Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 18:33, контрольная работа
Целью написания данной контрольной работы является рассмотрение основных философских взглядов Сократа и его философского метода, целью которого было приведение собеседника к самостоятельному нахождению истины.
В контрольной работе я рассматриваю религиозные взгляды Сократа, его понятие о загробной жизни, о добродетели, рассматриваю самопознание в понимании Сократа, решение вопроса бытия в его философии, сократовскую концепцию знания и познания, его политико-правовые взгляды.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА ............…………………………………….…… 4
1.1. Становление философских взглядов Сократа ………………….…...……. 4
1.2. Демон Сократа ……………………………………………………………… 8
1.3. Самопознание в понимании Сократа ……………………………………..9
1.4. Добродетель в понятии Сократа …………………………………………. 10
1.5. Сократовская концепция знания и познания ……………………………. 12
1.6. Религиозные взгляды и понятие о загробной жизни ……………………..14
1.7. Политико-правовые взгляды Сократа …………………………………… 18
1.8. Вопрос бытия в философии Сократа …………………………………….. 20
2.Философский метод Сократа ……………………………………………….. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...………………
1.6. Религиозные взгляды и понятие о загробной жизни
Основной задачей философии
Сократ признавал обоснование
Таким образом, основной философский вопрос
Сократ решает как идеалист: первичным
для него является дух, сознание, природа
же – это нечто вторичное и даже несущественное,
не стоящее внимания философа. Сомнение
служило Сократу предпосылкой для обращения
к собственному Я, к субъективному духу,
для которого дальнейший путь вел к объективному
духу – к божественному разуму. Высшим
проявлением божественной заботы о людях
является разумность человека. "Они,
– говорил Сократ о богах, – вложили в
нас разум, посредством которого мы судим
о предметах ощущения и, передав их памяти,
узнаем, что и как полезно, и вообще придумываем
средства наслаждаться полезным и избегать
вредного. Они дали нам способность передачи,
посредством которой, именно – посредством
слова, мы наделяем друг друга всем хорошим,
составляем общества, издаем законы и
пользуемся государственной жизнью"
– воспоминания Ксенофонта о Сократе.
Человек, по Сократу, был бы вообще лишен
разума и знания, если бы в нем, наряду
со смертным телом, не было бы бессмертной
души. Именно благодаря божественной душе
человек приобщается к божественному
знанию: подобное познается подобным.
В земной жизни человек непосредственно
не видит образ божий, но ему достаточно
и того, что он видит дела богов. Бог, замечает
Сократ, "видим в своих великих деяниях,
но как он всем этим правит, это вне известности".
Невидимо и божественное начало в человеке,
его разумная душа, хотя именно она правит
телом и действиями человека. Сократ полагал,
что душа царствует в нас, но её мы не видим.
Вдумываясь во все это, человек не должен
презрительно относиться к невидимому;
напротив того, должен познавать его действия
в явлениях и чтить божественную силу".
Причем чтить богов следует так, как это
сложилось в данном обществе, принято
в соответствующем полисе. Тут Сократ
придерживался позиции дельфийского оракула,
который на вопрос "Как угождать богам?"
ответил: "По городским уставам",
т. е. соответственно сложившимся полисным
обыкновениям и порядкам. Повсюду же было
принято угождать богам "по силам",
в меру возможностей каждого.
Сомневаясь в тех или иных частностях
и деталях предания о загробном наказании
и воздаянии, Сократ вместе с тем твердо
верил в истинность смысла и сути этого
мифа в целом. Отсутствие бессмертия души,
замечает Сократ, было бы счастливой находкой
для дурных людей: со смертью души они
легко избавлялись бы от присущей им порочности.
Но душа бессмертна, и, следовательно,
неизбежна ответственность человека за
свои дела. Будучи бессмертной, душа, по
версии Сократа, вместе с тем подвержена
как совершенствованию, так и порче –
в зависимости от земного образа жизни
тех, кому она достается в своих вечных
переселениях из этого мира в загробный
(Аид) и возвращениях назад. "Когда человек
умрет, – поясняет Сократ, – его гений,
который достался ему на долю еще при жизни,
уводит умершего в особое место, где все,
пройдя суд, должны собраться, чтобы отправиться
в Аид с тем вожатым, какому поручено доставить
их отсюда туда. Встретивши там участь,
какую и должно, и пробывши срок, какой
должны они пробыть, они возвращаются
сюда под водительством другого вожатого,
и так повторяется вновь и вновь через
долгие промежутки времени".
