Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:52, реферат
Сократ - великий античный мудрец,- стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Его имя стало нарицательным. О
Введение 3
1 Биография 3
2 Его призвание. 10
3 Предмет философии по Сократу. 10
4 Мастерство диалога 11
5 “Сократический” метод. 12
6 «Даймон» Сократа 17
7 Истина, мудрость нравственность. 21
8 Государственные формы Сократа 23
9 Смерть Сократа 25
10 Заключение 28
11 Список использованной литературы 29
По словам Ксенофонта, «божественный голос» (даймонион) давал Сократу указания относительно того, что ему следует делать и чего не следует. Основываясь на этом «голосе», Сократ будто бы давал советы друзьям, которые всегда оправдывались. Таким образом, по Ксенофонту, Сократ предвидел будущее и признавал за собой дар пророчества. Иное о даймонионе Сократа сообщает Платон. У последнего ничего не говорится ни о предсказаниях, ни о велениях божества, обращенных к Сократу, ни о каких-либо советах друзьям. У Платона сократовский даймонион — явление более сложное и редкое. «Началось у меня это с детства, — заявляет Сократ в «Апологии» Платона, — возникает какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня оттого, что я бываю, намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет. Вот этот-то голос и возбраняет мне заниматься государственными делами».
У Ксенофонта сократовский даймонион и отвращает от чего-либо, и побуждает (склоняет) к чему-либо. У Платона даймонион только отвращает (отговаривает), но никогда не склоняет. Сообщение Ксенофонта дает некоторое основание для трактовки даймониона Сократа как голоса совести и разума, или как здравого смысла. Сообщение же Платона, напротив, на первый взгляд, во всяком случае, не дает каких-либо явных поводов для подобной трактовки. Надо полагать, что сократовский даймонион (называемый также «божественным знамением») у Платона означает некое обостренное предчувствие, некое «шестое чувство», или сильно развитый инстинкт, который каждый раз отвращал Сократа от всего того, что было для него вредным и неприемлемым. Оказывается, что и бездействие «привычного знамения» многозначительно: если «божественное знамение» не останавливает Сократа и не запрещает ему что- либо говорить и делать, тем самым оно молчаливо склоняет его к этому либо же предоставляет полную свободу действия.
Отсюда можно сделать вывод, что между ксенофонтовской и платоновской характеристиками даймониона Сократа нет столь существенного различия, как принято считать. Это и позволяет трактовать даймонион Сократа в рационалистическом духе, т.е. в качестве метафорического обозначения голоса собственных совести и разума, или же аллегорического выражения собственного здравого смысла. Тем не менее, подобная интерпретация верна лишь отчасти.
Дело в том, что даймонион Сократа основан на иррациональной вере в божество, на допущении тесной связи внутреннего «голоса» с вне и независимо существующим божеством. Это обстоятельство придает сократовскому даймониону новую черту, новое измерение и заставляет предполагать, что даймонион — это своего рода полумифологическое и полуметафорическое выражение всеобщего (истинного и объективного), содержащегося во внутреннем мире человека, в его разуме и душе. «Ведь и душа есть нечто вещее», — говорит Сократ в «Федре». Поэтому Сократ не только осознает присутствие в себе даймониона, но и живо его представляет, чувствует и переживает как некую высшую реальность, как божественное знамение. Отсюда напрашивается вывод насчет феномена Сократа, его даймония: хотя Сократ не может выразить всеобщее в слове, в рациональном определении, тем не менее, он (как и его собеседник Лахес) чувствует, что искомое общее понятие (например, мужество) имеется в нем. То, что не удается Сократу выразить в словах и понятийных определениях, он улавливает как «божественный голос», звучащий в нем самом, исходящий из глубин его души, его разума и совести. «Божественное» в душе и есть, согласно Сократу, даймонион.
Согласно
духу учения Сократа, выбор образа действия,
сообразованного с требованиями
нравственного всеобщего
Телеология Сократа выступает
в крайне примитивной форме.
