Философия Л. Фейербаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:03, реферат

Описание

Эпоха Просвещения создала настоящий культ разума. Его возможности в познании и анализе как природного, так и социального мира казались безграничными. Однако практическое осуществление «обоснованных разумом» проектов социального переустройства (французская буржуазная революция 1789-1794 г.г.) несколько поумерило восторги апологетов просвещенческого рационализма.

Содержание

Введение 3
1. Антропологический материализм Л. Фейербаха 8
2. Трактовка Фейербахом роли философии. 12
3.Недостатки философской концепции Людвига Фейербаха 15
Заключение 17
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Контр раб философия.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

       Критикуя  идеалистическую  трактовку  познания  и  будучи   недоволен абстрактным  мышлением,  Фейербах  апеллирует  к  чувственному   созерцанию. Полагая, что ощущение  составляет  единственный  источник  нашего  познания. Только то, что дано нам  через  органы  чувств  -  зрение,  слух,  осязание, обоняние,  -  обладает,  по  Фейербаху,  подлинной  реальностью.  С  помощью  рганов  чувств  мы  познаем  как  физические  объекты,  так  и  психические  остояния других  людей.  Фейербах  не  признавал  никакой  сверхчувственной реальности и отвергал возможность  чисто  отвлеченного  познания  с  помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.

Антропологический материализм Фейербаха - своеобразная философская реакция на учение Гегеля, в котором господство абсолютного (абсолютной идеи) над единичным доведено до предела. Во всех проявлениях господство общего (государства, нации, любой формы общности) было у Гегеля преобладающим. Поэтому позиция Фейербаха была объективно вполне оправданной реакцией на немецкий идеализм.

В своей критике  философии Гегеля, однако, Фейербах односторонен, он не видит положительной  стороны ее, именно диалектического  метода. Вместе с идеализмом Гегеля он отбрасывает и его рациональную сторону – диалектику. В последней  Фейербах видел лишь инструмент, с помощью которого Гегель обосновывал свою фантастическую систему.

       Антропологический принцип Фейербаха  в теории  познания  выражается  в том, что он по-новому интерпретирует само понятие  ”объект”.  По  Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого  общения,  и поэтому первый объект для всякого  человека  -  это  другой  человек,  ”Ты”.

Именно любовь к другому  человеку есть  путь  к  признанию  его  объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.

       Из внутренней связи людей,  основанной  на  чувстве  любви,  возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна  встать  на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому  философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.

2. Трактовка Фейербахом роли философии.

Философия, согласно Фейербаху, стремится раскрыть действительную природу вещей, и, прежде всего, разобраться  в вопросе о сущности человека.

А для этого, считает Фейербах, философия должна заняться жизнью людей как их материальным, чувственным общением с природой и друг с другом. Таким образом, центральная проблема всякой философии  — соотношение идеального и материального  — решается Фейербахом не на вселенском уровне, как у его предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности отдельного человека.

В результате вопрос о тождестве мышления и бытия, который находится в центре внимания всей немецкой классики, у Фейербаха  обретает вид психофизической проблемы, то есть вопроса о соотношении души и тела.

Непосредственное  тождество души и тела, а значит, идеального и материального, Фейербах усматривает в головном мозге  человека. «...В мозговом акте, — пишет  в связи с этим Фейербах, — как высочайшем акте, деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы».

Иначе говоря, Фейербах непосредственно отождествляет  душу и тело, доказывая, что на уровне головного мозга это одно и то же. Тем самым Фейербах, отказавшись от идеализма, игнорирует и те открытия, которые были сделаны Фихте, Шеллингом и Гегелем. Ведь серьезным завоеванием немецкого идеализма явилась трактовка души как системы деятельных способностей человека. Мозг есть орудие мыслящего субъекта, доказывали они, и как раз при помощи мозга и других телесных и культурных органов субъект создает идеальные образы внешнего мира.

Таким образом, только в своей деятельности мозг становится органом идеального. И  не любая, а только культурно-историческая деятельность рождает в нашем мозгу мысли о прекрасном, возвышенном и многом другом.

Общаясь с миром  культуры, мы высекаем из этого деятельного  опосредствования искру мысли. А  животные, общаясь с природой, довольствуются повадками, привычками, элементарными психическими образами. Что касается мозга самого по себе, то в нем, конечно, нет ни грана идеального. Сказать о нем, что он и есть «идеальное», это все равно, что сказать: камень есть идеальное.

Разница в сложности этих тел здесь непринципиальна. Фейербах, как известно, отбросил гегелевский идеализм, а вместе с ним и гегелевскую диалектику. По выражению Энгельса, Фейербах вместе с грязной водой выплеснул ребенка. А в результате Фейербах, настаивая на том, что мысль и мозг непосредственно совпадают, предлагает природой мышления заняться медицине.

Здесь перед  нами один из главных парадоксов учения Фейербаха. Ведь медицина всегда занималась телом человека, именуемым по-гречески «сомой».

Более точно  «сома» — любой живой организм. И только особая область медицины, а именно психиатрия, занимается человеческой душой, по-гречески «психеей». Однако психиатрия занимается душой человека в ее патологии, то есть при отклонении от нормы. А что такое душа человека в ее норме, психиатр сам никогда не ответит. Здесь он должен обратиться к психологии, которая в вопросе о природе души смыкается с классической философией.

Но Фейербах настаивает на том, что человеком  и его природой должна заниматься философия, основанная на медицине. Этой апелляцией к медицине он стремится придать научный вес своим изысканиям, в противоположность идеалистической философии, не скрывавшей своих связей с христианской религией. Тем не менее взгляды Фейербаха нельзя отождествлять с популярными в середине XIX века взглядами материалистов Фохта, Бюхнера и Молешотта.