На суде в Аиде души присуждаются к различным
тяжким наказаниям
соответственно их земным провинностям,
а за добрые дела получают воздаяния по
заслугам. Цель загробного наказания состоит
в исправлении и очищении души, с тем, чтобы
она могла снова вернуться в земной мир.
Если же справедливые судьи Аида – мифологические
цари и герои (Минос, Радамант, Эак, Триптолем)
– найдут, что те или иные души, отягощенные
содеянным ими в земной жизни, окончательно
испорчены и неисправимы, например, души
святотатцев, злостных убийц многих людей
и т. п., то такие души навечно низвергаются
в мрачный Тартар – место, схожее с христианским
адом. Души людей, совершивших тяжкие,
но все же искупимые преступления (например,
души раскаявшихся еще при жизни убийц
и т. д.), ввергаются в Тартар лишь на время,
до тех пор, пока не вымолят себе прощения
у своих жертв.
Космос, по Сократу, служит местом обитания
богов. Сюда-то, судя по его рассказу, и
направляются души философов. Воздаяние
им состоит, следовательно, в том, что их
души высвобождаются из вечного круговорота
и переселения душ, избавляясь окончательно
от необходимости новых телесных перевоплощений
и связанных с этим мук. Только для истинного
философа, к числу которых Сократ, конечно,
относил и себя, смерть означает конец
мукам и начало вечной блаженной жизни.
Это и есть, по Сократу, достижение доступного
смертному человеку бессмертия. Души же
прочих людей будут мучаться до тех пор,
пока не станут чище, совершеннее, умереннее,
разумнее. Главным на этом пути избавления
от мук является забота о душе: пренебрежение
телесными удовольствиями, которые, скорее,
приносят вред, чем пользу, и украшение
души подлинными добродетелями и плодами
познания - истиной, справедливостью, свободой,
мужеством, воздержанностью.[4]
Сократовский путь демонстрации
мудрости бога сопровождался разоблачением
суетной и ложной мудрости представителей
всех основных слоев афинского
У ряда отцов церкви встречается высокая
оценка Сократа как одного из знаменитых
предшественников христианства, боровшегося
против ложных верований и своей концепцией
самопознания и незнания ("я знаю, что
ничего не знаю") подготавливавшего
дорогу истинной вере. Отмечается близость
к христианской философии сократовской
мудрости и сократовской тяги к вечной
божественной истине. Сократ видел, что
человек может приобщиться к божественному,
лишь очистив свое духовное начало от
земной чувственности.
1.7. Политико-правовые взгляды Сократа
Политико-правовые взгляды
Сократа представляют собой составную
часть всей его моральной философии,
в рамках которой этическое и
политическое тесно переплетены. Этика
в понимании Сократа политична,
политика этична. Высшей и наиболее
важной добродетелью является добродетель
политическая, к которой Сократ относил
искусство управления полисными
делами. При помощи именно этого
искусства люди делаются хорошими политиками,
начальниками, домоправителями и
вообще полезными для себя и других
гражданами государства. Причем эта
высшая добродетель, именуемая Сократом
царской, одинаково значима и
в частной и в публичной
жизни человека: в обоих случаях
речь идет об одном и том же –
об управлении соответствующими делами
(полисными или домашними) на основе
знания. Умение хорошего хозяина, управителя
дома сходно с умением хорошего начальника,
и первый легко может заняться
делами второго.
Основной принцип сократовской моральной
философии, согласно которому добродетель
– это знание, в политико-правовой сфере
формулируется следующим образом: "Править
должны знающие". Это требование резюмирует
философские представления Сократа о
разумных и справедливых началах государства
и права и критически адресуется им ко
всем формам политического устройства.
