Философия предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:19, контрольная работа

Описание

На всех этапах развития экономической теории, представленных различными школами (меркантилизм, физиократы, классическая, историческая, маржиналистская и др.), решались вопросы об источниках богатства, происхождении и природе меновых пропорций, природе экономических отношений и систем. Вместе с тем предпринимались попытки связать решения таких принципов, как максимизация выгоды и минимизация затрат, с духовной культурой, нравственными ценностями. В полной мере это относится к теории и практике предпринимательства.

Содержание

Нравственно-философские принципы предпринимательства
Предпринимательство и глобальная этика
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

философия предпр..doc

— 70.00 Кб (Скачать документ)

этим повышение эффективности  деятельности предпринимателя в  нашем противоречивом, неупорядоченном  обществе предполагает систематическую коррекцию ценностных установок, прояснения и изменения ценностей. Например, оказать влияние на изменение ценностей других людей можно с помощью следующих способов:

нравственных назиданий  с опорой на авторитет;

личным примером;

невмешательством;

содействием в прояснении ценностей при выборе альтернативных решений.

2. Предпринимательство  и глобальная этика

       Субъектами  маркетинговой деятельности, как уже отмечалось, выступают не только  отдельные индивиды, но и организации, группы (корпорации).  Деятельность отдельных индивидов в корпорации и корпораций в целом также имеет нравственную, духовно-ценностную сторону. В целом корпоративизм - это система, связывающая интересы групп и государства через посредничество. Здесь происходит  взаимодействие обособления и соединения групповых интересов и действий.

В данном контексте в  управленческой деятельности  акцентируется  не субстанциальный, а функциональный подход.

Корпоративистское регулирование  является одним из  механизмов осуществления этих связей прежде всего на  трехстороннем уровне (работодатели, работники и государственные органы).

Этим объясняется их влияние на политическую, экономическую, правовую и общесоциальную среды.

Корпорацию можно рассматривать  как (механическую)  совокупность, собрание отдельных предпринимателей, менеджеров, работников. Для того чтобы корпорация участвовала в бизнесе, она должна обладать способностью к новациям, принятию решений по правилам логики, к поведению, поддающемуся  нравственно-ценностной оценке (творящему добро или совершающему  криминальные поступки). В связи с этим философами рассматриваются проблемы нравственной ответственности поведения личности в корпоративных структурах.

Корпорация выступает  и как субъект морали. Американский эксперт П. Френч считает, что каждая корпорация принимает структурное внутреннее корпоративное решение, что дает  возможность руководству трансформировать поступки отдельных работников в общую стратегию деятельности корпорации.

Коллективная ответственность  должна сочетаться с личным участием всех работников, что создает основу социального  партнерства, повышает роль духовно-нравственных ценностей. Отметим, что участие в корпоративных структурах маркетинговой  ориентации дает возможность тем, кто не желает обременять себя риском самостоятельного предпринимательства, хорошо работать,  хорошо зарабатывать и достойно жить.

В структурах корпораций или других социальных групп  ценностное взаимодействие реализуется прежде всего в форме  отношений между  личными взглядами и корпоративными, которые  варьируются от поддержки до несогласия. На это соотношение  оказывают влияние личные ценностные ориентации руководителя и неформального лидера группы, их мировоззрение в целом.

Опираясь на рекомендации Вудкока и Френсиса, можно выделить следующие типы таких отношений:

полная поддержка корпоративных  взглядов - оценивается как  идеальная  ситуация, все усилия работников направлены на  поддержание принятого в  корпорации подхода;

согласие с корпоративными взглядами - работник понимает позицию корпорации и проблем с ее поддержкой не возникает;

неспособность мириться с корпоративными взглядами - 

существуют различия между личными взглядами работника  и  корпоративными взглядами, но работник может мириться с подходом, принятым в корпорации. Есть возможность повлиять и на его взгляды, и на корпоративный подход, чтобы привести их к  состоянию согласия;

глубокое несогласие с корпоративными взглядами - наиболее сложная ситуация, ибо здесь от работника требуется  поддерживать взгляды, противоположные его личным ценностям. Он  должен сделать выбор: игнорировать эти взгляды или уйти из  корпорации. В решении подобных противоречий должны учитываться все личные ценности, описанные выше.

