Философия народничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 11:23, реферат

Описание

Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия «народническая философия», «философия народничества» и т. д. Ответы на них возможны лишь на основе анализа особенностей народничества, как такового.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ НАРОДНИЧЕСТВА
2. ТЕЧЕНИЯ
3. ИСТОРИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАРОДНИЧЕСТВА
4. «ТЕОРИЯ МАЛЫХ ДЕЛ»
5. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НАРОДНИЧЕСТВА
6. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В НАРОДНИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

философия народничества РЕФЕРАТ.docx

— 48.50 Кб (Скачать документ)

3.ИСТОРИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАРОДНИЧЕСТВА 

Нелегальные и полулегальных народнические  кружки начали революционную работу «в народе» еще до отмены крепостного  права в 1861 г. По методам борьбы за идею эти первые кружки заметно различались: пропагандистское и заговорщицкое  направления существовали уже в  рамках движения «шестидесятников» (народников 1860-х).

Пропагандистский  студенческий кружок существовал в  Харьковском университете (1856—1858), в 1861 кружок пропагандистов П. Э. Агриропуло и П. Г. Заичневского был создан в  Москве. Члены его считали необходимым  свержение монархии путём революции. Политическое устройство России представлялось ими в виде федеративного союза  областей во главе с выборным национальным собранием.

В 1861—1864 наиболее влиятельным тайным обществом Петербурга была первая «Земля и воля». Его члены (А. А. Слепцов, Н. А. Серно-Соловьевич, А. А. Серно-Соловьевич, Н. Н. Обручев, В. С. Курочкин, Н. И. Утин, С. С. Рымаренко), вдохновленные  идеями А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, мечтали о создании «условий для  революции». Они ждали её к 1863 —  после завершения подписания уставных грамот крестьянам на землю. Общество, располагавшее местом распространения  печатной продукции (книжным магазином  А. А. Серно-Соловьевича и Шахматным  клубом) выработало свою программу  — передача земли крестьянам за выкуп, замена правительственных чиновников выборными лицами, сокращение расходов на войско и царский двор. Однако эти программные положения не получили широкой поддержки в  народе, и организация самораспустилась, оставшись даже не раскрытой царскими охранительными органами.

Из кружка, примыкавшего к «Земле и воле», в 1863—1866 в Москве выросло тайное революционное  общество Н. А. Ишутина («ишутинцев»), целью  которого была подготовка крестьянской революции путем заговора интеллигентских  групп. В 1865 входившие в него П. Д. Ермолов, М. Н. Загибалов, Н. П. Странден, Д. А. Юрасов, Д. В. Каракозов, П. Ф. Николаев, В. Н. Шаганов, О. А. Мотков установили связи  с петербургским подпольем через  И. А. Худякова, а также с польскими  революционерами, русской политической эмиграцией и провинциальными кружками в Саратове, Нижнем Новгороде, Калужской  губернии и др. Пытаясь воплотить  в жизнь идеи Чернышевского по созданию артелей и мастерских, сделать  их первым шагом будущего социалистического  преобразования общества, они создали  в 1865 в Москве бесплатную школу, переплетную (1864) и швейную (1865) мастерские, ватную фабрику в Можайском уезде  на началах ассоциации (1865), вели переговоры о создании коммуны с рабочими железоделательного Людиновского завода Калужской губернии.

К началу 1866 у «ишутинцев» появились небольшое, но сплоченное центральное руководство («Ад»), собственно тайное общество («Организация») и примыкавшие к нему легальные  «Общества взаимного вспомоществования». «Ишутинцы» подготавливали побег Чернышевского  с каторги (1865—1866), но их успешную деятельность прервало 4 апреля 1866 несогласованное  с товарищами покушение одного из членов кружка, Д. В. Каракозова, на императора Александра II. По «делу о цареубийстве»  под следствие попало более 2 тыс. народников; из них 36 были приговорены  к разным мерам наказания.

