Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 18:33, контрольная работа
Целью написания данной контрольной работы является рассмотрение основных философских взглядов Сократа и его философского метода, целью которого было приведение собеседника к самостоятельному нахождению истины.
В контрольной работе я рассматриваю религиозные взгляды Сократа, его понятие о загробной жизни, о добродетели, рассматриваю самопознание в понимании Сократа, решение вопроса бытия в его философии, сократовскую концепцию знания и познания, его политико-правовые взгляды.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА ............…………………………………….…… 4
1.1. Становление философских взглядов Сократа ………………….…...……. 4
1.2. Демон Сократа ……………………………………………………………… 8
1.3. Самопознание в понимании Сократа ……………………………………..9
1.4. Добродетель в понятии Сократа …………………………………………. 10
1.5. Сократовская концепция знания и познания ……………………………. 12
1.6. Религиозные взгляды и понятие о загробной жизни ……………………..14
1.7. Политико-правовые взгляды Сократа …………………………………… 18
1.8. Вопрос бытия в философии Сократа …………………………………….. 20
2.Философский метод Сократа ……………………………………………….. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….
3
1. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
............…………………………………….…… 4
1.1. Становление философских взглядов Сократа ………………….…...……. 4
1.2. Демон Сократа ………………………………………………………………
8
1.3. Самопознание в понимании Сократа ……………………………………..9
1.4. Добродетель в понятии Сократа ………………………………………….
10
1.5. Сократовская концепция знания и познания ……………………………. 12
1.6. Религиозные взгляды и понятие о загробной жизни ……………………..14
1.7. Политико-правовые взгляды
Сократа …………………………………… 18
1.8. Вопрос бытия в философии Сократа ……………………………………..
20
2.Философский метод Сократа ………………………………………………..
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……...……………… 27
ВВЕДЕНИЕ
Сократ – великий античный мудрец, "олицетворение
философии", как
назвал его К. Маркс, – стоит у истоков
рационалистических и просветительских
традиций европейской мысли. Слава, которой
Сократ удостоился еще при жизни, легко
пережила целые эпохи и, не померкнув,
сквозь толщу двух с половиной тысячелетий
дошла до наших дней. Сократом интересовались
и увлекались во все времена. От века к
веку аудитория его собеседников изменялась,
но не убывала. И сегодня она, несомненно,
многолюднее, чем когда бы то ни было. Сократ
открыл мораль. Афиняне до Сократа были
нравственными, а не моральными; они жили,
руководствуясь обычаями и разумно приноравливаясь
к обстоятельствам. Сократ показал, что
существует добро как таковое. Он поставил
знак равенства между совершенством человека,
его добродетелью и знанием.
Целью написания данной контрольной
работы является рассмотрение основных
философских взглядов Сократа и его философского
метода, целью которого было приведение
собеседника к самостоятельному нахождению
истины.
В контрольной работе я рассматриваю религиозные
взгляды Сократа, его понятие о загробной
жизни, о добродетели, рассматриваю самопознание
в понимании Сократа, решение вопроса
бытия в его философии, сократовскую концепцию
знания и познания, его политико-правовые
взгляды. Будет выяснено, что составляющими
сократовского метода являются ирония
и майевтика.
Темами философии Сократа были злободневные
проблемы его времени, актуальные и ныне:
добро, зло, любовь, счастье, честность
и т.д. Обращение к Сократу во все времена
было попыткой понять себя и свое время.
И мы, при всем своеобразии нашей эпохи
и новизне задач, не исключение.
1. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
1.1. Становление философских взглядов Сократа
Сократ – великий античный
мудрец, основатель собственной школы,
по сути своей был скептиком, но не
вынуждал других принимать свою точку
зрения, а особым способом, задавая
вопросы, заставлял каждого человека
выразить свою собственную философию.
В центре внимания Сократа был
человек. Но он рассматривается Сократом
как нравственное существо. Поэтому
философия Сократа—это
Необходимо несколько слов сказать о времени,
в котором жил Сократ. Современная ему
афинская демократия утеряла свои простые,
суровые и красивые идеалы, которые были
в первой половине 5 века до н.э. В это время
Афины жили грабительскими войнами, демократия
вырождалась. Сократ же в самой гуще народа
вел беседы, и своими с виду простыми вопросами
ставил в тупик сторонников демагогического
режима: аристократы считали его простолюдином,
который много себе позволяет, а демократы
боялись его хлесткого разоблачения. Однако
Сократ был слишком популярен. Его бесконечные
споры до поры до времени терпели, но в
399 г. до н.э. "демократические" власти
судили философа и вынесли вопиющий судебный
приговор - первый в Афинах смертный приговор
за отвлеченные идейные разногласия.
