Философия Шеллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:50, контрольная работа

Описание

Понятие «природа» занимает особое положение в ряду наиболее значимых и широко используемых философских категорий. Этот термин имеет несколько интерпретаций и в философии употребляется в трёх значениях (широком, узком, специальном), каждое из которых, даже если оно непосредственно и не оговаривается, обычно вытекает из контекста. Так, употребляя данное понятие в широком смысле, им обозначают всё сущее, весь мир во всём его многообразии форм.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Исследования Шеллинга………………………………………………………5

2. Философия природы Шеллинга…………………………………………….....6

3. Фундаментальные принципы и идеи натурфилософии Шеллинга………....7

4. Влияние натурфилософии Шеллинга на естествознание ХIХ в…………...12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список используемой литературы……………………………………………...17

Работа состоит из  1 файл

Философия Шеллинга.doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)


 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Исследования Шеллинга………………………………………………………5

2. Философия природы Шеллинга…………………………………………….....6

3. Фундаментальные принципы и идеи натурфилософии Шеллинга………....7

4. Влияние натурфилософии Шеллинга на естествознание ХIХ в…………...12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список используемой литературы……………………………………………...17


Введение

 

Понятие «природа» занимает особое положение в ряду наиболее значимых и широко используемых философских категорий. Этот термин имеет несколько интерпретаций и в философии употребляется в трёх значениях (широком, узком, специальном), каждое из которых, даже если оно непосредственно и не оговаривается, обычно вытекает из контекста. Так, употребляя данное понятие в широком смысле, им обозначают всё сущее, весь мир во всём его многообразии форм. Другой, более узкий контекст понимания природы стал складываться с прошлого столетия в результате подходов к осмыслению проблем возникновения жизни на Земле, а также в связи с осознанием человеком своего особого положения в окружающем его мире. В этом смысле термин «природа» сузился до вполне определённого объёма и стал охватывать лишь ту часть объективной реальности, которая в 1802 г. Французским учёным Ж. Ламарком предшественником Ч.Дарвина была названа биосферой, т.е. «областью жизни» [1. с. 180]. Наконец, специфический (специальный) контекст употребление термина «природа» состоит в том, что в философии зачастую возникает необходимость выявить суть, основное содержание того или иного предмета, тела, существа и т.п. Понятие «природа» здесь имеет вполне конкретное значение, раскрывающее корни, фундаментальные начала того, о чём идёт речь. Речь идёт о природе данного объекта или явления в том смысле, что устанавливается его сущность, а также связь с остальной объективной реальностью – природой в широком смысле слова.

Философское учение о природе, которое существовало с древнейших времён вплоть до ХIХ в. Называется натурфилософией. Натурфилософия не опирается на строгие естественнонаучные знания [2. с. 470]. Натурфилософия смотрит на мир исходя из природы.

В своей работе я рассматриваю натурфилософию Шеллинга. И сегодня наследие Шеллинга сохраняет свою актуальность. Ведь его идеи обращены к человеку: будь един со своей природой, как окружающей тебя, так и внутренне тебе присущей.

Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими выдающимися философами как И.Г Фихте и Ф. Шиллинг. Оба стремились преодолеть квантовское противопоставление феномена и наумена., обосновав познавательную активность в некотором едином принципе – в абсолютном я (Фихте) и в абсолютном тождестве бытия и мышления (Шеллинг). Последний дал тонкий анализ категорий диалектики, в частности свободы, необходимости, тождества, единого и многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической диалектике. Его изыскания в области философии природы оказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Исследования Шеллинга

 

Содержание работы Шеллинга “Философия искусства” было хорошо известно немецкой интеллигенции на рубеже XVII-XIX вв., т.е. почти в самый разгар романтического движения в Германии. Труд Шеллинга составляет определенную часть этого движения и вместе с тем является целым этапом в развитии немецкой классической эстетики от Канта до Гегеля. Общеизвестно влияние Шеллинга на эволюцию искусства и литературы, а также эстетической мысли Франции, Англии, России и других стран.

В своих исследованиях Шеллинг опирается на национальные философско-эстетические традиции, в особенности на доктрины Канта, Шиллера и Фихте. Так, он усваивает и пересматривает кантианский принцип автономии эстетического, тезис Фихте о том, что эстетическое “делает трансцендентальную точку зрения общей”; он полностью приемлет концепцию возвышенного Канта-Шиллера, а в рассуждениях о различии античного и современного искусства исходит из шиллеровской концепции наивной и сентиментальной поэзии. В конце концов переход Шеллинга от субъективно-идеалистической философии Фихте к объективному идеализму произошел под воздействием Шиллера.

