Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:26, контрольная работа
Наука и техника – одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Для того, чтобы справиться со сложными задачами, человеку необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее и соответствующие практические действия.
Сущность индустриального общества как раз и заключается в качественном преобразовании наличных производительных сил на основе превращения науки в непосредственную производительную силу. Что же это означает? Это означает, во-первых, то, что научные знания становятся неотъемлемым компонентом практически каждого занятого в процессе производства; во-вторых, то, что управление производством, технологическими процессами (особенно там, где действуют автоматические системы управления) возможно только на основе науки; в-третьих, включение научно-исследовательской и конструкторской деятельности как непосредственного звена в структуру производственного процесса.
Производство, таким образом, все больше становится сферой практически-технологического применения науки. На основе научных достижений нередко возникают новые отрасли производства.
Следовательно, наука — для того чтобы она действительно могла выполнять роль непосредственной производственной силы – должна опережать развитие производства. Индустриализация общества охватывает ныне и науку, и технологию, и технику, систему организации труда и управление производством.
Таким образом, индустриальное общество коренится в перестройке развития производительных сил, её основные черты — превращение науки в ведущую силу производства, внедрение автоматического управления, изменение технологических методов производства и форм его организации. Все это предполагает качественную психологическую и нравственную перестройку, а также изменение всего образа жизни человека.
Индустриализация общества
затрагивает не только производственно-
Как может показаться, формирование индустриального общества связанно только с распространением крупного машинного производства. В след за этим атрибутом неразрывно следует урбанизация, становление демократии, гражданского общества и правового государства, изменение культуры и цивилизации в целом.
3. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ
Научно-исследовательская программа — единица научного знания; совокупность и последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов.
Проблема роста научного
знания всегда занимала умы учёных
и мыслителей, независимо от их взглядов
и пристрастий или
Разработал методологию
научно-исследовательских
Концепция Лакатоса лишь оценивает совокупность теорий в их сформировавшемся виде, но не сам механизм их становления и развития. Знание этого механизма «остается в тени», он не является предметом специального анализа.
Концепция Лакатоса во многом выросла из спора К. Поппера и Т. Куна о развитии науки. Соратник К. Поппера, Лакатос немало почерпнул из его трудов, в частности, рациональное объяснение роста науки и научного знания.
Лакатос считал, что всякая
методологическая концепция должна
функционировать как
Согласно И. Лакатосу, развитие науки представляет собой конкуренцию научно-исследовательских программ. Сущность научной революции заключается в том, что одна исследовательская программа вытесняет другую.
«Научно-исследовательская программа» является структурно-динамической единицей модели науки Лакатоса. Под научно-исследовательской программой он понимает серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Объектом методологического анализа оказывается не отдельная гипотеза или теория, а серия теорий, т. е. некоторый тип развития.
Научно-исследовательская
программа имеет следующую
(рис. 1).
Рисунок 1 – Структура
научно-исследовательской
Она включает в себя «жесткое
ядро», в которое входят неопровергаемые
для сторонников программы, фундаментальные
положения. То есть это то, что является
общим для всех ее теорий (наиболее
общие представления о
В программу входит «защитный
пояс», состоящий из вспомогательных
гипотез (негативная эвристика) и обеспечивающий
сохранность «жесткого ядра»
от опровержений и фальсификации; он
может быть модифицирован, частично
или полностью заменен при
столкновении с контрпримерами. Этот
«защитный пояс» программы
Третья составляющая программы – «позитивная эвристика», представляющая собой нормативные, методологические правила-регулятивы, предписывающие, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования. Это стратегия выбора первоочередных проблем и задач, которые должны решать ученые. Обладая такой стратегией, ученые вправе заявлять, что они еще доберутся до непонятных и потенциально опровергающих программу фактов.
Характеризуя научно-
Программа прогрессирует, пока наличие жесткого ядра позволяет формулировать новые гипотезы “защитного слоя”. Когда продуцирование таких гипотез ослабевает и оказывается невозможным объяснить новые, а тем более адаптировать аномальные факты, наступает регрессивная стадия развития. Исследовательская программа испытывает тем большие трудности, чем больше прогрессирует ее конкурент, и наоборот если исследовательская программа объясняет больше, нежели конкурирующая, то она вытесняет последнюю из оборота сообщества. Новая программа должна объяснить то, что не могла старая.
