Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:19, контрольная работа
На всех этапах развития экономической теории, представленных различными школами (меркантилизм, физиократы, классическая, историческая, маржиналистская и др.), решались вопросы об источниках богатства, происхождении и природе меновых пропорций, природе экономических отношений и систем. Вместе с тем предпринимались попытки связать решения таких принципов, как максимизация выгоды и минимизация затрат, с духовной культурой, нравственными ценностями. В полной мере это относится к теории и практике предпринимательства.
Нравственно-философские принципы предпринимательства
Предпринимательство и глобальная этика
Список литературы
План:
Список литературы
1. Нравственно-философские принципы предпринимательства
На всех этапах развития экономической теории, представленных различными школами (меркантилизм, физиократы, классическая, историческая, маржиналистская и др.), решались вопросы об источниках богатства, происхождении и природе меновых пропорций, природе экономических отношений и систем. Вместе с тем предпринимались попытки связать решения таких принципов, как максимизация выгоды и минимизация затрат, с духовной культурой, нравственными ценностями. В полной мере это относится к теории и практике предпринимательства.
При изучении данных проблем следует обратить особое внимание на опыт России. Как известно, в России в конце XIX-начале XX в. широко развивалось высшее и среднее коммерческое образование. Тогда наряду с экономическими, естественно-научными, правоведческими дисциплинами были представлены курсы мировоззренческо-нравственной ориентации — психологической, религиозно-нравственной, эстетической.
Формирование и развитие рыночных отношений вызывают изменения в социальном бытии, в сознании и поведении субъектов этих отношений, в частности в их мировоззрении и нравственной позиции. Это наглядно проявляется в соотношении коммерческой выгоды и морального бескорыстия. Современный предприниматель должен цивилизованно решать это противоречие в своей деятельности: с одной стороны, расчетливость, достижение ясного понимания своей выгоды, умение ее достичь и закрепить, а с другой стороны, при мотивации нравственного аспекта своей
деятельности признание авторитета духовных ценностей, уважение к другому человеку, мотив бескорыстия, что определяет самоценность нравственных поступков и их результатов. Рыночные отношения предполагают сочетание этих принципов.
Основным элементом человеческой деятельности является общение — взаимодействие субъектов, предполагающее постоянный обмен как материальными ценностями, так и духовными, в частности информацией. Важнейшую сферу такого обмена представляет рынок, реал изучающий продукт в форме товара через спрос, предложение, цену, доказывающий свою социальную значимость через индивидуальное как диалектическое единство единичного и общего.
Предпринимательство в
целом выступает как
- предпринимательская активность - это функция средоструктурных факторов, ситуационных событий, определенных свойств личности;
- в предпринимательской
активности уровень
Можно сказать, что предпринимательство выступает как своего рода экономическое творчество. Мотивация предпринимателя ориентирована на успех, достижение, преодоление. Он включен в соревновательность, борьбу с конкурентом и самим собой, стремится к самостоятельному ведению дел. Исследуя тесные связи предпринимательства с инновационностью, известный экономист XX в. Й. Шумпетер пришел к заключению, что предприниматель является основным элементом экономического развития, а функция предпринимательства состоит в том, чтобы, используя факторы производства, ввести нововведения, благодаря чему происходит экономическое развитие.
Взаимоотношение социального и нравственного в бизнесе вызывает различные оценки экспертов. Так, по мнению известного американского экономиста М. Фридмена, роль этики в бизнесе определяется ролью предпринимателей в обществе, что характеризуется тезисом о «социальной ответственности». В соответствии с этим предприниматель не должен стремиться исключительно к коммерческой выгоде.
Анализ предпринимательской деятельности Фридмен основывает на трех основных постулатах:
попечительский долг предпринимателя по защите интересов тех, кому он служит;
сочетание личной и корпоративной выгоды у предпринимателя, способствующее ускоренному развитию общества;
сочетание личной свободы,
автономии, полезности, активизирующее
участие предпринимателя в
Эксперт Т. Маллиген, отвечая Фридмену, подчеркивает необходимость сочетания «социальной активности» с другими факторами. Тогда центральным моментом деятельности предпринимателя является его роль в защите и совершенствовании общества и окружающей среды, в том числе окружающей маркетинговой среды. Забота об улучшении географической, экономической, демографической среды, технологического окружения, политико-правовых, экологических, культурологических ситуаций
оказывают влияние на сегментацию рынка, покупательский спрос, принятие решений, поведение покупателей на рынке, маркетинговую деятельность в целом.
Следует отметить, что на тесную связь предпринимательства, хозяйственной деятельности с нравственностью указывали крупнейшие представители экономической теории и социологии А. Смит и М. Вебер.
А. Смит в своей теории
придал экономическим отношениям статус
автономии. Главными условиями процветания
государства он считал: господство
частной собственности, эффективные
отношения государства и
Экономистам больше известна книга Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». В среде философов популярна его работа «Теория нравственных чувств», где он раскрывает природу человеческих страстей и выделяет стремление человека оценить себя и других. Саму способность людей к нравственному переживанию Смит связывает с Божественным промыслом.
Современные исследователи обращаются к идеям Смита для поиска новых содержательных предпосылок экономической теории.
