Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:51, контрольная работа
Объектом исследования в настоящей работе выступает философская концепция Платона об идеях и душе.
Целью исследования является изучение и анализ философии Платона. Среди основных задач можно выделить, такие как анализ развития платоновской философии и выявление объективного идеалистического характера философии.
Введение
Философа, у которого спустя 23 века после смерти остаются последователи, нельзя назвать заурядным. Платоном вдохновлялись мудрецы античности и отцы церкви, средневековые теологи и философы Возрождения, великие мыслители Западной Европы и русские философы. Отец идеализма оказал огромное влияние на всю нашу философию и даже на нашу современную культуру.
Человек стремится познать мир.
Но как познать то, что постоянно меняет
свой облик? Как дойти до сути изменчивых
вещей? Платон дает свой ответ на этот
вечный вопрос. Он говорит о двух мирах:
изменчивом чувственном и умопостигаемом
мире идей, существующим вне времени и
пространства.
Именно в познании мира идей Платон видит
единственный путь к пониманию мира и его
законов. Этот путь пролегает не вовне,
а в самом человеке. Развитие добродетелей:
мужества, мудрости, умеренности, справедливости —
позволяет душе подниматься к миру идей,
схватывая суть вещей. Время Платона –
это также период становление прозаического
повествовательного стиля, уже в V веке
окончательно складываются три вида аттической
прозы - историография, красноречие и философия.
Платон был первым философом, уделявшим
внимание всем основным сторонам философии
и объединившим их в единую систему. Личность
Платона многогранна. Платона нельзя
изучать только с точки зрения литературы
или философии.
И в той и в другой области он сумел проявить свое мастерство, кроме того, философия и литература неразрывно связаны между собой и органично сочетаются в его произведениях. Диалоги Платона стали важным методом представления его философии. Он часто внедряет в них мифы им самим созданные, которые несут символический смысл и служат выражением его философских концепций. Платон использует различные поэтические приемы и порой даже превосходит лучших ораторов древности. Стилю произведений Платона в равной мере свойственны высокий драматизм повествования и комические ситуации.
Объектом исследования в настоящей работе выступает философская концепция Платона об идеях и душе.
Целью исследования является изучение и анализ философии Платона. Среди основных задач можно выделить, такие как анализ развития платоновской философии и выявление объективного идеалистического характера философии.
1.Биография Платона
Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. в аристократической семье. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в З99 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, основателю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие.
Сперва Платон отправился в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Из Египта перебрался в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика и астронома Феодора. В Италии он вступил в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях (эта философская школа переживала тогда период расцвета). Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу. Признаки влияния пифагорейцев прослеживаются и в последних произведениях Платона.
Затем Платон переехал в Сицилию,
в Сиракузы, где царствовал тиран Дионисий
I. Он подружился с молодым зятем тирана,
Дионом, пылким и великодушным принцем,
которого вдохновили нравственные и политические
идеалы Платона. Но Дионисий враждебно
отнесся к тому, что Платон обрел такое
влияние на Диона, и философу пришлось покинуть
Сиракузы: его высадили на острове Эгина,
находившемся в состоянии войны с Афинами,
и продали в рабство. К счастью, он был выкуплен
гражданином Кирен, который находился
на острове и узнал Платона.
Таким образом, Платон смог вернуться
в Афины, и тогда-то, в возрасте сорока лет,
он основал Академию, в которой преподавал
до конца своих дней, лишь дважды покинув
Афины ради двух новых путешествий на
Сицилию. Академия была обращена в сторону
Востока. Ученики Платона были даже из Вавилона.
Влияние философии Востока на Академию
еще больше усилилось с приходом Евдоха,
астронома, побывавшего в различных районах
Востока. Платон не сделал, подобно Сократу,
философию предметом социальной беседы;
напротив, он жил в уединении, ограничившись
кругом своих учеников. Однако, благодаря
престижу его имени, несколько греческих
городов просили его составить для них
свод законов, и в некоторых случаях Платон
делал это.
Его последние годы были омрачены трагической
смертью Диона. Платон умер в 348 или 347 г.
до н. э. в возрасте восьмидесяти лет, до конца
жизни сохранив всю полноту своего могучего
ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку
от Академии.
2.Произведения Платона
Принято считать, что Платон
является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Деятельность
Платона можно разделить на три периода,
которые с хронологической точки зрения
можно классифицировать как ученичество,
путешествия и преподавание. Если говорить
о внешнем влиянии, то эти три этапа следует
определить таким образом: сократовский
период, период влияния Гераклита и элейской
школы и, наконец, пифагорейский период.
Труды Платона можно разделить на четыре
группы. Первая состоит из полутора десятков
диалогов, предшествующих большим произведениям,
где Платон излагает теорию Идеи; самые
значительные из них — «Апология Сократа»,
«Протагор», «Горгий», «Менон» и «Кратил».
