонятна.

Заключение

      Для Шпенглера первичной является внерациональная и не сводимая ни к какой логике душа культуры. Искусство, наука, политика всегда вторичны по отношению к этой душе. Душа каждой культуры уникальна и не может быть до конца выражена рациональными средствами, поэтому так трудно вникнуть во внутренний мир людей иной культуры, понять природу их символов, чувств, верований. Этот мир может быть понятен вполне тому, чья душа вполне принадлежит этой культуре. Шпенглер с удивительной точностью подметил и рассмотрел особенности выделенных им культур. Для Шпенглера все культуры равноправны в их уникальности и не могут быть осуждена с внешней позиции, с позиции другой культуры. Для других людей существуют другие истины. Цивилизация, несущая человеку социальное и техническое благоустройство жизни, вызывает у Шпенглера ощущение гибели культуры. Он увидел: культура жива постольку, поскольку она сохраняет глубоко интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живет не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры. Культура исчезает, даже если останутся физические её проявления (картина, нотный лист или доказанная теорема), когда люди перестанут эту культуру ощущать. Философские вопросы культуры рассмотренные Шпенглером являются серьёзным поводом задуматься о нашей действительности, о человеке, культуре, цивилизации.

 

 

Список использованной литературы

1.Губин

2.Спиркин А.Г.Философия:  Учебник.-2-е изд.-М.: Гардарки,2002.-736 с.

3.Философия: учебник /под  ред. проф. В.Н.Лавриненко.-2-е изд., иср. доп.-.М.: Юристъ, 1998.-520с.

4. Хрестоматия по культурологии

5.Шпенглер О. Пессимизм ли? Ответ моим критикам.

 

Вопрос 100. Закон перехода количественных изменений в качественные.

ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 

Еще в древности греческие  философы обратили внимание на то, что  незначительные, до поры до времени  остающиеся незаметными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление числа песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым. причем граница перехода одного состояния в другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она прочерчивается резко.

Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров можно привести великое множество. По крупицам накапливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность мудрость. Незаметно подкрадывается к человеку старость. коварна граница перехода от случайных, разовых употреблений алкоголя или наркотика к алкоголизму, наркомании. Постепенно суммируются многие вредные воздействия производства на окружающую среду. Начинаясь с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем катастрофического уровня. Нагревание или охлаждение тел до определенной температуры меняет их агрегатные состояния.

Гегель увидел в таких  изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные. В марксистской философии этот закон получил научно-материалистическое осмысление и был применен для объяснения всевозможных явлений в природе и обществе.

КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА

Мир многообразен. Он предстает  перед человеком не скоплением одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым рядом свойств и потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.

Свойства бывают существенные и несущественные. Скажем, с деловой  точки зрения существенные не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды; важно, какой он специалист, высок  или низок уровень его профессионализма. Предметы, по тем или иным причинам утаившие существенные свойства, не просто переходят в новое состояние, но становятся другими предметами. Например, потерпевший аварию самолет перестает быть машиной, превращается в металлолом.

Различают также специфические  и неспецифические свойства.

Определенное значение атомного веса специфично для данного химического элемента, вес же вообще - общая характеристика любых - 8 материальных тел, находящихся в поле тяготения. Специфические свойства, присущие данному явлению, характерные для него, часто называют признаками или симптомами. Они позволяют обнаруживать тот или иной предмет среди многих других, не обладающих такими признаками (отпечатки пальцев в ситуации преступления, характерная для данного заболевания сыпь и др.) . Некоторые свойства предмета могут видоизменяться, их можно приобретать и утрачивать. Однако есть также неотъемлемые свойства. В философии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без характеристик пространства, времени, движения. Для человеческой личности атрибутивным свойством является, в частности, память.

Человек, утративший память, теряет вместе с нею человеческий облик. Различаются также актуальные и потенциальные свойства.

Первые уже реализованы  и наблюдаются в данное время. Вторые (их называют диспозиционными) носят как бы скрытый характер и развертываются, выявляются постепенно при различных взаимодействиях данного предмета с другими. Такие свойства, как электропроводность, растворимость, человеческая отзывчивость и др., проявляются именно таким образом.

Предметы - это не механический набор или простая сумма свойств, но их взаимосвязь, единство. Вот почему познание предметов требует усилия мысли - синтеза их многообразных  проявлений. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием качество. А множественность различных предметов характеризуется как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон предметов в их отношениях с другими предметами.

Информация о работе Философия культуры О.Шпенглера