«Для А. Смита было
очевидно, что экономическая теория
должна быть погружена в общественно-
М. Вебер (1864-1920), ведущий представитель западной социальной философии и социологии XX в., в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма», исследуя связь хозяйственной жизни общества, материальных и духовных интересов различных социальных групп с религиозным сознанием, подчеркивает значение менталитета как основы экономического успеха. Главная методологическая идея Вебера — идея экономической рациональности — проводится через изучение структур
общества. По его мнению,
набожный предприниматель, ведущий
аскетический и ответственный образ
жизни, использует прибыль не для
личного потребления или
С.Н. Булгаков (1871 — 1944), русский философ и экономист, в работе «Философия хозяйства», оценив идеи Вебера, подчеркивает необходимость «понимания хозяйства как явления духовной жизни», что «открывает глаза на психологию хозяйственных мировоззрений». Отсюда возникают проблемы роли личности в хозяйственном творчестве, соотношение этики и эсхатологии и др.
Н.А. Бердяев, продолжая этот анализ, утверждает, что «если народы хотят духовно возродиться, то им придется вступить на путь аскетического самоограничения и одухотворения хозяйственной жизни». Заметим, что в русской классической культуре понятие хозяйства (его качество) было тесно связано с природной средой (как основы сущего); это является составной частью современного понимания качества жизни.
М Бюшер, специалист из швейцарского института экономической этики, отталкиваясь от указанных положений, классифицирует типы взаимоотношения экономической деятельности и этики (экономической этики) следующим образом:
- «отстраняющий» тип, сторонники которого относят этические факторы к внешним условиям экономической деятельности, не включая их в парадигму экономической теории;
- «аддитивный (дополняющий)» тип, представители которого применяют этические критерии к деятельности менеджеров и функционированию рынка, а саму науку объявляют нейтральной;
-«функциональный» тип,
сторонники которого
- «интегративный» тип, сторонники которого считают, что этику и экономическую теорию нельзя изолировать друг от друга, но этические основы экономической науки следует анализировать в рамках самой этой науки.
В связи с этим Бюшер отмечает, что философская задача состоит в том, чтобы выделить нормативные и социальные основы экономическо-хозяйственных процессов, учитывая определяющую роль культуры, ее ценностей и принципов.
В практике нашего общества необходимо учитывать все эти типы взаимодействия. На наш взгляд, наиболее реальным и осуществимым представляется «интегративный» тип. «Функциональный» тип открывает горизонты развития, побуждает к реализации
потенций человека и общества, повышает вероятность успеха в преодолении инерции. Именно он выступает методологической основой стимулирования эффективного профессионального труда предпринимателей и менеджеров и формирования социальной среды, в том числе маркетинговой, для отбора соответствующих специалистов.
Погруженность рынка в ментальность общества создает особый вид «рыночного сознания» — коммерческий стиль мышления (соотношение выгоды, утилитарности и уравнительности). Все это подводит к центральной проблеме научной дисциплины «этика бизнеса» — соотношению предпринимательства и духовной культуры, которая является одним из средств решения противоречий рынка и уравнительности.
Аксиологический аспект (теория ценностей) пронизывает все формы духовной культуры, в том числе философию и теорию морали. Именно аксиологические принципы служат основой этики бизнеса. К ценностям относятся те общезначимые принципы, которые определяют направленность человеческой деятельности.
Наиболее четко проблема ценностей представлена в философии И. Канта, противопоставившего сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Не имея собственного бытия, ценности суть требования, характеризуемые значимостью, обращением к цели, воле и т.д.
Духовность как специфическое человеческое качество характеризует мотивацию и смысл поведения и общения личности. Если в основе формирования духовности будет лежать только житейское, относительное, то человечество ждет духовная катастрофа.
Духовность — это позиция ценностного сознания, присущая нравственной, научной, философской, религиозной, художественной формам; это способ ценностной ориентации, регуляции человеческих отношений, в основе которых лежит гуманизм. Через формы ценностного сознания складываются ценностные ориентиры жизни — понятия добра и зла, долга и совести, справедливости и несправедливости, смысла жизни и смерти. Общезначимые ценности — та вершина, к которой должен стремиться индивид, если он хочет стать личностью. В течение многих тысячелетий это стремление поддерживалось религией.
Общезначимые ценности конкретизируются в групповых (например, профессиональных) и личных. Именно через них реализуются основные ценности и принципы жизнедеятельности специалиста, в частности предпринимателя.
В данном случае ценности выражаются в выборе того, что и как делать (полностью или частично заниматься делом). Данный выбор зависит от прошлого - накопленных знаний, воспитания, а также возможных последствий в будущем и осуществления в настоящем. Всегда имеется несколько вариантов решений, и предприниматель выбирает то, что считает правильным и важным, основываясь наличных ценностях, на собственной оценке.
Существуют различные варианты интерпретации личных ценностей и целей, оптимизирующих деятельность предпринимателей и менеджеров. Так, известные английские эксперты в области менеджмента М. Вудкок и Д. Френсис предлагают анализировать и осуществлять эти ценности через концепцию ограничений.
Под «ограничением» понимается фактор, сдерживающий потенциал и результаты работы системы - организации в целом, рабочей группы, одного человека. Для ускоренного развития и саморазвития необходимы изучение, осознание и преодоление ограничений, препятствующих успеху и личному росту.
Методологические рекомендации Вудкока и Френсиса позволяют разработать специальную шкалу альтернативных личных ценностей.
Предприниматель, которому не ясны его личные ценности, не имеет прочной основы для действий, его решения, как правило, носят спонтанный и сиюминутный характер, и партнерами такие действия могут восприниматься как необоснованные. Отсюда понятна важность приобщения людей к выработке ценностей, следствием чего будет возрастание компетентности, твердости, решительности и определенной солидарности в конкретных поступках. Ценности лежат и в основе поведения человека. В связи с