Вторая группа включает в себя произведения,
где теория Идеи изложена в ее первоначальной
форме: «Пир», «Федон», «Государство» и
«Федр». Третья группа — это труды, которые
можно было бы назвать «критическими»,
где Платон пересматривает свою доктрину,
показывая, что необходимо внести в нее
некоторые изменения: это «Теэтет», «Парменид»,
«Софист »и «Политик». Наконец, в четвертую
группу входят труды, излагающие доктрину
в ее последней форме: «Филеб», «Тимей»
(с незаконченным «Критием»), «Законы»
и письма. Сейчас признается подлинность,
по крайней мере, некоторых из писем, приписываемых
Платону, в частности семи или восьми наиболее
значительных.
Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами. В диалоге Платона «Тимей» главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного бытия, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, но только лишь мнение, то следует признать автономное существование идей.
3.Теория идей Платона
В диалоге «Тимей» Платон вкладывает в уста рассказчику следующие выводы из признания неподвижного бытия истинным объектом познания. Следует признать наличие трех родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи: «Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно»1.
3.1.Идея Блага
В диалоге «Государства» даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания. Само слово «благо» означает не просто нечто, оцениваемое этически положительно, но и онтологическое совершенство, например добротность конкретной вещи, её полезность и высокое качество. Благо нельзя определять как удовольствие, потому что приходится признать, что бывают дурные удовольствия.
Платон уподобляет идею блага Солнцу. В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными зрению, так и того, что человек получает способность видеть предметы. Ровно так же в сфере чистого познания идея блага становится необходимым условием как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Как это резюмируется Сократом в диалоге «Государство»: «что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага — причиной знания и познаваемости истины»2.
3.2.Учение о душе
В своём диалоге «Федр» он даёт знаменитый образ колесницы души. Рисуется следующая картина: «Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него — один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а другой конь — его противоположность и предки его — иные. Неизбежно, что править нами — дело тяжкое и докучное»3 Возница изображает здесь разум, добрый конь — волевую часть души, а дурной конь — страстную или эмоциональную часть души. В диалоге «Государство» Платон более подробно разбирает эти три составляющих психики человека. Так, он уподобляет разумную часть души — пастырю стада, волевую или яростную часть души — сопутствующим пастырю собакам, помогающим ему управляться со стадом, а неразумную, страстную часть души он называет стадом, добродетель которого — подчиняться пастырю и собакам. Таким образом, Платон выделяет три начала души:
1. Разумное начало, обращённое на познание и всецело сознательную деятельность.
2. Яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей. Платон замечает, что яростное начало особенно заметно в человеке, «когда он считает, что с ним поступают несправедливо, он вскипает, раздражается и становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные этим муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений — либо добиться своего, либо умереть, разве что его смирят доводы собственного рассудка»4.
3. Страстное начало, выражающееся в бесчисленных вожделениях человека. В диалоге Платона «Государство» говорится, что начало, «из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений».
Во многих своих произведениях Платон подробно рассматривает теорию о бессмертии души. В диалоге «Федон» Платон излагает четыре аргумента в пользу этой теории.
Первый аргумент в пользу бессмертия души
Первое доказательство бессмертия
души получило название «циклического»,
поскольку основано на понятии взаимной
обусловленности любых
Второй аргумент в пользу бессмертия души
Второй аргумент в пользу бессмертия души основан на учении о знании как припоминании. В сознании человека наличествуют универсальные понятия, такие, как «красота сама по себе» или «справедливость сама по себе». Эти понятия указывают на абсолютные сущности, существующие вечно. Если душа знает о них, то душа человека существовала и до того, как сам человек рождается на свет. Душа не могла бы получить знание о бессмертных и вечных сущностях, если бы сама не была бессмертной и вечной. В соединении с первым аргументом доказывается, и продолжение существования души и после смерти человека.
Третий аргумент в пользу бессмертия души
Третий аргумент «Федона» связан уже с доказательством разнородности души и тела. В диалоге постулируется наличие двух видов сущего. К первому относится всё зримое и разложимое, ко второму — безвидное, то есть, недоступное чувствам, и неразложимое. Как очевидно, тело это то, что зримо и постоянно изменяется. Следовательно, тело — сложно по природе, и в нём нет ничего простого и неразложимого. Именно поэтому тело и смертно. А душа безвидна и влечётся к познанию вещей вечных и неизменных.
Четвертый аргумент в пользу бессмертия души
Возражение против второго
контраргумента представляет собой
самостоятельное, четвёртое доказательство
бессмертия души. В нём дается более
сложное учение о противоположностях.
Противоположности исключают
Если дать определение души, то она есть подлинная причина существования тела. Такая причина называется Платоном эйдосом или идеей. Подобно тому, как нельзя вывести из строения тела Сократа тот факт, что ныне он находится в заключении, приговорённый к смертной казни, так и во всяком ином случае сама телесность не может считаться причиной существования человека.
3.3.Учение о познание
Всё, доступное познанию,
Платон в VI книге «Государства» делит
на два рода: воспринимаемое посредством
чувств и познаваемое умом. Отношение
между сферами чувственно-