Относительно эффективности
своей программы Лакатос
Лакатос считает, что ученые могут рационально оценивать возможности программы и решать вопрос о продолжении или отказе от участия в ней (в отличие от Куна). Для этого он предлагает следующий критерий рациональной оценки «прогресса» и «вырождения» программы.
Программа, состоящая из последовательности теорий Т1, Т2 ... Тn-1, Тn прогрессирует, если:
Тn объясняет все факты, которые успешно объясняла Тn-1;
Тn охватывает большую эмпирическую область, чем Тn-1 ;
часть предсказаний из этого дополнительного эмпирического содержания Тn подтверждается.
Т.е. в прогрессивно развивающейся
программе каждая следующая теория
должна успешно предсказывать
В геометрии Евклида на протяжении двух тысяч лет не удавалось решить проблему пятого постулата.
Известно, что Ньютон не мог на основании механики объяснить стабильность Солнечной системы и утверждал, что Бог исправляет отклонения в движении планет, вызванные различного рода возмущениями. Несмотря на то, что такое объяснение вообще никого не удовлетворяло, кроме самого Ньютона, который был очень религиозным человеком, небесная механика в целом успешно развивалась. Эту проблему удалось решить Лапласу только в начале XIX в.
Лакатос отмечал, что главным
источником развития науки является
не взаимодействие теории и эмпирических
данных, а конкуренция
И. Лакатос показывает, что достаточно богатую научную программу всегда можно защитить от любого ее видимого несоответствия с эмпирическими данными. Философ рассуждает в таком стиле.
Допустим, что ученый на базе небесной механики рассчитал траектории движения планет. С помощью телескопа он фиксирует их и видит, что они отличаются от расчетных. Но ученый не скажет, что законы механики неверны. Он отметит, что либо не точны измерения, либо неправильны расчеты. Он может допустить наличие другой планеты, которую еще не наблюдали, которая и вызывает отклонение траектории планеты от расчетной. И если бы возникли другие сомнительные факты, ученый наверняка придумал бы какие-нибудь другие объяснения для возникшей ситуации.
Известно, что даже тогда, когда эйнштейновская теория относительности вошла в контекст культуры, антиэйнштейновские теории продолжали жить.
Можно сказать, что достаточно
сильная в теоретическом
В своих работах Лакатос
показывает, что в истории науки
очень редко встречаются
Концепция исследовательских программ И.Лакатоса может, как это он сам демонстрирует, быть применена и к самой методологии науки.
В заключении можно сделать вывод: сегодня концепция научной рациональности, разработанная в этой методологии, заняла свое место в истории философии и методологии науки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, философия науки и техники представляет собой анализ методологических и теоретико-познавательных основ современного научно-технического познания. Современная наука сегодня выступает в совершенно различных ипостасях - и как познание законов реального мира, и как вид творчества, и как особая социальная программа. Философский анализ научного познания на сегодняшний день имеет достаточно богатую историю, а современная философия науки складывается в особый самостоятельный раздел в общей системе философского знания.
Современный мир предлагает
самые различные знания в самых
специфических областях, не менее
значимой сегодня становится философия
науки и техники, поскольку количество
узкопрофильных технических дисциплин
с каждым годом становится всё
больше и больше. Теперь для философии
становятся интересными не только сами
технические отрасли, но и самые
различные их аспекты становятся
весьма интересным предметом для
исследования. Философия науки
и техники становится очень популярной
из-за проникновения техники почти
во все сферы человеческого
Кроме того, проведение многих естественнонаучных экспериментов становится практически невозможным без технических устройств. Таким образом, философия науки и техники изучает феномен техники в целом с расчетом на её долгосрочную перспективу.
Философия науки и техники позволяет нам понять, что нет смысла выяснять какие же из наук являются более важными и значимыми, тем более что совершенно не ясно, что же нужно принимать за точку отсчёта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