Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:36, контрольная работа
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) был одним из выдающихся умов всех времен, но как человеческим существом им трудно восхищаться. Правда, он имел те добродетели, которые каждый хотел бы найти в рекомендациях будущего служащего: он был трудолюбив, бережлив, воздержан и честен в денежных делах. Но у него совсем не было тех возвышенных философских достоинств, которые были так характерны для Спинозы. Его лучшая мысль не доставила бы ему популярности, и он оставил свои рукописи, в которых излагалась эта мысль, неопубликованными. А то, что он опубликовал, имело целью заслужить одобрение государей и государынь. Следствием этого является то, что есть две системы философии, каждую из которых можно рассматривать как представляющую взгляды Лейбница: одна, которую он открыто провозглашал, была оптимистичной, орто
1. Биография……………………………………………3
2. Крупнейшие труды………………………………….6
3. Метафизика…………………………………………..9
4. Эзотерическая философия…………………………16
Список литературы
Понятие субстанции являющееся основополагающим в философии Декарта, Спинозы и Лейбница, выводимо из логических категорий субъекта и предиката. Некоторые слова могут быть либо субъектами, либо предикатами, например я могу сказать "небо - голубое" и "голубое - это цвет". Другие слова, из которых имена собственные дают наиболее очевидные примеры, никогда не бывают предикатами, а только субъектами или одним из терминов отношения. Такие слова призваны обозначать субстанции. Субстанции, в дополнение к этой логической характеристике, существуют постоянно, если только их не разрушит Божественное всемогущество (что, как можно догадаться, никогда не случится). Каждое истинное предложение является или общим, подобно: "Все люди - смертны", - в этом случае оно утверждает, что один предикат заключает в себе другой; или единичным, подобно: "Сократ - смертей", - в этом случае предикат содержится в субъекте и качество, обозначенное предикатом, является частью понятия субстанции, обозначенной субъектом. Что бы ни случилось с Сократом, все это может быть выражено предложением, в котором "Сократ" является субъектом, а слова, описывающие случившееся, являются предикатом. Все эти предикаты, собранные вместе, составляют "понятие" Сократа. Все необходимо принадлежит ему в том смысле, что субстанция, которой они не могли бы истинно приписываться, не была бы Сократом, а чем-нибудь еще.
Лейбниц
твердо верил в значение логики не
только в ее собственной сфере, но
и в смысле основания метафизики.
Он много работал над
Лейбниц,
основывая свою философию, опирался
на две логические предпосылки: закон
противоречия и закон достаточного
основания. Оба они связаны с
понятием "аналитического" суждения,
являющегося Суждением, в котором
предикат содержится в субъекте, например:
"Все белые люди - это люди".
Закон противоречия гласит, что все
аналитические предложения
Одно из наиболее определенных заявлений относительно оснований метафизики Лейбница встречается в его письме к Арно:
"Принимая во внимание понятие, которое я имею о каждом истинном суждении, я выяснил, что каждый предикат, необходимый или случайный, относящийся к прошлому, настоящему или будущему, содержится в понятии субъекта, и я больше ничего не спрашиваю. ...Суждение, о котором идет речь, имеет большое значение и заслуживает того, чтобы его хорошо доказали, так как отсюда следует, что каждая душа представляет собой отдельный мир, независимый от всего, за исключением Бога, что она не только бессмертна и, так сказать, нечувствительна, но что она содержит в своей субстанции следы всего того, что с ней случается".
Он далее объясняет, что субстанции не действуют друг на друга, но все согласованно отражают Вселенную, каждая со своей точки зрения. Взаимодействия быть не может потому, что все, что случается с каждой субстанцией, является частью ее собственного понятия и определено вечно, если эта субстанция существует.
Ясно, что эта система так же детерминистична, как и система Спинозы. Арно выражает свой ужас перед утверждением (которое сделал Лейбниц), что "индивидуальное понятие каждого лица заключает раз и навсегда все, что когда-либо с ним случится". Такой взгляд явно несовместим с христианской доктриной греха и свободной воли. Видя, как болезненно воспринимает все это Арно, Лейбниц в целях предосторожности воздержался от опубликования этой работы.
Правда,
для людей существует различие между
истинами, познанными при помощи логики,
и истинами, познанными при помощи
опыта. Это различие проявляется
двумя способами. Во-первых, хотя все,
что случается с Адамом, следует
из его понятия, если он существует,
мы можем удостовериться в его
существовании только опытным путем.
Во-вторых, понятие любой индивидуальной
субстанции бесконечно сложно, и анализ,
который требуется для
Однако существует еще одна любопытная точка зрения. Большей частью Лейбниц представляет сотворение мира как свободный акт Бога, требующий проявления Его воли. Согласно этой теории, определение того, что фактически существует, вызывается не наблюдением, но происходит благодаря Божьей благости. Помимо Божьей благости, которая побуждает Его создать лучший из возможных миров, не существует априорного основания того, почему должна существовать та вещь, а не другая.
