Что такое общество, согласно
феноменологам, герменевтам, постмодернистам,
аналитикам? Жизненный мир, более
или менее удачно построенный
в соответствии феноменологией сознания
(Э. Гуссерль), понимающее бытие –
в – мире (М. Хайдегер), свободный
практический и творческий выбор (М. Фуко),
жизнь людей согласно их речевым актам
(Дж. Остин).
Итак, в качестве обобщения
всего предыдущего можно взять
за основу следующее определение
общества. Общество
– это совокупность людей в рамках ими
же производимой системы социальных действий
и их смыслов.
- Восточная философия.
Индийская
философия: индуизм, буддизм, джайнизм.
Теория и практика непротивления
злу насилия.
Китайская
мудрость. Конфуцианство.
Под восточной философией обычно понимают
философию Индии, Китая и Японии.
Восточная философия религиозна,
мистична, интуитивна, нацелена на эстетико-этическую
просвещенность. В средневековой философии
и ее современных модернизациях мистики
сколько угодно, иначе говоря, мистика
характерна не только для индийских философских
систем. В то же время индийские и китайские
философы много занимались изучением
логических вопросов, отнюдь не всегда
проигрывая в этом своим коллегам с Запада.
Среди всех древних культур наиболее
загадочна и поразительна индийская.
Каждая культура имеет свою глубинную
черту, которая сообщает ей уникальность
и является самым ценным из того,
что вносится ею в мировую цивилизацию.
Чтобы понять какую – либо культуру, надо
принять за основу изучения то, чем она
наиболее отличается от нашей. Для индийской
культуры это концепция перевоплощения
(реинкарнации) и воздаяния (кармы)
как результат напряженного внимания
к проблеме жизни и смерти и взаимоперехода
из жизни в смерть и из смерти в жизнь.
Основными религиями Индии являются
индуизм, буддизм и джайнизм.
Индуи́зм — совокупность религиозных традиций
и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название индуизма на санскрите — санатана-дхарма, что в переводе означает «вечная религия»,
«вечный путь» или «вечный закон». Индуизм уходит своими корнями в ведическую цивилизацию, из-за чего его называют древнейшей в
мире религией. В отличие от авраамических религий, у индуизма не было своего основателя,
в нём отсутствует единая система верований
и общая доктрина. Индуизм представляет
собой семейство разнообразных религиозных
традиций, философских систем и верований,
основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Типичными для индуизма можно признать
такие религиозные положения, как дхарма, карма, сансара, мокша и йога.
В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити. Индуистские писания создавались на
протяжении тысячелетий, и излагаемые
в них богословие и философия дают возможность для духовного осознания
и являются руководством в духовной жизни
и практике дхармы. Среди всех текстов индуизма Веды и Упанишады пользуются наибольшим авторитетом и
считаются наиболее значимыми и древними.
К другим важным священным писаниям относятся Пураны и древнеиндийские эпические
поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Часто говорится, что основная суть ведического знания изложена в «Бхагавад-гите», которая представляет собой философскую
беседу между Кришной иАрджуной.
Индуизм — это третья по числу последователей
религия в мире после христианства и ислама. Индуизм исповедуют более 1 млрд. человек,
из которых около 950 млн. проживают в Индии и Непале. Другие страны, в которых приверженцы
индуизма составляют значительную часть
населения, это Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания, Канада и США.
Во второй половине XX века индуизм распространился за пределы
Индии, перешагнул национальные границы
и приобрёл много последователей по всему миру. Широко распространились
и стали привычными такие идеи, как карма, йога и вегетарианство.
Хотя невозможно сформулировать безупречное
определение индуизма и общую
для всех направлений индуизма доктрину, существуют практики и верования,
которые занимают в индуизме центральное
место, и которые можно признать типичными
для индуизма:
- Дхарма — морально-нравственный долг, этические обязательства.
- Сансара — круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов.
- Карма — вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями.
- Мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти сансары.
- Йога в различных её направлениях.
Большинство индуистов признают божественную
реальность, которая творит, поддерживает
и разрушает вселенную, но некоторые
индуистские течения отвергают
эту идею. Большинство индуистов
верят во вселенского Бога, который
одновременно находится внутри каждого живого существа и к которому можно приблизиться различными
путями. В понимании индуиста, верховному
существу можно поклоняться в бесчисленных
формах — в форме Кришны как прекрасного юноши или всемогущего
правителя, в форме человекольва, в форме прекрасной девушки
или даже в форме бесформенного камня. Верховное существо может проявляться
как изваяния в храмах или как ныне живущие гуру и святые.
