Философия Просвещения XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 19:35, контрольная работа

Описание

XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период наблюдается становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания.

Содержание

Введение 3
1 Общая характеристика эпохи просвещения. 4
2 Утверждение принципов материализма, борьба с церковью. 7
Гуманизм просвещения.
3 Выдающиеся мыслители Просвещения. 11
Заключение 16
Список используемых источников. 17

Работа состоит из  1 файл

контрольная философия.docx

— 42.96 Кб (Скачать документ)

Сын чиновника Франсуа  Мари Аруэ, Вольтер учился в иезуитском колледже «латыни и всяким глупостям», был отцом предназначен к профессии юриста, однако предпочёл праву литературу; начал свою литературную деятельность во дворцах аристократов в качестве поэта-нахлебника; за сатирические стишки в адрес регента и его дочери попал в Бастилию . Был избит дворянином, которого осмеял, хотел вызвать его на дуэль, но вследствие интриги обидчика, снова очутился в тюрьме, был освобождён с условием выезда за границу; уехал в Англию, где прожил три года (1726—1729), изучая её политический строй, науку, философию и литературу.

Вернувшись во Францию, Вольтер издал свои английские впечатления под заглавием «Философские письма»; книга была конфискована (1734), издатель поплатился Бастилией, а Вольтер бежал в Лотарингию, где нашёл приют у маркизы дю Шатлэ (с которой прожил 15 лет). Будучи обвинён в издевательстве над религией (в поэме «Светский человек»), Вольтер снова бежал, на этот раз в Нидерланды.

В 1746 Вольтер был назначен придворным поэтом и историографом, но, возбудив недовольство маркизы де Помпадур, порвал с двором. Вечно, подозреваемый в политической неблагонадёжности, не чувствуя себя во Франции в безопасности, Вольтер последовал (1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736) находился в переписке, и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображённым Вольтером в «Диатрибе доктора Акакия»), был вынужден покинуть Пруссию и поселился в Швейцарии (1753). Здесь он купил имение около Женевы, приобрёл затем ещё два имения: Турнэ и — на границе с Францией — Ферней (1758), где жил почти до самой смерти. Человек теперь богатый и вполне независимый, капиталист, ссужавший деньгами аристократов, землевладелец и в то же время владелец ткацкой и часовой мастерских, Вольтер — «фернейский патриарх» — мог теперь свободно и безбоязненно представлять в своём лице «общественное мнение», всемогущее мнение, против старого, доживавшего свой век социально-политического порядка. Ферней стал местом паломничества для новой интеллигенции.

 Дружбой с Вольтером гордились такие «просвещённые» монархи, как Екатерина II, как Фридрих II, возобновивший с ним переписку, как Густав III шведский. В 1774 Людовика XV сменил Людовик XVI. В 1778 Вольтер — восьмидесятичетырёхлетний старик — вернулся в Париж. Где и прожил до своей смерти.

Являясь сторонником сенсуализма английского философа Локка, учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», Вольтер был вместе с тем противником французской материалистической философии, в частности барона Гольбаха.

В вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли — в

нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму. Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь» . В этом труде Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. В многочисленных статьях он даёт яркую и остроумную критику религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, обличает преступления, совершенные христианской церковью. Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство.

  Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы». Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое невежество.

Критика религии. Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «уничтожьте подлую». Вольтер обрушивался и на иудаизм, и на христианство изъявляя впрочем своё уважение к личности Христа, с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал «Завещание Жана Мелье», священника-социалиста XVII века, не щадившего слов для развенчания клерикализма.

В 1722 году Вольтер пишет антиклерикальную поэму «За и против». В этой поэме он доказывает, что христианская религия, предписывающая любить милосердного Бога, на самом деле рисует Его жестоким тираном, «Которого мы должны ненавидеть». Тем самым Вольтер провозглашает решительный разрыв с христианскими верованиями:

-«В этом недостойном образе я не признаю Бога, Которого я должен чтить… Я не христианин»

По социальным воззрениям Вольтер — сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера). Печатая «Завещание» Мелье, Вольтер выкинул всю его острую критику частной собственности, считая её «возмутительной». Этим объясняется и отрицательное отношение Вольтера к Руссо, хотя в их взаимоотношениях и имелся налицо личный элемент.

Убеждённый и страстный  противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Просвещённый монарх — его политический идеал, который Вольтер воплотил в ряде образов: в лице Генриха IV (в поэме «Генриада»), «чувствительного» царя-философа Тевкра (в трагедии «Законы Миноса»), ставящего своей задачей «просветить людей, смягчить нравы своих подданных, цивилизовать дикую страну», и короля дон Педро (в одноимённой трагедии), трагически погибающего в борьбе с анархическими феодалами во имя принципа, выраженного Тевкром в словах: «Королевство — великая семья с отцом во главе. Кто имеет другое представление о монархе, тот виновен перед человечеством».

