Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:59, реферат
Раскрытие темы «Философия Нового времени» предполагает освещение основных элементов, во-первых это социально-политические воззрения эпохи, рассмотренные в первой части путем анализа отдельных частей явления, то есть социально-политические воззрения Нового времени складываются из взглядов Ф. Бэкона, Т. Гоббса. Вторая глава посвящена определению общественно-правового идеала Нового времени. В третьей главе представлены идеи направления немецкой классической философии. И в заключения я подведу основные выводы данной темы.
Введение 3
1. Социально-политические воззрения эпохи. 4
2. Общественно-правовой идеал Нового времени. 7
3. Основные идеи немецкой классической философии. 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Оглавление
Введение 3
1. Социально-политические воззрения эпохи. 4
2. Общественно-правовой идеал Нового времени. 7
3. Основные идеи немецкой классической философии. 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Семнадцатый
век открывает следующий период
в развитии философии, который принято
называть философией Нового времени. Начавшийся
еще в эпоху Возрождения
В XVIII в. философская мысль достигла такой зрелости, что ее наиболее выдающиеся представители осознали факт ее исконной и углубляющейся со временем поляризации на материалистическое и идеалистическое («спиритуалистическое») направления.
При всем обилии попыток совместить материалистические положения с идеалистическими - возникло такое осознание непримиримого противоречия между ними, что появились, с одной стороны, последовательно идеалистическое, а другой - последовательно материалистическое миропонимания.
Раскрытие темы «Философия Нового времени» предполагает освещение основных элементов, во-первых это социально-политические воззрения эпохи, рассмотренные в первой части путем анализа отдельных частей явления, то есть социально-политические воззрения Нового времени складываются из взглядов Ф. Бэкона, Т. Гоббса. Вторая глава посвящена определению общественно-правового идеала Нового времени. В третьей главе представлены идеи направления немецкой классической философии. И в заключения я подведу основные выводы данной темы.
Исследуя социально-политические воззрения Нового времени, на мой взгляд, необходимо остановится на правовых представлениях двух величайших философов того времени: Ф. Бэкона и Т. Гоббса.
Бэкон (1561-1626 г.) известен как родоначальник индуктивного метода в философии, он полагал, что истину можно достигнуть только экспериментальным путем. Как правило, имя Фрэнсиса Бэкона ассоциируется именно с этими двумя философскими конструктами. В плане политических убеждений Ф. Бэкон был сторонником абсолютной монархии. По моему мнению, формированию такой точки зрения у Бэкона способствовало то, что он всегда занимал высокие государственные посты, а в 1618 г. был даже назначен лорд-канцлером, тем не менее, в 1621 г. он был осужден за взяточничество и лишился былого влияния. В октябре 1621 г. Бэкон закончил свой труд, озаглавленный как «История правления короля Генриха VII». Бэкон видит положительные качества монарха в его религиозности, из чего мы можем сделать вывод, что Бэкон был, скорее всего, сторонником фильмерской теории происхождения государства и королевской власти («Власть от Бога»). Бэкон видит идеал монарха именно в Генрихе VII, в то же время говоря, что «он много заботился и радел о законах, что тем не менее не мешало поступать ему по собственной воле. Своим союзникам за границей он был верен и с ними справедлив, но не откровенен. Если и не совершил этот король ничего великого, то он тем и не задавался, ибо всего задуманного достиг».