Индуизм представляет собой семейство
самых разнообразных философских
систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Иногда индуизм относят к генотеизму (поклонение одному Богу и в
то же самое время принятие существования
других богов), но использование любого
подобного термина является чрезмерным
упрощением сложной и разнообразной системы
верований индуизма. Хотя индуизм часто
характеризуют как политеизм и объектами поклонения в нём
действительно являются разные божества,
многие индуисты считают их лишь различными
ипостасями или проявлениями единой духовной
сущности. Так, индуистский автор Ситансу
Чакраварти описывает понятие Бога в индуизме
следующим образом:
|
Индуизм — это монотеистическая религия, последователи которой
верят в то, что Бог проявляет Себя в различных
ипостасях. Человек может поклоняться
той из ипостасей Бога, которая наиболее
близка ему, при этом относясь уважительно
к другим формам поклонения. |
|
Абсолютное большинство индуистов
верят в то, что дух или душа, называемая Атманом, является вечной, изначальной,
истинной сущностью каждого индивидуума. Согласно монистическим/пантеистическим
богословским школам в индуизме (таким
как адвайта-веданта), Атман изначально неотличим
от верховного духа Брахмана. Они описывают Брахман как
«Единый и неделимый» и поэтому эти школы
называют «монистическими». Согласно
школе адвайта-веданты, целью жизни человека
является осознание себя как Атмана и
своего единства с Брахманом. В некоторых Упанишадах утверждается, что тот, кто полностью
осознаёт Атман внутри себя и его единство
с Брахманом, достигает мокши (освобождения).
Однако большинство индуистов
принадлежит к так называемым дуалистическим направлениям внутри индуизма,
являющимся частью движения бхакти. Они рассматривают Брахман как безличный аспект личностного
Бога, которому они поклоняются в форме Вишну, Кришны, Шивы или Шакти. В традициях бхакти считается,
что Атман находится в постоянной зависимости
от Бога, а достижение мокши возможно только
через любовь к Богу и по милости Бога.
Когда Бог рассматривается как Верховная
Личность (а не как бесконечный безличный
принцип), Бога называют Ишвара («Господь»), Бхагаван («Всеблагой»), или Парамешвара
(«Всевышний Господь»). Исторически в индуизме
также существовали философские школы,
которые придерживались атеистических воззрений. В Пуранах и индуистских эпосах «Махабхарате» и «Рамаяне» описывается много историй
о том, как Бог нисходит на Землю в человеческом облике, с целью
восстановить дхарму в обществе и привести человечество
к мокше (освобождению из круговорота рождения и смерти). Такие воплощения или ипостаси Бога
называются «аватара». Самыми главными аватарами Вишну (которого большинство последователей вайшнавизма рассматривают как изначальную
ипостась Бога) являются Кришна (главный герой «Махабхараты») и Рама (протагонист «Рамаяны»). В большинстве вайшнавских
традиций индуизма Кришну считают наиболее
полной аватарой Вишну, в которой проявились
все трансцендентные качества личностного Абсолюта. В таких течениях вайшнавизма,
как гаудия-вайшнавизм, пуштимарга и Нимбарка-сампрадая, являющихся частью кришнаизма, Кришне поклоняются как сваям-бхагавану — верховной ипостаси Бога,
источнику как всех аватар, так и самого́
Вишну.
Буддизм (Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения
считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда
Шакьямуни.
Сами последователи этого Учения называли его словом «Дхарма» (Закон,
Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды).
Термин «буддизм» был создан европейцами
в XIX веке.
Считается, что это одна из древнейших
мировых религий, признанная самыми
различными народами с совершенно разными
традициями. «Без понимания буддизма
невозможно понять и великие культуры
Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних
оснований».
