Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 19:35, контрольная работа
XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период наблюдается становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания.
Введение 3
1 Общая характеристика эпохи просвещения. 4
2 Утверждение принципов материализма, борьба с церковью. 7
Гуманизм просвещения.
3 Выдающиеся мыслители Просвещения. 11
Заключение 16
Список используемых источников. 17
Введение
1 Общая характеристика эпохи
просвещения.
2 Утверждение принципов материализма, борьба с церковью. 7
Гуманизм просвещения.
3 Выдающиеся мыслители
Просвещения.
Заключение
Список используемых источников.
XVII и XVIII века – это
время особых исторических
В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей. Крупнейшими мыслителями и идеологами этой эпохи стали : Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др., они разработали новые человеческие и общественные идеалы "просвещенной жизни" и оказали огромное влияние на развитие прогрессивной буржуазной идеологии.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой просвещения. Практически все французские философы этого столетия были просветителями. Идейными оппонентами просветителей выступали во Франции теологами, а сколько-нибудь значительных философских противников у них тогда не находилось. Собственно философские дискуссии развертывались лишь между представителями самого просвещения.
Просвещение как широкое
культурно-идеологическое
В социально-классовом
отношении французское
Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и Ш. Монтескье. К первому поколению просветителей относится также Мелье.
Их произведения способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей, творчество которых начало развертываться с середины сороковых годов. Виднейшие представители этого поколения - Ш. Ламетри, Д. Дидро, Кондильяк, Ж. Ж. Руссо, Тюрго, И. Гельвеций, П. Гольбах. Просветительские идеи, распространяемые собственно философскими произведениями, но также через художественную литературу и театр (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо были крупнейшими писателями). Пронизали духовную культуру Франции стали широким общественным достоянием.
Философским основанием
французского Просвещения было
материалистическое понимание
К числу важнейших достижений Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха следует отнести тот факт, что эти мыслители начали преодолевать такую существующую ограниченность предшествующих форм новоевропейского материализма, как механицизм и полностью освободились от другой серьезнейшей ограниченности последних метафизическо-
антидиалектического представления о низменности природы во времени.
Философская мысль
Просвещения находилась, по сути
дела, в постоянном движении, в
поиске, в открытии и опробовании
новых идей. Воззрения Вольтера
и Руссо, Ламетри и Дидро,
Гельвеция и Гольбаха, в большей
мере определяющих содержание
просветительской мысли,
2 УТВЕРЖДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МАТЕРИАЛИЗМА,
БОРЬБА С ЦЕРКОВЬЮ. ГУМАНИЗМ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
Начиная примерно с середины XVIII в. во Франции появляется плеяда мыслителей-просветителей, многие из которых были также и замечательными представителями философского материализма. Французский материализм XVIII в. - новая историческая ступень в развитии материалистической философии, существенно отличающееся от предшествующих материалистических учений.
Английский материализм XVII в. имел в значительной мере аристократический характер, его учение предназначалось для избранных. Напротив, французские материалисты несут свои идеи в широкие круги городского общества. Они излагают свои философские взгляды преимущественно в форме широкодоступных изданий.
Французские материалисты
опирались на широкое развитие
свободомыслия в Англии. Но английский
материализм не был
Французский материализм не просто продолжал традиции, порожденные общественно-историческим развитием Англии, Франции и Нидерландов, он развивал эти традиции дальше, выдвигал новые идеи. Для французских материалистов наряду с механикой опорой становятся также медицина, физиология, биология. Еще более оригинальны этические и общественно-политические взгляды французских материалистов. И в этой области они продолжают дело великих мыслителей Гоббса, Спинозы, Локка. Однако эти учения в значительной мере утрачивают в философии французских материалистов тот абстрактно-натуралистический характер,
какой они имели у писателей XVII века.
Философия французского материализма слагается из материалистического учения о природе и из учения о человеке и обществе. Зачинатель франц. материализма XVIII в. Жюльен - Офре Ламетри (1709-1751) в общей форме высказал почти все идеи, которые впоследствии были развиты, обогащены, конкретизированы Гельвецием, Дидро, Гольбахом, и др.
Ламетри доказывал,
что не только всякая форма
неотделима от материи, но и
всякая материя связана с
Материалистическое понимание природы несовместимо с допущением каких бы то ни было сверхъестественных причин. В природе могут быть лишь естественные причины и действия. Все возникающие с ней движения следуют постоянным и необходимым законам. Над всеми связями причин и действий в природы господствует строжайшая необходимость: природа во всех своих явлениях поступает необходимо, согласно своей сущности. Благодаря движению целое вступает в сношение со своими частями, а последние - с целым. Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и
следствий, непрерывно вытекающих
друг из друга. Материальные процессы
исключают какую бы то ни было случайность
или целесообразность. Так как
в природе все необходимо и
так как ничто из того, что в
ней находится, не может действовать
иначе, чем оно действует, то отсюда
Гольбах выводит отрицание
Учение о природе, получило
свое дальнейшее развитие в работах
выдающегося представителя
Как и другие представители французского материализма, Дидро исходит из положения о вечности и бесконечности природы. Природа никем не сотворена, кроме неё и вне её нет ничего.
Дидро был сторонником мысли о всеобщей чувствительности материи. Он не только выработал четкую формулировку этого учения, но, кроме того, опроверг обычно выдвигаемые против него аргументы. В “Разговоре Даламбера с Дидро” он доказывал, что признание того, что различие между психикой человека и животных обусловлено различиями в их телесной организации, не противоречит мысли о том, что способность ощущения есть всеобщее свойство материи.
Развивая этот взгляд,
Дидро наметил
рефлексах. По этой теории в
способах общения животных и людей
между собой нет ничего, кроме
действий и звуков. Животное - инструмент,
обладающий способностью ощущения и
памятью. Наши чувства- “клавиши”, по
которым ударяет окружающая нас
природа и которые часто
На основе материалистического учения о природе французский материализм выдвинул учение о зависимости всех форм знания и опыта, от ощущений, преобразующихся на более высокой ступени развития в формы мышления и умозаключения. Опытное по своему источнику знание имеет целью не отвлеченное постижение истины, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека. Дидро развил этот взгляд, учитывая роль техники и промышленности в эволюции мышления и познания. Условие возникновения всякого знания - возбуждение души, ощущение извне.
Французский материализм
представляет наивысшую ступень
философского материалистического
мышления домарксиской философии. Значение
его заключается в его борьбе
против религии и идеализма, в
защите, обосновании и дальнейшем
развитии материалистического
3 ВЫДАЮЩИЕСЯ МЫСЛИТЕЛИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
Самым выдающимся вождем умеренного крыла французского Просвещения был Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) – (1694–1778). Вольтер в сотрудничестве с Дидро и Даламбером активно участвовал в создании «Энциклопедии». Вольтер находился на позициях деизма – Бог является для Вольтера серводвигателем и законодателем Вселенной, ее высшим разумным творческим началом. Вольтер считал, что вера в Бога необходима как основа морали и узда для народных масс. Вольтер видит истоки религии в невежестве людей и в корыстных интересах церковников, которые применяют самые жестокие средства (инквизицию), чтобы в союзе с аристократией охранять свою власть и свои богатства.