Органы чувств человека, согласно этому
учению, своей целью имеют выполнение
определенных задач: цель глаз - видеть,
ушей - слушать, носа - обонять и т.п. Равным
образом боги посылают свет, необходимый
людям для зрения, ночь предназначена
богами для отдыха людей, свет луны и звезд
имеет своей целью помогать определению
времени. Боги заботятся о том, чтобы земля
производила пищу для человека, для чего
введен соответствующий распорядок времен
года; более того, движение солнца происходит
на таком расстоянии от земли, чтобы люди
не страдали от излишнего тепла или чрезмерного
холода и т.п.
Истина, мудрость нравственность.
Истина и нравственность для
Сократа - понятия совпадающие.
“Между мудростью и
Добродетель, т. е. познание того, что есть благо могут достичь лишь “благородные люди”. “Земледельцы и другие, работающие весьма далеки от того, чтобы знать самих себя... Ведь они знают лишь то, что надлежит телу и служит ему... А потому, если познание самого себя есть закон разума, никто из этих людей не может быть разумным от знания своего призвания”. Как жестко Сократ отделят один класс от другого таков характер его религиозно – этического учения. Добродетель, так же как и знания, согласно его учению, является привилегией благородных (“неработающих”). Он обожал аристократию, его учение о незыблемости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса. Сократовская проповедь добродетели имела политическое назначение. Он сам говорит о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц, способных приняться за политическую деятельность. При этом политическое воспитание афинского гражданина велось им в таком направлении, чтобы подготовить восстановления политического господства аристократии, вернуться к "заветам отцов".
Основными добродетелями Сократ считает:
1.сдержанность - как укрощать страсти
2.мужество - как преодолеть опасность
3.справедливость - как соблюдать божественные и человеческие законы.
Все
это человек приобретает путем
познания и самопознания. Сократ
ведет беседы о храбрости, благоразумии,
справедливости, скромности.
Государственные формы Сократа
Сократ был непримиримым
Сократ
беседует о храбрости, благоразумии,
справедливости, скромности. Он хотел
бы видеть в афинских гражданах людей
храбрых, но скромных, не требовательных,
благоразумных, справедливых в отношениях
к своим друзьям, но отнюдь не к
врагам. Гражданин должен верить в
богов, приносить им жертвы и вообще
исполнять все религиозные
Сократ наметил так же
Как я уже говорила, Сократ - противник афинской демократии. На место вопроса о космосе, вопроса о человеке со всеми его связями он ставит антропозитизм. Сократ претендовал на роль просветителя. Он же враг изучения природы (вмешательства в дело богов). Задача его философии - обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание природы - безбожное дело.
По Сократу, сомнение ведет
к самопознанию, затем к пониманию
справедливости, права, закона, зла,
добра. Он же сказал, что познание
человеческого духа - вот главное.
Сомнение ведет к
Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.
Но то, чего не сделал сам
Сократ, сделала за него история.
Она хорошо потрудилась над тем, чтобы
каталогизировать одни его высказывания
как этические, другие - как диалектические,
одни - как идеалистические, другие - как
стихийно-материалистические, одни - как
религиозные, другие — как еретические.
Его признавали "своим" самые разные
идеологические течения, ему в вину ставились
философские односторонности и однобокости,
в которых Сократ не мог быть повинен.
Те критерии, которыми мы идеологически
расчленяем философию нового времени
на различные школы и направления, Сократу,
а тем более к его предшественникам, неприменимы.
Смерть Сократа
После свержения тирании тридцати и восстановления в Афинах демократии Сократ был обвинен в безбожии. Обвинение исходило от трагического поэта Мелета, богатого кожевника Анита и оратора Ликона. В диалоге «Менон» Платон сообщает, что Анит, демократ, изгонявшийся из Афин тридцатью тиранами и участник их ниспровержения, выказывает крайнюю неприязнь перед софистами, говоря, что «софисты—это очевидная гибель и порча для тех, кто с ними водится» Когда Сократ, приведя в пример заурядных детей выдающихся афинян, высказывает уверенность, что «добродетели обучить нельзя» Анит грубо его обрывает, после чего Сократ с горечью замечает, что Анит думает, что и он, Сократ, подобно софистам губит людей, В диалоге «Эвтифрон» Сократ говорит случайно встреченному им Эвтифрону, что некий Мелет, человек, по-видимому, молодой и незначительный, написал на него,
Сократа,
донос, где обвиняет его в
том, что он развращает