В 1869 в Москве и Петербурге начала деятельность организация  «Народная расправа» (77 человек во главе С. Г. Нечаевым). Целью ее была также подготовка «народной мужицкой революции». Члены организации оказались  жертвами шантажа и интриг ее руководителя. Когда член «Народной расправы»  студент И. И. Иванов выступил против ее руководителя, он был обвинен  Нечаевым в предательстве и убит. Это преступление раскрыла полиция, организация была разгромлена, сам Нечаев бежал за границу, но был там арестован, выдан российским властям и судим как уголовный преступник.

70-е годы  выдвигают на первый план беспредельное  народолюбие; «кающиеся дворяне» (по меткому выражению Н. К.  Михайловского) всецело посвящают  свою жизнь на то, чтобы загладить  перед мужиком вековую вину  барства-интеллигенции. С конца  1860-х в крупных городах России  действовало несколько десятков  народнических кружков. Один из  них, созданный С. Л. Перовской  (1871), влился в «Большое общество  пропаганды», возглавляемое М.  А. Натансоном[1]. В кружке «чайковцев»  (Н.В. Чайковский осуществлял сношения  с легальным миром, поэтому  название по его имени условно)[2] участвовали такие в будущем  известные революционеры как  С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин,  Ф. В. Волховский, С. С. Синегуб,  Н. А. Чарушин и др.

Много читавшие и обсуждавшие труды Бакунина, «чайковцы» считали крестьян «стихийными  социалистами», которых осталось только «разбудить» — пробудить в  них «социалистические инстинкты», для чего предлагалось вести пропаганду среди столичных рабочих-отходников, временами возвращавшихся из города в деревню.

Весной и  летом 1874 «чайковцы», а вслед за ними и члены других кружков отправились  для ведения пропаганды в деревни  Московской, Тверской, Курской и  Воронежской губ[3]. Это движение получило наименование «летучей акции», а позже — «первого хождения в  народ». Переходя из деревни в деревню, сотни студентов, гимназистов, молодых  интеллигентов, одетых в крестьянскую одежду и пытавшихся разговаривать, как крестьяне, раздавали литературу и убеждали крестьян, что царизм «более терпеть нельзя». Но крестьяне  относились к чужакам настороженно, их призывы расценивали как странные и опасные. К рассказам о «светлом будущем» они относились, по воспоминаниям  самих народников, как к сказкам («Не любо — не слушай, а врать  не мешай!»). Н. А. Морозов, в частности, вспоминал, что спрашивал крестьян: «Ведь земля божия? Общая?» —  и слышал в ответ: «Божия там, где  никто не живет. А где люди —  там она человеческая». К осени 1874 «хождение в народ» пошло на убыль и начались правительственные  репрессии. К концу 1875 более 900 участников движения (из 1000 активистов) а также  около 8 тыс. сочувствующих и последователей было арестовано и осуждено, в том  числе по самому громкому делу —  «Процессу 193-х».

В конце 1874 г. в Москве была создана группа под  названием «Всероссийская социально-революционная  организация». После арестов и  процессов 1875 — начала 1876 она целиком  вошла в созданную в 1876 новую, вторую «Землю и волю» (названную  так в память о предшественниках). Работавшие в ней М. А. и О. А. Натансон (муж и жена), Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров, О. В. Аптекман, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, А. Д. Михайлов, позже — С. Л. Перовская, А. И. Желябов, В. И. Фигнер и др. настаивали на соблюдении принципов конспирации, подчинения меньшинства большинству. Эта организация представляла собой  иерархически построенный союз, во главе которого стоял руководящий  орган («Администрация»), которому подчинялись  «группы» («деревенщики», «рабочая группа», «дезорганизаторы» и др.). Филиалы  организации имелись в Киеве, Одессе, Харькове и других городах. Предполагалось осуществление крестьянской революции, программа организации  предусматривала, что принципы коллективизма  и анархизма (бакунизм) будут основами государственного устройства, наряду с обобществлением земли и  заменой государства федерацией общин.