Вольтер, как и Руссо, иногда склонялся к защите идеи «первобытного  состояния» в таких пьесах, как  «Скифы» или «Законы Миноса», но его «первобытное общество» (скифов и сидонцев) не имеет ничего общего с нарисованным Руссо раем мелких собственников-хуторян, а воплощает собою общество врагов политического деспотизма и религиозной нетерпимости.

Связанный, своими политическими, религиозно-философскими и

социальными воззрениями  ещё довольно крепко с «старым  порядком», Вольтер в особенности  своими литературными симпатиями крепко врос в аристократический XVIII век Людовика XIV, которому он посвятил своё лучшее историческое сочинение — «Siècle de Louis XIV». Незадолго до своей смерти, 7 апреля 1778 года, Вольтер вступил в парижскую масонскую ложу Великого Востока Франции — «Девять сестёр». При этом в ложу его сопровождал Бенджамин Франклин (в то время — американский посол во Франции). Вольтер в области драматической поэзии был последним крупным представителем классической трагедии.

Правозащитная деятельность.  В 1762 году Вольтер начал кампанию по отмене приговора протестанту Жану Каласу, который был казнен по обвинению в убийстве своего сына. В итоге Жан Калас был признан невиновным и были оправданы остальные осужденные по этому делу.

Отношение к евреям. В своем «Философском словаре» Вольтер писал: «… вы обнаружите в них (евреях) только невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и при этом их же обогащают… Тем не менее не следует их сжигать». Луи де Бональд писал: «Когда я говорю, что философы доброжелательно относятся к евреям, из их числа нужно исключить главу философской школы XVIII века Вольтера, который всю свою жизнь демонстрировал решительную неприязнь к этому народу…»

Библиотека Вольтера. Библиотека Вольтера насчитывает 6 тысяч 814 томов и является национальным достоянием России. Она была куплена в 1778 году Екатериной II у племянницы и наследницы Вольтера. В 1779 году на специальном корабле библиотеку доставили в Санкт-Петербург. Первоначально она была размещена в Эрмитаже. При Николае I доступ к ней был закрыт. В 1861 году по распоряжению Александра II библиотека

Вольтера была переведена в Императорскую публичную библиотеку.

 

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Философия XVIII века ушла в прошлое. Высшее её достижение - просветительский материализм - был “снят” идеалистической диалектикой начала XIX века, с тем чтобы затем быть восстановленным в своих правах уже в новой форме и совсем в иных условиях социально - классовой борьбы. К этому добавляют, что с не меньшим правом XVIII столетие должно носить имя века Разума, века Просвещения.

 Французские просветители  подняли престиж философии на  небывалую прежде высоту и  утвердили взгляд на философский  разум как высшую инстанцию  при решении всех вопросов, волнующих  человечество. С позиции разработанной  ими новой философии они произвели  громадное переосмысление мировоззренческой  проблематики и принципов социальной  жизни людей. Свободомыслие в  самом широком значении этого  слова приобрело у просветителей  поистине революционный размах  и революционную остроту. 

 В лоне французского  Просвещения произошло эпохальное  изменение социальной ориентированности  новоевропейского материализма, английские  основоположники которого были  сторонниками королевского абсолютизма,  идеологами аристократии. Во Франции  материализм был преобразован  так, что стал служить обоснованию  решительной борьбы с феодализмом,  и его революционный характер  вскоре выступил наружу.

 

 

 

 

 

 

                      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

 

1  Асмус В.Ф. Историко-философские этюды.[Текст]:// М., Мысль, 1984,

318 с.

2 История диалектики XIV – XVIII вв. под редакцией Каменского З.А. [Текст]://  М., Мысль, 1977, 355 с.

 3 Муравьев Ю.А. Ги Бесс. Жан-Жак Руссо. Вопросы философии № 1, [Текст]://  1991.

4 История французской литературы под редакцией Анисимова И.И. Мокульского С.С. Смирнова А. [Текст]:// А. Москва-Ленинград, Академия Наук СССР, 1946, 811 с.

5   Спиркин А.Г. Философия:  [Текст]:// Учебник.- М.:Гардарики,2001.-816с.

Лукинин А.В.Электронного СМИ   [Электронный ресурс]:// Режим доспупа

http://lib.ru/~moshkow/

   

 

 
   
     

 


Информация о работе Философия Просвещения XVIII века