Ему принадлежит выдающееся место в истории
моральной философии и этики, логики, диалектике,
политических и правовых учений. О жизни
и деятельности Сократа - одного из величайших
философов Древней Греции - можно узнать
лишь по произведениям его современников
и учеников, в первую очередь Платона,
потому что сам Сократ письменных источников
после себя не оставил. Но влияние, оказанное
им на прогресс человеческого познания,
ощущается до наших дней. Он навсегда вошел
в духовную культуру человечества.
В центре сократовской мысли - тема человека,
проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей
и пороков, права и долга, свободы и ответственности,
личности и общества.[1] И сократовские
беседы - поучительный и авторитетный
пример того, как можно ориентироваться
в чаще этих вечно актуальных вопросов.
Переход от натурфилософии к моральной
философии, связанный с именем Сократа,
произошел не сразу. Первоначально, как
это видно из платоновского "Федона",
молодой Сократ был охвачен настоящей
страстью к познанию природы, к исследованию
причин земных и небесных явлений, их возникновению
и гибели.
Сократ действительно явился тем мыслителем,
который в хаотической путанице софистики
отделил истинное от неистинного, свет
от темноты. Почва, на которой он стоит,
у него с софистами общая. И его принципом
является отрицательная власть субъективного,
не обусловленная никаким внешним объектом,
свободная от ограниченного и определенного,
которые считаются прочной реальностью
непосредственного сознания; человек
также у него относится только к самому
себе; он также, по его мнению, имеет критерий
реальности в себе самом. Однако Сократ
значительно отличается от софистов тем,
что для него таким критерием является
не отдельное, а всеобщее сознание, сознание
истинного и доброго, что он определяет
разумную, абсолютную цель, содержание,
хотя и продиктованное мышлением, но тем
не менее сущее в себе и для себя, устойчивое,
субстанциальное добро, как сущность субъективности.
По мнению Сократа, софисты, вместо того
чтобы учить своих учеников действительному
знанию вещей, лишь потешаются над людьми.
Они, например, в разговоре употребляли
какое-нибудь слово то в одном, то в другом
смысле, запутывали таким образом человека,
ставили его в глупое положение и находили
в этом для себя забаву. Сомнение – «я
знаю то, что ничего не знаю», – должно
было, по учению Сократа, привести к самопознанию
– «познай самого себя». Только таким
индивидуалистическим, путем, учил он,
можно прийти к пониманию справедливости,
права, закона, благочестия, добра и зла.[2]
В центре сократовской мысли – тема человека,
проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей
и пророков, права и долга, свободы и ответственности,
общества. Согласно Плутарху, Сократ рассматривал
подходящим для учения любое место, поскольку
весь мир является школой благодетельности.
Сократ увидел, что человек внутренне
"не пуст". Отсюда и знаменитое "Познай
самого себя". Мудрец Сократ говорил,
что глупость не в том, чтобы мало знать,
а в том, чтобы не знать самого себя и думать,
что знаешь то, чего ты не знаешь. Внутренний
закон, которому подчиняется человек,
отличается от законов природы, он возвышает
человека над его собственной ограниченностью,
заставляет мыслить: "сам бог обязал
человека жить, занимаясь философией".
Философия – вот истинный путь к Богу.
Философия – это своего рода умирание,
но умирание для земной жизни, это подготовка
к освобождению бессмертной души из ее
телесной оболочки. Дух и концепция Сократа
обретает самостоятельное существование.
Сократ не боялся смерти, поскольку человек
не есть простой элемент природы. Человеческое
бытие не дано человеку изначально, он
может только сказать "я знаю только
то, что ничего не знаю". Человек может
самостоятельно прийти к пониманию своей
причастности общему идеальному началу,
которое обще всем людям. В центре учения
Сократа - человек, поэтому его философию
называют началом первого антропологического
поворота в истории философской мысли.
Сам Сократ не оставил сочинений, он не
брал денег со своих учеников, не заботился
о семье. Главной задачей своей жизни он
считал обучение человека мышлению, умению
находить в себе глубинное духовное начало.
По его собственным словам, он был приставлен
к афинскому народу как овод к коню, чтобы
тот не забывал думать о своей душе.
Сократ говорил, что главная задача мудрости
в том, чтобы различать
добро и зло; то же самое и мы, в чьих глазах
нет безгрешных, должны сказать об умении
различать пороки, ибо без этого точного
знания нельзя отличить добродетельного
человека от злодея. Среди других прегрешений
пьянство представляется Сократу пороком
особенно грубым и низменным. Он считал,
что в других пороках больше участвует
ум; существуют даже пороки, в которых,
если можно так выразиться, имеется оттенок
благородства, есть пороки, связанные
со знанием, с усердием, с храбростью, с
проницательностью, с ловкостью и хитростью,
но что касается пьянства, то это порок
насквозь телесный и материальный. Поэтому
самый грубый из всех ныне существующих
народов - тот, считал Сократ, у которого
особенно распространен этот порок. Другие
пороки притупляют разум, пьянство же
разрушает его и поражает тело.
