Философия предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:19, контрольная работа

Описание

На всех этапах развития экономической теории, представленных различными школами (меркантилизм, физиократы, классическая, историческая, маржиналистская и др.), решались вопросы об источниках богатства, происхождении и природе меновых пропорций, природе экономических отношений и систем. Вместе с тем предпринимались попытки связать решения таких принципов, как максимизация выгоды и минимизация затрат, с духовной культурой, нравственными ценностями. В полной мере это относится к теории и практике предпринимательства.

Содержание

Нравственно-философские принципы предпринимательства
Предпринимательство и глобальная этика
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

философия предпр..doc

— 70.00 Кб (Скачать документ)

План:

 

 

  1. Нравственно-философские  принципы предпринимательства
  2. Предпринимательство и глобальная этика

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Нравственно-философские   принципы предпринимательства

    На всех этапах развития экономической теории,  представленных различными школами (меркантилизм, физиократы,  классическая, историческая, маржиналистская и др.), решались вопросы об источниках богатства, происхождении и природе меновых  пропорций, природе экономических отношений и систем. Вместе с тем предпринимались попытки связать решения таких принципов, как максимизация выгоды и минимизация затрат, с духовной культурой, нравственными ценностями. В полной мере это относится к теории и практике предпринимательства.

При изучении данных проблем  следует обратить особое  внимание на опыт России. Как известно, в России в конце XIX-начале XX в. широко развивалось высшее и среднее коммерческое  образование. Тогда наряду с экономическими, естественно-научными, правоведческими дисциплинами были представлены курсы мировоззренческо-нравственной ориентации — психологической,  религиозно-нравственной, эстетической.

Формирование и развитие рыночных отношений вызывают изменения  в социальном бытии, в сознании и  поведении  субъектов этих отношений, в частности в их мировоззрении и  нравственной позиции. Это наглядно проявляется в соотношении  коммерческой выгоды и морального бескорыстия. Современный предприниматель должен цивилизованно решать это противоречие в своей деятельности: с одной стороны, расчетливость, достижение ясного понимания своей выгоды, умение ее достичь и закрепить, а с другой стороны, при мотивации нравственного аспекта своей

деятельности признание  авторитета духовных ценностей, уважение к другому человеку, мотив бескорыстия, что определяет самоценность нравственных поступков и их результатов. Рыночные  отношения предполагают сочетание этих принципов.

Основным элементом  человеческой деятельности является общение  — взаимодействие субъектов, предполагающее  постоянный обмен как материальными  ценностями, так и духовными, в частности информацией. Важнейшую сферу такого обмена  представляет рынок, реал изучающий продукт в форме товара через спрос, предложение, цену, доказывающий свою социальную значимость через индивидуальное как диалектическое единство единичного и общего.

Предпринимательство в  целом выступает как деятельность, ориентированная на изменение, в  какой-то мере преобразование  социальных отношений. Поэтому предприниматель  — это активно действующий  субъект. Итоги изучения инновационного  новаторского предпринимательства позволили сделать следующие выводы:

- предпринимательская  активность - это функция средоструктурных  факторов, ситуационных событий,  определенных свойств личности;

- в предпринимательской  активности уровень предприимчивости  может быть предельно низким, а может достигать инновации, но он никогда не совпадает с тем, что планируется.

Можно сказать, что предпринимательство  выступает как своего рода экономическое  творчество. Мотивация  предпринимателя  ориентирована на успех, достижение, преодоление. Он включен в соревновательность, борьбу с конкурентом и самим собой, стремится к самостоятельному ведению дел. Исследуя  тесные связи предпринимательства с инновационностью,  известный экономист XX в. Й. Шумпетер пришел к заключению, что предприниматель является основным элементом  экономического развития, а функция предпринимательства состоит в том,  чтобы, используя факторы производства, ввести нововведения,  благодаря чему происходит экономическое развитие.

Взаимоотношение социального  и нравственного в бизнесе  вызывает различные оценки экспертов. Так, по мнению известного американского экономиста М. Фридмена, роль этики в бизнесе определяется ролью предпринимателей в обществе, что  характеризуется тезисом о «социальной ответственности». В соответствии с этим предприниматель не должен стремиться исключительно к коммерческой выгоде.