У Шеллинга социально-политическая и эстетическая программа романтизма нашла наиболее систематизированное и обобщенное выражение.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Философия природы Шеллинга

 

В своих гипотезах Шеллинг очень часто запутывался в противоречиях. Он разворачивает панораму существовавших тогда точек зрения на то, что такое природа. Философ выдвигает новое понимание природы как ступени, предшествующей духу, как целостности организующей сама себя и организуемой не из принципов привносимых извне (из интеллекта или из моральной воли), а из принципов, заключённых в ней самой. Природа духовна, она обладает душой.

Шеллинг кладёт в основание своей философии не бесконечную активность морального сознания, а абсолютное тождество субъекта-объекта, непосредственное единство идеального и реального, существующего в природе бессознательно и достигающего сознания в разуме [2. с. 37].

Шеллинг нередко называл свою философскую систему исторической или генетической философией, призванной раскрыть генезис природных процессов и сознания. Приняв в исходном пункте первоначальное тождество субъекта и объекта, Шеллинг вводит идею прогрессирующего развития, как в натурфилософию, так и в учение о сознании. Дух проходит у Шеллинга ряд состояний от своего бессознательного существования в природе, до осознания воплощения в разуме. Дух развёртывается в природе, а природа воплощает его в себе. Самосознание – основной фактор развития научно-теоретического и философского знания. Развертывание продуктивных потенций природы неразрывно связанно с развитием форм самосознания духа. Восхождение природы по ступеням организованности дополняется в философии Шеллинга восхождением духа к самому себе [2. с. 42].

 

 

 

 

 

3. Фундаментальные принципы и идеи натурфилософии Шеллинга

 

Шеллинг ставит перед собой задачу – задачу построения натурфилософии, т.е. философского постижения объективной природы.

Фундаментальным принципом натурфилософии Шеллинга является принцип развития через поляризацию.

“Каждая действительность уже предполагает раздвоение. Там, где существуют явления, существуют и противоположные силы. Следовательно, учение о природе предполагает в качестве непосредственного принципа всеобщую двойственность, а для того чтобы понять её – всеобщее тождество материи. Истинным нельзя считать ни принцип абсолютной неразличённости ни принцип абсолютного тождества, истина заключается в соединении того и другого.” [6. с. 101].

Ведущий принцип натурфилософии – свести всю природу к полярности, к дуализму сил. Все природные процессы раздваиваются; их изначальное тождество поляризуется, а противоположные процессы должны быть поняты как тождественные. Природа пронизана полярными процессами: материя обусловлена силами притяжения и отталкивания, магнетизм – полярностью полюсов, электричество - противоположностью положительного и отрицательного электричества, химические процессы – противоположностью таких соединений, как кислород и радикал, кислота и щелочи, жизнь – полярностью возбудимости торможения, сознание – противоположностью субъекта и объекта.

Развитие через поляризацию есть основной принцип развития природы и духа. Из исходного недифференцированного состояния возникают полярные противоположности. Суть развития и состоит в прогрессирующей дифференциации и превращение различий в полярность, их преодолении и постижении их тождества. В конечном счете, различие между полярными противоположностями оказывается у Шеллинга чисто количественными. Оно не только растворяется в абсолютном тождестве, но и не ведёт к чему-либо качественно новому. По сути дела и развитие здесь сведено лишь к нарастанию того, что уже ранее предпослано и существовало в недифференцированном виде [2. с. 39].

Другой фундаментальной идеей натурфилософии Шеллинга была идея единства или взаимосвязи магнетизма, электричества и химических процессов.

Природа рассматривалась им как многообразие и единство сил и процессов. Предвосхитив открытия в электрохимии, сделанные Дэви, в электромагнетизме – Эрстедом и Фарадеем, Шеллинг выдвинул идею, нашедшую подтверждение в естествознании его времени – идею единства сил природы. Явление химического сродства он объяснил их электрической природой, то нашло своё опытное подтверждение в открытиях Дэви и Берцелиуса.

Х.К. Эрстед, воодушевлённый философией природы Шеллинга, обнаружил магнитные свойства электричества, а позднее Фарадей показал возникновение электрического тока при изменении магнитного поля.

За полярностью увидеть единство – такова основная посылка натурфилософии Шеллинга. За альтернативными теориями в физике увидеть их взаимосвязь – такова натурфилософская посылка в анализе конкурирующих теорий, в частности, корпускулярной и волновой теории света. “Когда я утверждаю материальность света, я не исключаю этим противоположного мнения, а именно, что свет есть феномен движущейся среды… Насколько мне известно, как сторонники Ньютона, так и сторонники Эйлера признаются, что каждая из этих теорий сталкивается с определёнными трудностями, отсутствующими в другой. Разве не лучше было бы, поэтому рассматривать эти мнения не как противоположные, как это делалось до сих пор, а как взаимно дополняющие и таким образом соединить преимущества обоих в одной гипотезе?” [6. с. 98].

В этих идеях натурфилософия Шеллинга обогнала естествознание своего времени.

Третьей основополагающей идеей натурфилософии Шеллинга была идея развёртывания противоположных сил в природе.