1.2. Демон Сократа
Известно, что Сократ считал,
будто его сопровождает некий демон (гений),
который, по сведениям Платона, дает ему
советы, останавливает его, когда он хочет
совершить "неправильный" поступок,
а по мнению Ксенофона, активно побуждает
его к действиям. Одни исследователи видят
в демоне Сократа метафору, которой он
иронически прикрывал свои собственные
совесть, разум или здравый смысл; другие
— просветленное чувство, просветленное
внутреннее чутье или инстинкт; третьи
— выражение внутреннего откровения или
проявление религиозного энтузиазма;
четвертые — «чудовищный» феномен, при
котором инстинкт и сознание (их функция)
заменяют друг друга; пятые — свидетельство
того, что внутреннему миру каждого присуща
трансцендентность.[3] Гегель, уделивший
демону Сократа значительное внимание,
связывает его с неспособностью греков
принимать решение, руководствуясь внутренними
побуждениями. Оракул – это способ передачи
решения "внешнему факту". Демон Сократа,
по мнению Гегеля, – это "оракул, который
вместе с тем не представляет собой чего-то
внешнего, а является чем-то субъективным,
есть его оракул". Речь идет о процессе
проекции вовне внутреннего решения и
одновременно формирования умственных
действий и внутреннего плана сознания
через усвоение индивидом внешних действий
с предметами и социальных форм общения.
Плутарх, например, объяснял феномен сократовского
демона тем, что душа, проникая в плоть,
становится иррациональной. Наиболее
же чистая, рациональная, интеллектуальная
часть души у некоторых как бы остается
над телом, поднимаясь вверх над головой
человека. Интеллект у таких людей как
бы оказывается вне плоти и говорит с телом
извне.
Сократ отождествил благо со знанием,
но ведь и сам Сократ стал нравственным
символом для поколений вовсе не потому,
что в своей жизни он руководствовался
доводами рассудка, но только благодаря
своему демону.
1.3. Самопознание в понимании Сократа
Хотя стремление к самопознанию
было свойственно ранней греческой
философии, лишь Сократ сделал формулу
мудрости – "Познай самого себя",
основной частью своего учения. Сократ
видел задачу философии в исследовании
этико-познавательной сферы человеческой
жизни и деятельности. Сократ считал,
что человек более всего
1.4. Добродетель в понятии Сократа
В центре всего сократовского
философствования стоят вопросы
о нравственных добродетелях, моральных
качествах человека. По существу своему
учение Сократа – это философия
морали, этика.
Добродетель, по Сократу,- это божественный
разум, доступный, и то не полностью, лишь
философскому уяснению в понятиях. Обычно
же люди только мнят, что знают, и их мнения
в большинстве случаев мало чем отличаются
от простого незнания. Но есть, считал
Сократ, и истинные мнения, которые находятся
как бы между знанием и незнанием. Мнение,
если оно истинно, ведет к правильным действиям
и добродетельным поступкам. Истинное
мнение, так же как и знание, руководя человеком,
направляет его к верной цели и удерживает
в границах добродетели. Такое истинное
мнение и соответствующая ему добродетель
доступны человеку, и он может при необходимых
условиях им научиться.
Регулирующая роль знания, по Сократу,
безусловна и абсолютна: "...нет ничего
сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает
и удовольствия, и все прочее" Этически
сориентирована и его теория познания,
гносеология. Нравственно-этический смысл
человеческих поисков истины и овладения
знанием предопределяется тем, что истоки
знания и нравственности восходят, по
Сократу, к богам. Мерой человеческой добродетели
оказывается мера его приобщения к божественной
мудрости, и процесс познания приобретает
характер морального действия, нравственного
акта. Обозначенный Сократом путь познания
и есть его школа добродетели.
Истинное познание – познание посредством
понятий – доступно, по сократовской концепции,
лишь немногим, мудрецам, философам. Но
и им доступна не вся мудрость, но лишь
незначительная часть ее. Мудрость есть
знание, но человек не в силах знать все.
"...Человеку,– говорил Сократ, – невозможно
быть мудрым во всем. Следовательно, что
кто знает, в том он и мудр". Но эта человеческая
мудрость, по Сократу, немного стоит, по
сравнению с божественной мудростью. Сократовской
этике в заметной мере присуще характерное
для античных представлений сближение
незнания с безумием.
