Философия нового времени. Исторические условия. Научная революция 17 в. и создание механико-материалистической картины мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 10:26, реферат

Описание

Выдающийся французский философ Рене Декарт считается основателем нововременной философии. Рассмотрим его философию.

Философское знание должно удовлетворять требованиям истинности, его следует обосновывать, причем настолько убедительно, чтобы оно было приемлемым для всякого критика и скепти­ка. Раз так, то оно должно быть ясным, очевидным. Именно в этой связи Декарт приводит свое знаменитое: «Я мыслю, следовательно, существую». Две вещи очевидны, я существую и я мыслю.

Работа состоит из  1 файл

10 Философия нового времени.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)


Философия нового времени. Исторические условия. Научная революция 17 в. и создание механико-материалистической картины мира.

 

Выдающийся французский философ Рене Декарт считается основателем нововременной философии. Рассмотрим его филосо­фию.

Философское знание должно удовлетворять требованиям ис­тинности, его следует обосновывать, причем настолько убедитель­но, чтобы оно было приемлемым для всякого критика и скепти­ка. Раз так, то оно должно быть ясным, очевидным. Именно в этой связи Декарт приводит свое знаменитое: «Я мыслю, следователь­но, существую». Две вещи очевидны, я существую и я мыслю. Исходная точка философии Нового времени — мыслящий субъ­ект, человек разумный (Homo sapiens).

Само мышление, будучи процессом, имеет начало, середину (процессуальность) и конец. Все должно быть предельно ясным. Начало: им должны быть самые простые, очевидные идеи, присущие мышлению человека. С таких очевидных идей начи­наются науки. Откуда берутся эти идеи? Из сознания, благода­ря интуиции. Слово «интуиция» произошло от латинского гла­гола «всматриваться». По Декарту, ясные идеи человек обнару­живает, пристально всматриваясь в свое сознание, они изначаль­но присущи сознанию.

Середина: исходя из ясных, простых идей следует по зако­нам дедукции выводить более сложные идеи. Дедукция означа­ет выведение частного знания из общего. Частное знание уже содержится в общем, человек в процессе дедукции лишь вычленя­ет его из общего. Дедукция ясна и очевидна, она не может обма­нуть. Если все А (т.е. a1, a2, …,аn) есть В, то каждое а есть В. Пример: все студенты хороши собой, следовательно, и студент С хо­рош собой. По правилам дедукции строятся многие доказатель­ства в математике, в которой Декарт был очень силен.

Конец: полученное в результате дедукции знание надо срав­нивать с чувственным опытом, с результатами эксперимента.

Итак, для истины необходим метод, т.е. определенный способ познания. При встрече с затруднениями надо разделить его «на столько частей, сколько это возможно для лучшего их преодоления»; сложное объясняйте простым; «предполагайте порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи».

Пользуясь своим методом, Декарт заложил основы аналити­ческой геометрии, ввел понятие переменной величины и функ­ции, обнаружил закон сохранения импульса, ввел представление о рефлексе (Декарт собственноручно оперировал животных), объяснил движение и образование небесных тел вихревым дви­жением материальных частиц. А некоторые говорят, что фило­софия бесплодна!

   Громадное влияние на формирование философской картины мира оказали открытия, составившие содержание научной рево­люции XVI — XVII вв., в результате которых возникло новое ес­тествознание. Среди этих открытий прежде всего следует выде­лить разработку гелиоцентрической картины мира Николаем Коперником, противопоставленную им геоцентрической карти­не мира Клавдия Птолемея (II в. н.). Согласно Птолемею, в центре мира находится неподвижная Земля. Для объяснения движения планет ему пришлось создать исключительно сложную картину мира. Планеты движутся но эксцентрикам (годовое «движение» Солнца) и по круговым орбитам (энциклам), центры которых н свою очередь движутся по другим кругам (диферентам). При этом для каждого вновь наблюдаемого астрономического явления требовалось вводить добавочные моменты.