На первой ступени – магнетизм – противоположности заключены ещё в одном теле, на второй ступени – электричество – противоположности разделяются между различными силами, между которыми возникает напряжение, на третьей ступени – химизм – возникает полярность между телами, взаимодействие между которыми завершается возвратом к недифференцированному состоянию. Согласно, Шеллингу, природа деятельна, правда, её деятельность бессознательна, и уже поэтому она способна к развитию. Это значит, что развитие трактуется им теологически, как направленное на осуществление некой цели и объединяемое этой целью. Идея развития, введённая в философию природы Шеллингом, означает, что во всех формах неорганической и органической природы существует момент цели, к которой направляется развитие. Каждая из природных форм в той или иной мере соответствует этой цели, тем самым уровни развития определяются Шеллингом не временем, не положением во временной последовательности, не предыдущими моментами, а исключительно большей или меньшей адекватностью идее цели [2. с. 40].

Динамический взгляд Шеллинга на природу, при всём своём телеологизме и при всей своей непоследовательности, повлёк за собой утверждение принципов динамического атомизма. Подвергнув критике механистический материализм и теорию дальнодействия в физике, Шеллинг отождествил атомы с силами, материальный субстрат с физическими силами. Материя представляла собой, по Шеллингу, систему атомов – сил. Каждое действие природы индивидуализировано. Каждый атом обладает индивидуальным обликом, вносит нечто индивидуальное в природу и оказывается совокупностью простых действий, а не мёртвым продуктом.

Ещё одной фундаментальной идеей натурфилософии Шеллинга было понимание природы как органической целостности на всех уровнях её развития – от индивидуального организма до природы в целом. Организм как целое поставлен в центр натурфилософии Шеллинга.

И эта идея стала всеоживляющим принципом всей натурфилософии. Органицистское миропонимание приводило к тому, что жизнь и её особенности оказывались свойством всего сущего. Идея организма, универсалистики расширения до всего космоса, позволила осмыслить природу как нечто живое, текучее, подвижное, изменчивое, наполненное силами и превращениями, произрастающее из своих собственных оснований, развёртывающиеся в ряде метаморфозов и вместе с тем сохраняющее свою целостность.

Сама эта идея, хотя и возникла в биологических исследованиях К.Ф.Вольфа, И.Ф.Блуменбаха и др., обрела в натурфилософии характер мифа, поскольку идея доведённая до крайнего предела и применённая ко всему космосу теряет свою связь с опытом.

В натурфилософии Шеллинга она превращается в миф о «мировой душе».

В рамках органицистского миропонимания Шеллинг рассматривает любой организм как «в себе замкнутую систему», материю – как продукт жизни, а природу в целом – как целостность систем, где каждая подсистема обладает собственной, особой функцией. В объяснении жизни Шеллинг не приемлет ни витализм, ни механицизм. У него жизнь не нечто устойчивое, а постоянное изменение – разрушение и восстановление тех процессов, которые её образуют. Благодаря внутренним противоречиям природа поднимается на новый уровень своей организации, а жизненность из бессознательного состояния переходит на уровень осознанности, а затем достигает своего высшего пункта и высшей цели - духа. Природа рассматривается Шеллингом как продуктивность, как развёртывание ступеней продуцирования, как деятельность, превращающая потенции сначала в неорганические, а затем в органические процессы, как восхождение от низших форм организованности к высшим – к организму и к человеку. Однако, в силу телеологизма и мифологичности натурфилософии Шеллинга, органицистское миропонимание в конечном итоге приводит к утверждению о духовности природы. Природа обладает органической целостностью лишь благодаря идее, благодаря воплощению в ней разума. Сама она в состоянии лишь намекнуть, возбудить идею целесообразности, и лишь в той мере, в какой она возбуждает эту идею, она и представляет собой организованную целостность. Таким образом, телеологизм философского мировоззрения Шеллинга привёл к тому, что природа сама по себе лишь лишилась у него органической целостности, её жизненность и органичность обусловлены лишь организмической целостностью духа – мировой душой.


4. Влияние натурфилософии Шеллинга на естествознание ХIХ в.

магнетизм

Натурфилософия Шеллинга, благодаря своему генетическому подходу к природе, природным формообразованиям и процессам, оказала большое влияние на естественные науки ХIХ в. Так, химик К.Ф. Шейнбейн, открывший озон и развивший учение об аллотропии и изомерии, связывал его с идеей Шеллинга об актуальном и потенциальном состояниях. Известно, что И.Я. Берцелиус, хотя и отрицательно относился к динамической натурфилософии Шеллинга, всё же признавал в ней предчувствие новых открытий: «Умозрительная философия некоторых немецких школ, будучи распространена на естественно-научные теории, создала не без определённого предчувствия истины, новую систему, которую называли динамической».

Информация о работе Философия Шеллинга