Вслед за французским  медиком Кабанисом, они настаивали на том, что мысль выделяется мозгом, как желчь печенью, и что характер наших мыслей во многом зависит от состава потребляемой пищи. Тем самым  идея тождества мысли и мозга, почерпнутая из работ Фейербаха, была выражена ими в самой вульгарной форме. Известно, что Л. Фейербах выступил с критикой воззрений философа и физиолога Я. Молешотта. Чтобы отмежеваться от вульгарно материалистических взглядов, Фейербах предпочитал именовать свое учение «реальным гуманизмом», а не материализмом.

Фейербах подверг  обстоятельной критике агностицизм  и субъективный идеализм. Уничтожающие язвительно возражал против берклианства выдающийся материалист: “Почему же кошка впивается своими когтями в мышь, а не в собственные глаза, если мышь, которую она видит, существует только в ее глазах? – потому что кошка не хочет умереть с голоду ради любви к идеалистам, терпя при этом страдания”.

В учении о познании Фейербах разрабатывает вопрос об отражении материального мира в сознании человека и тем самым делает значительный шаг вперед по сравнению предшествующим материализмом.

Не признавая  никакой сверхчувственной реальности, Фейербах тяготел к сенсуализму  и отвергал возможность чисто  отвлеченного познания с помощью разума. Познание мира безгранично, как и сам мир. Однако теории познания Фейербаха, как всему его материализму, присущ созерцательный характер, непонимание роли и значения практической деятельности человека.

3. Недостатки философской концепции Людвига Фейербаха

Однако антропологизм  Фейербаха имел и свою отрицательную  сторону. Она состояла в том, что  человек понимался им преимущественно  как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо, от которого в значительной мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта, но которое от любого индивида неотъемлемо.

Однако сферу  общественной жизни Фейербах оставил  вне материалистического понимания. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений.

Поэтому, как  только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании общества. В  понимании же природы он был последовательным материалистом.

Фейербах, признавая  познаваемость мира, резко критиковал агностицизм.

Исходным в  процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все  необходимые сведения об окружающем мире.

Сильной стороной материализма Фейербаха было то, что  он решительно подчеркивал связи  идеализма с религией, обнаружил их гносеологические корни, выступал с резкой критикой религии. Однако Фейербах отверг учение о диалектике. В этом заключался один из крупных недостатков в его воззрениях.

Фейербах всюду  делает акцент на существовании чувственно данных единичных вещей и людей как на основную характеристику действительности, и в этом плане его критика Гегеля остается справедливой. Однако Фейербах не смог раскрыть диалектику, связанную с категорией действительности, не смог понять исторического характера действительности и сложной диалектической связи между чувственным отражением мира и мышлением, в связи с чем действительность оказывается в его учении простым синонимом существующего положения вещей вне мышления.

Он показал, что идеализм и религия возникают  в результате отрыва мышления от бытия и превращения идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому анализу и яркой критике происхождение и сущность религии.

Однако он сводил ее корни к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувствам любви. Сам человек, по его мнению, есть бог для другого человека. Хотя Фейербах и отмечал, что политические, экономические, этические и другие общественные факторы накладывают свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее социальные корни остались нераскрытыми.

Главным недостатком  материализма Фейербаха было то, "что  предмет, действительность, чувственность  берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и  произошло, что деятельная сторона, в противоположность

материализму, развивалась идеализмом..."

 

Заключение

Историко-философские  взгляды Фейербаха возникли и  сформировались в определенных исторических условиях на основе определенного историко- илософского багажа. Важнейшим идейным источником материализма и атеизма Фейербаха были ростки атеистической и материалистической мысли предшествующих эпох. В новых исторических условиях Фейербах развил и продолжил материализм и атеизм. Людвиг Фейербах глубоко и обстоятельно изучил идейное наследие своих предшественников, ссылался на них, считая их атеизм поверхностным и неглубоким.

Материализм Фейербаха  существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо.

Итак, вместо христианства и философии гегелевского типа Фейербах предложил программу "философии Человека". Согласно фейербаховской гуманистической концепции, Человек — высшее в ценностном отношении, абсолютная ценность. Речь идет при этом не об отдельных людях, а о сущности их, т.е. о родовом начале. Отдельный человек вовсе не есть вместилище всех человеческих достоинств, — но Человек как таковой бесконечно добр, мудр, всемогущ. Его свойства — это он сам, а без них, т.е. без моральных качеств доброты, мудрости, могущества Человека вовсе нет. В человеке — все ценно. Его физическая, эмоциональная, психологическая жизнь нисколько не менее важны, чем разум. Очень важно, далее, что человек живет в естественном контакте с природой. Природа внешняя близка природе самого человека, она ему соответствует. Сущность человеческая вполне гармонично являет себя в человеческом существовании. Тут нет конфликта — жизнь природы, условия бытия не чужды человеческой сущности, между ними — глубокое единство.

Не смотря на присущие его концепции недостатки, значение его критики идеализма огромно. Учение Фейербаха, несмотря на свою односторонность и в чем-то ограниченность, оказало большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли.

 

 

 

 

Библиография

  1. Бобров В.В. Введение в философию: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 221с.
  2. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное пособие для студ. вузов. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 128с.
  3. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 677с.
  4. Чесноков Г. Д. Людвиг Фейербах и его место в истории мировой философской мысли // Социально-гуманитарные знания. — М., 2005. — № 1. — С.90-107.
  5. http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?sait=3&id=1576
  6. http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s11/a001189.shtml

 




Информация о работе Философия Л. Фейербаха