Идеи гелиоцентрической системы мира зародилась еще в древности, н частности у Аристарха Самосского (III в. до н. э.). Возродилась она в XIV в. в учении Николая Орезмского. В эпоху Возрождения Николай Кузанский также высказывал гипотезу гелиоцентризма. Можно сказать, что идея гелиоцентризма как бы носилась в воздухе, ожидая своего научного воплощения. И этот шаг, обозначивший поворотный пункт в истории науки, сделал Николай Коперник, издавший в год своей смерти в Нюрнберге книгу под названием «Об обращениях небесных кругов». Земля, согласно учению Н. Коперника, находится в движении и не является центром мира. Она вращается вокруг своей оси и вместе с прочими планетами вокруг Солнца. Свою концепцию Н. Коперник строил на основе многочисленных на­блюдений и их математической обработки. Он полагал, что дви­жение Земли и других планет происходит равномерно по круго­вым орбитам. Однако его система не позволяла точно описать движение небесных тел.

Дальнейшее развитие гелиоцентрической системы связано с именами датского астронома Тихо де Браге (1546—1601) и немецкого ученого Иоганна Кеплера (1571—1630). Заслуга Тихо де Браге заключается в накоплении ценных астрономических дан­ных: более тридцати лет он проводил систематическое астроно­мическое наблюдение. На основе обобщения данных, получен­ных Тихо де Браге, И. Кеплер сформулировал три основных за­кона, описывающих движение планет. Согласно И. Кеплеру, движение планет неравномерно — оно тем быстрее, чем планета ближе к Солнцу — и происходит по эллипсам, а не по кругам. Значение законов И. Кеплера было понято лишь тогда, когда И. Ньютон сделал из них выводы, приведшие к установлению закона тяготения.

Систематическое обоснование гелиоцентрической системы , мира дал Галилео Галилей (1564—1642) в своих фундаментальных произведениях «Диалоги о двух важнейших системах мира, пто-лемеевской и коперниковской» (1632) и «Беседы и математиче­ские доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки» (1638). Галилей — основоположник научного естествознания, подведший твердый фундамент под астрономию и обосновав­ший новые методы научного исследования. Значение его твор­чества заключается в изучении универсального механического движения, которое можно описать математически. Галилей ут­верждал, что философия природы написана на языке математи­ки. Математика выражает естественный порядок Вселенной, од­нородный по своей материальной сущности и по законам единого механического движения. Абсолютно лишь то, что можно выразить математически. Где прекращается возможность мате­матического количественного объяснения, там кончается наука.

Работами Галилея начинается эпоха экспериментального естествознания. Он исследовал движение снаряда, выпущенного из пушки под разным углом, колебания маятника из свинца и движение ядра, спускаемого с наклонной плоскости.

Достигнутые научные результаты познания получили завершение в работах великого английского ученого Исаака Ньютона (1642-1727). Важнейшим научным достижением И.Ньютона было создание теории движения планет и связанное с этим от­крытие закона всемирного тяготения, положенного в основу фи­зического обоснования гелиоцентрической системы. «Математические начала натуральной философии» вышли в свет в 1687 г., спустя 144 года после того, как Н. Коперник опубликовал свою систему мира. Эта система получила динами­ческое обоснование и стала прочной научной теорией. Одновременно было завершено начатое Галилеем дело создания новой механики. Законы механики, сформулированные И. Ньютоном, завершают труды Г. Галилея, Р. Декарта, X. Гюйгенса и многих других ученых по созданию классической механики и вместе с тем дают прочную основу для плодотворного ее развития. В ре­зультате господствующим взглядом на мир стала точка зрения механики, астрономии и математики.

Философия активно участвовала в развитии новой науки. Творчество Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница и других философов XVII в. способствовало развитию естество­знания. И естествоиспытатели, и философы работали рука об руку над построением фундамента новой науки и нового миро­воззрения. Такие мыслители, как Р. Декарт и Г.В. Лейбниц, бы­ли не только философами, но и крупнейшими учеными своего времени. Передовая философская мысль всегда расчищала до­рогу науке и, опираясь на достижения науки, сама развивалась и обогащалась.

С развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии науч­ного исследования. На путях решения этой проблемы оформи­лись два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. — эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — направление фило­софской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент.

Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление философ­ской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

          Понятие "научная революция" охватывает период со времени публикации работы Николая Коперника (1543) "Об обращениях небесных сфер" до времени публикации работы Исаака Ньютона "Математические начала натуральной философии" (1687). Содержанием данного периода является мощное мировоззренческое движение, основные черты которого сформулированы в работах Галилео Галилея, Фрэнсиса Бэкона, Рене Декарта и затем объективированы в классическом ньютоновском образе   Вселенной. Сущностью научной революции являются не частные открытия, к примеру, в космологии, а глобальное изменение образа мира. Прежняя космология Аристотеля и Птолемея претерпевает радикальные усовершенствования. Происходит подлинная революция в астрономии: Коперник помещает в центр мира Солнце вместо Земли; Тихо Браге вводит идею орбиты взамен представления о материальном круге (сфере); Кеплер предлагает математическую систематизацию открытий Коперника, завершая переход от интерпретации планетарного движения как кругового к эллиптическому; Галилей указывает на ошибочность разделения физики земной и небесной, доказывает, что Луна имеет ту же природу, что и Земля, а также формулирует принцип инерции; Ньютон, создав теорию гравитации, объединяет физику Галилея и физику Кеплера. Более того, в период научной революции, а это полтора столетия, меняется не только образ мира, но и "образ человека". Изменяются  представления о человеке, о науке, о человеке науки, о научном поиске, об отношениях между наукой и обществом, между наукой и философией, между научным знанием и религиозной верой. Рассмотрим некоторые аспекты более подробно.

Изменение антропологических взглядов: если до Коперника, Земля - центр вселенной, созданной Богом для человека, то со времени Коперника - лишь одно из небесных тел. Отсюда, необходимость допущения, что другие планеты также обитаемы. Но тогда постулат происхождения человека от Адама и Евы отвергается и, тем самым, пересматриваются многие мировоззренческие установки, ставшие просто мыслительными привычками. Радикальные изменения претерпевает и географическая картина мира:

открытие Америки поставило Западную цивилизацию перед необходимостью изменения религиозных и антропологических постулатов, в связи с обострением проблемы отношений с другими культурами, находящимися в качественно ином культурном измерении. Однако, необходимо было искать не только новое место европейского человека в контексте резко меняющейся системы представлений о культуре, но появилась необходимость найти новое "место" и для самого Бога: когда Д.Бруно обосновал концепцию безграничной Вселенной, то традиционная мысль была просто поставлена в тупик - бесконечность как таковая до сих пор не была предметом мысли.