Философско-правовое воззрение Томаса Гоббса (1588-1679) получило в литературе более широкое освещение, нежели идеи Френсиса Бэкона. Но следует отметить, что Гоббс как и Бэкон являлся сторонником абсолютизма. Политико-юридическая доктрина Гоббса содержится прежде всего в таких трудах, как «Философское начало учения о гражданине» (1642 г.) и «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.). В основу своей теории государства и права Т. Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человек еще существо глубоко эгоистичное, окружают его лишь завистники, соперники и враги. Отсюда фатальная неизбежность в обществе «войны всех против всех». Иметь «право на все» в условиях такой войны – значит фактически не иметь никакого права ни на что. Это бедственное положение Т. Гоббс называет «естественным состоянием рода человеческого». Гоббс вывел главный фундаментальный естественный закон: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Тем не менее, картину мира, которую Гоббс описывает в своих сочинениях современные философы и правоведы воспринимают весьма критически. Стремление к миру у Гоббса связано с абсолютизацией роли государства как гаранта мира и реализации естественных законов (он вывел их шестнадцать). Гоббс отдает должное сразу двум теориям возникновения государства это теория общественного договора - государство как договор между людьми, но добавляет, что заключив однажды договор люди навсегда утрачивают возможность изменить форму правления, им запрещается протестовать против решений суверена, за исключением случая, когда тот обязывает индивида убивать или калечить самого себя или защищаться от нападения врагов, так как защита своей собственной жизни опирается на естественный закон – закон самосохранения. Гоббс также придерживался, что государство возникло благодаря силе, чужеродному вмешательству («теория насилия»). Однако в XIX в. эта теория ставилась под сомнение выдающимся русским мыслителем Е.Н. Трубецким: «в особенности слабым представляется модное в наше время воззрение, сводящее право к силе. Воззрение это очень старо: еще в XVII в. оно проповедовалось Гоббсом и Спинозою. Не трудно убедиться в том, что воззрение это, в сущности, в корне подкапывает само понятие права: если право сводиться к силе, то не может быть никаких обязательных правил поведения, которые связывали бы произвол сильнейшего. Если право – то же, что сила, то каждый имеет настолько права, насколько он имеет силы».
Социально-политические воззрения Нового времени были связаны прежде всего с идеей абсолютной монархии, но следует отметить, что начиная с Гоббса, ученые постепенно начали отходить от теологического характера монархии, отдавая должное ее этетическому характеру. В целом же XVII в. ознаменовался бурным развитием естественных и точных наук. Наследуя и развивая достижения Ренессанса, естествоиспытатели и философы XVII в. создали новую картину мира, ставшей основой европейской научно-технической революции Нового времени. Философские системы Бэкона, Декарта, Гоббса были ориентированы на практическое использование достижений науки в интересах промышленности, кораблестроения, мореплавания. Девиз «Знание – сила» стал отражением духа новой эпохи.
В плане поиска общественно-правового идеала большее внимание я считаю должным уделить эпохе Просвещения как влиятельному общекультурному движению периода перехода от феодализма к капитализму.
Специфику
содержания эпохи Просвещения более
всего характеризуют два
Главная ставка делалась на энергичное распространение рационального знания, преодоление темноты и невежества масс, на внедрение в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства. Исключительно важная роль отводилась процессу политического, морального, эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина.
В разных
формах и пропорциях, отражая национальные
и общественно-исторические особенности
соответствующих государств, взаимодействуя
с разными идеологическими
Но более подробно я бы хотел остановиться на вкладе в мировое философско-правовое учение трех французских просветителей – Вольтера, Руссо и Монтескье.
Вольтер больше всего волновали вопросы свободы и естественного права. Свободу он видел не как свободу общества, а как свободу индивида и личности, что уже было новым для той эпохи. Стержнем личной свободы служит свобода слова, а с ней и свобода печати. Подлинная свобода, по убеждению Вольтера, проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга; они становятся автономными субъектами. Убеждение в неизбежности скорого установления «царства разума», в котором будет устранено социальное зло и созданы все условия для счастливой жизни людей, является оптимистическим финалом вольтеровской «философии истории». Вольтер считал несомненным, что политико-юридические законы могут радикально меняться в течение сравнительно непродолжительного времени. При этом Вольтеру свойственна уверенность, что свобода, социальная справедливость и самая высокая духовная культура могут утвердиться у народов всего мира, живущих в любых географическо-климатических поясах.
Как уже было сказано выше, одним из компонентов построения общественно-правового идеала было воспитание граждан. Наибольшее внимание этике воспитание уделено в философии Жан Жака Руссо, который рассматривал воспитание, как важнейшее средство утверждения и поддержания в обществе необходимых гражданских добродетелей. Заявляя, что «родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан», Руссо высказывал убеждение, что «у вас будет все, если вы воспитываете граждан; без этого у вас все начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами».