"Цари и правители, - подчеркивает он,
не те, которые носят скипетры, не те, которые
избраны известными вельможами, и не те,
которые достигли власти посредством
жребия или насилием, обманом, но те, которые
умеют править". Эта сократовская версия
"философа на троне" - неизбежное
следствие того интеллектуального аристократизма
в политической сфере, которым пронизана
вся его моральная философия. И показательно,
что политический идеал Сократа в равной
мере критически возвышается над демократией,
олигархией, тиранией, родовой аристократией
и традиционной царской властью.
В плане теоретическом сократовский идеал
представлял собой попытку сформулировать
идеально разумную сущность государства,
а применительно к практической политике
был направлен на утверждение принципа
компетентности в полисном управлении.
Резко отрицательно относился Сократ
к тирании как режиму беззакония, произвола
и насилия. Подчеркивая недолговечность
тирании, он отмечал, что тиран, казнящий
неугодных ему здравомыслящих и дельных
граждан, непременно будет в скором времени
наказан и сам.
Монархия, с точки зрения Сократа, тем
отличается от тирании, что опирается
на законные права, а не на насильственный
захват власти, а поэтому и обладает моральным
значением, отсутствующим у тирании. Аристократию,
которая определяется как власть немногих
знающих и моральных людей, Сократ предпочитает
всем другим государственным формам, в
особенности направляя острие своей критики
против античной демократии как неприемлемой
с его точки зрения безнравственной формы
государственной власти.
Но эти выпады Сократа не означали, что
он хотел бы насильственным образом заменить
демократию какой-либо иной политической
формой. Речь шла, скорее, о необходимости
совершенствования демократии, о необходимости
иметь компетентное правление. Таковы
основные политические взгляды философа,
повлиявшее на мировоззрение философа.
1.8. Вопрос бытия в философии Сократа
Придя к выводу о неправильности
исследования причины бытия, как
он её понимал, эмпирическим путем, Сократ
перешел к философскому рассмотрению
истины бытия в отвлеченных понятиях.
С этой точки зрения критерием
истины является соответствие того, что
познается, своему понятию.
Своей трактовкой истины в понятиях Сократ
перевел проблематику познания в новую
плоскость, сделав предметом философского
познания само знание. Все бытие, лишенное
собственного разума и смысла, вытеснено
из этого предмета, исключено из него.
Сократовская философия имеет дело не
с бытием, но со знанием о бытии. И это знание
- результат познания в понятиях божественной
по своему характеру причины, а вовсе не
эмпирического изучения вещей и явлений
бытия. Понятие в концепции Сократа - это
не результат одних лишь мыслительных
усилий познающего субъекта, не просто
субъективный феномен человеческого мышления,
но некая умопостигаемая объективность
разума.
Так, прекрасное, согласно Сократу, существует
само по себе, объективно и независимо,
например, от прекрасной лошади, прекрасной
женщины или прекрасной книги. Кроме того,
понятие прекрасного самого по себе не
является результатом индуктивного обобщения
схожих черт прекрасных предметов в общее
определение, но, напротив, предшествует
этим предметам и придает им их прекрасный
смысл. Таким образом, Сократ считал бытие
не может вступать ни с чем, ни в какие
отношения, поэтому оно неизменно, непреходяще,
неподвижно, не дробимо и т.д. Бытие как
предмет интеллектуального созерцания
дано непосредственно и никакого опосредования
в себе не содержит. Всякое опосредование,
всякая связь бытия с чем-то другим и определение
через это другое, есть релятивизация;
опосредование характерно для мира чувственного,
оно невозможно в сфере истинного бытия.
2. ФИЛОСОВСКИЙ МЕТОД СОКРАТА
Сократовский метод, имевший
своей задачей обнаружение «
Однако Сократ ставил своей задачей не
только «ироническое» раскрытие противоречий
в утверждениях собеседника, но и преодоление
этих противоречий с целью добиться «истины».
Поэтому продолжением и дополнением «иронии»
служила «майевтика» – «повивальное искусство».
Сократ хотел этим сказать, что он помогает
своим слушателям родиться к новой жизни,
к познанию «всеобщего» как основы истинной
морали.
Основная задача философского метода
Сократа – найти «всеобщее» в нравственности,
установить всеобщую нравственную основу
отдельных, частных добродетелей. Эта
задача должна быть разрешена стимулированием
мощи души через иронию и индуктивное
размышление.
