Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 11:23, реферат
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия «народническая философия», «философия народничества» и т. д. Ответы на них возможны лишь на основе анализа особенностей народничества, как такового.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ НАРОДНИЧЕСТВА
2. ТЕЧЕНИЯ
3. ИСТОРИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАРОДНИЧЕСТВА
4. «ТЕОРИЯ МАЛЫХ ДЕЛ»
5. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НАРОДНИЧЕСТВА
6. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В НАРОДНИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3.ИСТОРИЯ
РЕВОЛЮЦИОННОГО НАРОДНИЧЕСТВА
Нелегальные и полулегальных народнические кружки начали революционную работу «в народе» еще до отмены крепостного права в 1861 г. По методам борьбы за идею эти первые кружки заметно различались: пропагандистское и заговорщицкое направления существовали уже в рамках движения «шестидесятников» (народников 1860-х).
Пропагандистский студенческий кружок существовал в Харьковском университете (1856—1858), в 1861 кружок пропагандистов П. Э. Агриропуло и П. Г. Заичневского был создан в Москве. Члены его считали необходимым свержение монархии путём революции. Политическое устройство России представлялось ими в виде федеративного союза областей во главе с выборным национальным собранием.
В 1861—1864 наиболее
влиятельным тайным обществом Петербурга
была первая «Земля и воля». Его члены
(А. А. Слепцов, Н. А. Серно-Соловьевич, А.
А. Серно-Соловьевич, Н. Н. Обручев, В. С.
Курочкин, Н. И. Утин, С. С. Рымаренко), вдохновленные
идеями А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского,
мечтали о создании «условий для
революции». Они ждали её к 1863 —
после завершения подписания уставных
грамот крестьянам на землю. Общество,
располагавшее местом распространения
печатной продукции (книжным магазином
А. А. Серно-Соловьевича и Шахматным
клубом) выработало свою программу
— передача земли крестьянам за
выкуп, замена правительственных чиновников
выборными лицами, сокращение расходов
на войско и царский двор. Однако
эти программные положения не
получили широкой поддержки в
народе, и организация
Из кружка,
примыкавшего к «Земле и воле», в
1863—1866 в Москве выросло тайное революционное
общество Н. А. Ишутина («ишутинцев»), целью
которого была подготовка крестьянской
революции путем заговора интеллигентских
групп. В 1865 входившие в него П. Д.
Ермолов, М. Н. Загибалов, Н. П. Странден,
Д. А. Юрасов, Д. В. Каракозов, П. Ф. Николаев,
В. Н. Шаганов, О. А. Мотков установили связи
с петербургским подпольем
К началу 1866
у «ишутинцев» появились
В 1869 в Москве и Петербурге начала деятельность организация «Народная расправа» (77 человек во главе С. Г. Нечаевым). Целью ее была также подготовка «народной мужицкой революции». Члены организации оказались жертвами шантажа и интриг ее руководителя. Когда член «Народной расправы» студент И. И. Иванов выступил против ее руководителя, он был обвинен Нечаевым в предательстве и убит. Это преступление раскрыла полиция, организация была разгромлена, сам Нечаев бежал за границу, но был там арестован, выдан российским властям и судим как уголовный преступник.
70-е годы
выдвигают на первый план
Много читавшие
и обсуждавшие труды Бакунина,
«чайковцы» считали крестьян «стихийными
социалистами», которых осталось только
«разбудить» — пробудить в
них «социалистические
Весной и
летом 1874 «чайковцы», а вслед за ними
и члены других кружков отправились
для ведения пропаганды в деревни
Московской, Тверской, Курской и
Воронежской губ[3]. Это движение
получило наименование «летучей акции»,
а позже — «первого хождения в
народ». Переходя из деревни в деревню,
сотни студентов, гимназистов, молодых
интеллигентов, одетых в крестьянскую
одежду и пытавшихся разговаривать,
как крестьяне, раздавали литературу
и убеждали крестьян, что царизм
«более терпеть нельзя». Но крестьяне
относились к чужакам настороженно,
их призывы расценивали как
В конце 1874 г. в Москве была создана группа под названием «Всероссийская социально-революционная организация». После арестов и процессов 1875 — начала 1876 она целиком вошла в созданную в 1876 новую, вторую «Землю и волю» (названную так в память о предшественниках). Работавшие в ней М. А. и О. А. Натансон (муж и жена), Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров, О. В. Аптекман, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, А. Д. Михайлов, позже — С. Л. Перовская, А. И. Желябов, В. И. Фигнер и др. настаивали на соблюдении принципов конспирации, подчинения меньшинства большинству. Эта организация представляла собой иерархически построенный союз, во главе которого стоял руководящий орган («Администрация»), которому подчинялись «группы» («деревенщики», «рабочая группа», «дезорганизаторы» и др.). Филиалы организации имелись в Киеве, Одессе, Харькове и других городах. Предполагалось осуществление крестьянской революции, программа организации предусматривала, что принципы коллективизма и анархизма (бакунизм) будут основами государственного устройства, наряду с обобществлением земли и заменой государства федерацией общин.