Наиболее полно, один из аспектов становления «царства разума» - справедливые законы, были разобраны в теории основоположника географического детерминизма Шарля Луи Монтескье, который на этапе своего формирования, сыграл прогрессивную роль, ибо он явился альтернативой и теологическому объяснению социальных явлений и философскому идеалу - как объективному, объясняющему историю предопределением, сверхъявственным вмешательством, так и субъективному, с его концепцией истории, как случайного стечения обстоятельств. Концепция географического детерминизма состояла в том, что характер политической системы, включая законы определяется внешними географическим факторами (песчаная местность, горы и т.д.) Монтескье разделял также идущую от Локка теорию разделения властей.
В заключение данной части контрольной работы я хочу сказать, что в XVII-XVIII вв. просвещение и создаваемая им в обществе идейно-нравственная атмосфера оказывали значительное влияние на содержание, способы и направление развития юридических (теория государство и право, гражданское право и др.) и гуманитарных наук (этика, эстетика, педагогика), образуя один из самых значимых для этих наук духовных факторов.
Германия к концу XVIII в. была конгломератом государств, королевств, курфюрст, герцогств, княжеств, баронств и вольных имперских городов. Каждое такое государство имело свои таможенные границы, взимало налоги. Крепостное право, оброк, барщина, цеховые привилегии были реалиями экономической жизни. Городское население достигло 25%. Германия была отсталой европейской страной.
Виднейшие
идеологи того времени Кант, Гегель
и другие разработали в абстрактно-
Философская система Канта (1724-1804 гг.) изложена в его главных трудах: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Пролегомены во всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки» (1783 г.). В этих работах дана теория познания, очерчены границы познания, рассмотрено самопознание, как орудие философского постижения мира. Этическое учение Канта изложено в 1788 г. в «Критике практического разума». Политико-юридическая концепция свободы воли, представленная в «Критике практического разума» заключается в том, что поскольку существует нравственность, и любой моральный поступок (впрочем, и противное морали действие) является таковым, потому что воля свободна, то есть делается выбор между добром и злом. Правда, идея свободы воли не может быть почерпнута из опыта, в сфере которого господствует строжайший детерминизм. Это – априорная идея, постулат чистого практического разума. В центре философии Канта – человек, как свободная личность и его теоретические и практические способности. Содержание основного нравственного закона Кант раскрывает, формулируя свой категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в тоже время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Право, по Канту - это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Существенный вклад Канта в учение о законности состоит в разграничении им внутренней области человеческой индивидуальности, безразличной для правового закона, и внешней сферы действий человека, для которой необходимы правовое регулирование и защита. Кант – противник революционных методов борьбы народа, сторонник реформ осуществляемых правительством. Он защищал частную собственность, считая ее «святой» и «естественной». Государство у него должно выполнять функцию достижения «общего блага». Кант был сторонником вечного мира в международных отношениях. Его критиковали слева материалисты за его агностицизм и субъективизм, справа – последователи идеализма. И те, и другие «подчищали» Канта, делали его более правоверным применительно к своим взглядам. Историческая заслуга Канта в развитии философского осмысления всеобщих основ государства и права состоит в исследовании тонких и многозначных связей между моралью и правом, между свободой воли человека и необходимостью государственного принуждения, в исследовании источника происхождения различных видов права.
Гегель (1770-1831 гг.) – один из виднейших представителей немецкой классической философии, ученый-энциклопедист, создатель системы абсолютного идеализма, в основе которого лежит выявленная им внутренняя логика историко-философского процесса. Высший принцип Гегеля – абсолютное тождество мышления и бытия, которое он трактовал одновременно как первооснову мира и как принцип познания. В своем развитии то тождество различает в себе объективное и субъективное, историческое и логическое, природное и духовное. Основной элемент философской системы Гегеля - диалектический метод, наиболее адекватно воплощенный в науке логике. В соответствии с этим методом разворачивается содержание философии природы и философии духа. Гегель развивает свои идеи о сущности государства и права. Этой проблематики посвящен специальный труд Гегеля «Философия права».
Предметом
философской науки о праве
он считал «понятие о природе свободы
вне зависимости от того, что признано,
от представления данного времени»
Подводя
итог рассказу о немецкой классической
философии, нельзя не затронуть философское
наследие Фихте (1762-1814 гг.). Общетеоретические
взгляды Фихте на государство
и право развиваются в русле
естественно-правовой доктрины. Фихте,
также как и представителей немецкой
классической мысли, впрочем, как и
французских просветителей