Анализ предпринимательской  деятельности Фридмен  основывает на трех основных постулатах:

попечительский долг предпринимателя по защите интересов  тех,  кому он служит;

сочетание личной и корпоративной  выгоды у  предпринимателя, способствующее ускоренному развитию общества;

сочетание личной свободы, автономии, полезности, активизирующее участие предпринимателя в получении  максимальной прибыли.

Эксперт Т. Маллиген, отвечая Фридмену, подчеркивает  необходимость сочетания «социальной активности» с другими  факторами. Тогда центральным моментом деятельности  предпринимателя является его роль в защите и совершенствовании  общества и окружающей среды, в том числе окружающей маркетинговой среды. Забота об улучшении географической, экономической,  демографической среды, технологического окружения,  политико-правовых, экологических, культурологических ситуаций 

оказывают влияние на сегментацию рынка, покупательский спрос,  принятие решений, поведение покупателей на рынке, маркетинговую деятельность в целом.

Следует отметить, что  на тесную связь предпринимательства,  хозяйственной деятельности с нравственностью  указывали  крупнейшие представители  экономической теории и социологии А. Смит и М. Вебер.

А. Смит в своей теории придал экономическим отношениям статус автономии. Главными условиями процветания  государства он считал: господство частной собственности, эффективные  отношения государства и экономики, отсутствие препятствий для  развития личной инициативы.

Экономистам больше известна книга Смита «Исследования о  природе и причинах богатства  народов». В среде философов  популярна  его работа «Теория нравственных чувств», где он  раскрывает природу  человеческих страстей и выделяет стремление человека оценить себя и других. Саму способность людей к  нравственному переживанию Смит связывает с Божественным промыслом.

Современные исследователи  обращаются к идеям Смита для  поиска новых содержательных предпосылок  экономической теории.

«Для А. Смита было очевидно, что экономическая теория должна быть погружена в общественно-политический и, самое главное, в нравственный этический контекст своей эпохи... Эффективная и высококонкурентная экономическая теория возникает  тогда,  когда ее корни питаются жизненно-политическими и нравственными идеями» .

М. Вебер (1864-1920), ведущий  представитель западной  социальной философии и социологии XX в., в  своей знаменитой работе «Протестантская  этика и дух капитализма», исследуя связь хозяйственной жизни общества, материальных и духовных  интересов различных социальных групп с религиозным сознанием, подчеркивает значение менталитета как основы экономического успеха. Главная методологическая идея Вебера — идея  экономической рациональности — проводится через изучение структур

общества. По его мнению, набожный предприниматель,  ведущий  аскетический и ответственный образ  жизни, использует прибыль не для  личного потребления или накопления, а для развития своего предприятия. Экономический успех трактуется как признак Божьей благодати.

С.Н. Булгаков (1871 — 1944), русский  философ и экономист, в работе «Философия хозяйства», оценив идеи Вебера,  подчеркивает необходимость «понимания хозяйства как явления духовной жизни», что «открывает глаза на психологию хозяйственных  мировоззрений». Отсюда возникают проблемы роли личности в  хозяйственном творчестве, соотношение этики и эсхатологии и др.

Н.А. Бердяев, продолжая  этот анализ, утверждает, что «если  народы хотят духовно возродиться, то им придется вступить на путь аскетического самоограничения и одухотворения  хозяйственной жизни». Заметим, что в русской классической культуре понятие хозяйства (его качество) было тесно связано с природной средой (как основы сущего); это является составной частью  современного понимания качества жизни.

М Бюшер, специалист из швейцарского института  экономической этики, отталкиваясь от указанных положений, классифицирует типы взаимоотношения  экономической деятельности и этики (экономической этики) следующим  образом:

- «отстраняющий» тип, сторонники которого относят этические факторы к внешним условиям экономической деятельности, не включая их в парадигму экономической теории;

- «аддитивный (дополняющий)»  тип, представители которого  применяют этические критерии  к деятельности менеджеров и  функционированию рынка, а саму науку объявляют нейтральной;

-«функциональный» тип,  сторонники которого утверждают, что этически ориентированная  экономическая теория станет  в  будущем наиболее конкурентоспособной,  поскольку стечением  времени наиболее ценными благами станут надежность товаров и услуг, качества людей и способность вызывать доверие. Поэтому вести  себя этично будет экономически целесообразно, рационально;

- «интегративный» тип,  сторонники которого считают,  что этику и  экономическую теорию нельзя изолировать друг от друга, но этические основы экономической науки следует анализировать в рамках  самой этой науки.

