Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 10:26, реферат
Выдающийся французский философ Рене Декарт считается основателем нововременной философии. Рассмотрим его философию.
Философское знание должно удовлетворять требованиям истинности, его следует обосновывать, причем настолько убедительно, чтобы оно было приемлемым для всякого критика и скептика. Раз так, то оно должно быть ясным, очевидным. Именно в этой связи Декарт приводит свое знаменитое: «Я мыслю, следовательно, существую». Две вещи очевидны, я существую и я мыслю.
Научная революция порождает современного ученого-экспериментатора, деятельность которого часто протекает вне старых учреждений знания, в частности, вне университетов, которые в средние века, наряду с монастырями, были единственными центрами знания и культуры. Ранее "свободные искусства" (интеллектуальный труд) считались привилегированными, а "механические искусства" - "низкими" и "презренными", недостойными свободного человека, приравненными к рабскому ручному труду. Отныне, научное знание опирается на союз теории и практики, который в свою очередь развивается в кооперации ученых и техников. Таким образом, идея экспериментального знания, доступного общественному контролю, изменяет статус "механических искусств".
Ученые и ремесленники: важна не только встреча научного и технического знания в контексте научной реформации, но и форма этого контакта - эксперимент. Источником инициативы такого контакта явились конечно же ученые-теоретики, но развита эта инициатива была активно практикующими исследователями-
Новый статус ученого: экспериментальная наука – это новая форма знания. Она не сводится к чистой практике или чистому созерцанию истины. Наука, объединив теорию с практикой, становится деятельностью, подконтрольной общественности и вместе с тем социальной силой, консолидирующей труд разных людей. Наука придает новый, уже не социальный, а эпистемологический статус "механическим искусствам". Наука формирует новый тип ученого и новые научные институты, предназначенные для проверки полученного знания. Для того, чтобы стать "ученым" уже не требуется знание латыни или математики, широкое знакомство с книгами или университетская кафедра. Наука распространяется через книги, периодические издания, частные письма, деятельность научных обществ. Обсерватории, лаборатории, музеи, мастерские, дискуссионные клубы зарождаются вне и часто вопреки университетам. Однако, связь новой науки периода научной революции с прошлым интеллектуальным наследием является важным основанием научного поиска.
Научный инструментарий: в ходе научной революции инструменты, предназначенные для опытов, становятся неотъемлемой частью научного знания. Одна из важнейших функций инструментов - усиление потенции органов чувств и способность устранить обман зрения (однако, существует и современная проблема инструмента, аберрация восприятия объекта исследования). Проникая внутрь объектов, инструмент гарантирует большую объективность данных, по сравнению с данными чувств. Однако, этим не исчерпывалось значение инструментов, они выполняют еще и функцию корреляции существенно различных или вообще несоизмеримых величин, иными словами, негомогенных (гетерогенных), разнородных величин. Что представляется одним из наиболее важных резервов релятивистского естественнонаучного познания в XX веке.
Литература:
1.Философия. Учебник. Под ред. В.Н. Лавриненко. М «Юнити»,2004.
2. Философия. Учебник. А.Г.Спиркин. М «Гардарики», 2000.
3. Основы философии В.А.Канке М «Логос», 1999.
13