Философия Просвещения XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 19:35, контрольная работа

Описание

XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период наблюдается становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания.

Содержание

Введение 3
1 Общая характеристика эпохи просвещения. 4
2 Утверждение принципов материализма, борьба с церковью. 7
Гуманизм просвещения.
3 Выдающиеся мыслители Просвещения. 11
Заключение 16
Список используемых источников. 17

Работа состоит из  1 файл

контрольная философия.docx

— 42.96 Кб (Скачать документ)

                                             СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                                               3

1  Общая характеристика эпохи просвещения.                                                4

2  Утверждение принципов материализма, борьба с церковью.                     7

Гуманизм просвещения.                                                                                    

3  Выдающиеся мыслители  Просвещения.                                                     11

Заключение                                                                                                         16

Список используемых источников.                                                                  17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ВВЕДЕНИЕ

 

 

XVII и XVIII века – это  время особых исторических изменений  в странах Западной Европы. В этот период  наблюдается становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания.

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш  разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.          Крупнейшими мыслителями  и  идеологами  этой  эпохи стали :  Вольтер,     Дидро,  Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др., они     разработали новые  человеческие и общественные идеалы "просвещенной жизни" и оказали огромное  влияние  на  развитие  прогрессивной буржуазной     идеологии.

    

            1  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой просвещения. Практически все французские философы этого столетия были просветителями. Идейными оппонентами просветителей выступали во Франции теологами, а сколько-нибудь значительных философских противников у них тогда не находилось. Собственно философские дискуссии развертывались лишь между представителями самого просвещения.

 Просвещение как широкое  культурно-идеологическое движение  общественной мысли впервые сформировалось  именно во Франции, где его  основные черты выразились с  классической точностью, последовательностью  и радикальностью. Зародившись в  середине десятых годов XVIII века , оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства, правления Людовика XV и Людовика XVI, при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержении монархии и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры 1793-1794гг.

 В социально-классовом  отношении французское Просвещение  представляло собой идеологическую  подготовку Великой Французской  революции. Подавляющее большинство  просветителей были идеологами  буржуазии, которая в качестве  экономически наиболее сильного  и политически наиболее зрелого  класса в составе “третьего  сословия” возглавила борьбу  угнетенных и эксплуатируемых  масс против феодально-абсолютического  строя. 

 Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и Ш. Монтескье. К первому поколению просветителей относится также Мелье.

 

Их произведения способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей, творчество которых начало развертываться с середины сороковых годов. Виднейшие представители этого поколения - Ш. Ламетри, Д. Дидро, Кондильяк, Ж. Ж. Руссо, Тюрго, И. Гельвеций, П. Гольбах. Просветительские идеи, распространяемые собственно философскими произведениями, но также через художественную литературу и театр (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо были крупнейшими писателями). Пронизали духовную культуру Франции стали широким общественным достоянием.

 Философским основанием  французского Просвещения было  материалистическое понимание природы  и места человека в ней, противопоставление  теологии и идеалистической “метафизике”. Вольтер в начале своей деятельности  и Монтескье опирались на материалистические  идеи декартовского учения о  природе и неоэпикуризма Гассенди. С середины 30-х годов внимание  французских философов начало  привлекать распространявшаяся  в списках рукопись “Завещание”  Мелье, где он в конце 20-х  годов выдвинул цельное материалистическое  понимание природы, опирающееся  как в онтологическом, так и  в гносеологическом плане на  картезианство и спинозизм. Вследствие  абстрактно-логической аргументации  и отсутствия естественнонаучного  обоснования материализм Мелье  не был достаточно сильным  оппонентом деизма, хотя и мог  стимулировать дальнейшие усилия  философской мысли в деле создания  последовательно материального  миропонимания, соответствующего  гносеологическо-методологическим  принципам Просвещения. 

