Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:26, контрольная работа
Наука и техника – одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Для того, чтобы справиться со сложными задачами, человеку необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее и соответствующие практические действия.
ВВЕДЕНИЕ
Наука и техника – одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Для того, чтобы справиться со сложными задачами, человеку необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее и соответствующие практические действия.
В настоящее время в связи с развернувшейся научно-технической революцией XX столетия философия науки и техники стала успешно и бурно развиваться. Как философская дисциплина она представлена различными концепциями, которые предлагают ту или иную модель развития науки и техники, различными подходами и взглядами. Ее изучение способствует формированию представления о науке как о сложном, многомерном и во многом противоречивом процессе, который развивается в современном мире и радикально изменяющем наше общество.
Развитие философии науки и техники в конце XIX в. начале XX в. выступает одним из решающих импульсов развития самой науки. Процессы, которые происходили тогда в данном направлении философии, оказали принципиальное влияние на последующее движение научной мысли, причем как в естественнонаучной, так и в гуманитарной сферах.
На сегодняшний
день философия науки является отдельным
направлением философии, самостоятельной
философской дисциплиной. Философия
науки является как направлением
исследований природы науки, так
и предметом высшего
Философия науки и техники всегда была одним из приоритетных направлений как отечественных, так и зарубежных философских исследований.
Представленная работа посвящена теме «Философия науки и техники».
В рамках изучения данной темы будут поставлены следующие задачи:
- изучить феномен
науки, дать классификацию
- определить социальную роль и статус науки и техники в индустриальном обществе и проследить за их изменениями;
- исследовать методологию
научно-исследовательских
На данный момент в философской литературе накоплен богатый материал по данной проблеме исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к данной теме исследования, об этом свидетельствует частое изучение поднятых в контрольной работе вопросов, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью, так как наука и техника являются, пожалуй, самыми динамичными компонентами современной культуры и той необходимостью, без которой современная цивилизация не существовала бы в том виде, как она есть сейчас. Ни одна из крупнейших философских концепций XX в. не могла не выразить своего отношения к науке в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит.
1. ФЕНОМЕН НАУКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности.
В настоящее время наука предстает прежде всего как социокультурный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Она рассматривается в качестве социокультурного феномена потому что, границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ "культуры". И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и "подлинного" фундамента последней в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании.
Как социокультурный феномен,
наука всегда опирается на сложившиеся
в обществе культурные традиции, на
принятые ценности и нормы. Познавательная
деятельность вплетена в бытие культуры.
Отсюда становится понятной собственно
культурно- технологическая функция
науки, связанная с обработкой и
возделыванием человеческого
Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.
Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки.
Как социокультурный феномен,
наука включает в себя многочисленные
отношения, в том числе экономические,
социально-психологические, идеологические,
социально- организационные. Отвечая
на экономические потребности
Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов. Наука включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки, в этом её аспекте ставит проблему классификации наук – раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев, выражение их в виде логически обоснованного расположения в определенном порядке.
Одна из первых попыток
классифицировать науки была предпринята
великим Аристотелем –
Классификация науки по Аристотелю:
1. Теоретическая наука.
2. Практическая наука.
3. Творческая наука.
В основе классификации положена цель знания данной науки.
Теоретические науки делятся на:
Френсис Бэкон (1561-1626) – автор знаменитого трактата «Novum Organum» («Новый Органон»). Провозгласив целью знания способность науки увеличивать власть человека над природой, Бэкон считал, что достичь этой цели может лишь наука постигающая истинные причины явлений.
Бэкон классифицировал
науку в зависимости от
1) Светоносные науки (дают методы) – философия.
2) Плодоносные (практическая польза).
Метод муравья –
собирается все подряд (т.е. факты,
которые являются высшей
Метод паука – плетут
паутину из себя. Ученый, который
создает теорию умозрительно. Оба
вышеизложенных метода
Самый лучший – это метод пчелы: собирает пыльцу, перерабатывает в нектар и делает из него мед. Ученый этого метода собирает факты, обобщает их, делает выводы и выстраивает теорию.
Георг Вильгельм Фридрих
Гегель (1770-1831) – объективный идеалист,
представитель немецкой
1) в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления» – Логике, где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и преходящих друг в друга логических категориях.
2) в форме «инобытия»,
т.е. в форме природы, –
3) в мышлении и истории
– Философия Духа. Идея вновь
возвращается к самой себе
и постигает свое содержание
в различных видах
Вильгельм Дильтей (1833-1911) –
немецкий философ-идеалист, представитель
философии жизни. Центральным для
Дильтея было понятие о живом
духе, развивающемся в исторических
формах. Мир наук расчленяет на науки
о природе и науки о духе;
предмет последних –
Генрих Риккерт (1863-1936) – целью философского исследования считал изучение возможности и методов познания. Особое внимание уделял методологии исторических наук и философии. Разделял науки на исторические и естественные, в соответствии с используемыми в них методами абстракции – генерализирующий метод фиксирует общие, повторяющиеся свойства изучаемого объекта (в естествознании); индивидуализирующий метод описывает индивидуальные, неповторяющиеся процессы и явления (в исторических науках).
Фридрих Энгельс объективной
основой классификации наук считал
классификацию форм движения материи,
в которой науки располагаются
в такой же последовательности, как
и изучаемые ими формы
Ф. Энгельс уделяет
внимание классификации
1)Доступные в большей или меньшей степени математической обработке (математика, астрономия, механика, физика, химия);
2)Наука, изучающая живые организмы;
3)Исторические науки, изучающие в их исторической преемственности и современном состоянии условия жизни людей, общественные отношения, правовые и государственные формы с их идеальной надстройкой в виде философии, религии, искусства.
В этой "линейной" классификации нет места ни географии, ни геологии.
В середине 50-х годов
Б.М.Кедров обратил внимание
Им также был предложен
принцип "дивергенции" данных
форм. В классификационном ряду
форм движения материи Ф.
Таким образом, нелинейные
классификации более
2. НАУКА И ТЕХНИКА В ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ: ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ И СТАТУСА
Начнём с того, что дадим
определение индустриальному
Концепция индустриального общества свое широкое распространение получила в 50 - 60х гг. 20 в. в трудах Р. Арона, У. Ростоу, Д. Бела и других учёных и философов. В индустриальном обществе наука и техника становится основой жизнедеятельности человечества.
Оно называется индустриальным из-за присущей этому обществу промышленного способа производства, без которого и не было бы индустриального общества.
Можно сказать, что первым этапом, революционизировавшим и заметно
стимулировавшим существенный подъем в развитии производительных сил и положившим начало индустриализации общества, стал этап механизации, машинизации производства, освободивший человека от изнурительного физического труда и во много раз увеличивший его производительность.
Второй этап развития техники и науки на пути к индустриальному обществу – это автоматизация, связанная с научными достижениями в области автоматики, электроники, вычислительной техники, цехов и целых заводов.
Новая ступень научно-технического процесса, на которую мы поднялись, индустриализировав общество, связана с бурным развитием механики, машиностроения, станкостроения, самолёто- и кораблестроения, усовершенствования добычи полезных ископаемых, микроэлектроники, информатики, биотехнологии, созданием робототехники, массовой компьютеризацией и т. д.
Существование индустриального общества на современном этапе, таким образом, обусловлено тесным союзом производства с достижениями таких фундаментальных наук, как физика, математика, химия, биология, а также наук, возникших на стыке различных областей знания, таких, как биотехнология, которая основана на интеграции методов биохимии, генетической и клеточной инженерии в сочетании с микробиологическим синтезом. Последняя занимает одну из ведущих позиций в индустриальном обществе.