В 1877 году в  «Землю и волю» входило около 60 человек, сочувствующих — ок. 150. Ее идеи распространялись через социально-революционное  обозрение «Земля и воля» (Петербург, № 1-5, октябрь 1878 — апрель 1879) и приложение к нему "Листок «Земли и воли» (Петербург, № 1-6, март-июнь 1879).

 Часть  сторонников пропагандистской работы  настаивала на переходе от  «летучей пропаганды» к поселению  революционеров в деревне на  продолжительное время для ведения  пропаганды (это движение получило  в литературе наименование «второго  хождения в народ»). На этот  раз пропагандисты вначале осваивали  ремесла, которые должны были  пригодиться на селе, становились  врачами, фельдшерами, писарями, учителями, кузнецами, дровосеками.  Оседлые поселения пропагандистов  возникли вначале в Поволжье (центр  — Саратовская губерния), затем  в Донской области и некоторых  других губерниях. Была создана  и «рабочая группа», чтобы продолжать  агитацию на заводах и предприятиях  Петербурга, Харькова и Ростова."Земля  и воля" организовала первую  в истории России демонстрацию  — 6 декабря 1876 у Казанского  собора в Петербурге. На ней  было развернуто знамя с лозунгом  «Земля и воля», выступил с  речью Г. В. Плеханов.

Народники Юга Российской империи встали на путь терроризма, представив это как  организацию актов самозащиты и  мести за злодеяния царской администрации. Затем, 24 января 1878[4] В. И. Засулич совершила  покушение на петербургского градоначальника  Ф. Ф. Трепова, распорядившегося высечь политзаключенного-студента. В том  же месяце кружок В. Н. Осинского —  Д. А. Лизогуба, действовавший в Киеве  и Одессе, организовал убийства агента полиции А. Г. Никонова, жандармского полковника Г. Э. Гейкинга (инициатора высылки революционно настроенных  студентов) и харьковского генерал-губернатора  Д. Н. Кропоткина. 4 августа 1878 г. C. М. Степняк-Кравчинский  убил кинжалом петербургского шефа жандармов  Н. А. Мезенцева в ответ на подписание им приговора о казни революционера  Ковальского. 13 марта 1879 было совершено  покушение на преемника Мезенцева  — генерала А. Р. Дрентельна. Листок «Земли и воли» (главный редактор — Н. А. Морозов) окончательно превратился  в орган террористов.

Ответом на теракты землевольцев стали репрессии. По России прошел десяток показательных  политических процессов с приговорами  по 10-15 лет каторги за печатную и  устную пропаганду, было вынесено 16 смертных приговоров (1879) уже только за «принадлежность  к преступному сообществу» (об этом судили по обнаруженным в доме прокламациям, доказанным фактам передачи денег в  революционную казну и пр.). В  этих условиях подготовку А. К. Соловьевым покушения на императора 2 апреля 1879 многие члены организации расценили  неоднозначно: часть их протестовала против теракта, считая, что он погубит  дело революционной пропаганды.

В мае 1879 террористы создали группу «Свобода или смерть». 15 июня 1879 сторонники активных действий собрались в Липецке для выработки  дополнений к программе организации  и общей позиции. 19-21 июня 1879 на съезде в Воронеже землевольцы попытались урегулировать противоречия между  террористами и пропагандистами  и сохранить единство организации, но неудачно: 15 августа 1879 «Земля и воля»  распалась.

Те, кто считал необходимым отказ от методов  террора (Плеханов, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод, Засулич и др.) объединились в  новое политическое образование, назвав его «Черный передел» (имелось  в виду перераспределение земли  на основании крестьянского обычного права, «по-черному»).

Сторонники  террора создали организацию  «Народная воля». За короткий срок, в течение года, народовльцы создали  разветвленную организацию во главе  с Исполнительным комитетом. В него вошли 36 чел, в том числе Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер, М. Ф. Фроленко. Исполкому подчинялось около 80 территориальных  групп и около 500 самых активных народовольцев в центре и на местах, которым в свою очередь удалось  объединить несколько тысяч единомышленников. Народовольцами было совершено 5 покушений  на Александра II (первое — 18 ноября 1879). 1 марта 1881 г. император был ими  убит.