Проблемы общения людей  и прежде всего развития активности делового человека рассматриваются в знаменитых работах Д. Карнеги («Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» и др.), известного американского специалиста в области  человековедения. Его книги содержат набор правил достижения успеха в  жизни, опирающихся на культурно-этический контекст деятельности людей, развитие наук о человеке.

Интернационализация менеджмента, маркетинговой деятельности при  анализе микросреды, где она протекает, требует глубокого осмысления и  учета тех реальностей, которые  порождаются  мировым рынком, возрастанием конкуренции и взаимозависимости,  углублением международного разделения труда, развитием  транснациональных корпораций (ТНК) и транснациональных банков,  созданием международных систем массовой коммуникации и других факторов.

Развитие международного бизнеса обусловлено многими  причинами как отраслевого, локально-регионального  (производственные издержки, торговые барьеры, правовое регулирование и  др.), так и глобального характера (глобальные проблемы  человечества, «планетарное сознание», глобальная этика).

В свою очередь современное  мировое развитие характеризуется  интеграционными и дифференционными процессами. Несмотря на сложность  и противоречивость, интеграционные процессы в мире усиливаются, происходит становление нового, открытого мира, где взаимодействуют разные страны и культуры. На  процессы мирового развития в целом оказывает влияние формирующаяся глобальная информационная среда. Межличностное общение становится частью глобальной сети. Этот процесс носит  противоречивый характер: с одной стороны, усиливаются возможности  человека в реализации своей индивидуальности, а с другой - растет  унификация правил и норм, его мышления и поведения. Исполнительный директор корпорации IBM в Италии Э. Пресутти характеризует современный мир такими свойствами, как сложность, глобальность, субъективность, которые оказывают  влияние на изменения в международном бизнесе и требуют его  концептуального переосмысления.

Сложность проявляется  в ускорении и непредсказуемости  в мире, что затрудняет возможность контроля над ними. Возникают ранее немыслимые системы технологий, открывающие, с одной стороны, новые перспективы, а с другой - проблемы общения с ними.

Глобальность проявляется, в частности, в усилении  различных  видов взаимодействий всех сегментов мира, что создает  возможность действовать в любом из них, более эффективно  использовать достижения мировой науки, природные ресурсы. Вместе с тем все это порождает вовлеченность в глобальное соревнование.

Субъективность характеризует возрастающую потребность:  организаций - в ускоренной интеграции рынков и экономических систем с опорой на индивидов и индивидов — в активном участии в этих процессах.

Именно эти факты, по мнению Пресутти, рождают проблемы, которые невозможно решать на основе прошлого опыта, они  требуют новых подходов, новых моделей поведения и соответствующих регулятивов.

Усиление интеграционных процессов, стимулирование их, в том  числе бизнесом, вызывает качественные изменения в  обществе. Эксперты Ассоциации Европейской этики бизнеса (EBEN) говорят о формировании в Европе особого общества —  рыночного общества участия (PMS). Среди основных признаков такого общества выделяются два:

определяющая роль бизнеса  в его функционировании;

социальная ориентированность  предпринимательства.

Подобное общество конституируется  на основе  институционально не регламентированной системы отдельных инициатив  и предполагает реализацию индивидуального  и группового предпринимательства. Этика бизнеса из внешнего регулятива деловой жизни превращается в один из элементов ее сущности.

Основанием такого общества наряду с правом становится мораль. Это создает возможности для  реализации взаимодействия и развития носителей различных ценностей  и культур и тем самым для  существования самого общества. Если право создает формальные условия его функционирования, то мораль стимулирует осуществление свободы (в частности, свободы предпринимательства) во благо. Это задает направленность, смысл всех форм деятельности, определяет критерий выбора и оценки. Поскольку  предпринимательство играет в мире все более решающую роль, то 

необходимость моральной  направленности практики бизнеса не вызывает сомнения. Это относится  к сфере взаимоотношений между  субъектами бизнеса, в том числе  международного.

В реализации международного бизнеса (экспорт продукции, система соглашений по лицензированию, функционирование совместных предприятий, прямые инвестиции за границей)  важнейшую роль выполняют глобальные экономические структуры, прежде всего ТЫ К. В их деятельности реализуются все  аспекты предпринимательской макросреды - экономические,  политические, правовые, культурологические.

