Философия Л. Фейербаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:03, реферат

Описание

Эпоха Просвещения создала настоящий культ разума. Его возможности в познании и анализе как природного, так и социального мира казались безграничными. Однако практическое осуществление «обоснованных разумом» проектов социального переустройства (французская буржуазная революция 1789-1794 г.г.) несколько поумерило восторги апологетов просвещенческого рационализма.

Содержание

Введение 3
1. Антропологический материализм Л. Фейербаха 8
2. Трактовка Фейербахом роли философии. 12
3.Недостатки философской концепции Людвига Фейербаха 15
Заключение 17
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Контр раб философия.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение 3

1. Антропологический  материализм Л. Фейербаха 8

2. Трактовка Фейербахом роли философии. 12

3.Недостатки  философской концепции Людвига  Фейербаха 15

Заключение 17

Библиография 19

 

 

 

Введение

Эпоха Просвещения создала настоящий  культ разума. Его возможности в познании и анализе как природного, так и социального мира казались безграничными. Однако практическое осуществление «обоснованных разумом» проектов социального переустройства (французская буржуазная революция 1789-1794 г.г.) несколько поумерило восторги апологетов просвещенческого рационализма. Из лозунгов свободы, равенства, братства и счастья разве что первые два могли считать себя реализованными, да и то в сильно урезанном виде. Стало ясно, что философско-идеологические аксиомы Просвещения нуждаются в порции нелицеприятной критики. Эту задачу с блеском выполнила немецкая классическая философия последней трети XVIII - первой трети XIX вв. Ее безусловным достоинством стало то, что глубокий критический анализ не разрушил, но сохранил и даже приумножил философские новации эпохи Просвещения, став, по сути, новым этапом развития западноевропейской философской мысли.

Немецкая  классическая философия - это определенный период в развитии немецкой философской  мысли (с середины XVIIIв. до середины XIXв.), представленный учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля и Людвига Фейербаха. Все они - очень разные философы, но, тем не менее, их творчество принято оценивать как единое духовное образование. Несмотря на все различия между классиками немецкой философии, их усилия были направлены в единое русло, которое характеризуют две особенности: преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения и философское новаторство.

Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии.

Главное направление  философии Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Материализм как направление  философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция — Демокрит и Эпикур; Англия нового времени - Бэкон, Локк; Франция - просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

Философия Людвига Фейербаха  стала первым случаем глубоко  последовательного материализма, основными чертами которого были:

• полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового  религиозного влияния;

• попытка объяснить  Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

• материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

• большой интерес  к социально-политическим вопросам;

• убеждение в познаваемости  окружающего мира. Философия Фейербаха  стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX - первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

 

 Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:

• отвергает идею тождества  бытия и мышления;

• не признает наличия  абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;

• логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир  — окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля;

• не признает единства философии и религии;

• отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям  науки.

 В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

• единственно существующими  реальностями являются природа и  человек;

• человек является частью природы;

• человек есть единство материального и духовного;

• человек должен стать  главным интересом философии;

• идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

• Бога как отдельной  и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения  человека;

• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

• все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.

  Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, — деистов и др., Фейербах:

• выступает с атеистических  позиций;

• тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:

• Бога как самостоятельной  реальности нет;

• Бог — порождение сознания человека;

• религия — глубоко  разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью; 

• распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

• корни религии —  в чувстве бессилия человека перед  внешним миром, его зависимости  от него и незащищенности;

• мысль о Боге —  сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

• Бог — идеальный  образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;

• Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время  как истинный творец (а не творенье) — человек.

  Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).

Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости  внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.

Суть данной идеи (о  постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе  их бесконечности) философ выразил  словами: "То, что не познаем мы, познают наши потомки".

Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные  ощущения, в основе которых лежит  объективная реальность и которые  осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при  соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

 Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:

• человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;

• полнокровная реализация человеком своего "Я" возможно только во взаимодействии с "Ты" (то есть другими людьми) — человек  может жить только в обществе;

• основой связей между  людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;

• данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо — в  Бога, а на иных принципах;

• необходимо отбросить  традиционную религию (христианство, мусульманство  и т. д.) и заменить ее религией любви  людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;

• смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

1. Антропологический  материализм Л. Фейербаха.

Любовь к  науке - это любовь к правде, поэтому  честность является основной добродетелью ученого.

Фейербах слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако довольно скоро Фейербах решительно порывает с гегельянством и создает  свое философское учение, которое  известно под названием антропологического материализма.

В противовес не только Гегелю, но и всему трансцендентальному идеализму Фейербах замыслил создать новую философию, которая должна изучать не мысли о действительности, а саму действительность.