В 1877 году в «Землю и волю» входило около 60 человек, сочувствующих — ок. 150. Ее идеи распространялись через социально-революционное обозрение «Земля и воля» (Петербург, № 1-5, октябрь 1878 — апрель 1879) и приложение к нему "Листок «Земли и воли» (Петербург, № 1-6, март-июнь 1879).
Часть
сторонников пропагандистской
Народники
Юга Российской империи встали на
путь терроризма, представив это как
организацию актов самозащиты и
мести за злодеяния царской
Ответом на теракты землевольцев стали репрессии. По России прошел десяток показательных политических процессов с приговорами по 10-15 лет каторги за печатную и устную пропаганду, было вынесено 16 смертных приговоров (1879) уже только за «принадлежность к преступному сообществу» (об этом судили по обнаруженным в доме прокламациям, доказанным фактам передачи денег в революционную казну и пр.). В этих условиях подготовку А. К. Соловьевым покушения на императора 2 апреля 1879 многие члены организации расценили неоднозначно: часть их протестовала против теракта, считая, что он погубит дело революционной пропаганды.
В мае 1879 террористы
создали группу «Свобода или смерть».
15 июня 1879 сторонники активных действий
собрались в Липецке для
Те, кто считал
необходимым отказ от методов
террора (Плеханов, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод,
Засулич и др.) объединились в
новое политическое образование, назвав
его «Черный передел» (имелось
в виду перераспределение земли
на основании крестьянского
Сторонники
террора создали организацию
«Народная воля». За короткий срок,
в течение года, народовльцы создали
разветвленную организацию во главе
с Исполнительным комитетом. В него
вошли 36 чел, в том числе Желябов,
Михайлов, Перовская, Фигнер, М. Ф. Фроленко.
Исполкому подчинялось около 80 территориальных
групп и около 500 самых активных
народовольцев в центре и на местах,
которым в свою очередь удалось
объединить несколько тысяч
После этого начались массовые аресты, завершившиеся серией судебных процессов («Процесс 20-ти», «Процесс 17-ти», «Процесс 14-ти» и др.). Казнь членов Исполкома «Народной воли» была довершена разгромом ее организаций на местах. Всего с 1881 по 1884 было репрессировано ок. 10 тыс. человек.
16 отколовшихся
от «Земли и воли» и вошедших
в «Черный передел» народников-
В 1885 в Екатеринославе
собрался съезд южных народовольцев
(Б. Д. Оржих, В. Г. Богораз и др.). В
конце декабря 1886 в Петербурге возникла
«Террористическая фракция
В 1893—1894 «Социально-революционная партия Народного права» (М. А. Натансон, П. Н. Николаев, Н. Н. Тютчев и др.) поставила задачей объединить антиправительственные силы страны, но это ей не удалось. Среди революционной молодежи выросла популярность марксизма.
Во второй
половине 1890-х небольшие
4. «Теория малых дел»
В 1880-1890-е годы популярность революционных идей уменьшилась. Стала популярной так называемая «теория малых дел». Сотрудник газеты «Неделя» Я. В. Абрамов в 1890-х утверждал, что задача интеллигенции — помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной экономики; при этом он указал на возможную форму такой практики — деятельность в земствах. Абрамов обращался к врачам, учителям, агрономам с призывом помочь собственным трудом положению русского мужика. По существу, Абрамов выдвинул идею деполитизированного «хождения в народ» под лозунгом осуществления малых дел ради народа.
С середины 1880-х главным печатным органом либеральных народников стал журнал «Русское богатство», издававшийся с 1880 артелью писателей (Н. Н. Златовратский, С. Н. Кривенко, Е. М. Гаршин и др.). С 1893 новая редакция журнала (Н. К. Михайловский, В. Г. Короленко, Н. Ф. Анненский) сделала его центром общественных дискуссий по вопросам жизни деревни.
Писатели, группирующиеся около журнала «Новое Слово» и главным теоретиком которых являлся В. П. Воронцов, который предлагал программу государственного регулирования экономики, при осуществлении которых крестьянское хозяйство могло бы приспособиться к товарно-денежным отношениям, сами себя не называли «народниками», но и не возражали, когда их так называют другие.