Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:50, контрольная работа
Понятие «природа» занимает особое положение в ряду наиболее значимых и широко используемых философских категорий. Этот термин имеет несколько интерпретаций и в философии употребляется в трёх значениях (широком, узком, специальном), каждое из которых, даже если оно непосредственно и не оговаривается, обычно вытекает из контекста. Так, употребляя данное понятие в широком смысле, им обозначают всё сущее, весь мир во всём его многообразии форм.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Исследования Шеллинга………………………………………………………5
2. Философия природы Шеллинга…………………………………………….....6
3. Фундаментальные принципы и идеи натурфилософии Шеллинга………....7
4. Влияние натурфилософии Шеллинга на естествознание ХIХ в…………...12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список используемой литературы……………………………………………...17
Наибольшим влиянием натурфилософия Шеллинга пользовалась у биологов. Им импонировало, что жизнь трактуется здесь как фундаментальное свойство всей природы, причём жизнь достигает своего уровня духовности вместе с формированием человеческого организма. Их, биологов, организмическая установка была воспринята в натурфилософии и проецировалась на всю природу. Земля – целостный организм, который полон беспокойной энергии превращений, материя – отпечатление и отложение духа, в неё бьётся пульс полярных сил.
Для Л. Окена – одного из наиболее известных последователей Шеллинга природа – невидимый дух, а дух – невидимая природа. Согласно Окену, в человеке заключены все органы природы как целого и поэтому он (человек) находит себя во всём. Окен ищет единства природы на путях осмысления единства человеческого организма, считая человека завершением развития природы и совершенным выражением её организации. Пантеизм приводит Окена не только к одухотворению всей природы, но и к превращению её в воплощение идей Бога. Идея организованности природы означала, что не допускается ни хаоса в природе, ни существования случайных процессов. Для Окена Бог – это свет, данный человеку физически благодаря эфиру.
Согласно И.-Ф. Блуменбаху, природа обладает влечением к формообразованию, которое находит своё выражение в биологическом росте, но и в формостановлении, в развёртывании морфологических форм организмов и их внутренней структуры. Психологи и медики, которых было немало среди последователей натурфилософии Шеллинга, обратили внимание на такие феномены психической жизни как бессознательное (К.Г. Карус), на психические болезни (Г.Г. Шуберт).
Крупнейший физик ХIХ в. Эрстед был известным в натурфилософом. В своей книге «Дух в природе» (1849 - 1850) он развивал шеллингианское понимание природы.
В отечественном естествознании защитником «динамического атомизма» Шеллинга был М.Г. Павлов, который усматривал в натурфилософии «основания физики» (так называемый его главный труд).
Натурфилософия Шеллинга была одним из истоков исторической геологии. Х. Стеффенс – норвежский геолог – связывал с натурфилософией исторический подход как к геологическому развитию Земли, так и к развитию форм органической жизни, приводящей к возникновению индивидуальности, воплощённой в человеке.
Со временем в развитии шеллингианской школы всё более и более усиливается критика научного знания, растёт тяга к мистическому, иррациональному истолкованию натурфилософии. Эта линия с наибольшей силой представлена в работах Й. Герреса, К. Эшенмайера, Ф. Баадера. Так, Й. Геррес видит в индивидуальном организме сомообъективацию космического целого. Натурфилософия превращается у него в органомию, т.е. в описание форм органической жизни, которое строится не с помощью рационального знания, а мифологических прообразах (света и тьмы, огня и воды, мужского и женского). По Эшенмайеру и Баадеру следует перейти от рационализма в натурфилософии к вере в сверхъестественное, которая для одного представлена в теологии, для другого - в теософии. Последователи шеллингианской натурфилософии усиливают мистицизм и иррационализм, символизм в понимании как природы, так и душевной жизни человека, в частности, снов и бессознательного, трактуя даже историю как органический процесс, рассматривая его под углом зрения складывания целостности социально-политических норм, их тотальности [2. с. 45].
Заключение
На первых порах натурфилософия Шеллинга, хотя и мыслилась как умозрительная физика, как спекулятивное постижение внутренней конструкции природы, строящееся над эмпирическим естествознанием, была вовлечена в проблемы, волновавшие учёных того времени, обобщающая достижения естественных наук и смогла поставить перед ними ряд новых задач, не обсуждавшихся учёными. Источником натурфилософии Шеллинга во многом послужили достижения физики, химии и биологии того времени, в частности, исследования различных видов электричества, попытка понять связь химических и электрических процессов, электричества и магнетизма. Шеллинг осмысляет эволюцию жизни от её простейших до самых сложных форм [2. с. 38].
Натурфилософия мыслилась Шеллингом как априорное и одновременно базирующееся на опыте знание о природе, как дедукция всех явлений природы из абсолютной предпосылки – абсолютного тождества духа и природы, а сама дедукция как развёртывание различных потенций природы, их осознание и превращение в организованные сознательные силы природы [2. с. 38].
“Корнем и сущностью природы является то, что связывает бесконечную возможность всех вещей с действительностью особенных и потому составляет вечное стремление к зачатию и его первопричину. Поэтому если мы до сих пор рассматриваем лишь раздельные стороны этой самой совершенной из всех органической сущности, одновременно представляющей собой возможность и действительность всех вещей (раздельные стороны, в которых она является – свет и материю), то теперь нам открывается доступ к истинной сердцевине при снятии покровов с органической природы, посредством которого мы, в конце концов, доберёмся до самого совершенного познания в разуме божественной природы как неразличённости, в которой все вещи в равной мере находятся как одно, а эта оболочка, в которую закутывается акт вечного продуцирования, растворяется в сущности абсолютной идеальности. Наивысшее наслаждение для души добраться с помощью науки до созерцания самой совершенной, удовлетворяющей гармоники, познание которой настолько превосходит всё другое, насколько целое предпочтительнее части, сущность лучше единичного, основание познания прекраснее самого сознания” [5. с. 484].
Список используемой литературы
1. Асмус В.Е. Вопросы теории и истории эстетики //М:Искусство, 2010.
2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2011.
3. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма //М., 2009.
4. Карпинская Р.С. Философия природы: Коэволюционная стратегия. – М.: Интерпракс, 2009.
5. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга //М:Наука, 2010.
6. Ожёгов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1993.
7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2011.
8. Шеллинг Ф.В.Й. Идеи к философии как введение в изучение этой науки. – СПб.: Наука, 2008.
9. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. – М.: 1987. Т1.
10. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства //М:Мысль, 1966.
Размещено на A
17