Но иногда у Лейбница в работах, которые не были показаны ни одному человеку, встречаются .совершенно иные теории относительно того, почему некоторые вещи существуют, а другие, одинаково возможные, не существуют. Согласно этому взгляду, все, что существует, борется за то, чтобы существовать, но не все возможные вещи могут существовать потому, что не все они "совозможные". Может быть, возможно, чтобы существовало А, и возможно также, чтобы существовало В, но невозможно, чтобы существовали как А, так и В; в этом случае А и В не являются "совозможными". Две или большее число вещей только тогда "совозможны", когда все они могут существовать. По-видимому, Лейбниц предполагал что-то похожее на войну в преддверии Ада, населенного сущностями, каждая из которых пытается существовать: в этой войне группы "совозможных" объединяются и самые большие группы их побеждают, подобно тому как побеждают наиболее влиятельные группы в политической борьбе. Лейбниц даже использует эту концепцию как определение существования. Он говорит: "Существующее может быть определено как то, что совместимо с большим числом вещей, чем любое несовместимое с ним". Иными словами, если А несовместимо с В, и если А совместимо с С, D и Е, а В совместимо только с F и G, тогда А, а не В существует по определению. "Существующее, - говорит он, - это бытие, которое совместимо с наибольшим число вещей".
В этом случае нет упоминания Бога и, очевидно, нет акта творения. И нет нужды ни в чем, кроме чистой логики для определения того, что существует. Вопрос, являются ли А и В совозможными, для Лейбница является вопросом логическим, а именно - заключает ли существование обоих, и А и В, противоречие? Из этого следует, что теоретически логика способна решать вопрос о том, какая группа совозможностей является наибольшей, и, следовательно, эта группа будет существовать.
Однако, может быть, в действительности Лейбниц не имел в виду того, что сказанное выше являлось определением существования. Если бы это было просто критерием, его можно было бы примирить с его общеизвестными взглядами посредством того, что он назвал "метафизическим совершенством". Термин "метафизическое совершенство" в его употреблении, по-видимому, означает количество существования. Это, говорит он, "не что иное, как величина положительной реальности, взятой в строгом смысле". Он всегда доказывал, что Бог создал столько, сколько возможно, и это явилось одним из его обоснований отказа признать пустое пространство. Существует общее убеждение (которого я никогда не понимал), что лучше существовать, чем не существовать; на этом основании детей призывают быть благодарными их родителям. Лейбниц, очевидно, придерживался этого мнения и считал частью Божьей благодати сотворение наиболее полной Вселенной. Из этого следует, что действительный мир должен был бы состоять из самых больших групп совозможностей. И было бы все еще истинным, что только лишь логика, данная достаточно способному логику, могла бы решить, будет ли существовать или нет данная возможная субстанция.
Лейбниц
в своих неопубликованных при
его жизни размышлениях является
наилучшим примером философа, использующего
логику как ключ к метафизике. Этот
тип философии начинается с Парменида,
а продолжается он в платоновском использовании
теории идей, чтобы доказать различные
внелогические суждения. К этому же типу
философии принадлежат философия Спинозы,
а также философия Гегеля. Но никто из
них не смог с такой ясностью заключать
от синтаксиса к действительному миру.
Этот вид аргументации получил дурную
славу из-за роста эмпиризма. Возможны
ли какие-либо действенные заключения
от языка к нелингвистическим фактам -
это вопрос, относительно которого я не
имею желания выступать с догматическими
суждениями; но, несомненно, выводы, найденные
у Лейбница и других априористских философов,
не являются действенными, так как все
они основаны на ошибочной логике. Субъектно-предикатная
логика, которую допускали в прошлом все
подобные философы, или совсем игнорировала
отношения или употребляла ложные аргументы,
чтобы доказать, что отношения нереальны.
Лейбниц повинен в особой непоследовательности:
в соединении субъектно-предикатной логики
с плюрализмом, так как суждение "существует
много монад" не является суждением
субъектно-предикатной формы. Для того
чтобы быть последовательным, философ,
который верит в то, что все суждения являются
суждениями именно этой формы, должен
быть монистом, подобно Спинозе. Лейбниц
же отвергал монизм большей частью из-за
своей приверженности к динамике и из-за
своего довода, что протяженность предполагает
повторение и поэтому не может быть атрибутом
единичной субстанции.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Декарт. Избранные произведения. Госполитиздат. М., 1950.
2. Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1963-1966. Т. 1.
3. Лейбниц Г.В. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1982-1985. Т. 1.
4. Лейбниц Г.В. Указ. изд.. Т. 3.
5. Бертран Рассел "История западной философии"