Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 14:46, реферат
У Сократа был своеобразный подход к общению с людьми. Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос (но только на первый взгляд). Собеседник дерзко и нехотя отвечал на него, Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал и это доходило до того, что собеседник, в конце-концов, своим последним ответом противоречил своему первому ответу. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает и спокойно удалялся. И этой своей исключительностью, гениальностью, избранностью Сократ нам понравился.
Функции, выполняемые
Философией:
1) Синтез знаний
и создание единой картины мира, соответствующей
определенному уровню развития науки,
культуры и исторического опыта;
2) Обоснование,
оправдание и анализ
3) Разработка
общей методологии познания и
деятельности человека в
Основным вопросом
философии является вопрос об отношении
мышления к бытию. Он, также как
и сама философия эволюционирует,
меняет форму, однако всегда остается
выражением человеческого стремления
к целостности, лежащего в глубине
жизненного мира. В зависимости от решения
этого вопроса все философские направления
делятся на два больших лагеря – материалистический
и идеалистический.
Идеализм – учение, признающее исходным, первичным началом всего дух, идею, сознание. Идеализм имеет две разновидности. Первая – объективный идеализм.
Философы этого
направления считают идеальное
существующим объективно, независимо
от человека. Вторая – субъективный
идеализм. Субъективные идеалисты считают
идеальное формой внутреннего человеческого
опыта.
Материализм –
направление в философии, которое признает
материю первичной, а сознание и мышление
- вторичным. В учениях материалистов дается
резкая критика философского идеализма,
наносится удар религиозным идеям, обосновывается
принцип материалистичности мира, поднимаются
на щит силы и способности человеческих
чувств и разума.
Борьба между
материализмом и идеализмом, формирование
и развитие в этой борьбе прогрессивной
материалистической линии являются
законом всего многовекового
развития философии.
Существует две разновидности философии: философия, как теория и философия, как метод. Философия, как теория отвечает на вопрос: что такое объективная и субъективная реальность и что такое материя и познание.
Философский метод
говорит о том, как применять
эти знания для понимания преобразования
бытия и сознания.
Античная философия:
Три периода в развития
В истории греческой философской мысли, начиная с Гегеля, принято выделять три основных периода. Первый период - формирование греческой философии (VI в. до н.э.), философия, так называемых, «досократиков».
Второй период
– расцвет греческой
Платона и Аристотеля.
Третий период – закат и, затем, упадок
(III в. до н.э.-V в. до н.э.), греко-римская философия.
Первый период – VI век до н.э.
Это философия
периода образования
Первоначальный,
наивный материализм, который был
одновременно стихийно- диалектическим
взглядом на мир, представлен на этом
этапе милетской школой и Гераклитом.
Материалистические
школы - милетская и эфесская –
боролись с идеалистическими и антидиалектическими
взглядами пифагорейской и
Философы милетской
школы Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
– исходили из признания единого,
вечно движущегося материального первоначала.
Представители пифагорейской школы развивали мистическое учение о
«гармонии» в природе и в обществе, исключающей борьбу противоположностей.
Элейцы (Ксенофан,
Парменид, Зенон, Мелисс) представлению
об изменчивости и многообразии природы
противопоставили учение о неподвижном
и неизменном бытии.
Элейская школа
положила начало идеализму.
Второй период - V век до н.э.
На этом этапе
предмет философии расширился и
углубился. Вопрос о строении материи
встал в центре внимания всех материалистических
школ, связанных с именами Анаксимена,
Эмпедокла и Демокрита.
Третий период
– философия периода кризиса
и упадка рабовладельческого общества.
Материалистическая линия античной
философии была продолжена в этот
период Эпикуром и его школой. Эпикур -
материалист, атеист и просветитель –
возрождает атомистическое учение Демокрита
и защищает его от нападок мистиков и теологов.
Эпикур вносит в это учение ряд изменений.
Немного о гр.
Платоне
Древнегреческий философ; сын Аристона и Периктионы.
Родился 07.11.428 г. Умер 347 г. Родом из Афин, настоящее имя его —
Аристокл.
По преданию, Аристокл получил свое прозвище Платон (греч. platus —
«полный», «широкоплечий»)
от Сократа за ширину двух частей тела
- груди и лба.
Семья была небогатой, хотя и знатной: Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра, а Периктиона - из семьи, давшей Афинам
Солона. Получил
обычное для знатного афинянина
образование: гимнастика, грамматика,
музыка, математика.
Рано познакомился
с философией Гераклита, Парменида,
Зенона, пифагорейцев. В 407 г. до н.э. познакомился
с Сократом и до смерти Сократа
был в числе его ближайших
учеников.
Много времени
уделил поэзии. Платону приписываются
эпические и лирические произведения,
трагедии и комедии. Под его именем дошло
до нас около 25 стихотворных миниатюр-эпиграмм.
Однако знакомство с Сократом и полное
посвящение себя философии привело к тому,
что Платон сжег свои поэтические произведения.