Если у Гегеля философия  приходит к реальности в конце  странствий абсолютной идеи, то новая философия начинает с реальности. "Философия есть наука действительности в ее подлинности и целостности, но воплощением действительности является природа (природа в наиболее универсальном смысле слова)".

Действительность — это  природа во всем ее чувственно воспринимаемом богатстве, во всей ее конкретности, т.е. это земля и вода, воздух и огонь, электричество и магнетизм, "природа уже сама по себе есть свет, дух, цель разум"; она, следовательно, включает в себя не только материальные, но и идеальные явления. Предпосылку философии надо искать не в самоочевидных положениях, не в принципах и постулатах; природа есть объективно обоснованное начало и истинное основание философии. Не мышление порождает природу и человека. Наоборот, человек с его мышлением являются порождением природы. "Природа не только создала простую мастерскую желудка, она воздвигла также храм мозга..."

Человек и есть воплощение действительности, природы, конкретности, он составляет подлинный, непосредственный предмет философии. Отсюда рождается афоризм Фейербаха: тайна новой философии есть антропология. Любое истинное философствование может быть лишь философствованием о человеке, в нем разгадка всех тех философских загадок и проблем, которые нагромождаются спекулятивной философией. Например, эта философия бьется над проблемой отношения бытия и мышления. Но нет бытия вообще, есть определенное бытие и его высшим выражением является тело человека. Нет и мышления вообще, есть лишь человеческое мышление. Таким образом, вопрос об отношении бытия и мышления это вопрос о соотношении тела и души человека и в нем, в самом человеке, этот вопрос природа уже данным давно решила: материя предваряет дух, бессознательность — сознание, бесцельность — цель, чувственность — разум, страсть — волю. "В противоположность отрешенному Я тело представляет собою объективный мир. Благодаря телу Я уже не Я, но — объект. Быть телесным значит быть включенным в мир".

Как легко видеть, название "антропологический материализм" действительно хорошо выражает суть философии Фейербаха.

Материализм, с позиции  которого рассуждает Фейербах, является антропологическим и существенно отличается от материализма XVIII века.

       В середине XIX века с острой  критикой  идеализма  выступил  немецкий  философ Людвиг Фейербах. С точки зрения  Фейербаха,  идеализм  есть  не  что иное, как рационализированная религия, а философия и религия  по  самому  их существу, считал Фейербах,  противоположны  друг  другу.  В  основе  религии лежит вера в догматы, тогда как в  основе  философии  -  знание,  стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому  первейшую  задачу  философии Фейербах видел в  критике  религии,  в  разоблачении  тех  иллюзий,  которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней  по  духу идеалистическая философия возникают,  по  мнению  Фейербаха,  из  отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов,  которые в действительности принадлежат самому человеку.

  Согласно  Фейербаху,  для  освобождения  от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не  творение  бога,  а  часть  -  и  притом наиболее совершенная - вечной природы. Он писал: ”Мое учение  или  воззрение может быть поэтому выражено в двух словах: природа и человек. С  моей  точки зрения, существо, предшествующие  человеку,  существо,  являющиеся  причиной или  основой  человека,  которому   он   обязан   своим   происхождением   и существованием, есть и называется  не  бог  -  мистическое,  неопределенное, многозначащие слово, а  природа  -  слово  и  существо  ясное,  чувственное, недвусмысленное.  Существо  же,   в   котором   природа   делается   личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня  -  человек”.  Ф. Энгельс  писал  о  сочинении  Фейербаха  ”Сущность  христианства”:  ”Природа всегда существует независимо от какой бы то ни было философии. Она  есть  та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы.  Вне  природы  и человека  нет  ничего,  и  высшие  существа,  созданные  нашей   религиозной фантазией, это - лишь фантастические отражения нашей собственной сущности”.

       Материализм Фейербаха существенно  отличается  от  материализма  XVIII века, поскольку, в отличие от последнего,  не  сводит  всякую  реальность  к механическому движению и рассматривает природу не  как  механизм,  а  скорее как организм. Он характеризуется как антропологический,  так  как  в  центре внимания Фейербаха - не  отвлеченное  понятие  материи,  как  у  большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство,  единство души и тела. Исходя из такого понимания  человека,  Фейербах  отвергает  его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде  всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз  и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке  не  может быть отделено от телесного,  дух  и  тело  -  две  стороны  той  реальности, которая  называется  организмом.  Человеческая   природа,   таким   образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный  индивид  для него -  не  исторически-духовное  образование,  как  у  Гегеля,  а  звено  в развитии человеческого рода.

Информация о работе Философия Л. Фейербаха