Беседа Сократа исходит из фактов жизни,
из конкретных явлений. Он сравнивает
отдельные этические факты, выделяет из
них общие элементы, анализирует их, чтобы
обнаружить препятствующее их объединению
противоречащие моменты, и, в конечном
счете, сводит их к высшему единству на
основе отысканных существенных признаков.
Таким путем он достигает общего понятия.
Так, например, исследование отдельных
проявлений справедливости или несправедливости
открывало возможность определения понятия
и сущности справедливости или несправедливости
вообще.
«Индукция» и «определение» в диалектике
Сократа взаимно дополняют друг друга.
Если «индукция» – это отыскание общего
в частных добродетелях путем их анализа
и сравнения, то «определение» – это установление
родов и видов, их соотношения, «соподчинения».
Вот как, например, в разговоре с Евтидемом,
готовившимся к государственной деятельности
и желавшим знать, что такое справедливость
и несправедливость, Сократ применил свой
«диалектический» метод мышления. Сначала
Сократ предложил дела справедливости
заносить в графу «дельта», а дела несправедливости
– в графу «альфа», затем он спросил Евтидема,
куда занести ложь. Евтидем предложил
занести ложь в графу несправедливости
– «альфа». То же предложил он и в отношении
обмана, воровства и похищения людей для
продажи в рабство. Равным образом на вопрос
Сократа можно ли что-либо из перечисленного
занести в графу справедливости – «дельта»,
Евтидем отвечал решительным отрицанием.
Тогда Сократ задал Евтидему вопрос такого
рода: справедливо ли обращение в рабство
жителей несправедливого неприятельского
города. Евтидем признал подобный поступок
справедливым. Тогда Сократ задал подобный
же вопрос относительно обмана неприятеля
и относительно кражи и грабежа добра
у жителей неприятельского города. Все
эти поступки Евтидем признал справедливыми,
указав, что он первоначально думал, что
вопросы Сократа касаются только друзей.
Тогда Сократ указал, что все поступки,
первоначально отнесенные к графе несправедливости,
следует поместить в графу справедливости.
Евтидем согласился с этим. Тогда Сократ
заявил, что, следовательно, прежнее «определение»
неправильно и что следует выдвинуть новое
«определение»: «По отношению к врагам
такие поступки справедливы, а по отношению
к друзьям несправедливы, и по отношению
к ним, напротив, следует быть как можно
справедливее». Однако и на этом Сократ
не остановился и, снова прибегая к «индукции»,
показал, что и это «определение» неправильно
и требует замены его другим. Для достижения
этого результата Сократ снова обнаруживает
противоречия в положении, признанном
собеседником за истинное, а именно в тезисе
о том, что в отношении друзей следует
говорить только правду. Правильно ли
поступит военачальник, спрашивает Сократ,
если он, для того чтобы поднять дух войска,
солжет своим войнам, будто бы приближаются
союзники. Евтидем соглашается, что подобного
рода обман друзей следует занести в графу
«дельта», а не «альфа», как это предполагается
предыдущим «определением». Равным образом,
продолжает «индукцию» Сократ, не справедливо
ли будет, если отец обманет своего заболевшего
сына, не желающего принимать лекарство,
и под видом пищи заставит его это лекарство
принять, и тем самым своей ложью вернет
сыну здоровье. Евтидем соглашается, что
и такого рода обман следует признать
делом справедливым. Тогда Сократ спрашивает
его, как назвать поступок того человека,
который, видя своего друга в состоянии
отчаяния и, боясь, как бы он не кончил
жизнь самоубийством, украдет или просто
отнимет у него оружие. Эту кражу, или этот
грабеж, Евтидем также вынужден занести
в графу справедливости, нарушая снова
предыдущее «определения» и приходя к
выводу, подсказанному Сократом, что и
с друзьями не во всех случаях надо быть
правдивыми. После этого Сократ переходит
к вопросу о различии добровольного и
недобровольного поступка, продолжая
свою «индукцию» и добиваясь нового, еще
более точного «определения» справедливости
и несправедливости. В конечном итоге
получается определение несправедливых
поступков как тех, которые совершаются
в отношении друзей с намерением им навредить.