Традиционно буддизм делят на махаяну («великую колесницу») и тхераваду («учение старейших»). Выделяется также
направление «ваджраяна» («алмазная колесница» или тантрический буддизм), которое в некоторых регионах считается
разновидностью махаяны, а в некоторых
(Тибет, Монголия) — самостоятельным направ. Буддизм возник
на индийском субконтиненте в середине
I тысячелетия до н. э. Причины возникновения
этого Учения до нынешнего времени точно
не установлены, поскольку знания о древнеиндийском
обществе слишком скудны. В отличие от монотеистических
религий (иудаизм, христианство, ислам), в буддизме нет ни всемогущего Бога-творца или Бога-личности, ни вечной души. В буддизме нет также понятия о «многих
богах» вместо Будды (?). Эти же положения
и отрицание кастовой системы отличает буддизм от индуизма и брахманизма, хотя он признает учение окарме.
Джайнизм («победитель») —
древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в VI веке до н. э.. Основателем
учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение вреда
всем живым существам в этом мире. Философия
и практика джайнизма основаны, в первую
очередь, на самосовершенствовании души
для достижения всеведения, всесилия и
вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая
телесную оболочку, оставшуюся от прежних
жизней, и достигшая нирваны, называется джиной. В древних текстах джайнизм
часто приравнивается к джайн дхарме и шраман дхарме. В современном мире джайнизм
представлен небольшой, но влиятельной
религиозной общиной, насчитывающей 4,9
миллионов приверженцев в Индии, а также
успешно растущими сообществами из иммигрантов
в Северной Америке, Западной Европе, на Дальнем Востоке, в Австралии и других частях мира.
Джайнизм утверждает, что любое
существо является индивидуальной и
вечной душой. Когда душа полностью освобождается
от сансары (достигает мокши), она может достичь всеведения
(божественного сознания). Но для этого
необходимо быть аскетом, а не мирянином, поэтому в религиозных установлениях
придается большое значение аскетизму.
Последователей джайнизма называют джайнами. Высшее звание в джайнизме —
Джина — «победитель». Этот титул присваивают
наиболее почитаемым религиозным учителям,
достигшимдхармы и освободившимся от сансары. Практикующие джайны следуют
учениям двадцати четырёх особых Джинов,
которые известны как тиртханкары («создатели
переправы», «те, кто нашел и показал путь
к спасению»). Традиционно считается, что
двадцать четвёртым и последним тиртханкаром
был Шри Махавира («великий герой», считающийся
основателем современного джайнизма),
живший с 599 по 527 год до н. э. Двадцать третьим
тиртханкаром был Шри Парсва, живший с
872 по 772 год до н. э. Первым же тиртханкаром
был великий царь Ришабха, живший во времена,
когда люди ещё не умели писать и считать.
Джайнизм призывает к духовному
совершенствованию через развитие
мудрости и самоконтроля (врата). Целью
джайнизма является открытие истинной
природы души человека. Совершенное восприятие,
совершенное знание и совершенное поведение,
известные как «три драгоценности джайнизма»,
являются путем к освобождению души человека
(к мокше) от сансары (круговорот рождений и смертей).
Мокша достигается после освобождения
от кармы. Достигших мокши зовут сиддхами (освобожденными душами), а тех,
кто связан с землей посредством кармы, — сансаринами (мирские души). Каждая душа
должна следовать пути, описанному Джинами,
чтобы достичь безграничной свободы.
Джайнизм утверждает, что Вселенная и Дхарма бесконечны, без конца и начала.
Однако во Вселенной происходят циклические
процессы изменения. Она состоит из живых
форм («Джива») и неживых («Аджива»). Душа
сансарина (мирянина) воплощается в различные
формы жизни в течение путешествия во
времени. Человек, «недочеловек» (животные,
насекомые, растения и т. д.), сверхчеловек
(Боги и Полубоги) и существа ада — четыре
макроформы (вида) сансарианской души.
Все мирские отношения между одной Дживой
или Адживой и другой основаны на накоплении
кармы и сознательных мыслях, словах и
действиях в её настоящей форме.
Другая важная характеристика учения
джайны — предписание не только последовательности
действий, но и норм умственного поведения.
Существует пять основных этических принципов —обетов, которые должны выполнять
джайны. Степень того, насколько строго
должны выполняться эти обеты, зависит
от того, кем является джайн — монахом или мирянином. Это:
- Не причинять вреда живому (Ахимса).
- Быть искренним и благочестивым (Сатья).
- Не красть (Астейя).
- Не прелюбодействовать (Брахмачарья).
- Не стяжать (Апариграха).