Сократ различил четыре вида добродетели:
благоразумие, праведность, стойкость,
воздержание. Некоторые, однако, называют
благоразумие скорее основой, то есть
началом добродетелей. Ведь благоразумие
– это само познание нравов, которое, как
свидетельствует трактат по этике, называется
знанием добра и зла, то есть оно есть само
различение благого или злого, что и нужно
называть благим или злым само по себе. Действительно,
благо и зло, проистекающие только из самих
себя, называются так собственно и субстанциально,
поскольку они самостные добродетели
или пороки. Но некоторые случайно и через
иное. Например, поступки, получающиеся
в результате наших деяний, хотя сами собой
безразличные, называются, однако, добрыми
или злыми, судя по намерению, из которого
они исходят. Оттого часто, что одно и то
же деяние, совершенное разными людьми
или одним и тем же человеком в разное
время и с разными умыслами, называется
добрым или злым. Они называются добрыми
или злыми субстанциально, на основании
их собственной природы, поскольку извечно
пребывают несмешанными, ибо то, что единожды
благо, никогда не сможет стать злом и
наоборот; следовательно, различение их
– как благого и злого – называется благоразумием.
Ведь такое различение, поскольку оно
может быть свойственно равно как порочным,
так и добрым людям не имеет заслуги: и
никоим образом оно прямо не называется
добродетелью, или наилучшим расположением
духа. Сократ обнаружил, что люди употребляют
некоторые понятия, считая их к тому же
самыми важными, но не могут дать себе
в них отчета. Это понятия, получившие
впоследствии название нравственных (справедливость,
мужество и др.). Люди не знают, что они
означают. И сам Сократ при самом тщательном
исследовании не может найти ничего в
мире, что соответствовало бы этим понятиям.
1.5. Сократовская концепция знания и познания
Сократ считал, что знание
божественно, и только оно возвышает
человека и уподобляет его богам.
Большинство же людей, считал он, чурается
знаний и руководствуется случайными
влечениями и переменчивыми чувствами.
"Большинство,– говорил Сократ,– считает,
что знание не обладает силой и не может
руководить и начальствовать: потому-то
(люди) и не размышляют о нем. Несмотря
на то что человеку нередко присуще знание,
они полагают, что не знание им управляет,
а что – либо другое: иногда страсть, иногда
удовольствие, иногда скорбь, иной раз
любовь, а чаще – страх. О знании они думают
прямо как о невольнике: каждый тащит его
в свою сторону" - повествует Платон.
В противоположность этому мнению большинства
Сократ отстаивал принцип всеобщего господства
разума – в природе, в отдельном человеке
и в человеческом обществе в целом. В природе
это проявляется как гармония и целесообразность
во всем мироздании; в отдельном человеке
как господство разумной души над природным
и неразумным телом; в обществе – как господство
разумных законов и установлений, как
правление знающих. Игнорирование этого,
отклонение от правильного пути являются,
по Сократу, следствием незнания. Боги
в концепции Сократа остаются источником
всех знаний, однако в процессе сократовской
рационализации по существу меняется
сам статус богов: из мифологических существ
они во многом превращаются в категории
философии и теории познания. Высшим проявлением
божественной заботы о людях является
разумность человека. Ксенофонт писал:
"Они,– говорит Сократ о богах,– вложили
в нас разум, посредством которого мы судим
о предметах ощущения и, передав их памяти,
узнаем, что и как полезно, и вообще придумываем
средства наслаждаться полезным и избегать
вредного. Они дали нам способность передачи,
посредством которой, именно – посредством
слова, мы наделяем друг друга всем хорошим,
составляем общества, издаем законы и
пользуемся государственной жизнью"
Но подобная философская рационализация
богов в тех условиях господства мифологических
представлений должна была неизбежно
оставаться поверхностной и ограниченной:
философия еще долго сосуществовала с
мифом, пользуясь его арсеналом, рационализируя
и модифицируя его представления. Можно
даже сказать, что довольно длительное
время античная философия была своеобразной
рационалистически стилизованной мифологией.
Об этом отчетливо свидетельствуют воззрения
не только Сократа и его философских предшественников,
но и позиция такого его знаменитого последователя,
как Платон, в творчестве которого дальнейшая
рационализация мифа сопровождается философским
мифотворчеством.
Истинное познание, согласно Сократу,
исходит от бога и приводит к нему. Таковы
условия и границы возможной и допустимой
автономии человеческого познания. Четко
было обозначено Сократом и единственно
верное, по его мнению, направление усилий
человека – познание и действование на
основе знания. Истинный путь человеческого
познания состоит, по Сократу, в том, что
бы уразуметь божественную мудрость, управляющую
всеми делами.[5]
Эта сократовская концепция знания и познания
существенно отличается от широко распространенной
тогда традиционно-мифологической веры,
которая отвергала всякое суетное мудрствование
о богах, и от модной позиции софистов
с их скептическим отношением к богам
и субъективизацией истины, отрицанием
объективных критериев человеческого
познания и социально-политического поведения.