  К числу важнейших достижений Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха следует отнести тот факт, что эти мыслители начали преодолевать такую существующую ограниченность предшествующих форм новоевропейского материализма, как механицизм и полностью освободились от другой серьезнейшей ограниченности последних метафизическо-

 

антидиалектического представления  о низменности природы во времени.

 Философская мысль  Просвещения находилась, по сути  дела, в постоянном движении, в  поиске, в открытии и опробовании  новых идей. Воззрения Вольтера  и Руссо, Ламетри и Дидро,  Гельвеция и Гольбаха, в большей  мере определяющих содержание  просветительской мысли, существенно  развивались на всем протяжении  их творческой деятельности. В  завершающих произведениях каждого  из великих просветителей заметны  плодотворные перспективы дальнейшего  продвижения философской мысли,  постановка новых проблем, ждущих  своего разрешения, указания на  пробелы в знаниях. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        2    УТВЕРЖДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МАТЕРИАЛИЗМА,

        БОРЬБА  С   ЦЕРКОВЬЮ.     ГУМАНИЗМ  ПРОСВЕЩЕНИЯ.

 

 

Начиная примерно с середины XVIII в. во Франции появляется плеяда мыслителей-просветителей, многие из которых были также и замечательными представителями философского материализма. Французский материализм XVIII в. - новая историческая ступень в развитии материалистической философии, существенно отличающееся от предшествующих материалистических учений.

  Английский материализм XVII в. имел в значительной мере аристократический характер, его учение предназначалось для избранных. Напротив, французские материалисты несут свои идеи в широкие круги городского общества. Они излагают свои философские взгляды преимущественно в форме широкодоступных изданий.

 Французские материалисты  опирались на широкое развитие  свободомыслия в Англии. Но английский  материализм не был единственным  теоретическим источником для  французских философов. Другим  важным источником были для  них механический материализм  физики Декарта, а также материалистическое  учение Спинозы о природе, субстанции  и ее атрибутах, о человеке, о душе и ее отношении к  телу.

  Французский материализм не просто продолжал традиции, порожденные общественно-историческим развитием Англии, Франции и Нидерландов, он развивал эти традиции дальше, выдвигал новые идеи. Для французских материалистов наряду с механикой опорой становятся также медицина, физиология, биология. Еще более оригинальны этические и общественно-политические взгляды французских материалистов. И в этой области они продолжают дело великих мыслителей Гоббса, Спинозы, Локка. Однако эти учения в значительной мере утрачивают в философии французских материалистов тот абстрактно-натуралистический характер,

 

какой они имели у писателей  XVII века.

Философия французского материализма слагается из материалистического  учения о природе и из учения о  человеке и обществе. Зачинатель франц. материализма XVIII в. Жюльен - Офре Ламетри (1709-1751) в общей форме высказал почти все идеи, которые впоследствии были развиты, обогащены, конкретизированы Гельвецием, Дидро, Гольбахом, и др.

 Ламетри доказывал,  что не только всякая форма  неотделима от материи, но и  всякая материя связана с движением.  Лишенная способности движения, косная материя есть лишь абстракция. Субстанция в конечном счете  сводится к материи, в природе  которой не только способность  к движению, но и всеобщая потенциальная  способность к чувствительности  или ощущению. Вопреки учению  Декарта Ламетри не только  стремился доказать одушевленность  животных, но вместе с тем указывал  на материалистический характер  самой одушевленности - животных  и человека. Хотя для нас, утверждал  Ламетри, в настоящее время  еще не понятен механизм посредством  которого материя наделяется  свойством ощущения, но несомненно, что все наши ощущения обусловлены  связью чувства - при посредстве  нервов - с материальным веществом  мозга. Поэтому никакое ощущение  и никакое изменение уже имеющего  ощущения не могут возникнуть  без специфического изменения  в соответствующем органе чувственного  восприятия.