В 389—387 гг. до н. э. Платон посетил Италию и Сицилию. В Сицилии случилась какая-то коллизия между ним и Дионом — родственником сиракузского тирана Дионисия. Этот конфликт закончился для Платона рабством, из которого выручил философа пифагореец Архит, заплатив 30 мин. Когда друзья Платона, собрав деньги, решили погасить Архиту долг, тот от денег отказался. Тогда
Платон на эти 30 мин купил сад, носивший имя афинского героя Академа, и открыл в нем свою философскую школу. (Сад героя Академа, был у афинян обычным местом прогулок) Гиппарх, сын тирана Писистрата, обнес его стеной,
Кимон, превратил
эту местность из запущенной и
безводной в хорошо орошаемую
рощу с тенистыми аллеями и
устроил там гимназий.
Философия
Идеи пребывают
в природе как бы в виде образцов, прочие
же вещи сходны с ними и суть их подобия,
самая же причастность вещей идеям заключается
не в чем ином, как только в уподоблении
им.
Идея — это
нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее
ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения,
а во-вторых, само по себе, всегда в самом
себе единообразное, все ее разновидности
причастны к ней таким образом, что они
возникают и гибнут, а ее не становится
ни больше, ни меньше, и никаких воздействий
она не испытывает.
Платон первым
обозначил виды любви, навсегда связал
свое имя с открытием любви духовной, без
чувственного элемента.
С точки зрения
Платона, тело является не очень надежным
предметом для любовного
Куда надежнее душа. Но и души человеческие тоже слишком капризны, слишком неустойчивы, слишком истеричны, слишком нуждаются во всем, и, прежде всего в воспитании, и тоже уходят куда-то в неизвестную бездну, откуда еще неизвестно когда они вернутся и вернутся ли.
Произведения души и ума как будто бы более устойчивы и более заслуживают быть любимыми. Произведения науки и искусства, конечно, тоже влекут к себе с огромной силой и тоже заставляют их любить и на них любоваться. Но что такое наука? Сегодня она есть, а завтра ее забыли. И что такое искусство?
Сегодня на него
любуются, а завтра его проклинают.
Нет, уж если что
любить, то давайте любить, думает Платон,
что-нибудь более твердое, более надежное,
более устойчивое. И если к чему иметь
любовное влечение, вот эту самую безумную
страсть к порождению, то уж лучше тогда
любить вечное и неизменное, вступать
в брак с идеальным и страстно увлекаться
чем-то бессмертным и небесным.
Наследие
Под именем Платона до нас дошли: 23 подлинных и 11 сомнительных диалогов, речь «Апология Сократа», а также 13 писем, некоторые из которых, возможно, подлинные диалоги Платона: «Протагор»; «Федр»; «Лахет»; «Федон»; «Софист»; «Менон»;
«Пир»; «Филеб»; «Государство»; «Парменид»; «Тимей»; «Политик»; «Теэтет»;
«Критий»; «Законы»
и другие.
Сочинения Платона
- уникальное явление в отношении
выделения философской
Платон – великий ученик Сократа, основатель собственной школы –
Академии, просуществовавшей
почти тысячу лет, развертывает образ
мира, достойный рождающейся
В своих воззрениях на государство Платон исходил из того, что существует идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения - искажения в реальном мире вещей. По мнению Платона, высказанному им в трактате “Государство”, главной основой идеального государства является справедливость. Она состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре, т.е. справедливость есть соответствие реальной вещи своей идее, ведь государство тогда является идеальным (отвечающим идее государства), когда каждый гражданин действует в согласии со своей собственной сущностью.
А поскольку
между людьми существуют индивидуальные
различия, Платон предлагает деление
общества на сословия: философов-правителей,
воинов- стражей и ремесленников-
Платон, считал,
что бог примешал в души людей
частицы металлов: в души тех из
них, что способны править и, потому,
наиболее ценны, он примешал золота, в
души их помощников - серебра, а в души
земледельцев и ремесленников - железа
и меди. Если же у последних родится ребенок
с примесью благородных металлов, то его
перевод в высшие разряды возможен только
по инициативе правителей.
Для Платона идеальный строй - тот, где каждый гражданин тождествен в своих интересах общественному целому, не представляет собой еще личности, претендующей на индивидуальную самоценность и полную автономию в поступках.
У него государство
и гражданское общество представлены
в едином, нерасчлененном понятии.
Целью государства,
которое Платон считал идеальным, является
обеспечение для максимального
числа их граждан условий для
добродетельной жизни.
Платон выделяет следующие формы правления: царский строй (монархия), аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания. Самым правильным и разумным он считает царский строй и аристократию. Остальные формы правления являются последовательным отклонением от идеального государства.
Аристократия -
это правление лучших, с одобрением
народа. Властью обладает и правит тот,
кто слывет доблестным и мудрым. В основе
такой формы правления лежит равенство
по рождению. По мнению Платона, на роль
правителя идеально подходит лишь тот,
кто добровольно не захочет быть правителем
и заниматься исправлением чужих пороков.
Наименее подходят люди, руководствующиеся
честолюбием, деньгами, почетом. Чтобы
достигнуть единомыслия и сплоченности
двух высших сословий, образующих вместе
класс стражей государства, Платон устанавливает
для них общность имущества и быта. Стражам
запрещается иметь семью, для них вводится
общность жен и детей. Гражданам третьего
сословия разрешалось иметь частную собственность,
деньги, торговать на рынках.
Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни общества, Платон, тем не менее, выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрного, замкнутого, «самодостаточного» государства. Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных землевладельцев из третьего сословия. Так возникает критско-спартанскй тип государства, или тимократия («тиме»- честь), господство сильнейших воинов.