Процесс установления Сократом истины
заканчивался, по его словам, дефиницией.
Целью дефиниции была понятийная фиксация
общего, полученного при помощи индукции.
Дефиницию, по Сократу, следует подвергнуть
новой иронии, а если общее еще содержало
противоречия, сформировать таким же путем
(через маевтику и индукцию) новую дефиницию.
Дефиниция в Сократовом понимании служит
понятийным упорядочением достигнутого
знания, установлением его видов и родов
и их взаимных отношений.
Итак, мы рассмотрели филосовский метод
Сократа, целью которого было достижение
истины обнаружением противоречий в утверждениях противника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И так, я рассмотрел основные вопросы философии
Сократа и метод его философии. Я узнал,
что философ был сторонником этического
реализма, согласно которому: любое знание
– есть добро, любое зло, порок совершается
от незнания. Было выяснено, что свои взгляды
Сократ распространял в разговорах и дискуссиях,
в них же сформировался философский метод
Сократа, целью которого было достижение
истины обнаружением противоречий в утверждениях
противника. Сократ подчеркивал, что целью
его философских учений является стремление
помочь людям, чтобы они нашли "сами
себя".
Главной целью метода Сократа
было обнаружить нравственную основу
отдельных случаев человеческого поведения.
Достижению этой цели служила специфическая
индукция. Она должна была на основе выявления
общих черт различных случаев человеческого
поведения достичь того общего, которое
можно было бы считать общей (нравственной)
основой человеческого поведения вообще.
Тенденция постоянно обнаруживать противоречия
в утверждениях, сталкивать их и приходить,
таким образом к новому (более надежному)
знанию стало источником развития понятийной
(субъективной) диалектики. Именно поэтому
метод Сократа был воспринят и разработан
последовательнейшим идеалистическим философом
античности Платоном и высоко оценен виднейшим
представителем идеалистической диалектической
философии Нового времени Гегелем. Рассмотрев
деятельность Сократа, можно выяснить
её историческое значение. Оно заключается
в том, что Сократ способствовал распространению
знаний, просвещению граждан; философ
искал ответы на извечные проблемы человечества
– добра и зла, любви, чести и т.д. Сократ
открыл метод майевтики, широко применяемый
в современном образовании, он ввёл диалогический
метод нахождения истины – путём её доказательства
в свободном споре, а не декларирования,
как это делал ряд прежних философов; Сократ
воспитал много учеников, продолжателей
своего дела (например, Платона), стоял
у истоков целого ряда так называемых
"сократических школ ".
Таким образом, философия Сократа не только
произвела большое впечатление на его
современников и учеников, но и оказала
заметное влияние на всю последующую историю
философской и политической мысли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев А. С. Всемирные хроники. От первых фараонов до Конфуция и Сократа. - М.: Вузовская книга, 2005.- 548 с.
2. Горбачев В.Г. Основы философии.
– М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2002. - 205 с.
3. Гросс Рональд. Путь Сократа. – М.: Попурри,
2004. – 267 с.
4. Кожевникова Е.Д., Козлова В.Б., Медушевская
Н.Ф. Философия: Учеб. пособие – М.: РИО
СГА, 2006. – 214 с.
5. Митрошенкова О.А. Философия: Учеб. пособие
– М.: Гардарики, 2002. – 655 с.
6. Пол Стретерн. Сократ за 90 минут. – М.:
Астрель, 2003. – 176 с.
[1] Гросс Рональд. Путь Сократа. – М.: Попурри, 2004. – С. 267 с.
[2] Гросс Рональд. Путь Сократа. – М.: Попурри, 2004. – С. 267 с.
[3] А. С. Алексеев. Всемирные
хроники. От первых фараонов
до Конфуция и
Сократа. – М.: Вузовская книга, 2005. – С.
412 с.
[4] Гросс Рональд. Указ. соч. – С. 153.
[5] Горбачев В.Г. Основы
философии. – М.: Гуманитарный
издательский
центр ВЛАДОС, 2002. – С. 219.
[6] Горбачев В.Г. Указ. соч. – С. 221.