В связи с этим Бюшер  отмечает, что философская задача состоит в том, чтобы выделить нормативные и социальные основы экономическо-хозяйственных процессов, учитывая определяющую роль культуры, ее ценностей и принципов.

В практике нашего общества необходимо учитывать все эти  типы взаимодействия. На наш взгляд, наиболее реальным и  осуществимым представляется «интегративный» тип. «Функциональный» тип открывает горизонты развития, побуждает к реализации 

потенций человека и  общества, повышает вероятность успеха в  преодолении инерции. Именно он выступает методологической  основой  стимулирования эффективного профессионального труда предпринимателей и менеджеров и формирования социальной  среды, в том числе маркетинговой, для отбора соответствующих  специалистов.

Погруженность рынка  в ментальность общества создает  особый вид «рыночного сознания»  — коммерческий стиль мышления (соотношение выгоды, утилитарности и уравнительности). Все это подводит к центральной проблеме научной дисциплины «этика бизнеса» — соотношению предпринимательства и духовной  культуры, которая является одним из средств решения противоречий рынка и уравнительности.

Аксиологический аспект (теория ценностей) пронизывает все  формы духовной культуры, в том  числе философию и теорию  морали. Именно аксиологические принципы служат основой этики бизнеса. К ценностям  относятся те общезначимые принципы,  которые определяют направленность человеческой деятельности. 

Наиболее четко проблема ценностей представлена в философии  И. Канта, противопоставившего сферу  нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Не имея собственного бытия, ценности суть требования, характеризуемые значимостью,  обращением к цели, воле и т.д.

Духовность как специфическое  человеческое качество  характеризует  мотивацию и смысл поведения  и общения личности. Если в основе формирования духовности будет лежать только  житейское, относительное, то человечество ждет духовная катастрофа.

Духовность — это  позиция ценностного сознания, присущая  нравственной, научной, философской, религиозной, художественной формам; это способ ценностной ориентации, регуляции  человеческих отношений, в основе которых лежит гуманизм. Через формы ценностного сознания складываются ценностные  ориентиры жизни — понятия добра и зла, долга и совести,  справедливости и несправедливости, смысла жизни и смерти. Общезначимые ценности — та вершина, к которой должен стремиться индивид, если он хочет стать личностью. В течение многих тысячелетий это стремление поддерживалось религией.

Общезначимые ценности конкретизируются в групповых (например, профессиональных) и личных. Именно через них реализуются основные ценности и принципы жизнедеятельности специалиста, в частности предпринимателя.

В данном случае ценности выражаются в выборе того, что и  как делать (полностью или частично заниматься делом). Данный выбор зависит  от прошлого - накопленных знаний, воспитания, а также возможных последствий в будущем и осуществления в  настоящем. Всегда имеется несколько вариантов решений, и  предприниматель выбирает то, что считает правильным и важным,  основываясь наличных ценностях, на собственной оценке.

Существуют различные  варианты интерпретации личных  ценностей и целей, оптимизирующих деятельность  предпринимателей и менеджеров. Так, известные английские эксперты в  области менеджмента М. Вудкок и Д. Френсис предлагают анализировать и осуществлять эти ценности через концепцию ограничений.

Под «ограничением» понимается фактор, сдерживающий  потенциал  и результаты работы системы - организации  в целом, рабочей группы, одного человека. Для ускоренного развития и  саморазвития необходимы изучение, осознание и  преодоление  ограничений, препятствующих успеху и личному росту.

Методологические рекомендации Вудкока и Френсиса позволяют  разработать специальную шкалу  альтернативных личных ценностей.

Предприниматель, которому не ясны его личные ценности, не имеет  прочной основы для действий, его решения, как правило, носят спонтанный и сиюминутный характер, и партнерами такие действия могут восприниматься как необоснованные. Отсюда  понятна важность приобщения людей к выработке ценностей,  следствием чего будет возрастание компетентности, твердости,  решительности и определенной солидарности в конкретных  поступках. Ценности лежат и в основе поведения человека. В связи с

Информация о работе Философия предпринимательства