Изменение образа науки : период научной революции – это время формирования как такового научного дискурса. Суть научной революции не только в создании новых научных теорий, в частности, астрономической Вселенной, но более всего изменение представлений о самом знании, о науке, не столько отказ от старых теорий, сколько появление новых, более состоятельных логически и более диалектических содержательно. Наука, более, не является комментарием канонических текстов. Отныне, как скажет Г.Галилей: "Наш разговор - о чувственном мире, а не о бумажном". Наука как итог революции есть исследование и раскрытие мира природы. Это наука, основанная на эксперименте, она формируется на основе данных чувственного опыта. Отныне, это экспериментальная деятельность, доступная для усовершенствования в контексте коммуникации ученых и для контроля в сфере социальной практики. Только в эксперименте ученые обретают истинные суждения о мире. Но такое понимание науки возникает постепенно и долгое время не существует в "чистом" виде: образ экспериментальной науки, на начальном этапе научной революции, скрыт в хаотичном сплаве концепций и идей мистицизма, герметизма, астрологии, магии, неоплатонической проблематики. Появление научного метода: научная революция приводит к автономии науки, обособлению ее от веры и философских концепций. Автономия науки определяется ее методологией. Научная революция открывает дорогу тем методам и тому способу мышления, который является преобладающим в настоящее время. Сейчас, как известно, научное мировоззрение является доминирующим среди других форм мировосприятия. Мышление и мировоззрение современного человека сциентично как по способам организации, так и в психологическом, эмоциональном смысле – оно проникнуто симпатией именно к научному способу познания мира. Наиболее характерная черта науки периода научной революции - метод. Методология основана на способности сферы познания порождать гипотезы, а также обоснована возможностью контролировать их с помощью положений социальной практики. Наука становится социальной деятельностью именно благодаря методу. Это требует создания новых научных институтов: академий, лабораторий, международных контактов. К примеру, в советской России, практически до начала 90-х гг. XX века, наука не была в полном смысле слова социальной деятельностью. Организация науки была детерминирована не ее собственными потребностями и имманентными тенденциями научного познания, а идеологией государства. Отсюда, гипертрофированное развитие получили фундаментальные направления научного поиска, способные обслуживать потребности оборонного комплекса. Что же касается дисциплин антропологического цикла, имеющих отношение к процессу самоидентификации человека как мыслящего, деидеологизированного существа, то есть дисциплин, имеющих отношение к душе человека, то эти отрасли знания просто не имели научного статуса. И до сих пор, их судьба весьма противоречива. Гуманитарная сфера отечественной науки, избавившись от идеологической опеки государства, утратила вместе с тем и столь необходимую ей материальную помощь. Тем самым, отечественная гуманитарная наука, фундаментальные научные исследования по-прежнему не имеют достойных условий самоосуществления, правда, уже по другой причине. Однако, в некоторой хаотичности жизни отечественного научного сообщества можно видеть и признаки социального структурирования:

появляющиеся социальные институты современной науки, к примеру,

многочисленные академии, быть может, со временем приобретут и иной,

собственно научный статус, перестав быть пародией национальной

Академии наук. Наука, и более всего гуманитарная, должна существовать по своим собственным законам, которые менее всего имеют в виду соображения государственной пользы, но более всего – принцип человеческого достоинства: человек, родившись в этом государстве и выбрав познание как способ жить, должен иметь достойные условия жизни и работы, поскольку он разделяет законы и историю своей страны. В эпоху научной революции, автономия науки привела к столкновению веры и науки. Для Коперника, Кеплера, Галилея новая астрономическая теория - не чисто математическое допущение или инструмент для расчетов, а достоверное описание действительности, полученное с помощью метода, не нуждающегося в истинах веры или философии: теория Аристотеля становится "псевдофилософией"; Священное Писание понимается не как источник информации о мире и его устройстве, а как слово спасения, придающее смысл жизни человека принципиально иным способом, нежели научное познание мира.

Наука, со времени научной революции, избирает в качестве цели собственного исследования не сущность или субстанцию явлений, а те их характеристики, которые могут быть объективно, публично проконтролированы и оценены. Начиная с Галилея наука исследует не субстанцию, а функцию, иными словами, не содержание явлений, а способ их существования.

Новая наука отказалась от аристотелевской философии, но она по-прежнему не свободна от философских допущений как таковых. К примеру, неоплатоновская мистика Солнца или идея Бога, воплощающего в мире математический порядок, которому в своих исследования должен следовать ученый, присутствуют в трудах Коперника, Кеплера, Галилея. В некотором смысле, можно считать, что неоплатонизм стал "философией" научной революции, в частности, метафизическим обоснованием астрономической революции. Магия, алхимия и астрология неотъемлемы от процессов научной революции. Их идеи оказывались, порой, плодотворными в контексте собственно научного познания. Однако, научная революция вызвала подлинный кризис герметико-магического мировоззрения, к примеру, открытие коперниканской картины мира сузило пространство астрологии, затруднило предсказания, поскольку Галилеем с использованием подзорной трубы было открыто множество новых планет.

Формирование нового типа знания; союз науки и техники: в науке периода научной революции можно выделить две фундаментальных характеристики: изменение образа науки – она становится автономной, социальной, доступной контролю; и формирование знания, объединяющего теорию и практику, науку и технику, а вместе с тем, это и формирование нового типа ученого.

Информация о работе Философия нового времени. Исторические условия. Научная революция 17 в. и создание механико-материалистической картины мира