Остро актуальной в методологическом плане построения  общей теории бизнеса является проблема определения  глобальных корпораций, критериев и среды их деятельности. Так, в ООН еоднократно обсуждался вопрос о кодексе поведения ТНК.

При рассмотрении природы  ТНК учитывается соотношение  количественных и качественных характеристик, понятий целого и части. Количественные характеристики явно преобладают в  следующем определении: «Многонациональная корпорация  определяется как фирма, владеющая и управляющая предприятиями,  которые расположены более чем в одной стране».

Другие определения  предлагают более широкий набор  признаков-соотношений: страны принадлежности ТНК  («родительской» корпорации) и принимающих стран (имеющих филиалы ТНК), оборот филиалов в общем объеме коммерческой  деятельности ТНК в целом, квоты национальной принадлежности капитала, суммы зарубежных инвестиций и активов ТНК в целом, характер собственности и контроля за деятельностью филиалов, различные типы стратегической интенциональности мышления менеджеров

 (национализм, регионализм, глобализм). Американский эксперт Э. Кольде полагает, что «...в целом многонациональное предприятие представляет собой комплекс организационных и оперативных функций и институтов бизнеса в международном контексте».

Существует тенденция  считать характерным свойством  ТНК ее стремление использовать национальные рынки как части  единого мирового рынка. Поэтому ТНК стремится объединить  различные элементы своих управленческих, производственных,  бытовых структур с целью получения наибольшей выгоды от методов управления, «ноу-хау», использования производственных  мощностей, новой технологии в различных странах, координации финансовых операций. Тогда основным принципом, заложенным в транснациональные экономические структуры, будет: «единство через диверсификацию». Современный эксперт отмечает:  «Понятие транснациональной корпорации, как известно, включает  масштаб, долю рынка, эффективность, диверсифицированность по видам и географии бизнеса» .

Международный бизнес несет  корпоративную  ответственность  за решение глобальных проблем. Последние  становятся корпоративными ценностями, в которых конкретизируются ценности общечеловеческие. Например, при решении  экологических проблем необходимо учитывать проблемы  взаимоотношения биосферы и ноосферы. Вступление человечества в эпоху ноосферы потребует от него огромных усилий, и все большую роль будет играть экологический императив, т.е. осознанное  поведение людей, в том числе хозяйственно-экономическое,  согласованное с объективно необходимыми требованиями  стабильности окружающей среды.

В контексте морального измерения международного бизнеса  перед ТНК и конкретными предпринимателями встают проблемы определения инвестиций с точки зрения не только размера  прибыли, но и социально-экономической эффективности, решения  проблем окружающей среды, задач социального обеспечения,  поддержки соответствующих институтов, благотворительности и др.

В этом отношении характерна деятельность международных  религиозных  организаций и концептуальная ее оценка. 

Религиозно-нравственной направленностью характеризуются  все программы экуменического движения (движения за интеграцию христианских церквей), его основного координирующего органа - Всемирного Совета церквей. Экуменисты разработали принципы  «экономической этики» и настаивают на необходимости внедрения их в  практику международной жизни, в том числе бизнеса. Подобный  вариант глобальной этики основывается на библейском понимании  целостности сотворенного мира, религиозно-нравственной оценке всех его частей и ответственности за их состояние.

Реклама служит одним  из средств формирования массового  сознания, выработки у людей эмоционально-ценностных  представлений о реальности. В широком смысле - это часть культуры. Но как основное звено маркетинговых коммуникаций, характеризующая форму наличного представления и продвижения идей, товаров и  услуг, она выступает как коммерческая реклама. Реклама является средством, формирующим рыночное сознание, видом социальной коммуникации, синтезирует все аспекты языковых знаков. Все виды рекламы и ее конкретные задачи (создание благоприятного мнения, создание имиджа товара, товарной марки и др.) должны соответствовать таким принципам и целям, как оценка деятельности,  передача закодированной информации, формирование ценностей,  предписание определенного поведения, образа жизни и др.

Разумеется, через рекламу  передают все стороны  действительности, но многие свойства предпринимательства, особенно  негативные (возможность обмана, невыполнение обязательств,  разорение, проигрыш и т.п.), остаются за кадром. Все это актуализирует значимость соблюдения духовно-ценностных, мировоззренческих принципов этого бизнеса.

Информация о работе Философия предпринимательства