Материалистическое понимание  природы несовместимо с допущением каких бы то ни было сверхъестественных причин. В природе могут быть лишь естественные причины и действия. Все возникающие с ней движения следуют постоянным и необходимым  законам. Над всеми связями причин и действий в природы господствует строжайшая необходимость: природа  во всех своих явлениях поступает  необходимо, согласно своей сущности. Благодаря движению целое вступает в сношение со своими частями, а последние - с целым. Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и 

следствий, непрерывно вытекающих друг из друга. Материальные процессы исключают какую бы то ни было случайность  или целесообразность. Так как  в природе все необходимо и  так как ничто из того, что в  ней находится, не может действовать  иначе, чем оно действует, то отсюда Гольбах выводит отрицание случайности. В вихре пыли, поднятом бурным ветром, как бы он нам ни казался хаотичным, нет ни одной молекулы пыли, которая  расположена случайно; каждая молекула имеет определенную причину, в силу которой она в каждый момент занимает именно то место, где она находится. Из теории всеобщего детерминизма Гольбах  выводит и отрицание порядка  и беспорядка в природе. Идеи порядка  и беспорядка субъективны и представляют собой лишь нашу оценку необходимой  и объективной ситуации.

Учение о природе, получило свое дальнейшее развитие в работах  выдающегося представителя французского материализма - Дени Дидро (1713-1784), Дидро  прошел путь от этического идеализма  и деизма до материализма в учении о бытии, в психологии, в теории познания, а также до атеизма в  вопросах религии.

Как и другие представители  французского материализма, Дидро исходит  из положения о вечности и бесконечности  природы. Природа никем не сотворена, кроме неё и вне её нет ничего.

Дидро был сторонником  мысли о всеобщей чувствительности материи. Он не только выработал четкую формулировку этого учения, но, кроме  того, опроверг обычно выдвигаемые  против него аргументы. В “Разговоре Даламбера с Дидро” он доказывал, что признание того, что различие между психикой человека и животных обусловлено различиями в их телесной организации, не противоречит мысли  о том, что способность ощущения есть всеобщее свойство материи.

 Развивая этот взгляд, Дидро наметил материалистическую  теорию психических функций, во  многом предвосхитившую новейшее  учение о 

рефлексах. По этой теории в  способах общения животных и людей  между собой нет ничего, кроме  действий и звуков. Животное - инструмент, обладающий способностью ощущения и  памятью. Наши чувства- “клавиши”, по которым ударяет окружающая нас  природа и которые часто ударяют  по самим себе.

На основе материалистического  учения о природе французский  материализм выдвинул учение о зависимости  всех форм знания и опыта, от ощущений, преобразующихся на более высокой  ступени развития в формы мышления и умозаключения. Опытное по своему источнику знание имеет целью  не отвлеченное постижение истины, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека. Дидро развил этот взгляд, учитывая роль техники и промышленности в  эволюции мышления и познания. Условие  возникновения всякого знания - возбуждение  души, ощущение извне.

Французский материализм  представляет наивысшую ступень  философского материалистического  мышления домарксиской философии. Значение его заключается в его борьбе против религии и идеализма, в  защите, обосновании и дальнейшем развитии материалистического миропонимания, которое в трудах представителей этого философского течения приняло  новую, более четкую историческую форму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  3 ВЫДАЮЩИЕСЯ МЫСЛИТЕЛИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

 

 

Самым выдающимся вождем умеренного крыла французского Просвещения  был Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) – (1694–1778). Вольтер в сотрудничестве с Дидро и Даламбером активно участвовал в создании «Энциклопедии». Вольтер находился на позициях деизма – Бог является для Вольтера серводвигателем и законодателем Вселенной, ее высшим разумным творческим началом. Вольтер считал, что вера в Бога необходима как основа морали и узда для народных масс. Вольтер видит истоки религии в невежестве людей и в корыстных интересах церковников, которые применяют самые жестокие средства (инквизицию), чтобы в союзе с аристократией охранять свою власть и свои богатства.

Информация о работе Философия Просвещения XVIII века