После этого  начались массовые аресты, завершившиеся  серией судебных процессов («Процесс 20-ти», «Процесс 17-ти», «Процесс 14-ти» и  др.). Казнь членов Исполкома «Народной  воли» была довершена разгромом  ее организаций на местах. Всего  с 1881 по 1884 было репрессировано ок. 10 тыс. человек.

16 отколовшихся  от «Земли и воли» и вошедших  в «Черный передел» народников-«деревенщиков» (Плеханов, Засулич, Дейч, Аптекман, Я. В. Стефанович и др.) получили  некоторую часть денежных средств  и типографию в Смоленске, издававшую  для рабочих и крестьян газету  «Зерно» (1880—1881), но она вскоре  также была разгромлена. Они  продолжали вести работу среди  военных, студентов, организовали  кружки в Петербурге, Москве, Туле  и Харькове. После ареста части  чернопередельцев в конце 1881 —  начале 1882, Плеханов, Засулич, Дейч  и Стефанович эмигрировали в  Швейцарию, где, ознакомившись  с марксистскими идеями, создали  в 1883 в Женеве группу «Освобождение  труда».

В 1885 в Екатеринославе собрался съезд южных народовольцев (Б. Д. Оржих, В. Г. Богораз и др.). В  конце декабря 1886 в Петербурге возникла «Террористическая фракция партии „Народная воля“» (А. И. Ульянов, П. Я. Шевырёв и другие). Они были близки к марксизму — признавали факта существования капитализма  в России, ориентировались на рабочих  — «ядро социалистической партии». Народовольческие и идейно близкие  к ним организации продолжали действовать и в 1890-е в Костроме, Владимире, Ярославле. В 1891 в Петербурге работала «Группа народовольцев», в  Киеве —"Южнорусская группа народовольцев".

В 1893—1894 «Социально-революционная  партия Народного права» (М. А. Натансон, П. Н. Николаев, Н. Н. Тютчев и др.) поставила  задачей объединить антиправительственные  силы страны, но это ей не удалось. Среди  революционной молодежи выросла  популярность марксизма.

Во второй половине 1890-х небольшие народнические  группы и кружки, существовавшие в  Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе объединились в Южную  партию социалистов-революционеров (1900), другие — в «Союз эсеров» (1901). Их организаторами выступили М. Р. Гоц, О. С. Минор и др. — бывшие народники. В 1902 г. была создана Партия социалистов-революционеров, идеологией которой было народничество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. «Теория малых дел»

В 1880-1890-е  годы популярность революционных идей уменьшилась. Стала популярной так  называемая «теория малых дел». Сотрудник  газеты «Неделя» Я. В. Абрамов в 1890-х  утверждал, что задача интеллигенции  — помощь крестьянству в преодолении  трудностей рыночной экономики; при  этом он указал на возможную форму  такой практики — деятельность в  земствах. Абрамов обращался к  врачам, учителям, агрономам с призывом помочь собственным трудом положению  русского мужика. По существу, Абрамов  выдвинул идею деполитизированного  «хождения в народ» под лозунгом осуществления малых дел ради народа.

С середины 1880-х главным печатным органом  либеральных народников стал журнал «Русское богатство», издававшийся с 1880 артелью писателей (Н. Н. Златовратский, С. Н. Кривенко, Е. М. Гаршин и др.). С 1893 новая редакция журнала (Н. К. Михайловский, В. Г. Короленко, Н. Ф. Анненский) сделала  его центром общественных дискуссий  по вопросам жизни деревни.

Писатели, группирующиеся около журнала «Новое Слово» и  главным теоретиком которых являлся  В. П. Воронцов, который предлагал  программу государственного регулирования  экономики, при осуществлении которых  крестьянское хозяйство могло бы приспособиться к товарно-денежным отношениям, сами себя не называли «народниками», но и не возражали, когда их так  называют другие.

Информация о работе Философия народничества